Пробная подводная лодка

Neo0604

здравствуйте. Решил попробовать построить радиоуправляемую лодку. Корпус из эпоксидной. Погружаться будет(если будет) за счет рулей. Хотел бы спросить из чего лучше сделать прокладку между крышкой и корпусом? Пока приходит на ум порезать силиконовую форму для выпекания. сейчас уже установлен мотор, проведены тяги. еще предстоит установить передние рули, подобрать балласт. Корпус покрыть шпатлевкой и зашкурить.

RodenkoAV

Я применяю в прокладке вакуумную 2-х мм резину. Она довольно эластичная, легко обжимается. Поставьте шпильки чаще, по крайней мере между торчащими ещё по одной…

10 months later
melnikov_ivan

Тоже столкнулся с вопросом герметизации. Делаю прочный корпус из ПВХ трубы 75мм * 2мм. Торцевые заглушки склеил из 5 слоев листового пористового ПВХ толщиной 5мм. Листы 2ой и 4ый сделал на 3 мм меньше радиус, и посадил туда уплотнительное резиновое кольцо 3.5мм. Если корпус пустой (внутр объем 2л = 70мм диаметр * 600мм длина), то ничего не травит. А если засунуть аппаратуру (внутр объем уменьшился), и начать закачивать воду в поршневую цистерну (объем еще сильнее уменьшится, давление увеличится), то начинает травить.
Или это слишком мягкий материал для заглушек, нужно более жесткий? Думаю попробовать напечатать на 3Д-принтере.
Подскажите, какие есть подходы для герметизации.

RodenkoAV
melnikov_ivan:

Если корпус пустой (внутр объем 2л = 70мм диаметр * 600мм длина),

Что-бы Вы в эту трубу не запихнули, её внутренний объём измениться не может… Если Вы проводили испытания на герметичность в воде, то откуда выходили пузырки?

melnikov_ivan

Объем корпуса не меняется. Но меняется объем воздуха, который сжимается.
Если корпус пустой (воздуха все ~2л), то воздух сжимается на объем заглушки (~100мл), относительное сжатие получается 5% (100/2000). Ничего не травит.
Если внутрь поместить электронику, двигатели, насосы, цистерну (объем воздуха получился скажем 1л) и закрыть заглушку (100мл), относительное сжатие воздуха получается 100/1000, т.е. уже 10%. И начинает травить. Если закачать цистерной воду, то внутр объем воздуха уменьшится еще на 150 мл, травит еще сильнее.

Травит между заглушкой и трубой в верхней точке.
Варианты попробую в ближ время:

  • покрутить заглушку, может течь переместится, тогда дело в заглушке.
  • использую более короткую трубу, чтобы смоделировать такое же относительное сжатие воздуха - подтвердить гипотезу, тогда буду делать стравливающий клапан какой-нибудь.
  • намотать фум-лентку на заглушку, чтобы плотнее села
  • сделать заглушку из более прочного материала: либо на 3d-принтере печатать (~2-3 тыр/шт), либо из алюминия точить.

Как вообще искать течь, и какие подходы к устранению?

RodenkoAV

Избыточное давление в корпусе, это хорошо. Всегда существует разница в температуре воздуха и воды, в последней в нашей практике всегда ниже. Опуская лодку в воду, она охлаждается,давление внутри уменьшается и начинает через неплотности засасывать воду. Были коллеги, которые насосом, через велосипедный нипель подкачивали воздух, создавая небольшое избыточное давление. Скорее всего у вас проблема в резиновом кольце. Насколько оно прилегает в проточке заглушки, возможно очень плотная резина, размер кольца, глубина проточки под кольцо в заглушке . Самый наглядный способ определить течь- погрузить изделие в воду, поддуть воздухом( сделать временный штуцер) ,как ищут проколы в скатах, камерах велосипедных и т.д

melnikov_ivan

* Кольца достаточно плотные, но не полые. Размер: 70мм наружный, 3.5мм сечение.
Заглушка: внешний диаметр 71мм, глубина проточки 3мм (получается, что кольцо сжимается на 0.5мм). Проблема еще в том, что заглушка склеена из 5мм листового ПВХ, т.е. ширина проточки 5 мм. И колечко немного ерзает. Надо еще посмотреть не продавился ли желобок под колечком, может там уже глубже стала канавка (
* Из какого вообще материала делают заглушки? Какой-нибудь фторопласт? Кажется ПВХ мягковат (
* Герметик намазать в канавки вместо резинки кажется не лучшей идеей. Он плохо переживает механические воздействия, и через несколько итераций начнет крошиться.
yadi.sk/i/UJqyJOwkr2paF

А-50
melnikov_ivan:

Из какого вообще материала делают заглушки?

