AT-99 Gunship "Scorpion" из пены по мотивам фильма "Аватар"
Вроде с КК-стабилизатором стало получаться, сделал как положено, но остались еще некие колебания. Так же сильно влияют вибрации от винтовой системы в целом. Связываю с тем, что стоят паршивые адаптеры для винтов с 3мм вала (были малы, пришлось рассверливать). Повожусь с центровкой.
Много раз в ветке задавался вопрос по поводу: сопротивляется ли Грессовская система по тангажу на именения? Ответ возник сам собой, когда я перепутал местами винты. Макет так заколбасился по тангажу, что я чуть не разбил его прямо на полу. Потом просто поднял модель над головой дал газ и покачал рукой по тангажу. Сопротивляется и еще как. Для сравнения качал без газа: разница, как небо и земля, так что работает схема.
От колебаний добавлю еще конденсаторы по питанию в КК и постараюсь отбалансировать, может даже заменю движки. В общем эксперименты продолжаются.
Это уже проходили, перечитайте тему.
Для проверки теории мы с сыном два китайских извращения раз…ли, изменения должны происходить как можно дальше от ЦТ - рычаг больше, помогает…
Для проверки теории мы с сыном два китайских извращения раз…ли, изменения должны происходить как можно дальше от ЦТ - рычаг больше, помогает…
Создаётся впечатление, что все ждут,что у Виктора “полетит”, а потом уже по этой схеме все ломанутся делать свои открытия. Виктор, если у вас получится, создавайте свой патент, не делайте моих ошибок, не раздавайте свои достижения другим!!! В электронике, я многое упустил… Хотя у нас в белоруси всё равно всё практически за-даром, патент примерно 20уе.
Да нет, какой патент. Во-первых я сам частично пользуюсь чужим патентом. Во- вторых тема создавалась, как открытый проект. В-третьих коллеги здесь столько идей накидали, что на кучу всяких патентов хватит. Да и варианты прорабатываются разные.
Ну а если народ потом по нашим схемам делать начнет, буду только рад. 😃
Тем более в голове уже развитие темы проявляется. 😉
Да нет, какой патент. Во-первых я сам пользуюсь частично пользуюсь чужим патентом. Во- вторых тема создавалась, как открытый проект. В-третьих коллеги здесь столько идей накидали, что на кучу всяких патентов хватит. Да и варианты прорабатываются разные.
Идеи идеями, но воплащение их требует капитала, обижает то, что все ждут чего-то, а опытов кроме Вас никто, помоему, не проводит, немног читал про эти технологии(закольцованность роторов), достоинства- увеличение мощности, как в импеллерах и уменшение уровня шума от роторов, но к сожалению на реальных аппаратах на данный момент нет материала для создания колец нужного размера, так что пока это остаётся только на уровне моделизма.
Всех с наступающим Новым годом которолика. 😃
Идеи идеями, но воплащение их требует капитала, обижает то, что все ждут чего-то, а опытов кроме Вас никто, помоему, не проводит
Ну на то оно и хобби. Несколько человек пытались сделать двуроторный поперечник, но забросили. Но и на данный момент я не одинок, вот Вы подключитесь, Виталий (mejnkun) не забросил проект.
Я с пониманием отношусь к этому. Не всем нравится тратить деньги, силы и время на неизвестность. Мне такое как раз нравится, я больше строитель, чем пилот. И радуюсь каждной маленькой победе над неизвестным. А если тем же китайцам потребуется, они все равно утащат идею проекта и пустят ее в продажу. Ну и фиг с ними. 😁
Вот жаль адаптеры для пропеллеров не успеют в новогодние праздники прийти, придется химичить из того, что есть.
Присоединяюсь к поздравлению:)😃😃😃😃, а аппарат надо поднять, я за это руками и ногами, трудности это интересно!!!
Пока образовалось большое кол-во выходных. Произвел установку KKmulticontroller на макет, по возможности оцентровал винты и двигатели, но колебания с винтомоторной группы все равно остались. Видео прилагаю, темновато получилось, но хорошо видны колебания двигателей при запуске.
При подлетах модель дергается в непредсказуемую сторону, но правда поддается корректировке. Комнаты явно не хватает. Прошу высказывать мысли.
