FPV на вертолетах классической схемы.

Дима=

Хорошая мечта - вот сколько она стоит - мечта??

robis

Иван, занятная “вещица”… Всепогодный БПЛА для военных и гражданских целей.
Стоит всего лишь 400.000 😁
или 2.000.000 за два, но с учетом системы управления, системы заправки топливом, наземного оборудования, обучения и логистики.
Плюс юридические и прочие моменты, которые могут быть непреодолимы, потому, что это уже выходит далеко за рамки просто хобби.

ТТХ:
Макс. скорость 200 км/ч
Потолок 5500 м
Время полета до 6 часов
Дальность по управлению 200 км
Полезная нагрузка 25 кг (50 макс.)
Полет по точкам или в ручном режиме.

P.S. Лично я, имея подобные средства, купил бы спортивный вертолет 😃
Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.

kimu
Videoru:

Если приобрести такой, нужно проходить СЛГ и регистрацию. Получается полет по визуалке, и подачей заявки на полет.

У нас в стране малая авиация большей частью летает без СЛГ, заявки и пилотского (коммерческие беспилотники по заявке, про СЛГ не слышал), такчто это зависит только от области применения и совести.
Вот ввезти в страну точно могут быть проблемы.

robis:

Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.

А тут очень сильно не соглашусь.
И первым кину камень в того кто на 1х1 ЛА полетит как на модели.

Дима=
robis:

Стоит всего лишь 400.000 или 2.000.000 за два, но с учетом системы управления, системы заправки топливом, наземного оборудования, обучения и логистики.

А можно ссылочку ??

robis:

Что такое полеты по камере? Это лишь жалкая имитация реального полета в силу лимита возможостей.

То же несогласен, так как хотя бы на модели безопасно для жизни и если случилось “привет планета” потратил монеты и снова в небо…

robis
Дима=:

А можно ссылочку ??

Полно в интернете, поищите. Тема развивается с 2005г. Вот одна из ссылок.

kimu:

на 1х1 ЛА полетит как на модели

Зачем? Как говорят: “Кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево”
или “давайте так - компот отдельно, а мухи отдельно” 😉

Кто летал на ЛА (самолет, вертолет, дельтаплан, параглайдер и т.д. или без ЛА (парашют, вингсьют) тот знает, что там не требуется летать как на модели. Зачем это? Это глупо. Интерес совсем в другом.
Да, ФПВ постоянно развивается, но на данный момент, он лишь стремится передать тот восторг или гамму чувств и эмоций реального полета. Пока это слабо получается. “Весовые” категории в плане ощущений “не те” и отличаются где то на порядок или больше. Как минимум, есть разница - видеть окружающий мир через “форточку” или своими глазами. При этом, кроме зрения, есть и другие органы чувств. Модели ФПВ развиваются в сторону 1х1 ЛА, а не на оборот и еще только в начале “пути”. Поэтому сравнивать еще рановато!

Дима=:

То же несогласен, так как хотя бы на модели безопасно для жизни и если случилось “привет планета” потратил монеты и снова в небо…

Это тоже верно. Просто видимо в ФПВ можно прийти по разным причинам. Я пришел после полетов на настоящих ЛА и парашютного спорта. Летаю ФПВ только потому, что это напоминает реальный полет, при отсутствии в данный момент другой возможности. Сравнивать можно, но в целом - разница огромна, хотя в ФПВ тоже есть свои, неоспоримые плюсы.

P.S. — Кот, а ты когда-нибудь летал во сне?
— Нет. Но мне во сне очень нравится ходить на задних лапах.

Buka1
Buka1:

Но для перехода в режим стабилизации надо, как минимум, взлетать в ручном режиме. Главное чтобы реакция на стики была достаточна для этого.

Временно установил приёмник 433 на T-REX 450 с целью проверить в полёте. Летать оказалось не просто, пришлось привыкать. 2-3 минуты повисел с трудом, но это не самое страшное. К управлению можно привыкнуть. Столкнулся с другими трудностями: инициализация приёмника запаздывает и регулятор успевает войти в режим программирования (временно обошелся бортовым выключателем); после инициализации на управляющих каналах проскакивает всякая бяка, поэтому тарелка вместо привычного “вверх - вниз” крутится как сумасшедшая. Как это влияет на EBAR не знаю, но ведёт он себя как то не обычно. На взлёте чуть не завалился, обошлось, но вот после посадки тоже резко накренился вправо и чиркнул лопастями по песку. Как то не правильно пока. Надо будет разбираться.

