Colibri - самолет для F3P

OldMan

Валерий Фёдорович, винтики твои, как и всё, что ты делаешь выглядят просто потрясающе. А ещё хочу в очередной раз сказать тебе Спасибо! за невероятно полезный стапель, без которого я уже, как без рук.

Теперь о самом процессе…
В борьбе с геометрией и сопроматом победила наука и в результате неделя была посвящена не только постройке, но и работе над ошибками.
Итак, что исправлено. Полностью переделано крепление шаровых на управление РН. Если речь об управлении одиночной тягой - не вопрос, первый вариант вполне работоспособен:

Для нормальной работы системы пул-пул всё-таки корректно делать так:

Причина, почему я всё-таки остановился на таком варианте - быстрое и безболезненное перемещение сервы. В случае, когда самолет хорошо известен и его настройки и его ЦТ уже проверены практикой - ни вопрос, ставим серву и летим, а вот в моём случае, когда облет ещё предстоит и ЦТ получем только расчетным способом такая подстраховка не будет лишней.

Про геометрию всё. Теперь о сопромате.
Было: Стало:
Опять же, разрыв “силовой линии” я видел, а вот чем думал в этот момент…, наверное тем, о чем пел Слепаков в одной из своих песен, посвященных мыслительным процессам 😃.

По установке самой электроники особых замечаний нет. Здесь всё уже традиционно и без каких-либо тонкостей, на фото можно посмотреть всё детально.

Olegss

Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?

OldMan
Olegss:

Беспокоит натянутая пленка, как ведет себя. Дырки не дырятся от малейшего прикосновения?

На удивление материал оказался очень даже стойким. Во время сборки волей или неволей, но самолету достаётся в плане зацепил-уронил, эта пленка справилась хорошо. Рекомендую.

29rus

пленка очень крепкая для таких самолетов! можно было бы кое где и тоньше ,но тоньше вроде бы нет именно такой

Olegss

Спасибо, значит пленка которую я первый раз заказывал для себя хуже, сильно дырявилась при натяжении без мятости. Мятая вела себя удовлетворительно.
www.homefly.com/products.asp?id=31
Уже заказал Ваш вариант.
www.ebay.com/sch/i.html?_odkw=electrostatic speake…
И парочка вопросов.
Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?
Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?
Это ведет к неодинаковому отклонению элеронов.

MorAna

Олег возьми во внимание шаровые наконечники. Дима этого пункта не упустит

OldMan
Olegss:

Почему такие большие плечи на качалках сев и рудере, в чем тонкость?

Длина качалки от центра ~22мм. Это в моём понимании оптимум т.к. малая качалка не обеспечит достаточное отклонение, а РН нужно около 45 градусов, а слишком большая - нагрузка на серву. Олег, не забывай, что фото сильно искажает картину т.е. в реалиях на этом фото размер качалок сервы и РН одинаковый и имеет общий размах ~ 44мм:

Olegss:

Почему на элеронах угол между плечом качалки и тягой не 90 градусов?

Обрати внимание, куда сдвинуты шаровые и прими в расчет искажение на фото.
Расстояние для точки крепления шаровых я нахожу в CAD-е, рисуя тягу на чертеже между кабанчиком элерона и тягой сервы.

Olegss

Спасибо разжевали. Это такой-же принцип установки качалок и компенсации геометрии управления как и на больших бензиновый моделях самолетов.
Мне знакомый вертолетчик уже погонал кучку малюсеньких шаровых с разбитых вертолетов

OldMan
Olegss:

…Мне знакомый вертолетчик уже погонал кучку малюсеньких шаровых с разбитых вертолетов…

Да, так и есть, мелкие вертолеты, а теперь ещё и мелкие квадро+коптеры отличный источник полезной мелочевки для зальников. Помимо шаровых я ещё использую капроновые винты, стендоффы, моторы, разъёмы, батарейки.

OldMan

Знаете без чего не латают зальные самолеты?
Правильно - Без Коробки!!!
На самом деле короб важнейшая часть т.к. масса самолетов гибнет именно во время транспортировки, а это очень-и-очень обидно.

Последние штрихи перед облетом - Т-колонайзеры. Традиционно ставлю их последними т.к. они вещь достаточно хрупкая и заметно усложняющая доступ к различным узлам. Помогут нам всё те же “волшебные кубики”

Итоговый вес 43.5 грамма с батарейкой 130mAh, системой RES-371gm и винтами RES-15".