Вопрос по электронике: в КК на выходе датчиков стоит RC-фильтр, состоящий из R=6,8кОм и С=0,68мкФ. Согласно этому посту расчет фильтра производили по этой программке. Расчетная частота среза =34,4 Гц. У меня С=1мкФ, соответственно частота среза НЧ-фильтра = 23,4 Гц.
Взлет происходит примерно при 3000 об, значит частота биений двигателей - 3000/60=50Гц. Т.е. за частотой среза и не должны влиять на КК. В чем моя ошибка?
Судя по видео, ооочень похоже на поведение моего трикоптера, когда он был не до конца настроен. Загрубил чувствительность гироскопов - ушла тряска.
Взлет в комнате у меня и сейчас идет во все стороны, но на улице, после преодоления воздушной подушки, держится ровно и четко.
Еще позволю себе маленький совет: делайте максимальную экспоненту в пульте, это очень сильно помогает при первых полетах.
Еще позволю себе маленький совет: делайте максимальную экспоненту в пульте, это очень сильно помогает при первых полетах.
Максимальную экспоненту в какую сторону? В начале движения стика плавно, а потом круто или наоборот? Положительную или отрицательную?
Около нуля - плавно, ближе к краям - резко.
Прошу прощения, что сразу не указал… Боялся запутать (у разных производителей же разные знаки полярности для экспоненты определяет одно и то же), а получилось как всегда 😃
Вопрос по электронике: в КК на выходе датчиков стоит RC-фильтр, состоящий из R=6,8кОм и С=0,68мкФ. Согласно этому посту расчет фильтра производили по этой программке. Расчетная частота среза =34,4 Гц. У меня С=1мкФ, соответственно частота среза НЧ-фильтра = 23,4 Гц.
Взлет происходит примерно при 3000 об, значит частота биений двигателей - 3000/60=50Гц. Т.е. за частотой среза и не должны влиять на КК. В чем моя ошибка?
Проблема может возникать по питанию датчиков, а не по выходу, по сей причине они реагируют неправильно.
Следующая серия: поставлены винты с меньшим шагом и диаметром. Убавлена чувствительность, введена экспонента по управлению.
Хоть и плохо но стал помещаться в комнату, правда в районе экрана (воздушной подушки). См. видео.
При пробе на улице замечена одна нехорошая особенность. Управлять по тангажу надо плавненько, иначе при резких эволюциях происходит раскачивание модели и есть тенденция к перевороту, если раскачивание не погасить стиками.
Виктор, а аппарат вполне себе летает! Можно немножко поздравить!
Но Вы, вообще-то, лихач. Я бы не рискнул в кухне поднимать верт, ну разве что соосничек маленький.
А вообще на подушке верт сильно таскает из стороны в сторону, только успевай корректировать. Надо хотя бы на полметра-метр поднять.
Я не в курсе Вашего нынешнего налета (хотя бы в симе) но если он невелик - то полет более, чем нормальный.
Про экспоненту. Не увлекайтесь, я бы не советовал ставить больше 30-35%. Коварная штука. Вы привыкните размахивать стиком в околонулевой зоне,а стоит наклониться аппарату чуть больше, Вы привычно даванете стик. А сервы уйдут почти в упор. Чтобы скорректировать, дернете стик в другую сторону. Сервы в другую сторону в упор.И привет, земля.
Я бы сказал, что оно летит и летает! Раскачка будет конечно, если дергать резко ручки… Я вот так и не могу научиться плавно двигать ручки…
Вам бы вертолетчику дать попробовать полетать, он бы точно все сказал 😃
Спасибо коллеги, но радоваться пока рано. Сегодня произвел тест на улице, правда погодные условия желают лучшего. Температура -20гр.
Возможно электроника не отрабатывает как надо. Вблизи поверхности все около дела, но стоит оторваться от подушки, как начинается раскачивание по тангажу.
Я не справляюсь с выравниванием. Возможно сказывается отсутствие должного опыта (у меня никогда не было модели вертолета). Самое интересное, что управление по тангажу сохраняется. На видео видно, что я его иногда вытаскиваю из завала, но он тут же заваливается в другую сторону. Оставляю на суд вертолетчиков.