Videoru

Роман с одной стороны правильное решение. Пилоты которые летают, обязаны знать основные правила полетов по пвп, и соблюдать меры безопасности. В РФ как всегда будут трудности в плане обучения и пилотского. Скорее всего будут устанавливать ответчик, а заявку будем через интернет отправлять. Я видел очень много видео, как на больших коптерах летают во дворе, над людьми, и даже под глисадой в аэропортах. При таких полетах страшно подумать, что может случится. Ну и самый главный момент частота 2.4 строго запрещено гражданским, 1.2-1.8 принадлежит сотовой связи. Замкнутый круг.

kimu
robis:

Просто видимо в ФПВ можно прийти по разным причинам.

Именно. И до некоторых “причин” вхождения в ФПВ пока дошли только папелацы из звёздных войн.

robis:

там не требуется летать как на модели. Зачем это? Это глупо.

Уж поверьте, умельцы находятся. Только они не всегда доживают до второго косяка =\
Официальная формулировка причины катастрофы недалеко от Питера тем летом “вертолёт упал в финский залив совершая манёвр уклонения от яхты”.

tengu:

Ну вот теперь получается любой мент на поле может запретить запускать даже детский квадрик ???

Он и так может. Там нарушения на 5 000-10 000 штрафа рублями и срок до 5 лет за “скрытую” камеру.
Судя по соседней ветке там речь только о военных, комерции и выше 30 кг весом.

Andy08

Расширяющиеся возможности использования беспилотных воздушных судов для обеспечения потребностей экономики, решения задач в области обороны и обеспечения безопасности, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в сфере внутренних дел требуют разработки нормативной правовой базы, учитывающей особенности беспилотных воздушных судов при их использовании в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

К какой из этих сфер относится авиамоделизм?

SAV=
Buka1:

…Столкнулся с другими трудностями: инициализация приёмника запаздывает и регулятор успевает войти в режим программирования (временно обошелся бортовым выключателем); .

Александр, что в Вашем понимании значит «инициализация запаздывает», - приёмник до установления связи выдаёт сигналы с параметрами «файлсейва» (должен) или что-то еще?
(у себя с таким не сталкивался, потому как у меня ESC подключается только непосредственно перед взлётом (давно реализованная мера безопасности))

Buka1:

…после инициализации на управляющих каналах проскакивает всякая бяка, поэтому тарелка вместо привычного “вверх - вниз” крутится как сумасшедшая. Как это влияет на EBAR не знаю, но ведёт он себя как то не обычно. На взлёте чуть не завалился, обошлось, но вот после посадки тоже резко накренился вправо и чиркнул лопастями по песку. Как то не правильно пока.

Что-то подобное было… Проблема оказалась связана с электромагнитной совместимостью передатчика LRS (в особенности работающего в режиме повышенной мощности) и всего остального, до него стоящего, вплоть до самого пульта. Обнаруживалось осциллографом как сильное дрожание по времени фронтов и тылов импульсов PPM.
Основная причина: на TX LRS нельзя использовать несимметричные антенны типа «штырь» (в том числе стоковый), т.к. в этом случае противовесом становится все остальное оборудование и «растекаясь» по нему высокочастотные токи вызывают непредсказуемо-неустойчивую его работу.
Кстати: … у коллег на поле как-то наблюдал вообще полный отказ пульта при закреплении непосредственно на нем TX LRS.

Buka1
SAV=:

что в Вашем понимании значит «инициализация запаздывает»

Питание на приёмник подаётся со встроенного BEC ESC. При включении приёмника сигналы на выходах PWM появляются не сразу, а с задержкой.

SAV=:

приёмник до установления связи выдаёт сигналы с параметрами «файлсейва» (должен) или что-то еще?

Скорее всего, что-то еще…, так как файлсейв на нём я ещё не настраивал (в моём случае для нормальной работы APS при файлсейве на канале газа будет установлено среднее положение).

