Петли на "ноже". Требования к конструкции фюзеляжа.
Добрый день уважаемые пилоты и конструкторы F3A. До недавнего времени летал на своём “Сплайне” комплексы и меня всё устраивало. Но вот незадача, увидел съёмку ЧЕ, а именно “вертикальные восьмёрки” на ноже. Вторую неделю пробую летать петли на “ноже” и не могу справиться с последней четвертью. Фигуру делаю так: Первую четверть прохожу «на моторе», газа больше чем в горизонтальном полёте. В конце второй четверти убавляю газ. Третья четверть падение без тормоза, притормаживать тоже пробовал. В четвёртой перепробовал всё, добавлял газ, сбрасывал газ, менял расходы руля от 20 до 45 градусов… в любом случае не получается «закинуть хвост» за траекторию окружности. В лучшем случае, форма окружности нарушается. В других случаях, самолёт вообще не выходит в горизонталь. Пришёл к выводу, что надо что-то менять в конструкции фюзеляжа, т.к. у моего самолёта сечение близкое к эллипсу, плоского края практически нет. Посмотрел на формы фюзеляжей финалистов ЧЕ (на фото плохо видно, т.к. они разукрашены цветными кривыми, что нарушает геометрию восприятия), похоже они плоские, как доски. Например:
www.f3a.fr/du-nouveau/sensation-t4093-15.html
oxai-rc.com/…/Finals Touch Biplane EP GP.html
Это так или я ошибаюсь? Подскажите, пожалуйста, какой формы и площади должна быть боковая поверхность фюзеляжа и площадь рулевой поверхности. Если есть фото с боку и с верху, то это вообще здорово.
“Плоскость” сечения фюзеляжа, возможно, поможет. А может и нет. Так как еще имеет значение центровка, скорость полета самолета, настройки микшеров, управляемость и руки пилота. Двух недель будет маловато, чтобы научиться делать фигуру. Если только вы не делаете 40 полетов в день 😉
Чем легче самолет, тем лучше он управляется в подобных фигурах. Так что не только в сечении дело. Но сейчас в самом деле тенденция такая, как на этих картинках. Но есть и достаточно округлых дизайнов, которые хорошо летят. Пример - Мифос.
Популярные нынче CK Aero – Allure и BJ Craft — Essence с их огромными фюзами и доработанными хвостами показывают новую тенденцию. А всё из за того, что стало много фигур “на ноже”.
Видно грядут массовые изменения и уже довольно скоро сегодняшний парк морально устареет.😉
Газ надо добавлять с середины 3-й четверти и будет вам петля на ноже с любым фюзеляжем. Самолет конечно должен быть хотя бы приблизительно настроен. Как проверить, писалось много раз: в горизонтальном полете, придерживая все ручки в положении, соответствующем прямолинейному горизонтальному полету, резко до упора перемещаете ручку РН в крайнее положение. Самолет должен по крайней мере в течение нескольких секунд отреагировать только поворотом носа (изменением курса) и совершать движение по дуге, без изменения крена и высоты. Скорость должна уменьшаться, но если вы с движением РН добавите газ, то должна сохраняться и скорость. Если у вас это в горизонтальном полете не получается, то летать петлю рано. А если получается, то самое время продолжить тренировки петли на ноже, и не стремайтесь добавлять газ, когда самолет летит вниз.
В общем, можно сказать, что-то выходит, но мой самолёт явно не для этого. Решил сделать новый фюзеляж, конструкцию изменил с расчётом на “нож”, т.к. в “Сплайн” я делал упор на “устойчивость по курсу”. Теперь делаю с расчётом “полёт на ноже” и “фигуры с ножа”… По результатам отпишусь. Спасибо всем, кто помог советом!
Виктор, возможно вам будет интересны и полезны некоторые моменты, на которые обращает внимание Брайн с его Allure. Вы можете получить от него более подробную и интересную инфу, он неплохо общается.
Гугл переводит довольно корректно. ))
ckaero.net/…/the-real-secret-behind-rudder-authori…
www.ckaero.net/blog/…/allure-behind-the-scenes/
www.ckaero.net/blog/triangulation-trimming-2/
Смена фюзеляжа интересная , идея. Однако желательно не перегнуть палку с плоскостью фюзеляжа. У меня в арсенале есть самодельный самолет с плоским фюзеляжем Virtus F3A размахом 172см, вопреки ожиданиям на ноже ведет себя очень не предсказуемо. Это связано с тем, что на ноже фюзеляж выступает как полноценное крыло и при небольшом крене начинает уходить от прямолинейного полета. Причем угадать куда потащит сложно. Непредсказуемость поведения проявлялется во всех случаях где нужно активно работать РН.Поэтому сейчас самолет находится,в “музее”
Однако из опыта эксплуотации Evropa LT хочу заметить, дополнительное крыло улучшает поведение самолета на “ноже” , к сожелению его у меня сорвало при выполнении снапрола не задолго до соревнований. Отсутствие его было ощутимо.
Смена фюзеляжа интересная , идея. У меня в арсенале есть самодельный самолет с плоским фюзеляжем Virtus F3A размахом 172см, вопреки ожиданиям на ноже ведет себя очень не предсказуемо.
