ATR-72 еще один шанс
Всем привет и с Новым Годом!
Наши ряды пополнит еще одна “блоха” в виде модели ATR-72. Масштаб 1/27, что соответствует длине и размаху крыла 1 метр. Площадь крыла получается 8.32 кв.дм. Крыло сохранит свои исходные пропорции. Вылезать за пределы метра совсем не охото по идейно-религиозным соображениям.
Фюзеляж будет сделан из пенопласта 15, методом вырезания горячей струной и удаления внутренностей. Крыло из 1 слоя потолочки с обрамлением бальзой и скорее всего будет введен лонжерон. Из чего, пока не знаю.
Мотоустановка будет на основе моторов Turnigy 1811 2900KV и регуляторов Turnigy Plush 6А. Весит такая мотоустановка 22 грамма каждая и тянет около 100 грамм на 2S и около 4А. Сервы есть в достаточном количестве с крутящим моментом от 70 грамм и весом от 3 грамм на каждую.
По отделке определимся позже.
Кроме того, хотелось бы сделать для этого самолета нормальный транспортировочный ящик.
Окраска если удастся такая, то будет вааще круто
Патриотичненько.
Интересный самолёт.Тебе придётся повоевать с весом.Предполагаю,что шасси убираться не будут,а механизация крыла будет?А как с площадью стабилизатора?Маловато будет…
Приступим…
Все традиционно, как учили в далеких 80-х. Рисуем будущие шаблоны на листе ватмана
Затем изготавливаем шаблоны из картона
Режем пенопласт на блоки нужных размеров
Чтобы не крошить и отрезать ровно, режем с помощью лазерной резки по пенопласту, то есть горячей струны.😁
Прикручиваем картонные шаблоны и опять лазерная резка нам все нарежет.
Есть 1 хитрейший советский лайфхак: чтобы горячая нить не прожигала картон и не застревала в кромке шаблона, кромку натираем простым карандашом. Струна по такой кромке скользит как по маслу.
Вес нарезанных заготовок 77 грамм. Неслабо.
Вырезаем середину. Оставляем 8мм толщины оболочки. Думаю, для эксплуатационной прочности этого будет достаточно.
Вес на данном этапе 32 грамма
После грубой обработки морды вес уменьшился до 29 грамм
Морда. Вроде похожа. Надо наждачить и более детально сравнивать.
Как представлю звук скрипящего пенопласта, зубы шевелитья начинают
Итак, сколько же добавил клей. Вчера в ночь, сразу после склеивания, вес фюзеляжа составил 42 грамма. Утром, когда клей подсох, весы показали 39 грамм. Странно… Клей Титан обычно очень слабо усыхает.
Позже займусь крыльями и хвостовым оперением. Есть одна идейка 😃
На вопрос, как сделать крылья с минимумом затрат и максимумом на выходе, было найдено немного не стандартное решение. Крыло делается с плоско-выпуклым профилем, методом отреза от блока пенопласта. Таким образом, оно режется без искажения задуманной геометрии и утоньшения профиля посередине из-за прогиба заготовки.
Центроплан и консоли готовы. 11 грамм на всех
Мотогондолы
Следующим на очереди был киль. Если учесть, что очень хотелось придать ему толстый симметричный профиль, пришлось изобрести технологию получения такой детали.
Что для этого понадобилось.
-
шаблоны для резки сначала верхней дужки и нижней.
-
вырезаем сначала верхнюю дужку
- затем нижнюю, по аналогии как мы резали крыло.
В результате, получается абсолютно симметричный профиль
Такой толстый киль весит 3 грамма
Стабилизатор пока просто пластина из потолочки 4мм
Все вместе 21 грамм
Теперь можно предположить, что у нас получится.
Фюзеляж 39
Крыло + хвостовое оперение 21
Мотоустановки 2х22=44
Планируемая батарейка 40
Шасси примерно 10
Сервы 5х3 = 15
На проводку еще грамм 25 накинем
Отделка будет сделана с помощью легкой пленки 17 гр/кв.м. это еще 10 грамм
По-любому понадобятся силовые элементы, клей. сюда еще грамм 20 приплюсуем.
Итого: 39+21+44+40+10+15+25+10+20=224 грамма. Ориентировочная цифра вполне обнадеживающая. Но посмотрим, как оно там на самом деле будет.
Киль установлен и приклеен. Теперь можно производить работы по хвостовому оперению. Надо установить 2 сервы, изготовить не шибко тяжелую проводку. Ввиду небольших геометрических размеров стабилизатора, он будет несъемным.
Заодно, для облегчения производства работ, в фюзеляже было прорезано окно, где будет вырез под крыло. Это отняло 3 грамма веса от фюзеляжа.