SAV=
Buka1:

При включении приёмника сигналы на выходах PWM появляются не сразу, а с задержкой.

И…? При отсутствии PWM на входе Ваш ESC уходит в программирование?
Мой ESC (Scorpion Commander 120A) в такой ситуации ничего не делает, просто аварийно мигает красным светодиодом - «нет PWM». (Программируется он при подаче на тот же вход сигнала от инфракрасного приёмника…)

Buka1:

в моём случае для нормальной работы APS при файлсейве на канале газа будет установлено среднее положение

Да, это очередная тема размышлений…
Я окончательное решение еще не принял, но вероятно при файлсейве по LRS будет сохранятся полётный уровень газа и установившиеся при горизонтальном полёте уровни остальных команд. Связано это с необходимостью сохранения полётного режима при пересечении на значительном удалении южного вектора от наземки – она при этом разворачивает антенны на 360 градусов, что сопровождается потерей связи на пару секунд.
Что касается файлсейва на участке RC 2,4 (до ретранслятора), там классический вариант: нет сигнала – нет мотора.

Buka1
SAV=:

И…? При отсутствии PWM на входе Ваш ESC уходит в программирование?

Конечно же нет, наоборот такую ситуацию я создаю разрывом канала газа с помощью переключателя. Проверил, что происходит сразу после включения приёмника. На всех каналах устанавливается максимальный уровень сигнала, затем, по истечению 3-4 секунд устанавливаются уровни соответствующие положениям стиков.

Попробую задать эту задачку производителю, что он предложит для решения проблемы.

SAV=:

Что касается файлсейва на участке RC 2,4 (до ретранслятора), там классический вариант: нет сигнала – нет мотора.

На этом участке файлсейв уже стоит, там у меня конвертор контролирует первый канал приёмника 2,4

robis
kimu:

недалеко от Питера тем летом “вертолёт упал в финский залив совершая манёвр уклонения от яхты”.

У нас тоже, несколько лет назад, на показательных выступлениях разбился американский MD-500, пилот немец, ас…
Ничего особенного не делал - обычная “мертвая петля”. Всего вроде хватало - высоты, опыта пилота и т.д., но вертолет буквально на секунду задержался с выходом в горизонт (мне это в те секунды показалось оч. странным - так и хотелось ручку на себя), дальнейшее случилось быстро - пилот выровнял вертолет, но по инерции зацепил землю… я был в шоке… Причины аварии неизвестны, из предположений - состояние здоровья пилота - 74 года.

robis
SAV=:

Проблема оказалась связана с электромагнитной совместимостью передатчика LRS (в особенности работающего в режиме повышенной мощности) и всего остального, до него стоящего, вплоть до самого пульта. Обнаруживалось осциллографом как сильное дрожание по времени фронтов и тылов импульсов PPM.
Основная причина: на TX LRS нельзя использовать несимметричные антенны типа «штырь» (в том числе стоковый), т.к. в этом случае противовесом становится все остальное оборудование и «растекаясь» по нему высокочастотные токи вызывают непредсказуемо-неустойчивую его работу.
Кстати: … у коллег на поле как-то наблюдал вообще полный отказ пульта при закреплении непосредственно на нем TX LRS.

Ни фигасе - Tx LRS… 😃 Это видимо относится исключительно к R-Link. На своей LRS ничего подобного никогда не встречал с любой антенной! Максимум, что было - это влияние LRS Tx 433 Мгц на стандартный приемник 1,2 Ггц и приходилось разносить на 1,5 м. Кстати, с приемником Lawmate такого влияния не было.
Андрей, это не электромагнитная несовместимость, а похоже (как Вы и сказали) именно все оборудование становится противовесом (судя по симптомам). Штырь в этом не виноват - таков передатчик R-link. Там вроде типичная “433MHz Nagoya”.

SAV=:

Я окончательное решение еще не принял, но вероятно при файлсейве по LRS будет сохранятся полётный уровень газа и установившиеся при горизонтальном полёте уровни остальных команд.

