Colibri - самолет для F3P

Ланцов_Алексей

А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?
Ясно ведь что на трубке и собирать быстро и сервы железно стоят .

Olegss

Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?
Может нужно было придумать “капитальный” вариант клееный, без прижатия гантелями?
Ведь вся эта затея не на один самолет.

OldMan
Ланцов_Алексей:

А что именно подвигло на беспозвоночную конструкцию ?

Возможность работать с каждой деталью в отдельности. Удобно. Когда всё на трубе некоторые моменты весьма геморойны. Например, покраска и обтяжка.
На будущее теперь понятно, что куда и как стыковать, но первый раз пришлось повозиться.

Ланцов_Алексей:

сервы железно стоят

Лёш, тут нет проблем, закладные (трубочки) я продумал изначально, поэтому стыковка (жесткая) у деталей конечно будет.

Olegss:

Слегка не понял, второй вариант стапеля дал положительные результаты?

Всё верно - второй.

Olegss:

…вся эта затея не на один самолет.

Проект не коммерческий, поэтому вполне допускаю, что на один.
В капитальном стапеле смысла нет. “Кубики” очень удобны т.к. постоянно нужно что-то выставить для склейки или растяжки.
Условно “капитальный” у меня есть - этакая умная подставка, придуманная Скворцовым Валерой. Отличный походный вариант.

OldMan

Узелок завяжется, узелок развяжется… (с)
Наверное самый интересный момент момент процесса сборки т.к. наконец-то в живую ты видишь то, что проектировал и представлял только в виде чертежей и неких эскизов.

Верхняя часть стала “как к себе домой” благодаря подготовке соединений с нижней половинкой. Ну а дальше как по нотам:

Кое-какие новшества в плане стойки шасси. Долго я смотрел на разные варианты того, что строят коллеги и пришел к следующей схеме:

Перед тем, как начать фиксировать сделал небольшую “примерку”, остался доволен, пока всё как и задумывалось.

Итоговый вес фюза без управляющих плоскостей - 10.5г. Что ж, вроде неплохо.

OldMan

Уши?.. Лапы?.. Хвост!
Не то, чтобы Хвост всему голова, но во многом элемент ключевой и потому внимания требует особого.
Даже опытные саксаулы иногда делают эту ошибку, а именно, не учитывают, что растяжки на руле направления могут заметно мешать его отклонению, ну а так как фигуры, где он нужен “на все деньги” присутствуют то, мой совет - собирайте РН последним и смотрите, где и что может помешать его максимальному отклонению.

Отдельно про мотораму. Мой горький опыт научил меня, что мотор должен быть легко съёмным, при этом иметь возможность регулировок выкоса, а сам крепеж ничего не весить. Мне попались на глаза капроновые стендоффы и такие же капроновые к ним винты. Немного дреммелинга и…

Ну, и наконец финальный прикид электроники с целью понимания ЦТ и итогового веса.

Пока выхожу на 42 грамма с батарейкой 160 мАч и не самыми легкими 15" винтами.

shpak

Дима,самолет очень красивый.Украсим его еще и винтиком и резиночкой на вкус.Сегодня полетал еще на висение.Взял и разгрузил немного кончик у лопастей.Стал вроде как-то по другому звучать .Да и смотриться повеселей.

OldMan

Валерий Фёдорович, винтики твои, как и всё, что ты делаешь выглядят просто потрясающе. А ещё хочу в очередной раз сказать тебе Спасибо! за невероятно полезный стапель, без которого я уже, как без рук.

Теперь о самом процессе…
В борьбе с геометрией и сопроматом победила наука и в результате неделя была посвящена не только постройке, но и работе над ошибками.
Итак, что исправлено. Полностью переделано крепление шаровых на управление РН. Если речь об управлении одиночной тягой - не вопрос, первый вариант вполне работоспособен:

Для нормальной работы системы пул-пул всё-таки корректно делать так:

Причина, почему я всё-таки остановился на таком варианте - быстрое и безболезненное перемещение сервы. В случае, когда самолет хорошо известен и его настройки и его ЦТ уже проверены практикой - ни вопрос, ставим серву и летим, а вот в моём случае, когда облет ещё предстоит и ЦТ получем только расчетным способом такая подстраховка не будет лишней.

