Как полететь P-15. Краткая инструкция по подготовке к сезону. Первая серия.

Izverg

Уважаемые коллеги, начало активного пилотажного сезона не за горам, кто то уже выучил и активно летает новые комплексы, а кто то только собирается приступить к тренировкам.
Надеюсь, что комплекс у всех перед глазами.
В нескольких публикациях в это теме я предложу свой вариант подготовительных упражнений для спортсменов уровня первого спортивного разряда и выше.

Комплекс P-15 не требует особых настроек самолета по сравнению с комплексом, который мы с Вами летали последние два года. Технически комплекс не сложный, в его составе комплекса всего одна штопорная бочка в фигуре 17.
Самыми сложными для выполнения являются фигуры 3- Двойной иммельман с двумя ножами, Фигура 5 - Сравной разворот по центру зоны, и фигура 7-
связка из реверсивных 3/6 бочки с фиксациями, эти фигуры потребуют особенно кропотливой работы, и сегодня мы начнем рассмотрение несколько упражнений-связок, которые позволят проработать данные фигуры более тщательно.

  1. Так как две первые фигуры являются по большей части "разминочными, и не должны представлять особых трудностей как по технике выполнения, так и по геометрии, включаем их в первое упражнение без изменений.
    Итак- Начало связки против ветра, по центру зоны выполняем "Мяч для гольфа с двумя полубочками на диагоналях. Вход и Выход из фигуры должны быть довольно плавными, так как радиусы входа и выхода должны быть равны радиусу окружности 3/4 обратной петли, полубочки на диагоналях при этом должны быть выполнены четко по центру зоны. Далее выполняем Половину квадратной петли из угла, с полубочкой на второй диагонали и после пролета центра выходим на выполнение “двойного иммельмана”. Выполнять его, в ходе упражнения, мы его будем с изменениями. На первом пролете связки-
    После пролета центра из положительного полета по верхнему краю зоны и небольшой прямой, (равной по длине радиусу петли, которую Вы бы смогли выполнить с верхнего края зоны до нижнего), самолет выполняет половину обратной петли вниз, оказываясь в перевернутом полете сразу по выходу из петли выполняем половину бочки, длиной до центра зоны, далее продолжаем полет по прямой равной радиусу петли, до начала второй половины петли. Выполняем вторую половину петли, по окончании выполнения которой самолет окажется на верху пилотажной зоны, в перевернутом полете. Сразу же после окончания полу-петли выполняем половину бочки, длиной до середины зоны.
    Очень важно начинать вращение сразу же после окончания маневра как нисходящей так и восходящей полу-петли.
    Далее летим до края зоны и выполняем без изменений фигуру номер 4- половину квадратной петли вниз, с полубочкой на вертикали. Во время маневра оцениваем, как работает торможение.

Далее связка повторяется- Мяч для голфа- пол квадратной из угла- двойной иммельман. При этом на втором пролете после полу-петли вниз и вверх выполняем уже полубочку, растянутую по всей длине нижнего и верхнего прямых участков иммельмана.
На третьем пролете после выполнения каждой из полу-петель двойного иммельмана продолжаем полет до центра зоны, и лишь затем выполняем полубочку, за центром зоны, с таким расчетом, чтобы сразу после нее начать вторую половину полу-петли.

На четвертом пролете фигуры номер 3 на верхней и нижней прямых выполняем 2/4 бочки с фиксациями до центра зоны,
На пятом пролете- 2/4 бочки с фиксации на прямых начинаются после центра зоны.
На шестом пролете фигуры номер три наконец выполняется фигура так, как она должна выглядеть в комплексе, то есть сразу же после выполнения нисходящей полу-петли самолет выполняет 1/4 бочки и продолжает полет на ноже вдоль всей прямой, затем выполяет 1/4 бочки с выходом в прямой полет, пол петли вверх, 1/4 бочки- нож вдоль прямой по верху зоны, и 1/4 бочки с выходом в прямой полет.

