FPV на вертолетах классической схемы.

Drozdmsk

Или вектор будет работать как обычгая осд и не более…
На данный момент он уверенно летает в ручном режиме. Автовозврат пока не победил… Идет борьба с вибрациями…

Buka1

Пользуюсь swiftai smalltim_автопилотом в самолётной версии swiftai.com/ru/good/swiftai-ng преимущества его трудно переоценить. Интерфейс софта русский, экраны на любой вкус, авиагоризонт, цифровые датчики, голосовое сопровождение, гибкие настройки, не критичен к вибрации и положению, а главное постоянно совершенствуется. Потенциал огромный, жаль только с вертолётной прошивкой заминка. Спрашивал у разработчиков, каковы шансы увидеть в ближайшее время прошивку. Планы такие у них имеются но, к сожалению, пока только планы. Вот бы всем миром навалиться поплакаться, может помочь чем, глядишь с мёртвой точки и сдвинулось бы.

9 days later
vadson

на тему фпв на бензиновом вертолете. Все бы ничего, но при транспортировке были повреждены демпфера камеры и вся виброразвязка работала наоборот., что касается самого вертолета, то уровень вибраций очень маленький. Немного больше, чем от электро, особенно после того как двигатель выйдет на рабочие обороты. Но для этого пришлось очень долго и упорно трудится над двигателем. От родного остался только картер.

ivanov_sergey

Погода преподносит сюрпризы, сегодня стрелка термометра поднялась до +1.
Вылет едва не закончился потерей модели…

Уже в воздухе был отмечен отказ второй камеры (FullHD) и навигации.
Сильные порывы ветра не позволяли долго вернуть модель к месту взлета. Вертолет парусило вверх, сносило в сторону. Приходилось размашисто работать элеватором и элеронами.
За качество технического видео прошу извинить:

vadson

а что за размер вертолета? это что 150ка какая нибудь?

Buka1

Летать без навигации сложно тем более в ветер. У самого стоит простенькая Cyclops Breeze OSD PRO V1.1. На определённом этапе помогает, но по мере эксплуатации начинаешь понимать, что надёжности не хватает. Примерно в аналогичной ситуации +1 и 4-5 м/с при инициализации показывал высоту 11 м. Сброс ничего не изменял. После взлёта датчик тока начал врать в большую сторону в 1,5 раза. Но у меня стоит APS, который прощает многое. Опыт выруливания из таких ситуаций конечно вещь нужная, но в случае, когда ёмкость батареи ограничена, то тут уже о спасении модели думать надо. Благо, что видео у Вас сохранялось до последнего момента.
В арсенале залежавшихся гаджетов был у меня самолётный автопилот RVOSD. Примерил его по габаритам и весу в качестве OSD. Оказалось даже легче чем Cyclops. Преимущества на лицо: всё в одной коробочке; корректный датчик тока и высоты; наличие авиагоризонта; встроенный фильтр питания видео 5 и 12 В. При желании можно подключить антенный трекер. В ближайшее время буду проверять в полёте.

Buka1

Сегодня, не смотря на ветер 6-7 м/с, попробовал подлетнуть с RVOSD. Покружил поблизости, не отдаляясь дальше 700 м. Работала только курсовая камера, поэтому видео только техническое. В целом всё нормально, но в некоторых случаях значения высоты по GPS и баро сильно отличались.

ivanov_sergey
vadson:

а что за размер вертолета? это что 150ка какая нибудь?

Нет, у меня не маленькая модель - Raptor E550S на шасси для 650 квадрика.
Понимаю Ваш сарказм, но я не один десяток раз летал FPV в ветренную погоду, однако в этот раз чувствовал себя “воздушным змеем” на ниточке. Все крайние 5 минут выруливал как мог - на видео заметен сильный дифферент на нос, но вертолет либо поднимало вверх, либо разворачивало в сторону, без смещения к точке взлета. Вывод модели в горизонт заканчивался существенным сносом модели по ветру.
Может быть у кого-то есть объяснения такого поведения модели? И как опытные пилоты выходили из такой ситуации?

Buka1

Сегодня выдалась отличная погодка для полётов, что и было сделано. Не смотря на то, что модель всё ещё находится в процессе настроек (победить паразитные колебания пока не удалось), решил выбраться на побережье. Проверял антенну , попутно хотел поснимать, но без «ложки дёгтя» не обошлось. Пропала фокусировка в камере, что за причина не знаю, но обидно. Сшил видео из двух частей.

