Стреляющий Бисмарк 1/200
Приветствую дорогие форумчане!
5 лет назад, вдохновившись творчеством Аркадия Кудрявцева, также решил построить линкор из широко известного партворка.
Но начать реализовывать затею удалось только 3,5 года назад…
По моему счастью я нашел в Санкт-Петербурге человека, который согласился отдать полный комплект партворка за половину его начальной цены.
Однако, в нем не хватало 7 журналов, которые пришлось икать по всей стране и, в конечном итоге, заграницей.
В процессе пришлось научится не только работе с деревом и фототравлением, но и научится класть стеклоткань, шкурить, шлифовать, программировать, травить платы и многое другое…
Итак:
Бисмарк и Тирпиц, иначе они обозначались как «линкоры типа H» (Schlachtschiff H-klasse), должны были стать железным кулаком, призванным раздавить морские коммуникации стран, непокорных Германии. Думаю, нет смысла приводить здесь исторические факты о прототипе, поскольку они, при желании, легко ищутся в сети.
Мне всегда хотелось построить модель крупного боевого корабля и сделать ее не просто ходовой, а еще и максимально функциональной. Выбор пал на набор от Амати, в 2012 году это была одна из двух моделей линкоров в крупном (1:200) масштабе, доступных для приобретения.
Модель обладает следующим функционалом:
- Радиоуправление по 8 каналам всеми функциями
- Бесконтактные выключатели бортовых цепей
- Три ходовых электродвигателя с раздраем
- Дымогенератор с датчиком контроля уровня жидкости
- Система освещения кают, ходовых огней, прожекторов
- Поворотные башни и стволы артиллерии среднего калибра
- Поворотные башни и стволы артиллерии главного калибра
- Система имитации стрельбы главного калибра, включающая в себя выбор стволов для выстрела и запальную систему
Так как корпус у модели наборной из реек и фанеры, а дерево, как известно, дышит и с водой не дружит, пришлось покрыть его слоем стеклоткани.
Питание модели делится на правую и левую полусистему, осуществляется от двух литий-полимерных аккумуляторов, емкостью 2700 мАч.
Двигатели коллекторные заимствованы от фенов. Валы проложены в дейдвудных трубах набитых густой смазкой, гребные винты из латуни. Регулятор оборотов реверсивный, один на три двигателя.
Распредустройства по совместительству являются бесконтактными выключателями- достаточно поднести магнит для включения или выключения модели.
От левой полусистемы питается силовая установка, приемник радиоуправления, демультиплексор, сервоприводы. От правой полусистемы запитаны ходовые огни, освещение, дымогенератор, запальная система.
Для того чтобы расширить количество радиоканалов, которых всего восемь, пришлось установить Ардуино нано.
Этот микроконтроллер выполняет роль демультиплексора, превращая 4 аналоговых канала радио в 16 дискретных. Роль переключателей играет две платы реле по восемь штук. К этим платам подключены каждый из 8 стволов ГК, селектор артиллерии, запальный механизм, освещение кают, ходовые огни, якорные огни, прожекторы, цепь питания дымогенратора. В будущем планируется добавить звук тифона.
Моя личная гордость это механизм имитации стрельбы из главного калибра.
В каждом стволе есть многоразовый электрозапал из калильной свечи, поджигающий заряд, после чего раздается хлопок и дым.
Выстрелом их каждого ствола можно управлять отдельно. Насколько мне известно, на кораблях в масштабе 1:200 пока еще никто не делал подобного.
На корабле установлен самодельный дымогенератор, с поплавково-оптическим датчиком уровня жидкости и автоматическим отключением
Система освещения включает в себя три группы:
-
Основное освещение+навигационные огни+бортовые огни
-
Якорные (стояночные огни)*
-
Прожекторы. При включении этой группы все остальные огни гаснут
* я очень долго искал цвет этих огней. Все мне давали ссылки на МППСС-72, где якорные огни обозначены белым, но во многих источниках в интернете указано, что на Бисмарке зажигались красные огни при постановке на якорь. Однако, нет достоверной информации насчет того, были ли это именно якорные огни, клотиковые либо у немцев использовался свой сигнальный код, в частности синий фонарь рулевого у них использовался, в отличии от других стран.