Конечно, можно выполнить фигуру номер 3 с вариациями как описано выше сразу, по кругу, без фигур-связок. Однако, это доступно только хорошо подготовленным спортсменам, и на поздних стадиях подготовки. Фигуры - связки кроме того, что сами по себе являются частями комплекса и подготавливают Вас к его выполнению, позволяют Вам отдыхать перед выполнением двойного иммельмана, имеющего коэффициент сложности 5.

Показать это гораздо легче, чем рассказать, поэтому с удовольствием отвечу на вопросы. В Следующий раз рассмотрим как подготовиться к выполнению фигуры номер 5- Срывного разворота с 1 1/4 бочки на вертикали вверх и 3/4 бочки на вертикали вниз.

Всем удачи в тренировках!

Izverg

Сразу пока есть время- Серия вторая.

Рассмотрим упражнение, которое позволит подготовиться к выполнению пожалуй, самой сложной фигуры комплекса-
Фигуры номер 5- Срывного разворота с 1 и 1/4 бочки на вертикали вверх, и 3/4 бочки вниз.
Вращения в фигуре выполняются без фиксаций. Упражнение будет состоять из четырех фигур, частично заимствованных из комплекса.

Начинаем от простого к сложному. Главная трудность состоит в выполнении вращения на вертикали в условиях ветра, самолет постоянно должен оставаться на оси по центру зоны, а значит придется выполнять постоянную корректировку если вращение делать достаточно медленно и, значит, красиво.
Начинаем против ветра- выполняем радиус в 1/4 петли с таким расчетом, чтобы оказаться по центру зоны на вертикали. Угол “на ветер” желательно задать сразу как можно точнее, На вертикали вверх… внимание… три четвертых бочки вверх с фиксациями, так мы привыкаем корректировать траекторию вертикали при наличии ветра в каждом из положений самолета. Вращение должно быть выполнено по центру вертикали.
Выполняем обычный срывной разворот, о нем написано множество раз, детально останавливаться не буду, напомню только, что для предотвращения раскачки самолета можно слегка дать руль направления в противоположную сваливанию сторону незадолго до достижения самолетом вертикального положения с опущенным носом. После этого выполняем три четвертых бочки с фиксациями с выходом в прямой полет, опять же, по центру траектории. Выход осуществляется строго тем же радиусом, что и вход.
Далее - половина кубинской восьмерки от центра с полубочкой на диагонали- то есть фигура 6 комплекса без изменений. Затем выполняем две медленные полу-бочки в разные стороны, с таким расчетом, чтобы перекладка пришлась строго на центр зоны. Заодно это подготовит нас к следующему упражнению.
После этого выполняем Сапог от края зоны к центру, вверх половина бочки, вниз ничего. Выход прямой.
Далее цикл повторяется. На Втором пролете при выполнении срывного разворота выполняем вверх три четвертых бочки уже без фиксаций, срывной, вниз- три четвертых так-же без фиксаций.
На третьем пролете Выполняем вверх бочку с 4-мя фиксациями, вниз- 2/4 бочки с фиксацией, выход прямой.
На четвертом пролете- Вверх полная бочка, вниз пол бочки, выход прямой.
Пятый заход (необязательно усложнять упражнение в первом же полете, каждому требуется разное время и количество полетов, чтобы адаптироваться, поэтому деление на заходы - условное, главное соблюдать последовательность изменения упражнения). Вверх- 1 и 1/4 бочки с фиксациями через каждую четверть, вниз - три четвертых с фиксациями выход прямой,
И Наконец в 6-й заход фигура выполняется уже так как в комплексе- вверх 1 и 1/4 бочки без фиксаций, вниз 3/4 без фиксаций.
Для особо упорных - можно дальше усложнить упражнение, выполнив вращение вверх не 4-ными а 8-ми частями бочки, с фиксациями через каждые 45 градусов.
Надеюсь рассказал понятно.
При наличии бокового ветра и необходимости корректировки удаления, 4-ю разворотную фигуру (сапог) можно выполнять так как в комплексе- поперек зоны, при этом вверх выполняется 3/4 бочки, затем половина обратной петли (руль высоты от себя) затем три четвертых бочки, но с выходом в прямой полет.

