Как управлять самолетом

Alexander53
HS125:

Самолет движется относительно воздуха и он не понимает откуда дует ветер. Ему это все равно.

Не всё равно. Вы забыли правило о сложении скоростей. Результирующая составляющая от сложения осевой и боковой составляющих скорости будет направлена под углом к продольной оси самолёта.
Возникает скольжение, которое ВО будет устранять, т.е. поворачивать нос самолёта на ветер. Чтобы этого не происходило, надо компенсировать разворот рулём направления. Вот тогда будет происходить снос без изменения курса.
В тонкости не лезу, т.е. прокомментировал влияние бокового ветра только на ПУТЕВУЮ устойчивость, которая является лишь составляющей частью боковой устойчивости.
Ну и влияние тяги винта на путевую устойчивость тоже опустил, т.к. речь идёт о предштопорном режиме и влияние тяги практически равно нулю.

Makey

Мне кажется что картинка показывает распределение моментов сил на посадке. Когда самолет касается шасси ВПП. Иначе ,что за моменты сил Zл;Zпр;Fтр.пр и Fтр.л ? Если эти моменты убрать то картина в корне поменяется.

Alexander53
Makey:

Мне кажется что картинка показывает распределение моментов сил на посадке. Когда самолет касается шасси ВПП.

Вы же прекрасно знаете, что взлёт и посадка - это не только разбег и пробег. В воздухе убираются только силы и моменты от колёс. Разворачивающий момент от бокового ветра останется.
На картинке он в воздухе компенсируется отклонением РН. Поставить его в нейтраль и начнётся разворот на ветер.
Видно же, что результирующая скорость W направлена под углом к продольной оси самолёта. Следовательно и к вертикальному оперению.
Да и в инструкции написано, что на малых скоростях разбега и пробега компенсировать разворот за счёт раздельного торможения колёс, на больших, когда сила трения колёс мала и в воздухе - только отклонением РН.

Makey

Как я понял мы рассматриваем устоявшееся равномерное прямолинейное движение самолёта в ламинарном потоке. Если после взлёта поставить РН прямо, т.е не компенсировать снос (на рисунке угол ветта =0) то рано или поздно за счёт парусности фюзеляжа самолёта, самолёт начнет “тащить” по ветру и в конечном итоге скорость самолёта (сноса) и скорость движения воздуха уравняются и боковая составляющая ветра исчезнет. Таким образом самолёт начнёт двигаться со сносом ветра. Положение земли мы не рассматриваем. Да и каким образом она влияет на полёт в этом случае? Но если наблюдатель будет находится на земле то ему будет виден снос самолёта по ветру. Однако в процессе выравнивания скоростей момент флюгирывания будет иметь место, за счёт наличия бокового ветра. Это время зависит от многих факторов (массы самолёта , площади ВО, боковой площади самолёта, соотношения этих площадей). Применительно к пилотажу можно сделать вывод: При выходе в положение с боковым ветром модель получает флюгирующий момент, однако если его скомпенсировать, а снос не компенсировать, то модель начнёт сносить по ветру и с временем флюгирующий момент исчезнет. Если компенсировать снос (чтоб было по феншую) то флюгирующий момент не исчезнет.
Как то так 😇

ItBoss
Alexander53:

Возникает скольжение

какое же тут скольжение? относительно воздуха самолет летит прямо. относительно наблюдателя - боком (с боковым ветром), но без скольжения

Alexander53
ItBoss:

какое же тут скольжение?

Именно относительно воздуха. Относительно земли есть другое понятие (навигационное) - угол сноса.

Sanni34
Alexander53:

…Возникает скольжение, которое ВО будет устранять, т.е. поворачивать нос самолёта на ветер. Чтобы этого не происходило, надо компенсировать разворот рулём направления. Вот тогда будет происходить снос без изменения курса…

Самолет (ВС) летит в воздушной массе, куда движется вся В.М. (ветер) Самолету с точки зрения аэродинамики фиолетово( в навигации интересно). Установившейся полет ВС выполняется без скольжения. Чтоб получить скольжение, надо вывести вс из равновесия, требуется дать педаль(отклонить РН). Как только педаль будет убрана, вс вернется в установившийся полет без скольжений. Стабилизирующий(флюгер) момент зависит от расстояния между ЦТ и ЦД(точки приложения аэр.сил) Больше расстояние- вс более устойчив и менее управляем, Если меньше все наоборот.
Картинка ваша актуальна на разбеге, как только вс оторвался от земли начнется снос по ветру, ВСЕ, без разворотов и скольжений, вс оказался в В.М. А Треугольник скоростей это уже навигация. Чтоб сохранить ЛЗП надо подвернуть на ветер.
Аль я не прав?

vlad_den

Мне кажется, что все расхождения в точках зрения обусловлены тем, что: во-первых модель очень мало, или никогда не летит с установившейся скоростью прямолинейно и равномерно; во-вторых - вблизи земли ветер очень редко или никогда не дует равномерно и в одном напрвлении, обычно - порывами. А если боковой порыв - то вот он разворачивающий момент, так как центр бокового давления не совпадает с центром тяжести.