В первой части удалился на 2550 м, во второй на 1720 м. Радует то, что видео и RC связь не прерывалась, ограничивает только ёмкость батарей.
Не обошлось и без неожиданностей. В третьем полёте, находясь в режиме стабилизации, при вертикальном снижении с высоты 95 м, на отметке 75 м внезапно ток падает до 0, при этом вертолёт заваливается на правый бок. Секунда страха, машинально включил RTH, модель выровнялась и благополучно вернулась домой. Что случилось, не знаю. Ещё одна головная боль прибавилась.

ivanov_sergey

Отличный результат по дальности, великолепно согласованный видеоканал!
По звуку модель явно больше 450-ки, на каких оборотах и с какими лопостями летаете?
По осцилляциям модели - возможно стоит увеличить плечо качалок на сервах ОР? Причиной колебаний может быть высокое быстродействие системы 3GX.

Buka1
ivanov_sergey:

Отличный результат по дальности, великолепно согласованный видеоканал!

Ну, если бы всё было так гладко…. Передатчик установлен на шасси справа поэтому при ориентации модели левым боком к базе сигнал на время пропадает. А так картинка вот такая.

ivanov_sergey:

По звуку модель явно больше 450-ки, на каких оборотах и с какими лопостями летаете?

Это Dominator 450L, в данной комплектации лопасти 325 мм. Обороты не замерял, но по расчёту получается ≈2600 об/мин. Пробовал также и 360 мм с пиньёном 11Т тогда получается ≈2380 об/мин. При этом на посадке при снижении оборотов хвост уже не держит.

ivanov_sergey:

По осцилляциям модели - возможно стоит увеличить плечо качалок на сервах ОР? Причиной колебаний может быть высокое быстродействие системы 3GX.

Вы хотите сказать, что быстродействие сервомашинок ОР не достаточно? При увеличении плеча увеличится и нагрузка на серво. Ставил более быстрые, эффект был тотже. Обсуждение этой проблемы перенесено сюда.

kimu

Всё хотел спросить, зачем вам на экране надпись “приёмник не обнаружен”?
Конечно не сильно мешает, но и провод воткнутый в ОСД тоже ничем не повредит.

Avionic

Возможно это немного оффтоп, но очень критичный момент для FPV.
Я заметил, что на вертолетах тут мало кто дотягивает до 15 минут, максимум около 20-ти. Тогда как стоковые квадрокоптеры летают до 25 минут, а не которые даже 40. Напрашивается вывод о большем КПД четырех роторной схемы. Так ли это, и чем обусловлена большая продолжительность полета у мультироторов в среднем?

tengu

Эдуард, я летаю несколько лет с FPV на своём электровертолёте 600 класса и попутно купил квадрокоптер на 4 движка. Должен признать, что квадрик лучше держится в пространстве и летает дольше с той же батареей 22V 5A , и наверное в черте города квадро на много безопаснее, что очень немаловажно. Но всё же от полетов на обычной вертушке кайф больше – там тебя колбасит почти как в настоящем верте, а если камера висит на голове, то чувствуешь себя как в кабине вертолёта. Вообще это вопрос риторический и я до сих пор пытаюсь на него ответить, но экстремальные ощущения выше на классике, чем на коптере. Ну всё равно что с девушкой заниматься любовью с презиком и без – тоже кайф, но всё же разный 😉))

У квадро за счёт нескольких роторов создаётся воздушная подушка, которая стабилизирует полёт и создаёт как бы дополнительную опору что уменьшает энергопотребление, но лишает маневренности. У классических вертушек аэродинамический поток идёт ровно вниз без завихрений, что требует больше энергии для удержания, но зато не мешает маневренности. Сложный вопрос - нужно увидеть схему плотности воздушных потоков от обоих схем и тогда становится понятным.

vadson

Скажу несколько наблюдений на тему мультиротор и вертолет.
Берем два абсолютно одинаковых по весу носителя.
Допустим 3кг это квадрик с большими пропами и 600 класс вертолета.
Квадрик имеет карбоновые высокоэффективные пропеллеры вращающиеся на низких оборотах
Теперь берем вертолет который летал как Вы заявили 15 минут, ставим на него лопасти с как минимум асиметричным профилем, а еще лучше с изменяемым аеродинамичеким и геометрическим профилем.
ставим вместо высокооборотистого мотора, малооборотистый с высоким крутящим как это делают на квадрике. теряем в мощности 3д вертолета, становимся похожими по энерговоорудненности на квадрик. Понижаем обороты основного ротора вертолета и получаем следующую картину.
Это всего лишь пример
квадрик висение потребление тока к примеру 10 ампер., полет со скоростью 10м/с - 20а, полет со скоростью 20м/с - 35а.
аеродинамика отсутсвует как таковая, вмг подбирается как правило только для висения, обратите внимания что квадрики висят долго, но не летают. если задать им полет по прямой, то даже заряженный вертолет 3д(летающий 15минут) пролетит больше или около того, что и квадрик умеющий весить аж 60минут.
вертолет модифицированный - висение будет по ниже мультиротора около 7-8а, полет 10м/с -3-5а, полет со скоростью 20м/с -7-8а.
Так и где теперь выгода. ? Это все абсолютно реальные цифры сделанные на исключительно личном опыте.
А то что вы видите покупные вертолеты, это как правило симетричный ротор - маленькой качество ротора, высокооборотистый движок - чтобы снять с него по больше мощности при меньшей массе - низкое кпд…
Ну а дальше можно и не продолжать.
сорри за много ошибок, клавиатура англ. 😃