Всем удачи, будут вопросы- задавайте.

pilot685

В фигуре 3 можно ли полет на ноже выполнять в произвольном варианте, кабиной либо шасси к себе.

Izverg
pilot685:

В фигуре 3 можно ли полет на ноже выполнять в произвольном варианте, кабиной либо шасси к себе.

Конечно, любой стороной. Для тренировки советую летать оба варианта.

Magirus

Дмитрий!
А зачем нам в фигуре № 3 тренировать на 4-м и 5-м пролете 2/4 бочки - для моторики?

Izverg
Magirus:

зачем нам в фигуре № 3 тренировать на 4-м и 5-м пролете 2/4 бочки - для моторики?

Именно! Это та самая “перекладка” в 1/4 бочки, которая должна получаться четко и размеряно.

Izverg

Упражнение номер 3!
Ну что, учимся делать фигуру номер 7- комбинация вращений из 3/6 бочки с фиксациями и 3/6 бочки с фиксациями в противоположную сторону.
Трудность выполнения фигуры заключается в нескольких основных моментах. Во первых, для нас непривычно выполнение вращений с фиксацией через 60 градусов.
Поэтому, еще до начала тренировок нарисовать себе окружность и разметить ее через 60 градусов, потом попробовать сделать фигуру “пешим по летному” макетом самолета, чтобы понять и запомнить углы фиксаций.
Во вторых, перекладка по центру зоны должна осуществляться без паузы. И в третьих- необходимо чтобы эта самая перекладка была осуществлена четко по центру зоны. На эти три основные момента и будет направлено следующее упражнение. А чтобы не терять времени в холостых пролетах, мы, как обычно, дополним упражнение другими, менее сложными фигурами из комплекса.
Начинаем против ветра, первая фигура- фигура номер 17 комплекса- аваландж со штопорной бочкой вверху. Главная трудность- геометрия фигуры и корректировка с учетом влияния ветра. Штопорная в верхней части фигуры может быть выполнена как положительная, так и отрицательная. Удобнее делать отрицательную.
Далее выполняем фигуру номер 6- половину кубинской восьмерки от центра с полубочкой на диагонали.
На первом пролете выполняем- целую медленную бочку во всю длину выполняемой фигуры. Обращаем внимание на центр зоны.
Во втором пролете- две полубочки с реверсивным вращением, с перекладкой вращения строго по центру зоны, перекладка должна выполняться “с отбоем”
В третьем пролете- бочку с 6 фиксациями через 60 градусов
В четвернтом пролете - также бочку с 6 фиксациями но начало вращения- в другую сторону.
В пятом пролете фигура выполняется так, как должна выполняться в комплексе - 3/6 бочки с вращением в одну сторону- перекладка вращения - и 3/6 в другую сторону.
В шестом пролете рекомендую сделать то же самое, но начало вращения противоположное тому, которое делали в 5-м пролете.
Связующая фигура - Сапог от края зоны к центру, вверх - пол бочки, вниз- ничего, выход прямой.
И далее- по кругу.
Связующие фигуры старайтесь делать с неизменно высоким качеством, концентрация должна сохраняться во время всего упражнения.

Всем успехов!

2 months later
Makey

У опытных пилотов мой пост может вызвать улыбку и Дмитрий не будет против, что я “влез” в созданную им ветку, однако в силу своего малого опыта пилотирования ,при выполнении комплекса Р-15 столкнулся с проблемой быстрого определения направления вращения ¾ бочек в фигурах№5;8 (поперёк ПЗ), а так же направления выполнения ¼ бочки в фигуре №3 так чтобы нож был кабиной к пилоту ( я так и не понял является ли обязательным условием выполнение «ножа» на разных сторонах, либо допускается в верхней и нижней части на одной и той же стороне, например в нижней части кабиной к пилоту, в верхней шасси к пилоту)
Итак по порядку
Фигура №3 Чтобы самолёт встал на нож кабиной к пилоту ручку управления элеронов нужно отклонить в сторону против движения самолёта. Это справедливо и в верхней и нижней части фигуры, и не зависит от направления входа в фигуру

