Маленький Ан-140 (размах 1,5м)

EVIL

Очень удобно, однако 😉 этот короб очень жесткий на кручение и теперь при наложении обшивки голова не болит об исходной геометрии.

EVIL

На сегодня есть небольшое продвижение. Почти полностью сделана обшивка фюзеляжа, осталось доделать нос и кончик хвоста, заложены все трубки для тяг, организованы места под сервы и установлена большая часть обшивок. Теперь надо подумать как сделать переднюю стойку и приколбасить основные стойки шасси. Я решил, что вклею фанерку между несущими шпангоутами и на нее закреплю проволочные стойки со спаренными колесами.

EVIL

Строительство движется. Фюзеляж почти закончен, хвостовое оперение тоже. Осталось вырезать рули, приколбасить тяги и кабанчики. Придумал тут как сделать переднюю стойку шасси. Ничего умнее, чем проволочная стойка пока не придумал, а вот как сделать так, чтоб узел навески большие нагрузки держал, это сложнее, но я придумал. Усиливать узел сверх меры считаю лишним, его все равно вырвет, когда будет превышен предел прочности пены, но все же сделал связку с конструкциями фюзеляжа. Позже будет добавлена еще одна деревянная деталь, когда клей высохнет. Надо еще придумать узел крепления основного шасси, пока нету нормальных вариантов.

EVIL

За сегодня удалось получить небольшой прогресс: доделал узел крепления передней стойки, установил шасси и почти полностью сделал обшивки зализа шасси. Колеса малость не масштабные, мне показалось, что высота стоек немного великовата, но с этим ничего не буду делать. Мне главное чтобы самолет мог ездить по нашему аэродромному бездорожью. В общем с фюзеляжем осталось немного: надо сделать “пинцет”, имитацию ВСУ и зашить зализ крыла.

EVIL

Методом недолгих стараний получилось крыло. Сделал по классической наборной схеме полностью из потолочки, лиш основной лонжерон из бальзы 1,5мм. На него будет навешиваться передняя кромка из твердого пенопласта, под которой предположительно будет размещена электропроводка, ну во всяком случае так задумано 😉 Половинки крыла пока не соединял, только приклеил центроплан к одной из консолей. Пока крыло не целое, с ним будет проще работать. Надо вырезать элероны и закрылки, установить сервомашинки, лиш после этого можно будет соединить консоли и врезать силовой лонжерон, который будет держать основные полетные нагрузки.

EVIL

Почти закончен зализ крыла, когда клей высохнет, наклею усиления в нужных местах и займусь узлами крепления крыла. Крыло уже склеено в одно целое, элероны и закрылки отделены, а задняя кромка крыла подготовлена под установку элементов управления и механизации.

EVIL

Рули высоты и руддер отделены от хвостового оперения, сейчас проходят подготовку к установке. Лонжерон, связывающий консоли с центропланом готов и установлен.

EVIL

Потихоньку собираем заднюю кромку крыла. С элеронами проблем нет, а вот как поступить с закрылками, не знаю, весь мозг сломал. На оригинале закрылок длинный, цельный и вместе с ним поворачивается задняя часть мотогондолы. Воспроизвести это можно, однако смущает низкая прочность закрылка на кручение и целесообразность этого мероприятия (будет ли аэродинамический толк от закрылков?). Изменять конфигурацию закрылка не охото. Может просто их законтрить?

PILOTon99

А и пусть крутится закрылок. Кабанчик у корня закрылка и всё, если заклинивания не будет конечно.

EVIL

Прежде чем принять окончательное решение по реализации закрылков, решил сделать мотогондолы. Ядро из твердого синего пенопласта, а обшивка будет скорее всего из бумаги с усилением стыка под мотораму. Посмотрим как будут развиваться события, может гондола будет второй точкой опоры закрылка. Капоты пока не делал и наверно сделаю только после облета. Коков винта у меня тоже нету, винты сегодня заказал. Почему-то думал, что они есть, а я видимо забыл положить их в коробку и не привез с собой.

EVIL

Вот и решена судьба закрылков. Сделаны дополнительные опоры между фюзеляжем и гондолой, а хвост мотогондолы отрезан по типу оригинала, только это не очень получилось, хотя в целом похоже. Бальзовые опоры чудесным образом превращены в шарниры методом наклеивания на них майларовой полоски с последующим усилением бумажной накладкой. Все клеилось на локтайт. В подвижное соединение мотогондолы вклеена петля и тем самым образована третья точка опоры. Максимальный угол отклонения закрылка составляет 40 градусов. Теперь можно потихоньку прикручивать моторы и устанавливать сервы 😃

19 days later
EVIL

Добрался до самолета 😃 Получил сегодня посылку из преисподней с винтами и как-то глупо совсем ничего не делать с самолетом. Установил сервы на крыло на одну сторону, попробую завтра закончить с оборудованием крыла, а то самолет почти готов, да и полетать хочется. Надо будет приклеить кабанчики и пластиковые кубики для крепления площадки элеронных серв.