При покраске использовались краски и лак Mr. Color, на растворителе. Для отделки корпуса задействовались: автомобильная шпаклевка, аэрозольная шпаклевка, грунт. Корпус собран на клее Момент столяр ПВА D2, фототравление и пластиковые части клеились в основном на Супермомент Гель и обычный супеклей.
При изготовлении модели конечно хотелось сделать ее более живой и реалистичной,однако, пока что у меня отсутствует опыт в использовании различных техник покраски, поэтому окрашена модель просто аэрографом и кисточкой, в варианте испытаний на Балтике в начале 1941 года. В следующих проектах постараюсь научится пользоваться художественными техниками.
К сожалению, видео полноценного запуска на воде нет, поскольку у меня на момент постройки (22 октября 2016) не было качественной камеры, а погода нынче совсем не для выходов на воду, у нас в регионе лед, снег и ветер. Видео обязательно сниму весной. Спасибо за внимание!
привет. Белая зависть… мой недоделанный лежит уже …лет. механика и оборудование поражает. полет мысли. с ув. Александр.
привет. Белая зависть… мой недоделанный лежит уже …лет. механика и оборудование поражает. полет мысли. с ув. Александр.
Спасибо за отзыв:)
Если все в наличии- то стройте, результат будет радовать еще очень долго! Главное, если делать ходовой, это обеспечить герметичность, т.к дышащее дерево производит кучу трещин на лаковом покрытии, ну и в местах соединения дейдудных труб тоже может сочиться
привет. модель и планируется как РУ. корпус из набора используется как матрица для выклейки стеклопластикового… в дальнейшем все прорези под травление и т. д. просто столько лет стоит. надстройки-орудия и многое собрано…
Да…, работа впечатляет. Спасибо за прекрасную работу и очень интересный рассказ. Поздравляю. Подождем, испытаний на воде, может договориться с бассейном, вообщем, удачи.
Класс!
Интересные решения, хороший монтаж.
Зачёт!
Поподробнее описывай работу и фото деталей и узлов механизации…
24 года, а говорят моделисты вымирают как класс, только сборщики и остались…
Ещё раз - МОЛОДЕЦ!
Ещё раз - МОЛОДЕЦ!
Если глаз не поводит, у Сергея и куртка, морского офицера.
Похвально!
Если глаз не поводит, у Сергея и куртка, морского офицера.
оффтоп:
Нет, это моя обычная черная куртка:)
Да…, работа впечатляет. Спасибо за прекрасную работу и очень интересный рассказ. Поздравляю. Подождем, испытаний на воде, может договориться с бассейном, вообщем, удачи.
Спасибо, может и стоит, но сильно сомневаюсь, что смогу снять хорошее видео в помещении, на природе, думаю выйдет эффектнее.
Плюс, бассейнов в моем городе немного, полагаю, сумму они немаленькую запросят
Класс!
Интересные решения, хороший монтаж.
Зачёт!
Поподробнее описывай работу и фото деталей и узлов механизации…
24 года, а говорят моделисты вымирают как класс, только сборщики и остались…
Ещё раз - МОЛОДЕЦ!
Благодарю!
Постараюсь, но что именно интересует?
Фото процесса именно сборки механизации у меня мало, только готовый результат
Восхитительно! Эмоции зашкаливают!!!
Буду очень благодарен, если выложите детальные фото орудий.
Мой Von Der Tann в 100 масштабе уже 10 лет стоит на верфи…😦
Постараюсь, но что именно интересует?