Дима=
vadson:

как минимум асиметричным профилем, а еще лучше с изменяемым аеродинамичеким и геометрическим профилем.

А где такие взять??

Buka1
kimu:

Всё хотел спросить, зачем вам на экране надпись “приёмник не обнаружен”? Конечно не сильно мешает, но и провод воткнутый в ОСД тоже ничем не повредит.

Если честно не до этого было. Просто воткнуть проводок не получилось бы. Если включать полноценно, то нужно два канала, газ и управляющий канал. Канал газа контролируется OSD для определения потери сигнала, и если управляющий канал оставить свободным, то при наличии RC сигнала появляется другая мигающая надпись «возврат домой», а при отсутствии постоянно горящая «возврат домой». Для отключения контроля RC в меню есть специальный пункт, которым я и воспользовался.

Avionic
tengu:

квадрик лучше держится в пространстве

Здесь где-то было написано, что вертолет в воздухе оказывается стабильнее, его меньше сдувает, 600-го размера, мол, не сдувает вовсе. Так как всетаки правильно оценить эту стабильность?

tengu:

в черте города квадро на много безопаснее

В плане надежности вы имеете в виду?

tengu:

У квадро за счёт нескольких роторов создаётся воздушная подушка, которая стабилизирует полёт и создаёт как бы дополнительную опору что уменьшает энергопотребление, но лишает маневренности. У классических вертушек аэродинамический поток идёт ровно вниз без завихрений, что требует больше энергии для удержания, но зато не мешает маневренности.

Что вы думаете по поводу того, что у мультироторов шаг постоянный набор высоты осуществляется изменением скорости вращения моторов, в то время как на вертолете для наборы высоты прибегают в изменению коллективного шага? На ваш взгляд, может ли подобное влиять на КПД винта и расход энергии?

kimu
Avionic:

Так как всетаки правильно оценить эту стабильность?

Мозги квадрика (большая их часть) созданы чобы висеть на месте и аккуратно летать с камерой.
Мозги вертолёта должны уметь жесоткое 3D т.к. именно для него делают вертолёты, висение и аккуратность для них функция вторичная и не обязательная.
В умелых руках вертолёт сможет больше, но квадриком многие задачи решать проще.

Avionic:

В плане надежности вы имеете в виду?

В плане падения на планету и стоящие на ней предметы/людей. Лопастью семисотки можно срубить неплохое такое деревце, а квадриком только порубить ветки.
Не падает только тот кто ползает. Это первое об чём надо помнить поднимая в воздух модельку тяжелее 100 грамм.
Надёжность штука довольно туманная. В вертолёте слишком много частей которые могут сломаться, но например отказ мотора оставляет большому вертолёту шанс на посадку, а коптер без 1 мотора/пропеллера падает камнем.

Avionic:

На ваш взгляд, может ли подобное влиять на КПД винта и расход энергии?

На самом деле у ротора вертолёта с прямыми симметричными лопастями КПД тоже не блещет, но для 3D нужны именно они => других почти не делают. Лопасти на коптерном винте работают в оптимальном режиме при каких-то одних оборотах, поидее на висении. Лопасть вертолёта никогда не сможет по всей своей длине попасть в оптимальные для работы условия т.к. шаг одинаковый, а линейная скорость по длине разная.
По теори не сильно отличающейся от практики, чем больше винтов на аппарате и лопастей на винте, тем меньше КПД. И как выше в цифрах показал vadson, устройство ротора вертолёта позволяет лететь горизонтально с меньшими затратами чем висеть. С коптером такой фокус не пройдёт.

Buka1

Внесу свою лепту в этот «горячий» спор. Понятно, что у каждого аппарата своё предназначение, думаю не стоит на этом зацикливаться. Ради прикола можно заставить летать и абсолютно нелетабельное. Для разрядки предлагаю видео которое с классики вряд ли есть смысл повторять: