Патрульный катер,по мотивам, КС-951.

Юр_Кон

… Решил оснастить свой водомет задним ходом. Выбор вариантов большой,но остановился на “ковше-черпаке”, ранее предложенный уважаемым Евгением и опробованный мною на Пожарнике. Первый вариант склеил из пластика,но он мне не понравился-хлипкий какой-то получился. Поэтому взял кусок оцинковки, что попался под руку,вырезал по шаблону,погнул по месту,спаял оловом и даже за грунтовал.Добавил пару пластин на транец модели для его крепления. Установил " ковш-черпак" на модель,на фото видны его положения,в поднятом и опущенном его состоянии, для заднего хода…
Тестовые испытания провел в ванной. При опущенном “черпаке” и небольших оборотах моторчика водяной поток направляется под транец и вправо или влево,в зависимости от положения поворотного сопла водомета. При увеличении оборотов моторчика проявился недостаток данной конструкции,- водяной поток расходится не только по бокам или в низ,но и начинает подниматься вверх ,не смотря на перегородку в верхней части черпака и заливает транец модели.Для устранения этого эффета сваял крышку из пластика и закрепил ее на транцевай деке,прикрыв черпак сверху,- заливать транец перестало.
Полный разворот в ванной не получился ее ширина не позволяет это сделать,надо на большую воду…
С ходовой разобрался ,с деталировкой в основном закончил,- надо бы модель грунтовать,шпаклевать и красить, но для этого надо попасть в мастерскую на дачу, а тут засада- " сидим дома и не высовываемся"…

evgene

Юрий, пора искать “большую” воду в радиусе “разрешенном” чиновниками для передвижения мелкими перебежками.

Юр_Кон

Увы,Евгений! В радиусе 300 метров от моего дома,ни одного водоема,а дома только ванна. На даче есть небольшое “болото”, но когда я туда попаду оно пересохнет…
С липошками разобрался-умерли,пытаюсь оживить.Вес модели в сборе с салоном- 1400гр. ,плюс-минус 50гр. ЦТ ,от транца 185мм.,при длине модели до транца 540мм.,а общая 600мм.

evgene

Юрий, центровка несколько кормовая. ЦТ рекомендуется на расстоянии 0,7 - 0,75 смоченной длины днища от транца. (Л.Л Романенко Л.С. Щербак Моторная лодка) У тебя ориентировочно должен быть в районе 260 - 300мм. Но это поправимо , в нос вес сместить всегда проще.

Юр_Кон
evgene:

Но это поправимо , в нос вес сместить всегда проще.

…" Ковш-черпак" тяжелый,он наверно тянет. Поставил на мест салон ЦТ стал 190мм,а если посадить экипаж ,будет 200мм…
Надо пробовать на большой воде,-сместить батарейку в нос,всегда успею…

Юр_Кон
evgene:

Юрий, центровка несколько кормовая. ЦТ рекомендуется на расстоянии 0,7 - 0,75 смоченной длины днища от транца. (Л.Л Романенко Л.С. Щербак Моторная лодка) У тебя ориентировочно должен быть в районе 260 - 300мм

Правда по этому у меня возникли некоторые сомнения… В 36 посту ты описывал другую методику определения ЦТ. на нее я и орентировался.По ней у меня все ок : беру 33-35% от транца,(длина модели 540мм.) получается 178-190мм. На нее я орентируюсь и на других моделях,а на воде корректирую положением батарейки или мотора,как в вешках…
Вопрос , т.к. методика правильная?

vvv=

В грубом приближении треть длины от транца . Лишь бы не дельфинировала .

evgene

Юрий, методики обе применимы. Просто вторая привязана к длине смоченной пов-ти, а она зависит от скорости движения. Чем выше скорость, тем больше катер всплывает, меньше длина смоченной пов-ти и ближе к транцу ЦТ. Катер килеватый и скорость может оказаться не достаточной для “всплытия”. Приводя положение ЦТ 260-300, я исходил из этого, ориентировочно считая смоченную длину около 400мм.