ДА ВСЁ!, всё что смог запечатлить для истории, многие спичку со спичкой не могут соеденить…
А тут какая кибениматика и едритроника, просто класс, повторяюсь…
Да!! работа прекрасная, снимаю шляпу!
Если не затруднит можно пару тройку фоток поворота орудий, ну и словесное описание не помешало бы, шикарно получилось.
Сергей пока смотрел пуская слюни, забыл дать совет, для защиты внутренней поверхности корпуса и тем самым не давать возможности капиллярно проникать влаги снаружи, купи " Яхтовый лак", баночка 1 кг и пролей внутри, он имеет прекрасную текучесть и укрывистость, и обалденную устойчивость к влаге, после пары суток повтори процедуру- не пожалеешь, так же можно и с палубой поступить, короче всё дерево пролить… Лучше от Тиккурилы, если нету то самый дорогой!
Сергей нет слов…шикарно.супер
…Здравствуйте Сергей…Отличная работа…Теперь несколько вопросов…
- На фото левый и правый двигатели расположены с явным смещением по длине. Ну и ладно. Вопрос : как вы соединяли вал дейдвуднодной трубы с валом двигателя? На фото не совсем это ясно…
2.Вы пишете что использовали один регулятор на все три ходовых двигателя с раздраем.Понимаю так что на левый и правый моторы вы установили просто переключатель полярности.Вопрос : как он выглядит? И так ли это? - Как работает третий основной (центральный двигатель) как он подлючен? C уважением Андрей Терентьев…
купи " Яхтовый лак", баночка 1 кг и пролей внутри, он имеет прекрасную текучесть и укрывистость, и обалденную устойчивость к влаге, после пары суток повтори процедуру- не пожалеешь, так же можно и с палубой поступить, короче всё дерево пролить… Лучше от Тиккурилы, если нету то самый дорогой!
Павел, спасибо, у меня внутренности пропитаны паркетным лаком, вроде нормально, не коробит, просто для пропитки придется все вынуть, а это довольно накладно.
Для начала расскажу об орудиях.
Сначала у меня была цель сделать рабочими только башни главного калибра.
Однако, посмотрев, что забугорные товарищи, кроме ГК, анимируют еще и средний калибр, то направление мысли поменялось: “если они смогли, то и я смогу”😃
У них на каждую башню была предусмотрена одна микромашинка на подъем стволов и одна на поворот.
Итого 12 штук😵, что лично для меня показалось накладно в как плане финансов (такие машинки стоят минимум по 3 бакса), так и в плане свободного места под палубой.
Дело в том, что просвет между стрингерами и палубой около 15 мм, что маловато для расположения сервы вертикально.
Поэтому, я решил сначала использовать по две машинки на правую и левую сторону и систему жестких тяг и по одной в каждую башню на подъем стволов.
Проведя пробную сборку, оказалось, что система слишком сложна и громоздка. Пришлось думать, как выйти из положения. Решением оказалась гибкая передача с помощью капронового шнура и системы шкивов. Одна стандартная 9 г машинка закреплена на раме в центре палубы, на ее оси установлен большой шкив, а на каждой башне по малому.
Передаточное число примерно равно примерно 2:1, сделано это для того, чтобы 90 гр. поворота сервы превратились в 180 гр. поворота башни.
Мне не хотелось механически дорабатывать севромашику, чтобы увеличить ее угол поворота.
Детали башен как среднего, так и главного калибра представлены латунными
пластинками.
После пайки получаются жесткие и прочные “скорлупки”, внутри которых приличное количество свободного места. (по инструкции все детали следовало не паять,а клеить суперклеем к деревянному каркасу.
Для сравнения, размер сервы в башнял среднего калибра.
С главным калибром все оказалось несколько проще, но и сложнее в то же время.
Проще, в том плане, что их 4 а не 6, в них больше места, а шкивная системы была, как мне казалось, вполне подходила и для этого типа орудий.
Но:
Во-первых, они, в отличие от башен СК, распологались на значительном удалении друг от друга.