Про геометрию всё. Теперь о сопромате.
Было: Стало:
Опять же, разрыв “силовой линии” я видел, а вот чем думал в этот момент…, наверное тем, о чем пел Слепаков в одной из своих песен, посвященных мыслительным процессам 😃.

По установке самой электроники особых замечаний нет. Здесь всё уже традиционно и без каких-либо тонкостей, на фото можно посмотреть всё детально.

Olegss

Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?

OldMan
Olegss:

Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?

На удивление материал оказался очень даже стойким. Во время сборки волей или неволей, но самолету достаётся в плане зацепил-уронил, эта пленка справилась хорошо. Рекомендую.

29rus

пленка очень крепкая для таких самолетов! можно было бы кое где и тоньше ,но тоньше вроде бы нет именно такой

Olegss

Спасибо, значит пленка которую я первый раз заказывал для себя хуже, сильно дырявилась при натяжении без мятости. Мятая вела себя удовлетворительно.
www.homefly.com/products.asp?id=31
Уже заказал Ваш вариант.
www.ebay.com/sch/i.html?_odkw=electrostatic speake…
И парочка вопросов.
Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?
Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?
Это ведет к неодинаковому отклонению элеронов.

MorAna

Олег возьми во внимание шаровые наконечники. Дима этого пункта не упустит

OldMan
Olegss:

Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?

Длина качалки от центра ~22мм. Это в моём понимании оптимум т.к. малая качалка не обеспечит достаточное отклонение, а РН нужно около 45 градусов, а слишком большая - нагрузка на серву. Олег, не забывай, что фото сильно искажает картину т.е. в реалиях на этом фото размер качалок сервы и РН одинаковый и имеет общий размах ~ 44мм:

Olegss:

Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?

Обрати внимание, куда сдвинуты шаровые и прими в расчет искажение на фото.
Расстояние для точки крепления шаровых я нахожу в CAD-е, рисуя тягу на чертеже между кабанчиком элерона и тягой сервы.

Olegss

Спасибо разжевали. Это такой-же принцип установки качалок и компенсации геометрии управления как и на больших бензиновый моделях самолетов.
Мне знакомый вертолетчик уже погонал кучку малюсеньких шаровых с разбитых вертолетов

OldMan
Olegss:

…Мне знакомый вертолетчик уже погонал кучку малюсеньких шаровых с разбитых вертолетов…

Да, так и есть, мелкие вертолеты, а теперь ещё и мелкие квадро+коптеры отличный источник полезной мелочевки для зальников. Помимо шаровых я ещё использую капроновые винты, стендоффы, моторы, разъёмы, батарейки.

OldMan

Знаете без чего не латают зальные самолеты?
Правильно - Без Коробки!!!
На самом деле короб важнейшая часть т.к. масса самолетов гибнет именно во время транспортировки, а это очень-и-очень обидно.

Последние штрихи перед облетом - Т-колонайзеры. Традиционно ставлю их последними т.к. они вещь достаточно хрупкая и заметно усложняющая доступ к различным узлам. Помогут нам всё те же “волшебные кубики”

Итоговый вес 43.5 грамма с батарейкой 130mAh, системой RES-371gm и винтами RES-15".

Фото с облета:

Детали и итоги облета, финальные замечания и видео чуть позже…, но для затравки скажу - всё прошло очень даже хорошо.

Olegss

Поздравляю!!! И спасибо за подробный отчет о постройке!!!
Обращение к братьям пилотам—вот попробуйте сделать лучше…

MorAna

Остался ещё один штрих незакончен!

Olegss
MorAna:

Остался ещё один штрих незакончен!

Ага, тормозулек нет.
Или совсем не будет?