И откуда это я знаю каким оно будет? 😉
Андрей, а если серьезно, мне не понятно зачем так рисковать: вот Вы используете для LRS Tx направленную антенну и в результате получаете вот это:

SAV=:

она при этом разворачивает антенны на 360 градусов, что сопровождается потерей связи на пару секунд.

и при разрыве связи даже не важно мотор “off” или “on”, если нет автопилота - модель можно потерять.
LRS в диапазоне 433 Мгц запросто “пробивает” 20 км на простой диполь без всяких направленных антенн и повороток и главное: связь при этом не разрывается!

P.S.
– Ну почему эти курицы умеют летать, а мы – нет? Это же несправедливо!!!
– Зато у нас больше ума и богатый духовный мир.
– А нафига оно надо, если не умеешь летать?

SAV=
robis:

Максимум, что было - это влияние LRS Tx 433 Мгц на стандартный приемник 1,2 Ггц и приходилось разносить на 1,5 м. Кстати, с приемником Lawmate такого влияния не было.
…это не электромагнитная несовместимость

Олег, любое взаимное влияние высокочастотной аппаратуры так или иначе нарушающее нормальное функционирование отдельных компонентов (автономно работающих нормально) называется электромагнитной несовместимостью.😝
Как уже писал экспериментов было очень много, потому как изначально подозревал, что безболезненно на мою наземку LRS не встанет.
Первые испытания проводил просто облучая наземку автономным передатчиком LRS (с отдельным питанием, просто держа его в руках – никаких гальванических связей, никакого эффекта «работы противовесом»: - электромагнитная несовместимость в чистом виде;)).
Вот только самые яркие «кошмарики» из обнаруженных:

  1. DC-DC конвертор на 12 вольт выключается (!!!) при расстоянии до антенны TX 50 см.
  2. Сервоприводы «плывут» по углам начиная с дистанции 1 метр, при дистанции 20 см ложное отклонение достигает 30-40 градусов.
  3. «Стандартный» приёмник 1,2 Ггц начинает «полосить» при дистанции 5 метров, полностью умирает в черный экран при дистанции 0,8-1 метр.
  4. Приёмник AR8000 2,4 DSMX сохраняет какую-то работоспособность до дистанции 20 см., а вот его сателлит полностью «гаснет» при дистанции 50 см…….
    Думаю достаточно примеров… А Вы говорите не электромагнитная…
    Когда же подключил TX к наземке гальванически……….😵
    Ну, да хватит страшилок, - все проблемы решены, сейчас всё работает «в куче» и замечательно!😃
    Очень облегчила ситуацию антенна HB9CV, хотя делалась она вовсе не для наземки, - изначальное предназначение пеленгатор поискового маяка на 433 МГц на основе IC-R20, но как бы там ни было теперь она всегда «при себе».😉
    Да, по приёмнику Lawmate полностью подтверждаю – он совершенно устойчив к помехам 433, соответственно на наземке теперь стоит он.
robis:

мне не понятно зачем так рисковать: вот Вы используете для LRS Tx направленную антенну и…
….и при разрыве связи даже не важно мотор “off” или “on”, если нет автопилота - модель можно потерять.

Нет важно.
После прохождения автотриммирования Vbar(а) управление можно смело бросать секунд на 20-30 – вертолет продолжает ровненько лететь прежним курсом, без двигателя но столько не протянет: уйдет вниз, потеряет стабильность со всеми вытекающими…
Но как сказал окончательное решение еще не принято, – да есть риски…

Buka1

При включении приёмника на его выходах устанавливаются значения ФС, заводские настройки которого могут быть любыми. У меня оказались в максимуме. Причина расколбаса при отработке EBAR-ром команды АП “вверх - вниз” – наложение команд от приёмника на команды EBAR.
К сожалению, производитель не видит в этом большой проблемы и предлагает просто настроить ФС с нужными значениями. Но так, как у меня ФС настроен на полётный режим, то всё что он предлагает это последовательное включение питания, сначала приёмник, а затем всё остальное. Но при этом мне понадобится на борт установить дополнительно 2 переключателя, один для разрыва канала газа, а другой для разрыва питания «мозгов». Как то не совсем универсально. Пока вижу такой выход: приёмник запитать от RVOSD (у неё на камеру выводятся фильтрованные 5В), питание на которую подаётся с силовой батареи от датчика тока, а всё остальное от встроенного BEC ESC. Единственное неудобство – соблюдать последовательность, подключать батарею к датчику тока при отключенном разъёме от ESC и не забывать об этом. После инициализации приёмника и установки правильных PWM сигналов на всех его каналах, подключать разъём ESC.

