FPV на вертолетах классической схемы.

SAV=
KIR2142:

В это теме мы стараемся помочь новичкам в выборе необходимого оборудования для успешного пилотирования по очкам. Какую камеру выбрать, с какой линзой, где ее установить. Нужна ли поворотка для камеры или нет, нужна ли телеметрия, если нужна, то какие элементы телеметрии обязательны, а какие нет и т.п.

Да, Кирилл…
Полностью с Вами согласен, - если относится к этой ветке как к пособию для начинающих, если ориентироваться на начальный уровень FPV на вертолётах (лишь бы летало), то ничего особенного на борту не требуется…

Действительно, надо как-то определить характеристики FPV на вертолёте, скажем по допустимой дистанцией полёта, и в зависимости от этого обсуждать оборудование…
С другой стороны мне казалось, что те кто «дорос» до FPV на вертолёте уже не является начинающим моделистом со всеми вытекающими… Вертолёт сам по себе машина непростая, легкомысленное отношение к себе не прощает, а с FPV то и подавно… Потому я и говорил о серьёзных моделях, серьёзных полётах, и как необходимость - серьёзном оснащении, ведь в частности связано это и с такой нешуточной вещью как безопасность… Вероятно увлёкся…😃

Вообще, строго говоря, нынче грань между моделью с FPV и собственно БПЛА (точнее ДПЛА) весьма размыта… Если посмотреть характеристики промышленных маленьких тактических беспилотников самолётного типа (обычно разведчики, корректировщики артогня), то они мало чем отличаются от FPV моделей на которых летают наши коллеги самолётчики. Разве что аппаратура связи, да бортовая оптика, «чуть» серьёзней… Вот и нам наверное надо отдавать себе отчет в том где кончается одно и начинается другое и в зависимости от этого задумываться о оснащении вертолёта…
Ну, да ладно, в завершении лирических отступлений просто несколько фоток «взрослых FPV моделей» - беспилотников вертолетного типа…😉

С Вашего позволения, легкие коррекции минимальных требований:

Начальный уровень - то, без чего полет по FPV просто невозможен:

  • Камера (желательно с большим углом обзора), без поворотной системы
  • Видеопередатчик
  • Видеоприёмник с устройством отображения (очки, монитор)
    Крайне желательно и важно приобрести:
  • OSD c датчиком состояния батарей и временем полета.

Минимум на дистанции больше 500м:
- Телеметрию с GPS и указанием курса на базу и дистанции, расходом mA/h и индикацией тока потребления.

  • Контроль RSSI или уровня потерь пакетов RC канала на OSD.
  • Гарантированное превышение дальности устойчивого RC канала относительно дальности видеоканала.
  • Наличие тех или иных поисковых систем (радиомаяки, треккеры…).
    Было бы полезено**😗*
  • Ультразвуковой датчик высоты с выводом через звуковой канал.
  • Система автостабилизации или автопилот возврата на «базу».

Дополнения? Изменения?

Covax

На первых полетах желательно иметь друга/подругу, которая будет кричать тебе “Высота 5, высота 7, высота 2, высота… пипец, я же говорил(а) низкая высота!” 😃)
И еще крайне важное правило фвпшника: “поставил на борт видеопередатчик, проведи рендж тест РУ!!”

KIR2142

В первом полете у меня как раз был такой помощник ) Очень пригодился.

С Вашего позволения, легкие коррекции минимальных требований:
Видеоприёмник с устройством отображения (очки, монитор)

Я перечислял оборудование для установки на модель ) Если же говорить о всем что необходимо, тут FPV-пилоту потребуется еще:

  • Крайне желательно купить видеосплиттер, он нужен для разветвления видеосигнала, чтобы можно было кроме полета по очкам/монитору одновременно вести запись за ноут или другое устройство. Простой Y-кабель тут не поможет.
  • Не то что бы крайне необходим, но не плохо иметь DC-DC конвертер на 12V, чтобы независимо от состояния батарей наземки, все устройства стабильно получали необходимое напряжение. Кстати этот же DC-DC конвертер так же не помешает и на модели в цепи видеотракта. Ситуации, когда видео акк просел ниже 9V и пропал линк с землей редки, но вполне возможны, особенно если нет отдельной батареи на видео.
  • Треногу купить, чтобы видеооборудование и антенну размещать было где.

Есть еще миллион всяких тонкостей, типа совершенствования фильтра приемника (я себе поставил такой), выбор и изготовление правильных антенн и т.п. и т.д. В одной теме не осветишь. Ну и конечно надо понимать, что выбор сетапов на вертушку зависит и от ее размера. Например GPS трекер на 450 поставить уже проблематично, а вот 700-ка его даже не почувствует )

SAV=

Ну, так, Кирилл, если ориентироваться на уровень начинающего вертолетного FPV-шника – то в ветке уже всё сказано и не раз, продолжать её в таком случае не имеет смысла, если же совершенствоваться и строить всё более серьёзные модели, решать новые задачи, – то будет о чем поговорить, обсудить, поделиться…😒😉

KIR2142:

Кстати этот же DC-DC конвертер так же не помешает и на модели в цепи видеотракта.