Во-вторых, три башни B, С, D находятся на съемной палубе, а башня А на несъемном баке.
В-третьих,стволы ГК по кострукции разительно сложнее, чем в СК, казенная часть находится позади оси их вращения, посему надо было предусмотреть прорезь в дне башен и в барбетах.
В-чевтертых мне очень захотелось сделать еще и вращающимися 3 командно-дальномерных поста (КДП). А это значит, что к трем шкивам башен на палубе добавляются еще три у КДП, итого, вместе с сервой поворота 7 шкивов, а это немало.
В-пятых, кроме системы шнуров, под палубой проходит множество проводов освещения, питания, электроподжига, поэтому необходимо как-то было развести на разные уровни шнуры и проводку.
В итоге, на поворот носовой башни я установил отдельную серву, которая работала паралленьно той, что на съемной палубе. КДП были соеденены шнуром с башнями B и C.
Серва на поворот ГК установлена рядом с сервой СК по соображениям удобства места, там в надстройке хватало пустого пространства.
4 башни ГК конструкционно идентичны друг другу, равно как и 6 башен СК.
Наконец, самая интересная часть конструкции вооружения - стволы главного калибра.
По замыслу, линкор должен был стрелять, однако, 3 года назад я нашел крайне мало информации по системам стрельбы с моделей.
Только вот такие интригующие картинки и минимум описания:
Кто-то говорил, что следует делать самодельные картриджи,
кто-то советовал сделать водородный генератор из журнала Моделист-конструктор, а кто-то вообще говорил, что это невозможно и нечего заниматься таким баловством.
Основательно подумав и перерыв кучу материала по пиротехнике, я посчитал, что оптимальным решением будет сделать электрозапал для горючей смеси. Дело оставалось за малым - придумать его. Хотелось, по-минимуму изобретательством и изготовлением заниматься, т.е. найти готовое решение, при этом многоразовое. И оно было найдено. 😎
На РЦгрупс совершенно случайно наткнулся на тему постройки одного парусника и там была идея, в качестве электрозапала, использовать калильную свечу с модельного мотора. Эврика!, это ведь то, что было нужно. Незамедлительно были приобретены свечи, проведены испытания на спичечной сере и результат превзошел все ожидания - свеча выдерживала минимум 10 выстрелов и не теряла своей работоспособности.
Но, электрозапал это хорошо, а как же сами стволы?
В комплекте с журналами были некие изделия из куска пластмассы и металлической трубочки, которые, по- замыслу Амати, должны были стать орудиями ГК.
Для моих целей они совершенно не годились. Нужны были металлические стволы с казенной частью и резьбой под свечу (к слову, она не метрическая, а дюймовая 1/4"-32 UNEF, метчик пришлось заказывать из Китая). Хоть за токарным станком я и стоял, но в наличии у меня его не было и я не смог бы сделать 8 идентичных стволов, да еще со сквозным, глубоким ( 70 мм) сверлением. Опять требовалось найти готовое решение. На одном из сайтов я нашел, что поляки делают алюминиевые стволы для бумажного Бисмарка в нужном мне масштабе. Я заказал один комплект, попробовал просверлить насквозь и у меня получилось.
Но эти стволы были без казенной части, потому пришлось делать ее отдельно и попытаться спаять вместе. Идея оказалось глупой -две детали упорно не хотели соединятся даже с применением спецфлюсов. Что же было делать? Я начал искать мастеров по своему городу и в СПб, но мне отвечали либо отказом, якобы слишком мелкие детали, либо ставили цену порядка 300- 500 рублей за один(!) ствол. 2000-2500 рублей мне было жалко отдавать за такую, казалось бы несложную деталь, поэтому я долго искал мастера, и совершенно случайно нашел изумительного токаря на своей работе. Поделившись с ним идеей, он за совершенно символическую сумму выточил мне 10 нужных мне деталей по моему чертежу.