Капролон, полипропилен. Материал д.б. жестче трубы.
Уплотнительное кольцо - в торец трубы.
Проточка обеспечивает не только место под кольцо, но и под заглубление трубы. В этом случае резина никуда не может выдавиться.

melnikov_ivan

Всем спасибо за помощь! Разобрался - если покрутить заглушку туда-сюда, то перестает травить. Толи проблема

  • в широком пазе под резиновое колечко, и оно ерзает;
  • слишком большой диаметр заглушки, и резинка плохо работает/прижимается.
    Позже попробую поменять эти параметры, а пока продолжим.

Сейчас все части ВПЦ (WTC) готовы, собираю все вместе. Остался вопрос как лучше выполнить выводы тяг. Думал вклеить медные трубки в торцевую заглушку. Герметизация резиновой манжетой. Есть еще какие-то нюансы?

Немного фоток постройки у меня в инстаграмме www.instagram.com/p/BD3-EI8ghRo/.
А следующий этап - изготовление внешнего легкого корпуса. Продолжение следует…

27 days later
melnikov_ivan

Вопрос по регулятору хода для насоса балластной системы. Я использую дешевый “ESC 320A”. У него реверс несимметрично слабее прямого хода. Из-за этого насос в одну сторону качает ощутимо слабее. Как можно бороться с этим? Покупать дорогой программируемый регулятор?

Видео испытания WTC.

tl_972

Имхо, лучше всего по соотношению цена/требуемые параметры будет сделать самому, на тиньке и логик-левел мосфетах.
У Вас одна бц? Сложно было отдифферентовать?

melnikov_ivan

При цене 400-600 рублей за регуль, что-то свое паять не хочется. Сейчас остановился на следующем варианте. Есть два регулятора с одинаковым названием, один рассчитан на 8 вольт, другой - на 12. Я питаю от 12 вольт, и тот что на 12 заметно недотягивает реверс, а другой - крутит одинаково вперед/назад (во всяком случае назад хватает, надеюсь не сгорит).

  1. 8 вольт

  2. 12 вольт

Бц одна по центру 150 мл при водоизмещении 2700мл. Пока в ванне нырял. Вес WTC 800г, груз по центру (1700г), балансировал пасатижами (200г) на нос.

17 days later
melnikov_ivan

Насосная балластная цистерна на основе шприца-жане и микро-насос. Объем 150 мл, скорость заполнения 200мл/мин.

Не могу найти клей, чтобы хорошо схватывал пластик шприца. ПВХ хорошо клеит Момент Гель и модельный Uhu Plast, но за шприц не берется. Кто знает, что его берет?

Микро-насос с алиэкспреса, искать по слову “dc peristaltic pump”. Не забудьте поставить галку “бесплатная доставка” и отсортировать по цене. Начинаются от 400 руб.

tl_972
melnikov_ivan:

Не могу найти клей, чтобы хорошо схватывал пластик шприца. ПВХ хорошо клеит Момент Гель и модельный Uhu Plast, но за шприц не берется. Кто знает, что его берет?

Вроде пластик шприца можно только сварить. Не знаю что вам нужно приклеить, но я для крепления использовал болтики, там где нужно просто прикрепить, без герметичности.

зы:Скажите пожалуйста, где вы брали резиновые кольца для уплотнения заглушек прочного корпуса? Я уже и в автомагазинах спрашивал и на радиорынке искал, везде максимум 30мм диаметром…

melnikov_ivan
tl_972:

Скажите пожалуйста, где вы брали резиновые кольца для уплотнения заглушек прочного корпуса? Я уже и в автомагазинах спрашивал и на радиорынке искал, везде максимум 30мм диаметром…

Резиновые кольца искал на Алиекспресе по запросу “o-ring 70mm” или “уплотнительные кольца силиконовые”. Вышли в районе 50 руб/шт. Не забывайте ставить галочку “бесплатная доставка” и сортировать по цене.