Ну, до DC – DС конвертора, ака стабилизатора, питания видео на борту я еще не докатился, 😉 а вот резервированное питание борта сделал: 2 BEC(а) один от силовой батареи (основной), а второй, через диодную развязку – аварийный от батареи видео… Так спокойней, - хоть авторотация будет всегда доступна…

KIR2142

Если есть отдельная видео батарея, то DC-DC и не нужен, за продолжительность полета вертушки просядет ниже положенного лишь у нерадивого пилота, забывшего зарядить акк перед выходом в поле. Для тех же, кто питает видео от силового акк (на 450х к примеру) DC-DC иногда сможет помочь с устранением помех на видео от работы ESC. У меня такой есть, вес 7 семь (!!!) грамм всего.

magicm3n

А камеру можно жестко прикручивать к корпусу вертушки или будут вибрации изображения ? и надо выдумывать какой-нибудь подвес амортизирующий ? Вертушка 500ка алайн.
Камера полетная обычная вот такая.

DmS
magicm3n:

А камеру можно жестко прикручивать к корпусу вертушки или будут вибрации изображения ? и надо выдумывать какой-нибудь подвес амортизирующий ? Вертушка 500ка алайн.
Камера полетная обычная вот такая.

На полетной камере вибраций не замечается, при полете. Только при крутых виражах, но это будет полезно - знать, что верт в "предельном"режиме.
Если вибрации сильные(вертолет электрический), то это признак, что верт изношен или низкого качества - люфты и пр.
У меня например вибраций почти не было на хорошем клоне 450-ки,потом верт подизносился, появились люфты в тарелке АП, и вибрации начались,но были видны только при просмотре записи с HD камеры, на полетной камере всё ОК.
затем приобрел новый верт HK-450GT и вибрации уже чувствовалась на обоих камерах(полетной и HD для записи), половина частей этого клона на выброс (хотя просто летать можно), пришлось со старого верта ставить голову и хвост, тогда только более менее вибрация вернулась на прежний уровень (старого изношенного верта).

DmS
magicm3n:

Камера жестко у вас установлена?

Да конечно, ИМХО полетная камера должна быть жестко установлена
собственно вот фотки, (2-я как было, 1 -я как сейчас есть)

Вообще для тех кто ещё собирается купить верт для ФПВ посмотрите ролик

советую квадрик прикупить, вертолеты уж больно ранимы, не прощают ошибок и опасны,
знакомый в Новосибе, летает прекрастно на квадрике - падает, и ничего. Даже другим дает порулить(вертолетчикам), с первого раза летят, ну падают конечно, но ущерба нет! нечему практически ломаться, нет валов/ремней. Если винт поломал - новый поставил - недорого !

Covax

Это богохульство!
А вообще +1, к этому прийти надо, на квадрике не менее интересно летать, особенно между деревьями, чем на вертолете, и в разы бюджетнее по всем статьям, по моторам, винтам, рамам.

SAV=
DmS:

Вообще для тех кто ещё собирается купить верт для ФПВ посмотрите ролик советую квадрик прикупить, вертолеты уж больно ранимы, не прощают ошибок и опасны

Covax:

А вообще +1, к этому прийти надо, на квадрике не менее интересно летать

Ура! Разобрались! Оказывается вертолеты и не нужны вовсе!!!😒😃😁😉

Ну, разве что для “китайских пионеров”, создающих себе проблемы и сложности, а затем героически их преодолевающих!.. 😁

Covax

Не знаю про каких пионерах и сложностях идет речь 😉 , так как на коптере обычно китайского не больше 50% 😃 минимум механики, за все отвечает электроника
А вот так полетать завсегда приятно

SAV=
Covax:

Не знаю про каких пионерах и сложностях идет речь

😁 Вы не поняли: “китайские пионеры” - это те кто на вертолётах… Сложно, опасно, дорого… - масса трудностей, а мы с ними боремся, хотя можно было бы беспроблемно на мультиках летать…😉

P.S. Для меня лично самоцелью и являются полёты на вертолёте, потому менять ЛА не собираюсь.

Covax
SAV=:

P.S. Для меня лично самоцелью и являются полёты на вертолёте, потому менять ЛА не собираюсь.

тут не поспоришь 😃 а с коптерами тоже можно прочудохаться от души, к сожалению.

magicm3n

Меня тоже коптеры совсем не привлекают. Ну мифическое это средство передвижения и всё тут 😃.
Другое дело вертолет!
Им даже на полке шкафчика приятно полюбоваться.
Механически очень сложный и невероятный механизм.
Ну а простые полеты вообще дух захватывают и у прохожих в том числе.
А уж почуствовать себя пилотом с видом от кабины вообще мечта! 😃

Весь вкус как-раз в сложности. Коптер это слишком просто.
Я много лет прокатался в формуле-1, виртуальной конечно. И мы ездили по реальному регламенту в проф симе - без единой помощи! Вот это кайф. Чуть зевнул и в отбойнике.
А помощи включаешь и не интересно вовсе.

