Как полететь P-15. Краткая инструкция по подготовке к сезону. Первая серия.

Izverg

Сразу пока есть время- Серия вторая.

Рассмотрим упражнение, которое позволит подготовиться к выполнению пожалуй, самой сложной фигуры комплекса-
Фигуры номер 5- Срывного разворота с 1 и 1/4 бочки на вертикали вверх, и 3/4 бочки вниз.
Вращения в фигуре выполняются без фиксаций. Упражнение будет состоять из четырех фигур, частично заимствованных из комплекса.

Начинаем от простого к сложному. Главная трудность состоит в выполнении вращения на вертикали в условиях ветра, самолет постоянно должен оставаться на оси по центру зоны, а значит придется выполнять постоянную корректировку если вращение делать достаточно медленно и, значит, красиво.
Начинаем против ветра- выполняем радиус в 1/4 петли с таким расчетом, чтобы оказаться по центру зоны на вертикали. Угол “на ветер” желательно задать сразу как можно точнее, На вертикали вверх… внимание… три четвертых бочки вверх с фиксациями, так мы привыкаем корректировать траекторию вертикали при наличии ветра в каждом из положений самолета. Вращение должно быть выполнено по центру вертикали.
Выполняем обычный срывной разворот, о нем написано множество раз, детально останавливаться не буду, напомню только, что для предотвращения раскачки самолета можно слегка дать руль направления в противоположную сваливанию сторону незадолго до достижения самолетом вертикального положения с опущенным носом. После этого выполняем три четвертых бочки с фиксациями с выходом в прямой полет, опять же, по центру траектории. Выход осуществляется строго тем же радиусом, что и вход.
Далее - половина кубинской восьмерки от центра с полубочкой на диагонали- то есть фигура 6 комплекса без изменений. Затем выполняем две медленные полу-бочки в разные стороны, с таким расчетом, чтобы перекладка пришлась строго на центр зоны. Заодно это подготовит нас к следующему упражнению.
После этого выполняем Сапог от края зоны к центру, вверх половина бочки, вниз ничего. Выход прямой.
Далее цикл повторяется. На Втором пролете при выполнении срывного разворота выполняем вверх три четвертых бочки уже без фиксаций, срывной, вниз- три четвертых так-же без фиксаций.
На третьем пролете Выполняем вверх бочку с 4-мя фиксациями, вниз- 2/4 бочки с фиксацией, выход прямой.
На четвертом пролете- Вверх полная бочка, вниз пол бочки, выход прямой.
Пятый заход (необязательно усложнять упражнение в первом же полете, каждому требуется разное время и количество полетов, чтобы адаптироваться, поэтому деление на заходы - условное, главное соблюдать последовательность изменения упражнения). Вверх- 1 и 1/4 бочки с фиксациями через каждую четверть, вниз - три четвертых с фиксациями выход прямой,
И Наконец в 6-й заход фигура выполняется уже так как в комплексе- вверх 1 и 1/4 бочки без фиксаций, вниз 3/4 без фиксаций.
Для особо упорных - можно дальше усложнить упражнение, выполнив вращение вверх не 4-ными а 8-ми частями бочки, с фиксациями через каждые 45 градусов.
Надеюсь рассказал понятно.
При наличии бокового ветра и необходимости корректировки удаления, 4-ю разворотную фигуру (сапог) можно выполнять так как в комплексе- поперек зоны, при этом вверх выполняется 3/4 бочки, затем половина обратной петли (руль высоты от себя) затем три четвертых бочки, но с выходом в прямой полет.

Всем удачи, будут вопросы- задавайте.

pilot685

В фигуре 3 можно ли полет на ноже выполнять в произвольном варианте, кабиной либо шасси к себе.

Izverg
pilot685:

В фигуре 3 можно ли полет на ноже выполнять в произвольном варианте, кабиной либо шасси к себе.

Конечно, любой стороной. Для тренировки советую летать оба варианта.

Magirus

Дмитрий!
А зачем нам в фигуре № 3 тренировать на 4-м и 5-м пролете 2/4 бочки - для моторики?

Izverg
Magirus:

зачем нам в фигуре № 3 тренировать на 4-м и 5-м пролете 2/4 бочки - для моторики?

Именно! Это та самая “перекладка” в 1/4 бочки, которая должна получаться четко и размеряно.

Izverg

Упражнение номер 3!
Ну что, учимся делать фигуру номер 7- комбинация вращений из 3/6 бочки с фиксациями и 3/6 бочки с фиксациями в противоположную сторону.
Трудность выполнения фигуры заключается в нескольких основных моментах. Во первых, для нас непривычно выполнение вращений с фиксацией через 60 градусов.
Поэтому, еще до начала тренировок нарисовать себе окружность и разметить ее через 60 градусов, потом попробовать сделать фигуру “пешим по летному” макетом самолета, чтобы понять и запомнить углы фиксаций.
Во вторых, перекладка по центру зоны должна осуществляться без паузы. И в третьих- необходимо чтобы эта самая перекладка была осуществлена четко по центру зоны. На эти три основные момента и будет направлено следующее упражнение. А чтобы не терять времени в холостых пролетах, мы, как обычно, дополним упражнение другими, менее сложными фигурами из комплекса.
Начинаем против ветра, первая фигура- фигура номер 17 комплекса- аваландж со штопорной бочкой вверху. Главная трудность- геометрия фигуры и корректировка с учетом влияния ветра. Штопорная в верхней части фигуры может быть выполнена как положительная, так и отрицательная. Удобнее делать отрицательную.
Далее выполняем фигуру номер 6- половину кубинской восьмерки от центра с полубочкой на диагонали.
На первом пролете выполняем- целую медленную бочку во всю длину выполняемой фигуры. Обращаем внимание на центр зоны.
Во втором пролете- две полубочки с реверсивным вращением, с перекладкой вращения строго по центру зоны, перекладка должна выполняться “с отбоем”
В третьем пролете- бочку с 6 фиксациями через 60 градусов
В четвернтом пролете - также бочку с 6 фиксациями но начало вращения- в другую сторону.
В пятом пролете фигура выполняется так, как должна выполняться в комплексе - 3/6 бочки с вращением в одну сторону- перекладка вращения - и 3/6 в другую сторону.
В шестом пролете рекомендую сделать то же самое, но начало вращения противоположное тому, которое делали в 5-м пролете.
Связующая фигура - Сапог от края зоны к центру, вверх - пол бочки, вниз- ничего, выход прямой.
И далее- по кругу.
Связующие фигуры старайтесь делать с неизменно высоким качеством, концентрация должна сохраняться во время всего упражнения.

