Маленький Ан-140 (размах 1,5м)

EVIL

Рули высоты и руддер отделены от хвостового оперения, сейчас проходят подготовку к установке. Лонжерон, связывающий консоли с центропланом готов и установлен.

EVIL

Потихоньку собираем заднюю кромку крыла. С элеронами проблем нет, а вот как поступить с закрылками, не знаю, весь мозг сломал. На оригинале закрылок длинный, цельный и вместе с ним поворачивается задняя часть мотогондолы. Воспроизвести это можно, однако смущает низкая прочность закрылка на кручение и целесообразность этого мероприятия (будет ли аэродинамический толк от закрылков?). Изменять конфигурацию закрылка не охото. Может просто их законтрить?

PILOTon99

А и пусть крутится закрылок. Кабанчик у корня закрылка и всё, если заклинивания не будет конечно.

EVIL

Прежде чем принять окончательное решение по реализации закрылков, решил сделать мотогондолы. Ядро из твердого синего пенопласта, а обшивка будет скорее всего из бумаги с усилением стыка под мотораму. Посмотрим как будут развиваться события, может гондола будет второй точкой опоры закрылка. Капоты пока не делал и наверно сделаю только после облета. Коков винта у меня тоже нету, винты сегодня заказал. Почему-то думал, что они есть, а я видимо забыл положить их в коробку и не привез с собой.

EVIL

Вот и решена судьба закрылков. Сделаны дополнительные опоры между фюзеляжем и гондолой, а хвост мотогондолы отрезан по типу оригинала, только это не очень получилось, хотя в целом похоже. Бальзовые опоры чудесным образом превращены в шарниры методом наклеивания на них майларовой полоски с последующим усилением бумажной накладкой. Все клеилось на локтайт. В подвижное соединение мотогондолы вклеена петля и тем самым образована третья точка опоры. Максимальный угол отклонения закрылка составляет 40 градусов. Теперь можно потихоньку прикручивать моторы и устанавливать сервы 😃

19 days later
EVIL

Добрался до самолета 😃 Получил сегодня посылку из преисподней с винтами и как-то глупо совсем ничего не делать с самолетом. Установил сервы на крыло на одну сторону, попробую завтра закончить с оборудованием крыла, а то самолет почти готов, да и полетать хочется. Надо будет приклеить кабанчики и пластиковые кубики для крепления площадки элеронных серв.

EVIL

Теперь все провода уложены, сервы установлены и кабанчики вклеены.

EVIL

Теперь очередь за мотогондолами. Они будут сделаны по проверенной схеме из пенопласта с обшивкой бумагой. Ядро уже давно готово, теперь надо сделать обшивку, которая будет усилением конструкции. В связи с тем, что самолет винтовой и силы от вибраций могут быть очень большими, стык мотошпангоута с ядром усилен лентой стеклоткани, приклеенной на Титан. Поверх передней части, мотогондола будет обшита ватманом, а задняя часть будет оклеена бумагой для принтера.

EVIL

Сделаны передние кромки и теперь крыло стало похоже на себя. После обточки кромок была произведена примерка крыла к фюзеляжу. Мой мозг был несколько шокирован: это же винтовой самолет! Я уже как-то привык к импеллерам, поэтому сейчас совсем непривычно видеть на самолете винты. По ходу действий выяснилось, что центроплан совсем жидкий и нагрузки на кручение держать не будет. Придется оклеивать его бумагой.

PILOTon99

Похож, чёрт подери. Утром иду летать на настоящем. Удачи!

EVIL

Доделал проводку управления, зашил окно в передней части, где нужно было подсоединить тягу к кабанчику передней стойки шасси. Ну вот и все, самолет готов к первому взлету. Правда пришлось сделать доработку центроплана, а то он оказался слишком податливым на кручение.

Сегодня самолет был поднят в воздух. Тяги двигателей ему оказалось чрезмерно много. Он сорвался с места и как ракета стал набирать высоту. Процесс триммирования был непростым, тк самолет оказался склонным к сваливанию при легких движениях воздуха и изменениях режимов двигателей. Погода была относительно тихая, но небольшое движение воздуха все же было. По элеронам управляемости почти не наблюдалось, все движения по крену делались с помощью руддера. От скорости это не зависело. Проба закрылков прошла без происшествий, полностью выпущенные закрылки реально помогали снизить скорость в 2 раза, но при этом самолет проявил склонность к раскачке по крену и стремление свалиться на бок. Компенсировать раскачку руддером было нереально, тк движение по крену значительно запаздывало после движения ручкой руддера. Реакции на элероны при этом не было вообще никакой. Приноровившись к весьма своенравному характеру самолета, я сделал несколько кругов, выпустил закрылки на посадочный режим и стал пробовать заводить на посадку. По воздуху самолет шел не очень устойчиво, а у самой земли начал сходить с ума - сваливался мгновенно и в глубокий крен. Удалось увести его от земли и тогда я сделал ошибку. Надо было прибрать закрылки на взлетное положение и пробовать садить снова. При следующей попытке зайти на посадку, я немного промахнулся мимо полосы, но самолет шел относительно ровно. В последний момент, примерно в метре от земли произошло сваливание, из которого я просто не успел вытащить самолет и он упал. Повреждения получила в основном носовая часть, винты целые, крыло сломалось в 3 местах, но это легко лечится. Завтра попробую закачать видео.