Мне же оставалось только досверлить канал ствола и отполировать их, что и было сделано.
В итоге в каждом стволе находится по калильной свече, стволы объедены в блоки попарно, к ним подключены три провода: один минусовой и два плюсовых на каждый запал.
Блоки съемные, на защелках, заряд подпыжован кусочком салфетки. Питание на свечи подается с блока реле, где на каждый ствол свой отдельный канал. На блоки реле напряжение подается с преобразователя DC-DC, где 12 вольт главного АКБ правого борт а превращаются в нужные в 1,5 В на накал.
Коммутация башен и освещения проходит через один 25-пиновый LPT разъем.
Все, без исключения провода на палубу сначала проходят блок реле, управляемый Ардуино (“демультиплексор”), но об это в следующем посте…
Титаническая работа, в 24, а что же будет, в лет так 40.
Во, во молодёжь радует!,
…Здравствуйте Сергей…Отличная работа…Теперь несколько вопросов…
- На фото левый и правый двигатели расположены с явным смещением по длине. Ну и ладно. Вопрос : как вы соединяли вал дейдвуднодной трубы с валом двигателя? На фото не совсем это ясно…
2.Вы пишете что использовали один регулятор на все три ходовых двигателя с раздраем.Понимаю так что на левый и правый моторы вы установили просто переключатель полярности.Вопрос : как он выглядит? И так ли это?- Как работает третий основной (центральный двигатель) как он подлючен? C уважением Андрей Терентьев…
Здравствуйте, спасибо!
Двигатели расположены симметрично, я фото прикреплю в дальнейшем.
Это средний двигатель позади боковых.
Да, один регулятор, параллельно три мотора, четыре микрика, крест накрест соеденены.
Третий двигатель, центральный, просто подключен напрямую к регулятору, без микриков.
У меня была гибкая силиконовая муфта на валах. Крайне недальновидное решение, из-за которого я чуть не лишился корабля.
Теперь у меня металлические карданы на всех трех валах.
Про силовую установку я напишу подробно, попозже, схему подключения и фото приложу.
Снова здравствуйте, дорогие друзья.
Продолжаю техническое описание систем своего линкора.
Демультиплексор — это логическое устройство, предназначенное для переключения сигнала с одного информационного входа на один из информационных выходов.
Конечно, то устройство, что у меня на корабле, это скорее преобразователь сигналов на микроконтроллере, но название «демультиплексор» мне нравится больше.
Предыстория:
В процессе постройки, с ростом количества функций стало понятно, что обычным 8-канальным приемником не обойтись. Два канала требовалось под ходовые функции, два - под подъем стволов башен и поворот, один- для переключения выбора артиллерии. Еще один канал на запал, один на освещение…😃
Но ведь нельзя стрелять изо всех стволов разом- получится, что боезапас расходуется излишне быстро, учитывая довольно сложный процесс перезараядки. Соответственно, нужно еще хотя бы 4 канала, а лучше 8 на выбор стволов.
По началу, не имея опыта в электронике я хотел делать механические селекторы, вроде такого:
Сервомашинка кулачками замыкает нужные контакты. Но чем дольше я пытался воспроизвести это устройство, тем больше мне становилось ясно, что механический переключатель я не смогу сделать с нужным качеством и надежностью. Кроме того, подобная конструкция весьма громоздка.
Поиски готовых решений тоже не увенчались успехом.
Можно бы было попробовать втыкнуть галетник, но на 8 положений я у себя в городе не нашел.
Хотя и доступны в покупном варианте т.н. мультисвичи, но их логика включения каналов не подходила моему проекту. Ниже один из немецких примеров такого устройства. Оно должно при определенной комбинации двух стиков включать нужное реле.
Однажды, один мой очень талантливый в электронике друг, посоветовал самому сделать устройство, которое будет воспринимать сигнал ШИМ с канала приемника и, например, открывать полевой транзистор, который может коммутировать нужные мне цепи.