Всем успехов!

2 months later
Makey

У опытных пилотов мой пост может вызвать улыбку и Дмитрий не будет против, что я “влез” в созданную им ветку, однако в силу своего малого опыта пилотирования ,при выполнении комплекса Р-15 столкнулся с проблемой быстрого определения направления вращения ¾ бочек в фигурах№5;8 (поперёк ПЗ), а так же направления выполнения ¼ бочки в фигуре №3 так чтобы нож был кабиной к пилоту ( я так и не понял является ли обязательным условием выполнение «ножа» на разных сторонах, либо допускается в верхней и нижней части на одной и той же стороне, например в нижней части кабиной к пилоту, в верхней шасси к пилоту)
Итак по порядку
Фигура №3 Чтобы самолёт встал на нож кабиной к пилоту ручку управления элеронов нужно отклонить в сторону против движения самолёта. Это справедливо и в верхней и нижней части фигуры, и не зависит от направления входа в фигуру

Фигура № 5 Для выполнения 1 ¼ бочки так, чтобы самолёт на срывной разворот вышел кабиной к пилоту, ручку элеронов на отклоняем в сторону в которую самолёт двигался до входа на вертикаль (обычно это не вызывает затруднения), а вот с нисходящей вертикалью у меня возникали проблемы, Для избежание ошибки ручку элеронов следует отклонять в ту же сторону как и на восходящей вертикали, т.е в сторону выхода из фигуры.

Фигура №8 (поперёк ПЗ) тут немного посложнее. Если самолёт летит слишком близко и при помощи фигуры его следует отдалить, то стик элеронов отклоняем в сторону против полёта. На нисходящей части направление выполнения ¾ бочки такое же как и на восходящей. Если самолёт слишком далеко и его нужно приблизить, в этом случае ручку элеронов отклоняем в сторону по ходу движения самолёта , нисходящую бочку выполняем в том же направлении.

Izverg
Makey:

У опытных пилотов мой пост может вызвать улыбку

Хорошие мнемонические правила! В комплексе P, конечно делаю все интуитивно- голова сама соображает, куда крутить, а в финале сам пользуюсь часто чем-то подобным.
Хочу дополнить, что перед выполнением фигуры 8- это Хампти-бамп Push-Pull-Pull , который выполняется либо поперек зоны, либо, опционно, от края к центру, необходимо оценить потенциальный снос самолета ветром на фигуре 9- это “шляпа” с 2,5 витакми штопора из обратного полета. Если ветер дует вдоль направления полета, То имеет смысл выполнить фигуру 8 поперек зоны, в любую удобную сторону в зависимости от текущей дальности, чтобы потом, после штопора, фигурой номер 10, которая является так-же корректирующей по дальности, вернуться на прежнюю траекторию.
Если же ветер имеет боковую составляющую, перед выполнением фигуры 8 необходимо оценить возможную величину сноса модели на фигуре 9 во время штопора.
То-есть, если снос будет небольшим, целесообразно сделать фигуру 8 вдоль зоны, чтобы затем внести небольшую корректировку по дальности фигурой 10. Если же снос будет значительным, то целесообразно выполнить фигуру 8 против навигационного направления боковой составляющей ветра, чтобы потом, после сноса, так-же против ветра выполнить фигуру номер 10.
Надеюсь, не слишком сложно 😃

24 days later
SpiriS

“Во втором пролете- две полубочки с реверсивным вращением, с перекладкой вращения строго по центру зоны, перекладка должна выполняться “с отбоем”” - можно на пальцах объяснить реализацию “отбоя”?
Четвертая серия будет? Проблемы с фигурой 13 и её окантовкой (12-13-14) - или устаю к завершению комплекса, или в консерватории…

Viktor07
Ланцов_Алексей:

Если есть чёткое видео то просьба дать ссылку .
а пока картинки
disk.yandex.ru/public/?hash=W%2BfHcF17T%2B3roG8vMy…

Ув. господин Алексей!
Ссылку тактичнее давать на ресурс, где они размещены (не только эти, но и другие интересные материалы по F3A).😉
Тем более, что идет постоянное обновление или исправление этих материалов.😁
В этом году А,Гурылев начал делать подробный перевод Правил FAI для F3A (которые утверждены и действуют с 1 января 2014).
Причем, кроме перевода, материал дополнен схемами или иллюстрациями, что делает этот всем понятный документ более приятно читаемым!
Пожалуйста, всем, кому интересно - читайте и смотрите наши материалы!

20 days later
fatik

Это все классно, так стараемся летать.
А что можете порекомендовать для удержания курса?

Izverg
fatik:

А что можете порекомендовать для удержания курса?

Больше тренироваться. И никак иначе. Привыкнуть постоянно работать рулем направления.