Фото с облета:

Детали и итоги облета, финальные замечания и видео чуть позже…, но для затравки скажу - всё прошло очень даже хорошо.

Olegss

Поздравляю!!! И спасибо за подробный отчет о постройке!!!
Обращение к братьям пилотам—вот попробуйте сделать лучше…

MorAna

Остался ещё один штрих незакончен!

Olegss
MorAna:

Остался ещё один штрих незакончен!

Ага, тормозулек нет.
Или совсем не будет?

MorAna

Этот зверь был подстрелин в инверте.

OldMan

Итак в итоге ИТОГИ:

  1. Планер. Проектируя Колибри я, безусловно, анализировал всё, что на сегодня есть у топовых пилотов и тот опыт, который я приобрел летая на Виктори и на Тривии. Мне хотелось создать самолет в характере которого можно найти всё, что нужно для комфортного полета в зале. Облет показал, что эта цель достигнута т.к. даже в маленьком (25х13х7) зале можно не особо напрягаясь летать и разучивать комплексы. Чертеж планера выложен и все желающие могут его использовать по своему усмотрению. В создании и обсуждении чертежа и разузловок активно участвовали Морозов Анатолий и Скворцов Валера. Толя, Валера - спасибо вам за все ваши замечания, советы и поддержку.

  2. Постройка и технологии. Жильвинас Лапачинскас сделал по настоящему шаг вперед своей технологией (Shaped carbon rod technology) . Готовые детали сложной формы не только придают эстетику, но и позволяют существенно сократить время сборки и сэкономить вес. К этому обязательно нужно добавить без-узелковую технологию т.к. для многих необходимость “вязать” является останавливающим фактором. Помимо самой технологии мне бы хотелось сказать спасибо Жильвинасу за его бесценные советы по работе с его деталями. Я постарался всё это зафиксировать в своём фото-отчёте.

  3. Электроника и ВМГ. Пока, увы, приходится с сожалением признавать, что электронная начинка составляет существенную часть веса. Машинки и приёмник тяжелые. Сервы, которые уже стали интересными с точки зрения веса пока далеки по точности. Но. На мой взгляд одним из прорывов стала система RES-371 Руслана Ермолина. В видео облета я специально включил момент, показывающий весь её потенциал. Более того, там есть момент, где я летаю на батарейке которой уже два года. Вообще, системы и винты к ним заслуживают отдельной темы.

  4. Облет. Безусловно летать хорошо в большом зале, однако последнее время все соревнования проводятся исключительно в малом пространстве. Спасибо Пензе - последний оплот нормальной площадки. Смотря видео принимайте в расчет, что это первые секунды полета модели (начало ролика) и ни о каких настройках ни модели, ни пилота говорить ещё не приходится. Собирая ролик я ставил себе целью показать Потенциал модели. надеюсь мне это удалось. Расчетный ЦТ является чуть передневатым.

Ланцов_Алексей

Дима привет фанфары убираем и теперь по делу .,

  1. Шажок чуть побольше можно сделать + 10-20 % покрутить ?
    Видно что скорости полётной мало - сваливаешься при переходе на нож и хвост опущен через чур .
  2. Посмотри на состояние резинки и на биение колёс ,- что-то трещит не правильно .
Orlik-S
Ланцов_Алексей:

и хвост опущен через чур

Мы тоже это заметили, угол “атаки” заметен при полете по горизонту, в конце видео - когда газку поддал все выравнилось

OldMan
Ланцов_Алексей:

Шажок чуть побольше можно сделать + 10-20 % покрутить?

Если говорим о винте, то так и будет, с винтом (шагом) уже всё понятно.
Кривой на газ не было, поэтому и по газу “провалы”. Это настрою.

Ланцов_Алексей:

Видно что скорости полётной мало…

Естественно! Ссыкотно ведь в маленьком зале, да в первый раз, отсюда и полет на харриере. 😃

Ланцов_Алексей:

что-то трещит не правильно…

Тут всё нормально. Для этого мотора это правильный звук. Вообще, в зале такое эхо, что даже сигналы от аппаратуры звучат адово.

Orlik-S:

угол “атаки” заметен при полете по горизонту

Скорость.
Куда приятнее иметь возможность лететь медленно, нежели постоянно держать скорость, чтобы не сваливаться.

В целом замечания и советы понятны. Спасибо большое!