На сколько “плоский”, как у “пенолётов” типа “Zoom”, “Swift”? Что в поперечном сечении? Я буду делать не плоский, а широкий. Уже начертил и выпилил силовую часть… Надеюсь успеть сделать до морозов 😃
Кто летал на биплане 2Х2 F3A подскажите-на ноже его поведение сильно отличается от F3A 2Х2 моноплана?
На сколько “плоский”, как у “пенолётов” типа “Zoom”, “Swift”? Что в поперечном сечении? Я буду делать не плоский, а широкий. Уже начертил и выпилил силовую часть… Надеюсь успеть сделать до морозов 😃
Извеняюсь за задержку с ответом. Самолётик в кратце описан здесь
Первое впечатление в плане “ножа” было обманчиво, в последствии выявились проблемы.
самолёт вообще не выходит в горизонталь. Пришёл к выводу, что надо что-то менять в конструкции фюзеляжа,
Предположу - отжимает серву.
Сталкивался с таким случаем. Именно не вызод с 3й четверти. Фюзеляж был достаточно досковатый… В то же время тощефюзеляжный легко выходил в горизонт. Заменили серву и проблема ушла.
Приблизительно 80% времени ушло на “рабочий чертёж” и изготовление стапелей.
Абалденный ход с засечками на прижимах бальзу на гаргот.
Изящная идея. А ведь всегда встает вопрос, как резинкой все прожать, если не хочется мотать на лист обшивки.
Если есть еще фото по процессу-сбросьте пожалуйста. Можно в почту…
Если есть еще фото по процессу-сбросьте пожалуйста.
Если есть интерес, буду потихоньку выкладывать фото. Сделал ещё несколько фото. Сегодня снял детали со “стапелей”. Нижнюю часть просто выдавил по направляющим. Хвостовую часть за 2 приёма. Сначала выкрутил саморезы - освободил клин и вытащил его. Затем повернул и вытащил горизонтальные части стапеля. На фото должно быть видно. 😃
Тема создавалась с расчётом на теорию, а не рассказ о постройке, поэтому Решил написать о моём взгляде на “геометрию фюзеляжа”. Осенние полёты показали, что надо менять форму фюзеляжа, как я уже писал ранее. Попытался что-то найти в учебниках по аэродинамике, но из доступного мне материала, увы ничего не нашёл. Меня озадачил тот факт, что петли из “нормального полёта” получаются любого размера, а вот с “полёта на ноже” всего неба мало… Конечно я делал фюзеляж обтекаемый, овальный, для снижения давления бокового ветра. А что происходит при полёте на “ноже”? Что создаёт подъёмную силу и управляемость? Самолёт превращается в “летающее крыло” с большой хордой, маленьким размахом и большими вертикальными плоскостями. По этому я сделал вывод, что должны выполняться 3 основных условия:
- Вид фюзеляжа с верху должен иметь симметричный профиль близкий к профилю крыла пилотажного самолёта.
- Центр тяжести фюзеляжа-крыла, 25% САХ должен совпадать с 25% САХ крыла. Процент может отличаться от 25, если профиль рассчитан на другое значение.
- Боковая площадь фюзеляжа должна быть сравнима с площадью крыла.
Для себя решил, что буду называть такой фюзеляж “NVI фюзеляж” (маленько не скромно) или “САХ25 фюзеляж”. Думаю, что в ближайшие годы в F3A должно появиться много самолётов, спроектированных по данным условиям, а может уже есть. Так как профили фюзеляжа, для полёта на “ноже”, никто не проектировал, а если проектировал, то не публиковал, я выбрал “NACA 009”, при длине фюзеляжа 2 метра, максимальное сечение 180мм. Придал небольшую трапецию, нашёл оптимальный, на мой взгляд, вид с боку. В результате получилось то, фотографии чего публикую. Критика принимается 😃
Как я уже писал слишком большая боковая поверхность фюзеляжа может привести к проблемам при движении со скольжением (компенсация бокового ветра). Одним из решением проблемы мне усматривается наращивание площади РН Для того, чтобы создать достаточное усилие для изменения угла фюзеляжа соответственно, вектора тяги двигателя, усилием которого в основном самолёт и движется на ноже. Т.е самолёт весит на 2-х точках опоры: двигатель, имеющий вертикальную составляющую вектора тяги и киля с РН. Подъёмная сила фюзеляжа по моему мнению не является определяющей. У Алексея Полторак имеется зальник у которого в фюзеляже сделаны огромные облегчения, он практически не имеет подъёмной силы. Однако самолёт летает на ноже, имея бОльший угол, чем без облегчений ,но летает и выполняет фигуры.
А вертикальные плоскости на концах крыльев не помогли бы делу? В 3Д они часто применяются для лучшей управляемости на ноже.
Виктор, сколько газа добавлял в четвёртой четверти?
Добавить газа - мало для твоего самолета. Надо втапливать в четвёртой четверти почти 100% газа. И после выхода в горизонт прибирать. Иначе, не выйти из петли.