EVIL

Теперь все провода уложены, сервы установлены и кабанчики вклеены.

EVIL

Теперь очередь за мотогондолами. Они будут сделаны по проверенной схеме из пенопласта с обшивкой бумагой. Ядро уже давно готово, теперь надо сделать обшивку, которая будет усилением конструкции. В связи с тем, что самолет винтовой и силы от вибраций могут быть очень большими, стык мотошпангоута с ядром усилен лентой стеклоткани, приклеенной на Титан. Поверх передней части, мотогондола будет обшита ватманом, а задняя часть будет оклеена бумагой для принтера.

EVIL

Сделаны передние кромки и теперь крыло стало похоже на себя. После обточки кромок была произведена примерка крыла к фюзеляжу. Мой мозг был несколько шокирован: это же винтовой самолет! Я уже как-то привык к импеллерам, поэтому сейчас совсем непривычно видеть на самолете винты. По ходу действий выяснилось, что центроплан совсем жидкий и нагрузки на кручение держать не будет. Придется оклеивать его бумагой.

PILOTon99

Похож, чёрт подери. Утром иду летать на настоящем. Удачи!

EVIL

Доделал проводку управления, зашил окно в передней части, где нужно было подсоединить тягу к кабанчику передней стойки шасси. Ну вот и все, самолет готов к первому взлету. Правда пришлось сделать доработку центроплана, а то он оказался слишком податливым на кручение.

Сегодня самолет был поднят в воздух. Тяги двигателей ему оказалось чрезмерно много. Он сорвался с места и как ракета стал набирать высоту. Процесс триммирования был непростым, тк самолет оказался склонным к сваливанию при легких движениях воздуха и изменениях режимов двигателей. Погода была относительно тихая, но небольшое движение воздуха все же было. По элеронам управляемости почти не наблюдалось, все движения по крену делались с помощью руддера. От скорости это не зависело. Проба закрылков прошла без происшествий, полностью выпущенные закрылки реально помогали снизить скорость в 2 раза, но при этом самолет проявил склонность к раскачке по крену и стремление свалиться на бок. Компенсировать раскачку руддером было нереально, тк движение по крену значительно запаздывало после движения ручкой руддера. Реакции на элероны при этом не было вообще никакой. Приноровившись к весьма своенравному характеру самолета, я сделал несколько кругов, выпустил закрылки на посадочный режим и стал пробовать заводить на посадку. По воздуху самолет шел не очень устойчиво, а у самой земли начал сходить с ума - сваливался мгновенно и в глубокий крен. Удалось увести его от земли и тогда я сделал ошибку. Надо было прибрать закрылки на взлетное положение и пробовать садить снова. При следующей попытке зайти на посадку, я немного промахнулся мимо полосы, но самолет шел относительно ровно. В последний момент, примерно в метре от земли произошло сваливание, из которого я просто не успел вытащить самолет и он упал. Повреждения получила в основном носовая часть, винты целые, крыло сломалось в 3 местах, но это легко лечится. Завтра попробую закачать видео.

EVIL

Немного подрезал видео, тк 1,3Гб будет долго грузиться. Вырезал процесс триммирования и некоторые участки, где самолет плохо виден.

PILOTon99

Перед посадкой виден выход на большие углы атаки. Но модель должна радовать и быть управляемой все таки…Отрицательной геометрической крутки крыла не предусмотрено, как и дифференциального отклонения элеронов? Когда такие маленькие хорды, без этих шаманств счастья не видать… Имеет место, кмк, так называемый “реверс” элеронов. Не в нашем авиамодельном понятии, когда неправильно настраиваешь управление, а в другом, из большой авиации, когда неожиданно опускается вниз полукрыло с опущенным вниз элероном (или не реагирует, как в вашем случае)! Причин известно 2: скручивание нежёсткого на кручение крыла (элерон скручивает крыло за заднюю кромку и выступает в роли своеобразного аэродинамического триммера) и срыв с полукрыла, обусловленный тем, что происходит срыв над излишне сильно отклоненным вниз элероном. Это не моя теория, это описывал в своих воспоминаниях выдающийся авиаконструктор (и авиамоделист, кстати:)) Яковлев, сам попадавший в полёте на собственном планере в эту нехорошую ситуацию с реверсом при буксировке за самолётом с БОЛЬШОЙ скоростью. Я этот эффект наблюдал при облете пилотажевского планера DG-1000. В связи с вышеизложенным предлагаю: чуть увеличить жесткость крыла на кручение, сделать отклонение элерона вверх в 1.5-2 раза большее, чем вниз (дифференциальное отклонение, которое есть на всех неманевренных настоящих самолётах), не лупить скорость в полёте, подкрутить кончики крыла немного вниз. Как это сделать вы сами прекрасно знаете. Удачи.
Пы.Сы. Настоящий летает отлично:)