Мое (возможно ошибочное) мнение - большая инерционность по тангажу. Электроника успевает перестроиться на новое положение быстрее, чем модель производит выравнивание. Эх, подредактировать бы софт.😃
Видео прилагаю: 4 пробы на легких винтах, 4 пробы на тяжелых. Винты менялись для проверки разного гиромомента. Как не странно, модель лучше себя ведет на легких винтах, возможно из-за мЕньшего шага и соответственно бОльших оборотов.
Жду комментариев и советов.
Надо делать кольца на винты, а то если-б не снег, то не напасетесь их менять.
Виктор, хотел бы сразу сказать, что Вами проделана большая и интересная работа. Я иногда заглядываю в данную данную тему(у самого на подобные експерименты пока не хватает времени). Хотел бы сказать пару слов по данному видео и проекту в целом. Как мне кажется данный апарат неустойчив по ряду причин:
Корабелы меня поправят, но в данном аппарате мала метацентрическая высота(расстояние между центром массы аппарата и точкой приложения внешних сил). И если по крену колебания гасятся за счет инерционности массы двигателей и гироскопического момента винтов, то по тангажу данных эффектов не наблюдается.
Мало того гироскопичесий момент винтов при управлении по тангажу преобладает над моментом, вызванным изменением ориентации легкого фюзеляжа(при маневрах движется фюзеляж, а лиш потом меняется вектор тяги винтов).
Насколько я понимаю использование 3 маломощного движетеля(хвостового) не предпологается(для сохранения правдоподобия:) ), посему вопрос, пробовали вы использовать аэродинамическую поверхность, установленную в хвостовой части? Насколько я понимаю, она должна сыграть роль демпфера.
В качестве 2 альтернативы возможно предложить увеличение все тойже метацентрической высоты и увеличит момент инерции относительно диаметрали апарата(если есть запас грузоподемности, попробовать размещение грузов в крайних точках носа и хвоста).
К написаному прошу отнестись с пониманием(может чтото подобное предлагалось/опробывалось), т.к. всю тему форума полностю к сожалению не прочел:). А так удачи в постройке и отладке скорпиона…
Надо делать кольца на винты, а то если-б не снег, то не напасетесь их менять.
У меня их уже две пары, надоело переделывать, пока снег - не страшно, а потом сделаю по нормальному.
И если по крену колебания гасятся за счет инерционности массы двигателей и гироскопического момента винтов, то по тангажу данных эффектов не наблюдается.
Роман, внесу поправку. Крен удерживается разнотягом СУ. А вот тангаж как раз за счет гиромомента.
посему вопрос, пробовали вы использовать аэродинамическую поверхность, установленную в хвостовой части?
Без проблемм, стабилизатор поставлю, проверю. С грузиками на хвосту-носу тоже можно поэкспериментировать.
при маневрах движется фюзеляж, а лиш потом меняется вектор тяги винтов
А вот это существенный момент, подумаю на досуге, возможно Вы правы и раскачка вызывается именно этим несоответствием.
Итак установил стабилизатор. Действительно болтанка уменьшилась, но и реакция по тангажу стала замедленная.
Появились некоторые печальные выводы. Систему можно заставить летать, но она все равно будет нестабильной. Продолжаю заниматься из-за упрямства.
Читал отзывы про Грессовский агрегат, народ жалуется на нестабильность: Требуется немалый вертолетный опыт и очень тонкие настройки. Даже после этого, система становится наиболее стабильна в режиме висения, а вот в режиме горизонтального полета сложна.
Свои выводы: для нормального полета требуются тяжелые винты с большим диаметром и малым шагом. Что создаст большой гиромомент. В сравнении с вертолетом у которого большой диаметр несущего винта и он стоит параллельно плоскости поворота хвоста.
Грубо говоря сам Скорпион и Самсон из фильма “Аватар” - это нестабильная и плохо действующая на тангаж система. Даже при условии наличия циклического шага. Для нормального полета требуется однозначно увеличивать диаметр несущих винтов. Что увеличит гиромомент в случае с неизменяемым шагом и увеличит рычаг для циклического шага.
Вывод: пропорции из фильма - лажа, диаметр винтов Скорпионо-подобных для полета должен быть 1/2 от фюзеляжа, а то и 2/3, в отличии 1/3 Аватаровских.
И как тогда летает “Оспрей” ru.wikipedia.org/wiki/V-22_Osprey ?