Юр_Кон

Я не очень силен в теории маломерных судов,больше практики и в падать в дискуссии на эту нет желания , но всегда считал и считаю,что ЦТ (центр тяжести ,судна в статике) должен находится 30-35% длины корпуса от транца. Поэтому и привел свои измерения собранной модели, ранее, в посте 120,- теория и практика совпала,а для меня это главное.
А рассчитывать …“точку приложения гидродинамической подъемной силы по длине ,которая должна располагаться примерно на расстоянии 0,7Lсм от транца- средней смоченной длины днища…”, считаю не целесобразным для столь малой модели,с обводами далекими от рассчетных. Учитывать ЦТ и ТПГДС. конечно надо т.к. их не соответствие является причиной продольной неустойчивости движения модели, я не отрицаю,но как сказал:

vvv=:

В грубом приближении треть длины от транца . Лишь бы не дельфинировала .

А если будет : " подмажем транец шпаклевкой или сместим батарейку" . Большая вода покажет,если до нее доберемся в ближайшее время…

MaikG3

На водомете вектор тяги относительно ЦТ принципиально иной чем у погружного винта, какое дельфинирование? ))) Захочется - не получится.

з.ы. Я не увидел в начале темы, но очень интересно, шпангоуты Вы резали в ручную? Где брали чертежи? Мой мелкий загорелся на изоляции повторить… с учетом доступности пластика я попробую поддержать порыв.

vvv=
MaikG3:

какое дельфинирование?

ОбНыкновенное . Склонность к дельфинированию зависит от обводов корпуса и скорости . Не зависит от типа движителя .

Навскидку .

Опция -Трим сопла, работает сопло в 2-х векторах (вверх-вниз, влево-вправо), предназначен для корректировки дифферента судна. центровки катера при глиссирование и точной настройки угла сопла для получения максимальной скорости и дифферента, полезная опция для катеров склонных, к “дельфинированию”.

discoveryjet.net/kopiya-vodometnyj-dvizhitel-jbp-2…

Юр_Кон
MaikG3:

Я не увидел в начале темы, но очень интересно, шпангоуты Вы резали в ручную? Где брали чертежи?

Если вопрос по КС-951 ,то брал чертеж, что в первом посту и вид на транец,а дальше нарисовал шпации ,перевел на 4мм. рекламный пластик и по резал ножом.Т.е все по мотивам и может несколько отличаться от оригинала. Эскизы остались ,но они на бумаге,-могу сделать фото.
По корпусу БК-16 Нашел инфу на Авиабазе.Но они были не полные -пришлось прорисовать самому под нужные размеры- мои эскизы корпуса на фото в посте 66 , а дальше перевод на пластик и резка ,сборка и склейка.
Если нужна более подробная информация -готов поделиться…

9 days later
Юр_Кон
vvv=:

У прототипа 3 водомета

…В связи с продолжением режима: “сидим дома” и не возможности попасть на “большую воду”,для испытаний модели STOREBRO,с новым водометом. Принято решение вернуться к проекту КС-951, достройка которого несколько зависла и откладывалась на осень. В перво-начальном варианте модель,из-за отсутствия водометов, была оснащена винто-рулевым комплексом (громко сказано) ,а сейчас появилась возможность оснастить ее водометами ,как у ее прототипа.
За основу силовой установки взят китаезоский 15мм. водомет и два его клона. Моторчики ,что были под рукой: центральный - 390-й,а боковые,на клонах- 380-ые. Заморачиваться с заказом новых пока не стал,решил собрать из того, что есть,попробовать на воде, а там видно будет. Немного смущает вес этой сборки,где-то 350 гр., что влечет увеличения модели в сборе.Наверно придется демонтировать салон,для снижения веса модели-грамм 100 выиграю…
На приложенном фото первые прикидки… Впереди разметка, врезка и установка в корпус трех водометов.С таким вариантом силовой установки : три водомета в одном корпусе -творю впервые…

