FPV на вертолетах классической схемы.

Stranger2010
kimu:

Никогда не летать задом.

первый пункт и привел в сосну 😃

Andy08
Stranger2010:

какие то рекомендации как научится удерживать верт по камере есть

Как по мне так самая главная рекомендация, и она в этом топике была озвучена (во всяком случае лично мне), не нужно удерживать руками. Нужно постоянное движение. Удержание - это уже с приличной аппаратурой типа НАЗА.
А, что с ОСД?

SAV=
Stranger2010:

как научится удерживать верт по камере есть ? при визуальном пилотировании понятно (хвостом к себе , боком, …). а по камере ? на ориентир и держать

Дмитрий, приветствую!
Совершенно согласен с рекомендациями Андрея (kimu), от себя особенно подчеркну вот этот пункт:

kimu:
  1. Набить рефлексы на визуальном полёте, чтоб руки сами раньше вас понимали как реагировать на ситуацию.

Думаю первоначальный успех «новичков», приходящих в вертолетное FPV, кроется в том, что к первому своему полету по камере они уже вполне уверенно пилотируют вертолёт визуально. Идеально если пилот интуитивно, «рефлекторно», чувствует вертолет, пусть не в «жестком 3D», так хотя бы свободно летает простые, «классические» фигуры типа флипы, бочки, петли…
При первых полётах возникает масса психологических сложностей с восприятием пространства, расстояний, скорости, высоты, направления полета… и если нет возможности сконцентрироваться на этих задачах, возникают еще и сложности с собственно пилотированием, то обычный результат – «дрова»…
Справится же с трудностью восприятия по камере в первых полётах заметно помогут наблюдатели (желательно тоже вертолетчики), которые по началу будут комментировать/корректировать полет подсказками.
Об этом неоднократно писалось на первых страницах этой ветки…
Как бы там ни было, Дмитрий, скорейшего Вам восстановления и мягких посадок в будущем!

P.S.

Дима=:

Тут рябятишки очень серьёзные и поэтому опыт должен быть хотя бы лет 20, а то Вы сейчас начнете им вопросы задовать, а они этог нелюбят, ой как нелюбят))

Эх, Дмитрий (Дима)… Не хочу с Вами ни ругаться, ни спорить… Скажу лишь, что вопросы вопросам – рознь… К тому же на сколько помню, на Ваши вопросы всегда отвечали… Ну, кто же виноват в том, что Вы не всегда понимаете ответы…😢
Смею думать, что кроме Вас тут «обиженных» нет, так что оставьте Вы эти свои инсинуации.

Stranger2010
Andy08:

А, что с ОСД

идет почтой России… простейший вариант Mini OSD с GPS-модулем.

SAV=:

скорейшего Вам восстановления

Спасибо. Восстановление закончено.

Дима=
SAV=:

Смею думать, что кроме Вас тут «обиженных»

😁😁 Счего это я обиженный ?!?!?😁😁 И на кого ???

Buka1

Разбавлю тему очередным падением. Планы были грандиозные, хотелось полетать на морском побережье, но всё закончилось, практически не начавшись. Всему виной нарушение техники безопасности и собственная беспечность. Обычно взлетаю, зависаю, включаю режим APS и одеваю очки, чтобы смотреть в монитор. Потом начинаю полёт по маршруту. В этот раз очки неожиданно падают на пульт, я их поднимаю и, как потом выяснилось, цепляю переключатель HOLD и всё. Модель упала в двух метрах от машины на кучку мягкого грунта, поэтому осталась цела. Ещё раз убеждаюсь и напоминаю всем, что неожиданности могут подстерегать там, где их совсем не ждёшь. Так, что расслабляться не стоит.

SAV=

Александр, спасибо, - очень поучительно!
И очень досадно…

Buka1:

Так, что расслабляться не стоит

Ну, а на счет расслабляться… Эт у кого как…😉 (какое там расслабление, - каждый полет максимальная концентрация (летаю-то без APS и прочего ему подобного…))😊

Dimenn

Заранее прошу прощение за оффтоп. Я не фпвшник, но прикупил летом мебиус поснимать, встал вопрос есть ли быстросъемное компактное решение виброразвязки для 450-ки, а то мылит прилично, немного примера.