EVIL

Немного подрезал видео, тк 1,3Гб будет долго грузиться. Вырезал процесс триммирования и некоторые участки, где самолет плохо виден.

PILOTon99

Перед посадкой виден выход на большие углы атаки. Но модель должна радовать и быть управляемой все таки…Отрицательной геометрической крутки крыла не предусмотрено, как и дифференциального отклонения элеронов? Когда такие маленькие хорды, без этих шаманств счастья не видать… Имеет место, кмк, так называемый “реверс” элеронов. Не в нашем авиамодельном понятии, когда неправильно настраиваешь управление, а в другом, из большой авиации, когда неожиданно опускается вниз полукрыло с опущенным вниз элероном (или не реагирует, как в вашем случае)! Причин известно 2: скручивание нежёсткого на кручение крыла (элерон скручивает крыло за заднюю кромку и выступает в роли своеобразного аэродинамического триммера) и срыв с полукрыла, обусловленный тем, что происходит срыв над излишне сильно отклоненным вниз элероном. Это не моя теория, это описывал в своих воспоминаниях выдающийся авиаконструктор (и авиамоделист, кстати:)) Яковлев, сам попадавший в полёте на собственном планере в эту нехорошую ситуацию с реверсом при буксировке за самолётом с БОЛЬШОЙ скоростью. Я этот эффект наблюдал при облете пилотажевского планера DG-1000. В связи с вышеизложенным предлагаю: чуть увеличить жесткость крыла на кручение, сделать отклонение элерона вверх в 1.5-2 раза большее, чем вниз (дифференциальное отклонение, которое есть на всех неманевренных настоящих самолётах), не лупить скорость в полёте, подкрутить кончики крыла немного вниз. Как это сделать вы сами прекрасно знаете. Удачи.
Пы.Сы. Настоящий летает отлично:)

Airliner-rc

Костя, ты чем снимал видео? 😃
По теме - попробуй просто увеличить площадь элеронов и забудь про закрылки в первых полетах, научись летать на нем (!!!) и его научи, а потом уже эксперименты устраивай.
Не думаю, что на таких размерах какие то крутки играют роль и вообще чувствуются моделью.

PILOTon99
Airliner-rc:

что на таких размерах какие то крутки играют роль и вообще чувствуются моделью.

😃. Они влияют на всех размерах, особенно на маленьких, что могут подтвердить копиисты с опытом…

Airliner-rc
PILOTon99:

😃. Они влияют на всех размерах, особенно на маленьких, что могут подтвердить копиисты с опытом…

ага, покажите мне хоть одну копию гражданского самолета в таком размере 😃

PILOTon99
Airliner-rc:

покажите мне хоть одну копию гражданского самолета в таком размере

Тем более! Я болею за автора проекта и стараюсь не вводить в заблуждение, а вы?

EVIL
Airliner-rc:

ты чем снимал видео?

Фотоаппаратом 😉 Оно было значительно лучше.

PILOTon99:

Перед посадкой виден выход на большие углы атаки.

Да, так и есть. Мой первый Ан-140 легко парашютировал, поэтому я с этим особо не парился. Крутки и дифференциал элеронов есть, но мне кажется, что крутки недостаточно. Кроме того, для этой модели как мне кажется, центровка получилась чуть задняя. Все банально просто: фюзеляж толстый, нос длинный и при уменьшении скорости становится недостаточно эффективности киля, вследствие чего возникает курсовая неустойчивость, появляется разворот (или скольжение) и от этого самолет заваливается в соответствующий крен.

В общем, я уже почти восстановил фюзеляж, почти закончил восстановление крыла. Передвину ЦТ туда, где он был на предыдущей модели и переставлю стабилизатор немного в минус. Пусть скорость будет чуть больше, но мне не нужна раскачка самолета при уменьшении скорости, тем более, что я физически не могу контролировать момент начала этой раскачки.

Airliner-rc:

Не думаю, что на таких размерах какие то крутки играют роль

Играют, Миша, еще какую. Просто их может быть либо слишком мало или слишком много. Я вот сам лоханулся, сделал 3 градуса, а раньше на старых самолетах смело крутил крыло на 5гр и все было нормально. А тут понимаеш ли начитался умных высеров и получил что должно было получиться. Опыт отвергать нельзя.

Сделал запрос на ю-тубе, чтобы вернули оригинал видео.

Airliner-rc:

покажите мне хоть одну копию гражданского самолета в таком размере

А мне покажите копииста, который их делает 😉

PILOTon99
EVIL:

А мне покажите копииста, который их делает

Есть пара-тройка на форуме… Орёл rcopen.com/forum/f82/topic162370, ФлаингЙогурт rcopen.com/forum/f82/topic225531, например.
На заметку: прототип имеет чрезвычайно несущий профиль, устойчивый к срыву очень даже, с обледеневшим крылом в том числе… В качестве платы - весьма низкое аэродинамическое качество… Ещё мнение: центровка должна быть максимально передней, лишь бы хватало руля высоты на посадке…

EVIL
PILOTon99:

На заметку: прототип имеет … Ещё мнение:…

На модели все так и сделано. Предыдущая модель показала все лучшие качества прототипа.