Так родился проект демультиплексора, который даст недостающие каналы.
Лучше всего под такие цели подходил микроконтроллеры в среде Ардуино.
Они просты, дешевы и их язык достаточно прост и понятен даже для новичков, плюс очень много материала для обучения в сети.
Было решено приобрести Ардуино Нано, он из Китая обошелся в сущие копейки, примерно в 120 рублей.
Распиновка:
По первоначальному замыслу, микроконтроллер должен был брать сигнал ШИМ с четырех каналов приемника и подавать напряжение на 13 полевых транзисторов, вроде IRFZ44N:
8 из них должны были открывать путь к каждому из стволов, остальные 5 включать реле. Одно на выбор артиллерии, одно на спуск выстрела, два на управление светом и один резервный.
Схема подключения транзисторов:
Схема принципиальная, не рекомендую собирать что-либо по ней, т.к. присутствует масса недочетов.
Здесь еще параллельно катушкам реле не установлены отсекающие индуктивный ток диоды, питание реле тоже не продумано. Однако, принцип общий понятен.
На схеме разводки дорожек ошибки уже исправлены, плата была мной спроектирована и вытравлена (это один из полезных навыков, которым научил меня мой линкор), элементная база куплена и установлена. После рытья в сети, пробных запусков и консультации друга, я написал программу, загрузил ее в контроллер и опробовал устройство. Все заработало, транзисторы прозванивались, радости моей не было предела.😁 Но, беда подкралась откуда не ждали.😦
При включении источника питания (батарейки) для накала в сеть оказалось, что свечи не хотят зажигаться. Путем долгих тестов методом научного тыка выяснилось, транзисторы хоть и открываются, но не полностью, у них остается сопротивление порядка 1 Ома, что сравнимо с сопротивлением свечи. Возможно, ток был слишком мал, возможно напряжение, а может батарейка просто не могла обеспечить нужную мощность и стоило сразу начать использовать DC-DC конвертер, я не знал тогда этого. На мой вопрос что могло пойти не так, специалисты подсказали, что почти все полевики нормально открываются от 7-10 В и выше. У меня напрямую с контроллера подавалось всего 5 В и если взглянуть на характеристику транзистора, то видно, что этого маловато для открытия затвора. Кроме того, интернет выдал, что обычно затвором полевика управляют через биполярный транзистор, а уж им управляют с помощью контроллера.
Также удалось выяснить что в природе, есть такие полевые транзисторы, которые управляются «логическим уровнем» в 5 В.
Я сильно расстроился, ведь нужное мне устройство почти работало, но главной функции не выполняло и потребовалась бы серьезная модернизация платы, закупка большего числа недешевых компонентов и т.д…
Но, немного подумав и еще раз прошерстив интернет, я наткнулся на такие чудесные вещи, как блоки реле для Ардуино.
Они представляют собой готовую плату с управляющей схемой, контактами и индикацией. Достаточно лишь подать сигнал с контроллера и питание для того, чтобы замкнулось одно или несколько реле.
На этом решении я и остановился. К счастью, у китайских братьев проводилась распродажа, и мне удалось буквально за пару-тройку сотен рублей приобрести 2 блока реле по 8 штук, провода и сенсорную плату расширения Arduino Shield. Так же я приобрел еще несколько преобразователей напряжения постоянного тока (DC-DC конвертер)
Итак, собственно демультиплексор:
В программе-рисовке не было нужного Шилда, так что все собрано на макетной плате, однако, суть не меняется.
Ардуино Нано установлен сверху на плате расширения.
Это удобно тем, что контроллер закреплен и к каждому выводу (ножке) легко что-либо подключить. Кроме того, в этой плате предусмотрена защита от перенапряжения и кнопка перезагрузки. К аналоговым входам микроконтроллера подсоединены сигнальные выходы приемника (5,6,7,8 каналы).