SAV=:

«Стандартный» приёмник 1,2 Ггц начинает «полосить» при дистанции 5 метров, полностью умирает в черный экран при дистанции 0,8-1 метр.

У меня такое случается на канале «С» (частота 1360 кажется) хотя мощность LRS всего 0,1W, на каналах с меньшей частотой всё нормально.
Тестировали LRS на дальность с мощность 0,1W и штатной антенной, установленной на крыше автомобиля. Модель с лёгкостью преодолела 10,5 км без намёков на ФС.

SAV=
Buka1:

При включении приёмника на его выходах устанавливаются значения ФС, заводские настройки которого могут быть любыми. У меня оказались в максимуме. Причина расколбаса при отработке EBAR-ром команды АП “вверх - вниз” – наложение команд от приёмника на команды EBAR.

Ну, вот… картина проясняется… Думаю, Александр, еще немного и придумаете «правильный» алгоритм старта упрощающий «карту подготовки к полёту»…

Buka1:

У меня такое случается на канале «С» (частота 1360 кажется) хотя мощность LRS всего 0,1W, на каналах с меньшей частотой всё нормально. .

Я разумеется пробовал разные частотные комбинации частота видео/ диапазон частот LRS. Возможно из-за специфики LRS (излучение по сетке частот) результат был практически одинаков.
И да, забыл уточнить, что все тесты проводил в максимально сложных условиях – выходная мощность полная – 0,8 W.

Buka1:

Тестировали LRS на дальность с мощность 0,1W и штатной антенной, установленной на крыше автомобиля…

Александр, «нечестный» пример;) – эта антенна питается по коаксиальному кабелю и именно его оплётка становится противовесом, + крыша автомобиля (большой экран) емкостно связанная с тем же коаксиалом.
Я же говорил о штыре вкрученном непосредственно в разъем передатчика.

Buka1
SAV=:

«нечестный» пример

Но согласитесь, что это не требует никаких дополнительных затрат и наземка стоит в шаге от машины, проблем нет. Я думаю Олег тоже это имел ввиду. Просто у Вас есть опыт и возможность создавать антенны по вкусу, а у большинства его нет.

robis
SAV=:

называется электромагнитной несовместимостью.

SAV=:

А Вы говорите не электромагнитная…

Что природа излучений электромагнитная сомнений нет никаких. Но правильней говорить о несовместимости если что-то с ним работает, а что-то нет. А вот если передатчик работает как 100% “глушилка” для абсолютно всего ближайшего оборудования, то корректней говорить о сильном паразитном электромагнитном излучении. Это скорее дефект или неисправность передатчика. Согласованный с антенной передатчик не должен творить всего того “безобразия” о котором Вы писали.

SAV=:

Нет важно.
После прохождения автотриммирования Vbar(а) управление можно смело бросать секунд на 20-30 – вертолет продолжает ровненько лететь прежним курсом, без двигателя но столько не протянет: уйдет вниз, потеряет стабильность со всеми вытекающими…
Но как сказал окончательное решение еще не принято, – да есть риски…

Андрей, разумеется важно.

SAV=:

нет сигнала – нет мотора.

Это наш давний вопрос, просто абсолютная категоричность в нем у меня всегда вызывала улыбку. Теперь я наблюдаю, что Вы колеблетесь и мне понятно почему.
Я всегда исходил из того, что при наличии некоторых, обязательных условий мотор должен быть всегда “on”, иначе это гарантированное падение модели. Но я бы никогда не рискнул оставлять включенный мотор под управлением Vbar, даже после автотримма - это ничего не менят, потому как не менее опасно.
Сколько бы мы не ходили “вокруг да около”, а необходимость автопилота назрела давно, как обязательный элемент FPV вертолета. Только в этом случае мотор может продолжать работать, а отключаться командой с пульта или после автопосадки.