Buka1

У меня камера закреплена жёстко. В основном изображение стабильное. Мылит, как Вы выразились, не значительно только при определённых условиях. Может быть стоит попробовать побороть вибрации?

Buka1

Весь день проводил тесты модели, параллельно снялось видео. Особой художественностью не отличается, просто рабочий момент, но всё же не «лунный» пейзаж, поэтому решил скинуть.

ivanov_sergey

Стабильное и красивое видео, не смотря на жестко закрепленную камеру. Искусственный горизонт на модели есть?

Buka1
ivanov_sergey:

Искусственный горизонт на модели есть?

Нет, OSD простенькая, но летел в режиме APS.

SAV=

Александр, красиво!😃
На ~1:55 в видеоролике пошли файлсевы, - это какая была дистанция? (по видео не понять… вроде около километра…) Как у Вас реализован радиоканал RC?
Ну, и маленькое предостережение вытекающее из неоднократного, грустного опыта коллег: не летали бы Вы над водой… вертолеты не плавают, - случись что, модель просто не найдете… лучше уж вдоль береговой полосы, дабы бы ежели что плюхнуться на сухое…

Buka1
SAV=:

это какая была дистанция? (по видео не понять… вроде около километра…)

Угадали - 1,2 км.

SAV=:

Как у Вас реализован радиоканал RC?

Всё стоковое, а расположение антенны и приёмника я уже показывал раньше на фото. Максимальное удаление, которое удалось достичь с такой компановкой, это 2 км. В этом месте и скай мой ловит помехи. К сожалению после аварии потерял одну батарею из единственного комплекта поэтому, летаю с одной 2700 mAh. Хватает на 3,5 км (1,7 в один конец), или 8 минут полёта с небольшим запасом. Так, что ограничен со всех сторон. Удалось улучшить видео, теперь в приделах 2 км сигнал не слабеет, картинка чёткая, а затухает только в одном положении, когда антенна находится в тени модели. По возможности летаю правым боком к себе.

SAV=:

не летали бы Вы над водой…

Согласен, расслабился.

SAV=
Buka1:

Всё стоковое, а расположение антенны и приёмника я уже показывал раньше на фото. Максимальное удаление, которое удалось достичь с такой компановкой, это 2 км.

Понятно, Александр. Если на земле стоковый пульт, - в таком случае у Вас всё нормально.
Я вот тоже борюсь за дистанцию, но у меня видеопередатчик заметно поддавливает RC приемники на борту, от того приходится “колдовать” на наземке… и все рано дальше 5 км. лететь страшно. Да еще и эфир Московский сильно замусорен…
Ну, да ничего, впереди зима, грядёт очередная грандиозная модернизация…😉 (планирую принципиально изменить организацию канала управления)
Кстати о эфире… Вот маленькая “демонстрашка” что, к примеру, творится в эфире на авиадиапазоне… (смотреть со звуком)

P.S. …Ну, да… каюсь, я тоже порой увлекаюсь полетами над водой… а надо бы быть осторожней…

Buka1
SAV=:

Да еще и эфир Московский сильно замусорен…

Засорённость эфира конечно впечатляет.
Если я не ошибаюсь, у Вас две 3S батареи по 5000mAh, последовательно, т.е. напряжение должно быть 22-25 В, а OSD показывает 11-12В. Это так задумано?

И ещё, у Вас OSD SwiftAI, в ней искусственный горизонт не предусмотрен?

SAV=
Buka1:

Если я не ошибаюсь, у Вас две 3S батареи по 5000mAh, последовательно, т.е. напряжение должно быть 22-25 В, а OSD показывает 11-12В. Это так задумано?

Нет, не ошибаетесь, так и есть.
По аппаратным причинам на вход телеметрии нельзя подавать больше 18-ти вольт. Потому на входе с 6S стоит делитель на два.
На практике так оказалось даже удобней: при одинаковых цифрах меньше путаницы: приближаемся к “10-ти вольтам” - пора домой… (практическая отсечка ESC при “9,75v” (принудительный переход на 50% мощности двигателя)).

Buka1:

И ещё, у Вас OSD SwiftAI, в ней искусственный горизонт не предусмотрен?