16 days later
Neo0604

Спустя год руки добрались до проекта данной пробной подводной лодки. Напомню что способ погружения предполагался динамический. Управление 3 канальное.
За прошедшую неделю было сделано:

  1. установлены сервы, проведены тяги.
  2. установлены рули направления и глубины.
  3. подобран балласт, для этого были использованы монетки достоинством 10 и 50 копеек.
  4. сделан сухой бокс для регулятора оборотов и приемника. Приемник 27 мгц. Сделан из корпуса от “жидких гвоздей”. На случай утопления хоть что то спасти.)))
  5. из силиконовой скатерти нарезаны прокладки под крышку корпуса.
    Был организован пробный пуск. Могу сказать что пока она не погружается(((
    Первая моя ошибка это активный кормовой руль глубины и неподвижный носовой. При попытке погрузиться из воды появляется хвост и винт, теряет скорость и все заново. Поэтому решил сделать КОМБИНИРОВАННУЮ схему погружения. От приемника через Y кабель подключить две сервы, первая работает на тягу руля а вторая включает насос который заполняет мягкую балластную цистерну. Так как в внутри корпуса балластная цистерна не помещается решил вынести ее наружу. Теоретически вижу погружение так: лодка неподвижна, опускаю руль в режим погружения, лодка заполняет цистерны и погружается статично, выпрямляем руль и плавно движемся вперед под водой.
    Подскажите, у меня антенна приемника находится внутри сухого бокса. Ее оставить там или можно вытянуть ее из корпуса лодки внутри мачты?
melnikov_ivan

Если я правильно понял, то “мягкая балластная цистерна снаружи” НЕ будет работать. Вам надо какую-то часть объема воздуха вытеснять водой, тогда общая плотность подлодки увеличится, она станет тяжелее воды и погрузится.

А может сделать передние рули подвижными и механически передать тягу от задних в противоход? Тогда лодка будет живее реагировать и нос уйдет под воду до того как винт вынырнет.

Neo0604

Возможно так и сделаю. А что скажите про антенну? Как лучше ее расположить?

melnikov_ivan
Neo0604:

А что скажите про антенну? Как лучше ее расположить?

В принципе внутри корпуса (сложенная) антена работает. На сколько лучше она будет принимать размотанная - я не сравнивал. Но кажется, для наших целей, плавать в радиусе 20 метров - это не критично. А вот герметизация вывода антенны за борт - дополнительные хлопоты.

Выводить заборт обязательно нужно только в том случае, если у вас металический корпус (например паянный из листовой меди).

2 months later
melnikov_ivan

А подскажите кто какие сервы использует?
Я тут ставил mg995 металлические, но кажется они избыточные. А главное много тока кушают, пишут толи до 0.3А, толи до 1.5А. И если чуть дефект шестеренок, клинят и горит ESC (уже 3 спалил, обидно).

Размер лодки - 1метр, водоизмещение - 3кг, площадь рулей - по 20см^2.

Eli4A

Иван, металлические MG995 с усилием 13 кг. как раз то что нужно для твоей лодки. А то что клинят,так у них подшипники капроновые.

melnikov_ivan
Eli4A:

А то что клинят,так у них подшипники капроновые.

Нет, то у них качество китайское. Из 4 штук только одна тихо крутится, остальные то дергают, то хрустят, то вообще крутятся без остановки (

V_Alex
melnikov_ivan:

Я тут ставил mg995 металлические, но кажется они избыточные. А главное много тока кушают, пишут толи до 0.3А, толи до 1.5А. И если чуть дефект шестеренок, клинят и горит ESC (уже 3 спалил, обидно).

Характеристики на MG995 можно глянуть тут: arduino-diy.com/arduino-MG995-servo
Крутящий момент: 8.5 кг х см (при 4.8 В питания), 10 кг х см (при 6 В);
Скорость: 0.2 с/60º (при 4.8 В), 0.16 с/60º (при 6 В);
Рабочее питание: 4.8 - 7.2 В;
Если просто прикинуть по паспортным данным для питания 4,8 В.
Крутящий момент: 8.5 кг х см = 83 Н х см = 0.83 Н х м
Угловая скорость: 60º/0.2 c = 360º/1.2 c = 0.83 об/c = 5.23 рад/c
Механическая мощность: 0.83 х 5.23 = 4.34 Вт
КПД цилиндрической ступени - 0.9, ступеней 4, итого 0.9 х 0.9 х 0.9 х 0.9 = 0.66
КПД электродвигателя - 0.6.
Электрическая мощность: 4.34 / (0.66 x 0.6) = 11 Вт
Потребляемый ток (под полной нагрузкой): 11 / 4.8 = 2.3 A

По-хорошему, на каждую такую серву нужно ставить отдельный ВЕС с предохранителем,
либо питать борт напрямую от качественного 4-баночного NiMh - аккумулятора.