Отделен руддер, обработан наждачкой Р1000. Хоть и пеныч, а в руки взять приятно 😁 В дальнейшем, он будет оклеен калькой на ПВА. Данная участь уже постигла стабилизатор. Но о нем позже.
В задней кромке киля прорезан желоб под проводку. В дальнейшем сюда будет приклеен лонжерон из легкой бальзы 2.5мм.
Взвешен на пробу удлинитель, сделанный из компутерного шлейфа. Пока в нем 4 проводка. Думаю, мож сделать 6, на каждую серву свой? Все равно он в 10 раз легче любого сервоудлинителя из провода 0.2кв.мм.
Эти сервы поедут на хвост. Усилие, которое они развивают при 4.8В, 0.2кг, что вполне нормально для самолета такого плана весом под 300 грамм.
servodatabase.com/servo/blue-arrow/s0251
По весу, они не отличаются от рассчетных. Жаль, их всего 3. Вот, они будут обслуживать фюзеляжные механизмы.
Есть еще, перемаркированные Хоббикингом, сервы со стандартным разъемом.
Даташит оригинала здесь servodatabase.com/servo/blue-arrow/s0361
Их вес побольше. Наверное пойдут они на крылья.
будет оклеен калькой на ПВА.
Костя,на РН наверняка осталась корка после резки. Может не клеить кальку, для такого размера прочности хватит
на РН наверняка осталась корка после резки
После резки возможно и оставалась, а после наждачки - вряд ли. Но тут дело не в прочности. Ее и так с огромным избытком. Хочется же чтобы модель поприличнее выглядела.
Сделан первый удлинитель из компутерного шлейфа.
Весу добавилось 2 грамма. Теперь серва с таким хвостом весит 5 грамм.
Приклеиваем серву на ее законное место под стабилизатором и вытягиваем провод в фюзеляж.
Стабилизатор сделан из 1 слоя потолочки 4мм, рули высоты сточены под конус. Предварительно, стаб оклеен калькой на ПВА. Вес его в таком виде 4 грамма. Правдо не зваю, насколько высох клей. Всего 3 часа прошло, но поверхность уже сухая.
Отрезаем рули высоты
Наклеиваем кромки. Сделано это ради возможности использовать майларовые петли, а не навеску на скотч, которую я мягко говоря не уважаю.
Теперь надо подумать и решить как сделать привод руддера, чтобы его можно было обслуживать. Крутится идея вклеить серву в фюзеляж, чтобы ее ось совпадала с осью руддера. В этом случае придется городить огород, а этого совсем не хочется. Можно конечно пустить тягу из карбона 0.5мм. Она как раз 1 грамм весит при такой длине. Не нравится в такой затее только тот момент, что довольно заметная длина тяги будет выступать из фюзеляжа.
Изготовлена стойка основного шасси из проволоки 1.5мм. Вес убил.
С бальзовой вставкой вес 10 грамм
Из отходов, был изготовлен батарейный отсек
И сразу установлен на место
Вес фюзеляжа после вклейки батарейного отсека и стойки основного шасси 62 грамма
Спустя 12 часов, этот вес уменьшился до 61 грамм. То есть, в данном случае, клей практически не усох.
Это будут колеса основного шасси. Крышки тоже будут.
А это заготовки для передних колес. Роль дисков будут выполнять Х-ролики от аудиокассеты. Покрышки из микропористой резины.
С целью облегчения основных колес, были рассверлены отверстия в дисках до 3.5мм. Это позволило снизить вес комплекта колес с 8 грамм до 5.
Заготовки передних колес. Будущие покрышки приклеены к дискам.
Готовые колеса. Диаметр основных 30мм, передних 17мм.
Передняя стойка. Пружина сделана из проволоки 0.75мм. Ось из карбона.
Колеса установлены
Короб передней стойки. Чтобы не морочиться с кабанчиками и прочей требухой, просто согнул пружину под проушину на тяге.
Передняя стойка на своем месте. Пока без клея.
Основные колеса
Вес на данный момент 70 грамм
Дошла очередь до крыла.
Изготовлен вот такой лонжерон. Стенка 2.5, полки переменной толщины, нижняя 2.5х2.5 на центроплане и сходится до 0.5х2.5 к концам. Верхняя 4х2.5 и так же сходит на нет к концам.
Во всех деталях пробиты каналы-облегчения, заодно под какую-нибудь проводку, если надо будет.
На месте стыка консолей и центроплана вставлены нервюры из бальзы 1мм
Пока склеенные детали подсыхают, обточил мотогондолы.
Теперь когда крыло можно взять в руки, оно весит 14 грамм
Примерил на самолет.
Вот кажется мне, что на такой размер самолета нужно ставить 1-2 гр. сервы, моторы не по 10 грамм, а по 5-6, не больше. Да и основным шасси похоже круто промахнулся.