Юр_Кон

… Не знаю как китаезы планировали устанавливать этот водомет в корпуса моделей, но есть некоторые проблемы с его установкой.Толщина корпуса модели должна быть около одного мм.,а после его установки крышка с водозаборником будет выступать над корпусом на 4мм., что не есть хорошо.Поэтому пошел по ранее проверенному варианту установки такого водомета в корпус модели. Он заключается в следующем:
Беру П-образный кусок ПВХ -пластика,толщиной 1 мм., чуть больше габаритов водомета, под изготовление крепежной про ставки.Делаю разметку на ней,вырезаю лишнее и креплю ее на корпус водомета. Далее делаю разметку на корпусе модели, по размерам водомета и вырезаю отверстия под его установку.Устанавливаю его,взборе с проставкой внутрь корпуса модели ,в приготовленное под него место, проверяю и прихватываю проставку секундным клеем.Демонтирую водомет ,проверяю правильность установки ,плотность прилегания проставки к корпусу и если все ок,-проливаю клеем. Т.к.крепежная проставка была вклеена изнутри в корпусе получается ниша, в которую устанавливается крышка-водозаборник водомета, вровень с корпусом модели. В данном случае сначала устанавливал центральный водомет,пришлось повозиться, а потом боковые т.е. три водомета в одном корпусе. Почти все ,что получилось, на приложенном фото.Выглядит не очень,пришлось немного порезать корпус,удалить лишнее, но шпаклевка и краска закроет все огрехи в дальнейшем…
Теперь надо до собрать водометы,приготовить их к установке в корпус ,помудрить с приводом управления ими и про задний ход не забыть…

evgene

Юрий, получается превосходно. Как планируещь ЗХ? Черпаки на всех, черпак на среднем с отключением боковых при ЗХ или вообще без черпаков? Это тоже можно,т.к при реверсе моторов поток воды из заборников создаст тягу для ЗХ, а поворот сопел приведет к повороту модели. Правда не так эффективно, как с черпаками, но для маневрирования должно хватить.

Юр_Кон
evgene:

. Как планируещь ЗХ?

Пока в раздумьях. Есть несколько вариантов,но пока не определился. Склоняюсь к варианту установки “черпака” на центральном водомете,с отключением боковых,при его опускании.Хотя ранее планировал установку " черпаков" на боковых,с отключением центрального при ЗХ. Но такое решение пришло после того,как предварительно, установил водометы в корпус модели,-место на транце стало мало.
В данный момент мудрю с управлением поворотных сопел .И опять несколько вариантов. Выбираю оптимальный или как получиться…

Юр_Кон

Установил водометы в корпус для проверки проделанных работ (разметка,резка,вклейка), и продолжения работ по приводу поворотными соплами . Привод будет тросиками в оплетке на одну серво машинку. Вторая будет отвечать за подъем и опускание " черпака" на центральный водомет, для заднего хода. Работа продолжается. Не удержался, приложил фото…

3 months later
Юр_Кон

… Не удержался и испытал трех водометную установку в ванной- результат положительный ,но был не долгий-сгорел регуль ,не выдержал нагрузки трех моторчиков. Другого в запасе не было,протянул с заказом,теперь жду прихода…
… В “режиме самоизоляции” на даче ,нашел немного свободного времени и продолжил работы с моделями. За грунтовал,под шпаклевал и частично покрасил. За фото извиняюсь -мыльница,да и я не фотограф…

evgene

Очень рад, что снова на форуме! Уж волноваться стал, всё ли в порядке, не попал ли в лапы “коровьему” вирусу.

Юр_Кон

Спасибо на добром слове! Режим “самоизоляции” загнал на дачу,хотя изредка делаю вылазки домой-за харчами…В этот раз решил поделиться тем, что сделал с моделями… Не все получилось как хотелось , постараюсь исправить и продолжить " творить"… И будем надеяться ,что вирус обойдется без нас…

evgene

Юрий, у тебя на “клонах” водомета гребной вал проходит через пластик корпуса или есть втулки? Если через пластик, было бы не плохо погонять водомет на полных оборотах для проверки устойчивости примененного пластика к нагреву и трению. Вдруг начнет плавиться или разбиваться.