Фигура № 5 Для выполнения 1 ¼ бочки так, чтобы самолёт на срывной разворот вышел кабиной к пилоту, ручку элеронов на отклоняем в сторону в которую самолёт двигался до входа на вертикаль (обычно это не вызывает затруднения), а вот с нисходящей вертикалью у меня возникали проблемы, Для избежание ошибки ручку элеронов следует отклонять в ту же сторону как и на восходящей вертикали, т.е в сторону выхода из фигуры.

Фигура №8 (поперёк ПЗ) тут немного посложнее. Если самолёт летит слишком близко и при помощи фигуры его следует отдалить, то стик элеронов отклоняем в сторону против полёта. На нисходящей части направление выполнения ¾ бочки такое же как и на восходящей. Если самолёт слишком далеко и его нужно приблизить, в этом случае ручку элеронов отклоняем в сторону по ходу движения самолёта , нисходящую бочку выполняем в том же направлении.

Izverg
Makey:

У опытных пилотов мой пост может вызвать улыбку

Хорошие мнемонические правила! В комплексе P, конечно делаю все интуитивно- голова сама соображает, куда крутить, а в финале сам пользуюсь часто чем-то подобным.
Хочу дополнить, что перед выполнением фигуры 8- это Хампти-бамп Push-Pull-Pull , который выполняется либо поперек зоны, либо, опционно, от края к центру, необходимо оценить потенциальный снос самолета ветром на фигуре 9- это “шляпа” с 2,5 витакми штопора из обратного полета. Если ветер дует вдоль направления полета, То имеет смысл выполнить фигуру 8 поперек зоны, в любую удобную сторону в зависимости от текущей дальности, чтобы потом, после штопора, фигурой номер 10, которая является так-же корректирующей по дальности, вернуться на прежнюю траекторию.
Если же ветер имеет боковую составляющую, перед выполнением фигуры 8 необходимо оценить возможную величину сноса модели на фигуре 9 во время штопора.
То-есть, если снос будет небольшим, целесообразно сделать фигуру 8 вдоль зоны, чтобы затем внести небольшую корректировку по дальности фигурой 10. Если же снос будет значительным, то целесообразно выполнить фигуру 8 против навигационного направления боковой составляющей ветра, чтобы потом, после сноса, так-же против ветра выполнить фигуру номер 10.
Надеюсь, не слишком сложно 😃

24 days later
SpiriS

“Во втором пролете- две полубочки с реверсивным вращением, с перекладкой вращения строго по центру зоны, перекладка должна выполняться “с отбоем”” - можно на пальцах объяснить реализацию “отбоя”?
Четвертая серия будет? Проблемы с фигурой 13 и её окантовкой (12-13-14) - или устаю к завершению комплекса, или в консерватории…

Viktor07
Ланцов_Алексей:

Если есть чёткое видео то просьба дать ссылку .
а пока картинки
disk.yandex.ru/public/?hash=W%2BfHcF17T%2B3roG8vMy…

Ув. господин Алексей!
Ссылку тактичнее давать на ресурс, где они размещены (не только эти, но и другие интересные материалы по F3A).😉
Тем более, что идет постоянное обновление или исправление этих материалов.😁
В этом году А,Гурылев начал делать подробный перевод Правил FAI для F3A (которые утверждены и действуют с 1 января 2014).
Причем, кроме перевода, материал дополнен схемами или иллюстрациями, что делает этот всем понятный документ более приятно читаемым!
Пожалуйста, всем, кому интересно - читайте и смотрите наши материалы!

20 days later
fatik

Это все классно, так стараемся летать.
А что можете порекомендовать для удержания курса?

Izverg
fatik:

А что можете порекомендовать для удержания курса?

Больше тренироваться. И никак иначе. Привыкнуть постоянно работать рулем направления.