У меня OSD SwiftAI mini, в нем “горизонта” разумеется нет. Вот если его подключить к автопилоту SwiftAI - то будет…😉 Короче, для индикации авиагоризонта обязательно наличие IMU, но это уже другая история…
:)Ну и наконец ключевой вопрос по которому мы вечно спорим с Олегом (robis):
А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?! Летать ночью или в тумане…???..😃

Buka1
SAV=:

приближаемся к “10-ти вольтам” - пора домой…

А мне приходится мириться с неправильным расходом батареи из-за проблемм с датчиком тока. Показания тока потребления в пределах погрешности, а вот расход занижаются почти в 3 раза. Поэтому тоже ориентируюсь по напряжению.

SAV=:

А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?!

Просто мне задали такой вопрос, а OSD моя простая, Ваша покруче, вот я и поинтересовался. У меня на скае стоит автопилот SwiftAI smalltim, и я честно сказать на «горизонт» пока особого внимания не обращаю, хотя и лишним его не считаю.

SAV=
Buka1:

Поэтому тоже ориентируюсь по напряжению.

Ну, оно и правильно.
Аккумулятор может, например после хранения, потерять емкость… И тогда единственно “честным” индикатором приближающегося “конца” будет исключительно напряжение на нем.
Кстати у меня и предупреждения настроены: при напряжении ниже 10.0v соответствующий показатель начинает мигать, - не заметить невозможно.

kimu
SAV=:

А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?! Летать ночью или в тумане…???..

Ночью реальный горизонт это единственный всегда и чётко различимый ориентир, такчто мотыляющаяся яркая линия только мешает.
Пригодится может в 2 случаях:

  • облако;
  • камера на подвесе заведённом на хедтрекер и в её поле зрения нет деталей ЛА. Только на вертолёте без ЖПС-лока я себе это не представляю, а с ним горизонт тоже нафиг ненужен.
robis
Buka1:

параллельно снялось видео

Чистое море, песок - это всегда красиво 😃 Эх - в моих краях таких красот нет 😢

SAV=:

Ну, да… каюсь, я тоже порой увлекаюсь полетами над водой… а надо бы быть осторожней…

Да, надо быть осторожней… но в этом что-то есть - это так заманчиво, можно и можно снять интересные виды!

SAV=:

А зачем он собственно нужен, авиагоризонт?! Летать ночью или в тумане…???..

А мне так нравитцо, поэтому и летаю 😝
Андрей, ночью или в тумане не летаю.
Авиагоризонт - это очень точный и крайне необходимый прибор любого ЛА при навигации в воздушном пространстве. Его необходимость можно сравнить с альтиметром, датчиком воздушной скорости, датчиком оборотов ротора, индикаторами напряжения и тока. Другое дело, что хобийное исполнение оставляет желать лучшего. Его работу можно оценить на уровне игрушки, но тем не менее, он работает и это единственный датчик такого типа на борту. Этот сезон отлетал с камерами на гиростабилизированном подвесе, так могу сказать, что лишним он не был, ни много ни мало - это индикатор реального положения вертолета в воздушном пространстве.
Дополнительно, по крену авиагоризонта, можно оценить направление и силу ветра. Мне он помогал и раньше в не штатной ситуации, а именно, когда возврат вертолета “домой” происходил исключительно по данным телеметрии, с отключенной камерой, без визуальной картинки. Поэтому сложно переоценить или недооценить его присутствие, мне он не мешает и я просто им пользуюсь, как и всей другой телеметрией 😃
Это маленький кирпичик в копилку дальних безопасных полетов.

kimu:

Ночью реальный горизонт это единственный всегда и чётко различимый ориентир, такчто мотыляющаяся яркая линия только мешает.

А Вы не пробовали просто включить ночной “скин” как в навигаторе автомобиля? 😉

kimu:

Пригодится может в 2 случаях:

  • облако;
  • камера на подвесе … а с ним горизонт тоже нафиг ненужен.

Нужен - не нужен… каждый решает сам
Вертолет, камера на подвесе, облако - кто может об этом судить?
Единственный, кто летал далеко и высоко на вертолете это Андрей (SAV), но без стабилизаций и подвесов.
Может стоит в начале попробовать, чтобы делать выводы? 😉
Если летать возле себя не только авиагоризонт, но и никакая другая телеметрия действительно совсем не нужна, хватит и индикатора бортового напряжения.