DmS
SAV=:

потому менять ЛА не собираюсь.

Анекдот вспомнил:

  • Штирлиц вы носки меняете ?
  • На водку !

Андрей, зачем менять вертолет на коптер, когда можно просто докупить коптер и летать на том и на том !

magicm3n:

Им даже на полке шкафчика приятно полюбоваться.
Механически очень сложный и невероятный механизм.

Да и приходится тратить немалое количество времени на настройку

magicm3n:

Весь вкус как-раз в сложности. Коптер это слишком просто.

Ага, каждому своё, кому нравится ремонтировать, а кому летать.
Недавно предлагали знакомому свадьбу поснимать с “высоты”, так вот на верте -это опасно, на коптере я бы не раздумывая согласился

magicm3n:

Ну а простые полеты вообще дух захватывают и у прохожих в том числе.

на коптере также можно летать, скорость не намного ниже,
на верте можно конечно и побыстрее -но это только на высоте , низко - опасно можно “зарулиться” (если летать например 100 км/час) ,
на высоте скорость вообще не чувствуется, захватывает только картинка “сверху” почти статическая.

Так что остается только красота и изящество данного аппарата,
потом когда уже пытаешься сделать красивый ролик , этого и не нужно, важно чтобы было удобно снимать, иногда экстремалить - подлетать близко к объектам, а с этим квадрик справляется лучше и безопаснее.

SAV=
DmS:

Андрей, зачем менять вертолет на коптер, когда можно просто докупить коптер и летать на том и на том !

Дмитрий, да, можно и так.😃 К тому же я не отрицал, что есть своя прелесть во всяких мультикопрерах…
Более того, пробовал, летал…😉 Но, не…, с квадриком (на мой взгляд), что-то не то… Получается нечто из разряда «медленно и печально»… Возможно такое, моё, ощущение субъективно, - складывается после плотного, многолетнего «общения» с вертолетами…
Тянет на что-то более «зверское»…😈 Есть привлекательные на мой взгляд аппараты, это или трикоптеры или гексы с совмещенными (соосными) роторами – опять по сути трикоптеры… Шустрые они… Видимо в этом ключик моих симпатий и если уж займусь всерьёз наверное будет именно такая конфигурация…😇

DmS:

Ага, каждому своё, кому нравится ремонтировать, а кому летать.

Дмитрий, тут вопрос опыта… Я знаю многих коллег летающих безаварийно годами… Просто к вертолёту должно быть соответствующее отношение, подход… Повторюсь: легкомысленное отношение неприемлемо, – ОН не прощает!

DmS:

Недавно предлагали знакомому свадьбу поснимать с “высоты”, так вот на верте -это опасно, на коптере я бы не раздумывая согласился

И напрасно! Это опасное заблуждение! Читайте примеры в этой ветке: rcopen.com/forum/f134/topic236460

DmS:

Так что остается только красота и изящество данного аппарата, потом когда уже пытаешься сделать красивый ролик , этого и не нужно, важно чтобы было удобно снимать, иногда экстремалить - подлетать близко к объектам, а с этим квадрик справляется лучше и безопаснее.

Дмитрий, приоритеты у Вас куда-то «поползли»…😉 Мы тут собственно о «FPV на вертолетах классической схемы», а Вы о прикладных задачах – видеосъемке… Это другая тема и соответственно в ней оптимальны другие решения.😒

Covax
SAV=:

И напрасно! Это опасное заблуждение! Читайте примеры в этой ветке: rcopen.com/forum/f134/topic236460

Это примеры безалаберного отношения к технике, себе любимому и окружающим, не более того, когда меня коптер цапнул, в этом виноват был только я. А голову и руку-ногу коптер точно не отрежет.

SAV=
Covax:

Это примеры безалаберного отношения к технике, себе любимому и окружающим

Полеты при/над массовым скоплением людей и есть полнейшая безалаберность!
К тому же тут у нас конкретный случай – свадьба, именно скопление, к тому же не совсем адекватных (трезвых) людей.

Covax

а мы полеты над толпой обсуждаем? а я вообще то про тему вышеуказанную… теперь про толпу: по опыту коптер падает кирпичем в случае отказа мотора, регуля, так отойди на 10-15 метров и снимай, за круг 10 метров он теолретически может вылететь с высоты более 10 метров, другое дело зачем на свадьбе снимать пьяную толпу с воздуха? 😃 ладно сделать ролик романтический для новобрачных, но это 2 человека и обычно трезвые. я ничего не придумаю, только личный опыт.