Земля приемника (минусовой провод) соединена с землей МК. Управляющие входы блоков реле соединены с цифровыми выходами контроллера (кстати, у Ардуино входы настраиваются как выходы и наоборот, а так же множество других интересных функций, но подробно я не буду здесь расписывать – это материал других статей). У блоков реле отдельное питание 5 В, которое приходит с БЕКа регулятора, соответственно, земля блоков также соединена с землей МК. Кроме того, к Ардуино подключена оптопара (из старого принтера) датчика уровня жидкости в дымогенераторе.
К нормально разомкнутым контактам (НРК) реле под номерами 1-8 подключены выводы со свечей накаливания в стволах ГК, а к центральному контакту (ЦК) у этих же реле параллельно подключен плюсовой провод с преобразователя напряжения накала. К ЦК реле Trigger (Т), подключен минус с того же преобразователя, а к НРК общий минус всех стволов. При замыкании реле нужного ствола и реле «Т» подается напряжение на свечу и происходит выстрел.
К ЦК реле Artillery Selection (AS) подключен минус с приемника, к нормально замкнутому контакту (НЗК) подключен минус сервомашинок артиллерии среднего калибра, а к НРК того же реле минус машинок башен главного калибра. Плюсовые и сигнальные провода серво идут напрямую от приемника к машинкам. При этом, замыкая нужный минус работает артиллерия СК или ГК.
Реле Basic (В) Anchor(А) и Flashlight (F) управляют освещением основным, якорными огнями и прожекторами соответственно.
К ЦК и НРК Реле Smoke Generator (SG) подключен плюсовой провод нагревательного элемента дымогенератора. Пока нет сигнала - цепь разомкнута. Такое состояние остается при остутствии питания и при низком уровне дымовой жидкости.
Реле Horn (H) возможно будет управлять тифоном, в будущем.
Управляющая программа (про операторы и структуры программ на языке Ардуино можно почитать здесь)
Есть 4 канала управления
первый -крутилка, которая включает реле выбора артиллерии, которое замкнуто пока положение крутилки от 10 до100% иначе разомкнуто
Затем положением крутилки от 10-100%
отдельно включаются реле на каждый ствол.
Второй канал-управление выстрелом. Тут просто подпружиненый тумблер, если сигнал меньше 30%, то реле выстрела выключено, если больше 30% то включено
Третий канал управляет освещением(трехпозиционный тумблер)
Если тумблер выключен, то все реле освещения выключены
Если тумблер больше 40% то включается первое реле
Если больше 80% то параллельно с первым включается второе реле
Четвертый канал просто замыкает реле при сигнале больше чем 40%
Если на входе оптопары дымогенератора 0, то реле ДГ разомкнуто иначе замкнуто.
Сам код:
int shot = 16; // ch5 a2 присвоение переменной shot значения 16
int barrels = 17;//ch6 a3 аналогично
int lights = 18;// ch7 a4
int horn = 19;// ch8 a5
int sg_sensor = 15;//вход для датчика уровня дымогенератора a1
int b1 = 2; //d2 присвоение переменной b1 значения 2
int b2 = 3; //d3 аналогично
int b3 = 4; //d4
int b4 = 5; //d5
int b5 = 6; //d6
int b6 = 7; //d7
int b7 = 8; //d8
int b8 = 9; //d9
int trig = 10; //d10
int aselect = 11; //d11
int basic = 12; //d12
int anchor = 1; //tx
int searchlight = 14; //a0
int sg_sw = 13; //d13
int horn_out = 0; //rx
unsigned long shot_d; // переменная для хранения значения ШИМ в микросекундах для канала выстрела