Sanni34
vlad_den:

…- то вот он разворачивающий момент, так как центр бокового давления не совпадает с центром тяжести…

Да, именно, думаю что так, но не о каком полете со самоскольжением при боковом ветре речь не идет, а только о порывах и сдвигах ветра кратковременно. А так аэродинамика думаю едина для всех, хоть модель, хоть Боинг 747, с нюансами на массу.

орышич
Sanni34:

А так аэродинамика думаю едина для всех

Аэродинамика - очень интересная наука ! Но ,я думаю , уже все поняли как правильно выполнять штопор )))В пилотаже оченивается траектория модели относительно центра тяжести , соответственно абсолютно все равно скольжение это или “флюгеризм” . Надо просто пытаться и стараться модель удержать на траектории полета с одинаковым удалением по полетной зоне .

Andry_M
Sanni34:

Стабилизирующий(флюгер) момент зависит от расстояния между ЦТ и ЦД(точки приложения аэр.сил) Больше расстояние- вс более устойчив и менее управляем, Если меньше все наоборот.

Логично. Согласен.

Sanni34:

как только вс оторвался от земли начнется снос по ветру, ВСЕ, без разворотов и скольжений

Точка ЦТ не изменилась. ЦД тоже. Почему пропал момент силы? Нелогично. Не согласен.

Все вращения происходят вокруг ЦТ от моментов сил. Ни расстояние, ни сама сила не изменилась. Соответственно момент не изменился и тем более не исчез…

vlad_den:

А если боковой порыв - то вот он разворачивающий момент, так как центр бокового давления не совпадает с центром тяжести.

Боковой порыв не что иное, как увеличение силы. Расстояние осталось прежним. Появляется бОльший разворачивающий момент, который еще ни чем не скомпенсирован. Компенсируем и летим дальше. Что будет, когда порыв ослабнет? Когда пропадет боковой ветер?
Я за флюгирование… Сдвиньте ЦД в ЦТ. Флюгирование пропадет…

Sanni34
Andry_M:

…Точка ЦТ не изменилась. ЦД тоже. Почему пропал момент силы? Нелогично. Не согласен…Все вращения происходят вокруг ЦТ от моментов сил. Ни расстояние, ни сама сила не изменилась. Соответственно момент не изменился и тем более не исче…

Логично, не логично…
Самолет на земле разворачивает вокруг точки соприкосновения шасси с ВПП. Как только взлетел, момента уже нет… картинка выше очень информативна.
А на счет в какую сторону, по ветру или на ветер, делать срывной разворот и штопор. Самолету по барабану куда дует ветер. НО ЕСТЬ НО. Представте что вы делаете срывной разворот на ветер, и слегка размазываете его, получаете петлю. А ветер снося модель исправляет это. И наблюдатель с земли видит идеальную фигуру. И наоборот. Идеальный срывной разворот выполненный по ветеру с земли кажется размазанной петлей… Я себе обьясняю так.

paa

братцы, у меня на штопоре уже руки дрожат:)

B3PbIB_MO3rA

Идеальный срывной разворот выполненный по ветеру с земли кажется размазанной петлей… Я себе обьясняю так.

Флюгирование есть! Не сделаете нормально срывной поворот по ветру. Именно из-за флюгирования.

Попробуйте реально полетать и все сразу поймёте.

SpiriS
Губанов_Игорь:

Это понятно всем летающим.

… наблюдающим за полетом с земли.

Alexander53
Sanni34:

Самолет на земле разворачивает вокруг точки соприкосновения шасси с ВПП.

На картинке 3 точки - относительно какой?

Sanni34:

Как только взлетел, момента уже нет

Все силы и моменты в полёте проявляются относительно ц.т. Дал педаль, скольжение есть из-за косого обтекания, не дал педаль при боковом ветре (тоже косое обтекание) - нет скольжения. Почему?

B3PbIB_MO3rA
SpiriS:

… наблюдающим за полетом с земли.

??? В чей огород камушек полетел?

paa:

братцы, у меня на штопоре уже руки дрожат:)

Лёша! Европа скомплектована после небольшого каннибализма. Ждёт тебя.

paa
B3PbIB_MO3rA:

после небольшого каннибализма

Серега, чччета ишшо больше задрожали:)))))), пошу прощения за оффтоп

nvi93

Ну, ребята, Вас понесло… в штопор. 😃 Подолью ещё масла в огонь… На полетушках, несколько лет назад, знакомый делал плоский штопор на Сбече бензиновом, размах у самолёта более 2 метров. Так этот штопор был действительно плоский, а у меня на своих самолётах, такой штопор не выходит, как то самолёт быстро к земле летит… Может расходов рулей не хватает? Я понимаю, что каждый самолёт имеет свои особенности “штопорения”, а как добиться красивого штопора?

nvi93

Вчера попробовал добавить расходов РВ, РН. На мой взгляд, угол самолёта к вертикали не изменился, изменилась только скорость вращения. Наверно надо попробовать поменять центр тяжести, сместить его назад… Интересно, вообще штопор имеет смысл настраивать или пусть крутится как есть? Мне на моём самолёте штопор не нравится, сильно быстро и, я бы сказал “агрессивно”, к земле летит.