Правдо, с другой стороны, много ли веса можно сэкономить на более легких комплектующих? 😃
Короче, будем заканчивать самолет по изначальному сценарию.
Набьем крыло оборудованием, врежем пару реечек для крепления крыла и обтянем пленкой 17гр/кв.м. То же сделаем с фюзеляжем и килем.
Ну ты и психанул!
Только организовал себе в квартире мини-мастерскую стационарную, решил вернуться к 72-му, заглянул на форум - а тут ты зашпарил вдвое более легкий самолет за шесть (шесть, Карл!) дней!
Я прям в смешанных чувствах, какой же херней я страдал 😃
Да, Константин, мастерство не пропьешь, даже на Новый Год! Нереально круто!
С любопытством жду испытаний силовой установки - моторы такие же как у меня, интрига утянут ли машину, и на каких винтах.
Здаётся мне, кто-то решил реально забить на небо и летать на этой пушинке в зале!
И проблем не иметь со всякими регистрациями…
Респект!
Здаётся мне, кто-то решил реально забить на небо и летать на этой пушинке в зале!
И проблем не иметь со всякими регистрациями…
Респект!
Эта пушинка будет отлично летать и смотреться на улице, даже в умеренный ветер.
Wild Falcon С возвращением!
жду испытаний силовой установки - моторы такие же как у меня, интрига утянут ли машину, и на каких винтах.
Испытания были за рамками данной темы. Параметры получились такими: ток 3.8А, питание 2S, тяга 96 грамм. Винт 4В 4х4. Есть классические винты 5х5, но это на крайний случай. Правдо они неплохо грузят моторы классом побольше, поэтому думаю, должно хватить 4х4. Тем более 4 лопасти, как на прототипе.
Здаётся мне, кто-то решил реально забить на небо и летать на этой пушинке в зале!
Будет зал, будет настоящий зальник. А это классический уличный самолет, хоть и маленький.
Wild Falcon С возвращением!
Испытания были за рамками данной темы. Параметры получились такими: ток 3.8А, питание 2S, тяга 96 грамм. Винт 4В 4х4. Есть классические винты 5х5, но это на крайний случай. Правдо они неплохо грузят моторы классом побольше, поэтому думаю, должно хватить 4х4. Тем более 4 лопасти, как на прототипе.
Будет зал, будет настоящий зальник. А это классический уличный самолет, хоть и маленький.
Вернусь когда пробью конструкцию крышки аккума. А то она у меня развалилась, и я отложил самолет в прошлый раз. Сейчас второй подход будет.
А что за винты такие 4х4 (и какой шаг) ?
У прототипа в зависимости от модели, на большинстве модификаций 6 лопастей.
что за винты такие 4х4 (и какой шаг) ?
4-х лопастные винты. 4" диаметр и 4" шаг. Брал на Хоббикинге. Их там для гоночных коптеров каких только нет. Даже 6 лопастей есть, но только 5х4. Набрал и таких, и других.
У прототипа в зависимости от модели, на большинстве модификаций 6 лопастей.
На таком, как я делаю, 4 лопасти 😉
Вернусь когда пробью конструкцию крышки аккума.
Матыгу ремонтируеш?
Интересная тема и подход к строительству.
Ширина крыла впечатляет !! Впрочем опыт показывает, что такие крылья тем не менее летают, главное уложиться в вес.
Удачи, Константин, с интересом слежу за темой. Успешного облета !
Матыгу ремонтируеш?
Скорее готовлю к сезону, он таки в 2017-м молодцом и много перенес, втч тур по Европе, на 18-й тоже большие планы.
Но про крышку аккума - это в контексте Атр-72. Я тему давно не обновлял, он у меня уже зашитый бальзой стоит (и вдвое тяжелее твоего при том же размахе, хотя я твоим весам традиционно не на 100% верю, они все таки на границе диапазона работают). Выбрал не особо удачное место для люка аккумулятора, и никак не соберу не ломающуюся в руках крышку. В прошлый раз она у меня лопнула в руках, я психанул и отложил это дело.
Продолжаем.
Отрезаем от крыла подвижные части. Решил, что достаточно будет вот таких длинных элеронов, по совместительству подрабатывающих флаперонами
Сразу оклеиваем кромки бальзовыми рейками.
Делаем обрамление бальзой и на стабилизаторе
Изготавливаем задний узел крепления крыла
Вклеиваем на место
Готовим руддер к обтяжке пленкой и последующей установке на место
А какой струной ты пену режешь? Нихром или сталь?
Потому что я было пробовал сделать такие тонкостенные конструкции в хвост своего АТР в прошлом году, нифига хорошего не вышло. Резал сталью.
Опыта у меня правда в резке пены почти ноль.