unsigned long barrels_d; // aналогично для выбора стволов
unsigned long lights_d; // освещение
unsigned long horn_d; // тифон
int sg_level = 0;
void setup()
{
pinMode(shot, INPUT); // установка режимов логических входов и присвоение им номеров
pinMode(barrels, INPUT);
pinMode(lights, INPUT);
pinMode(horn, INPUT);
pinMode(sg_sensor, INPUT_PULLUP); //включение резистора оттяжки
pinMode(b1 , OUTPUT); //установка режимов логических выходов стволов и присвоение им номеров
pinMode(b2 , OUTPUT); //аналогично
pinMode(b3 , OUTPUT);
pinMode(b4 , OUTPUT);
pinMode(b5 , OUTPUT);
pinMode(b6 , OUTPUT);
pinMode(b7 , OUTPUT);
pinMode(b8 , OUTPUT);
pinMode(trig , OUTPUT); //установка режима логического выхода спускового крючка и присвоение ему номера
pinMode(aselect , OUTPUT); //аналогично селектор артиллерии
pinMode(basic , OUTPUT); // освещение основное
pinMode(anchor, OUTPUT); // якорное
pinMode(searchlight, OUTPUT); // прожекторы
pinMode(sg_sw, OUTPUT); // Защита ДГ
pinMode(horn_out, OUTPUT); // Тифон
}
void loop()
{
barrels_d = pulseIn(barrels, HIGH);
if (barrels_d<1019 )digitalWrite(aselect, LOW);//выбор артиллерии ГК или СК
else
digitalWrite(aselect, HIGH);
if (barrels_d>1020&& barrels_d<1130 )digitalWrite(b1, LOW);//начало алгоритма выбора стволов
else
digitalWrite(b1, HIGH);
if (barrels_d>1150 && barrels_d< 1260)digitalWrite(b2, LOW);
else
digitalWrite(b2, HIGH);
if (barrels_d>1280 && barrels_d< 1390)digitalWrite(b3, LOW);
else
digitalWrite(b3, HIGH);
if (barrels_d>1410 && barrels_d< 1520)digitalWrite(b4, LOW);
else
digitalWrite(b4, HIGH);
if (barrels_d>1540 && barrels_d< 1650)digitalWrite(b5, LOW);
else
digitalWrite(b5, HIGH);
if (barrels_d>1670 && barrels_d< 1780)digitalWrite(b6, LOW);
else
digitalWrite(b6, HIGH);
if (barrels_d>1800 && barrels_d< 1910)digitalWrite(b7, LOW);
else
digitalWrite(b7, HIGH);
if (barrels_d>1930 && barrels_d< 2200)digitalWrite(b8, LOW);
else
digitalWrite(b8, HIGH);//конец алгоритма выбора стволов
shot_d = pulseIn(shot, HIGH);//выстрел
if (shot_d>1600)digitalWrite(trig, LOW);
else
digitalWrite(trig, HIGH);//конец выстрела
lights_d = pulseIn(lights, HIGH);//выбор режима освещения
if (lights_d<1200)digitalWrite(searchlight, LOW);
else
digitalWrite(searchlight, HIGH);
if (lights_d>1300)digitalWrite(basic, LOW);
else
digitalWrite(basic, HIGH);
if (lights_d>1700)digitalWrite(anchor, LOW);
else
digitalWrite(anchor, HIGH);//конец выбора режима освещения
horn_d = pulseIn(horn, HIGH);//тифон
if (horn_d>1600)digitalWrite(horn_out, LOW);
else
digitalWrite(horn_out, HIGH);
if (digitalRead (sg_sensor)) digitalWrite(sg_sw, LOW);
else digitalWrite(sg_sw, HIGH);
}
Начало программы довольно длинное, поскольку нужно правильно обозначить входы, выходы и переменные.
Здесь видно, что реальное и виртуальное имя входа (в скобках) не совпадают.
Возможно, программа покажется громоздкой и излишней, но к сожалению, я далек от программирования и написал ее как умел. Однако она работает и это главное.
Если есть желание разобраться в среде и написать свою программу на Ардуино, то здесь все для этого есть здесь
На самом деле, все гораздо проще, чем кажется
Следующий пост будет посвящен силовой установке и рулевому управлениею
Спасибо за внимание!😃