ATR-72 3d print
Генадий, может фрагмент фюзеляжа в районе центроплана укрепить несколькими стрингерами, опираясь на опыт 330го? У Криса в его ветке это место при печати повело и пока он, как я понял это место не усилил, деталь полчалась с искажениями. Ну и нагрузка, в районе центроплана в месте сочленения фюзеляжа и крыла приличная, если не будете усиливать углеволоконной трубой через фюзеляж. Я так понимаю вы будете делать отъемные части полукрыла в районе мотогондолы или в месте зализа полукрыла и фюза? Или как-то по другому у вас задумка?
Дошел до проектирования крыла, в моем масштабе хорда крыла всего лишь 11,9 см., кажется очень мало, отрисовал за сегодня центроплан под крыло с хордой 15см., но при этом зная, что фюзеляж шире крыла, модель сверху смотрится нелепо. Какое решение принять не знаю
Пропорционально искажать форму хвостового оперения.
А лучше этого не делать. Если так страшно за ширину крыла, есть выпукло-вогнутые профили, турбулизаторы елочки по передней кромке и капли как на оригинале (они же не просто так сделаны), задняя центровка… Правдо это требует отработки в натуральную величину, в тч и навыков пилотирования такой конфигурации.
Константин привет! На самом деле ждал твоих комментариев. Турболизаторы конечно классно, но будут ли они работать в столь мелком масштабе - вопрос первый, второй- при данном масштабе какие размером должны быть турболизаторы, их количество и принципиальное размещение на крыле?
Генадий, может фрагмент фюзеляжа в районе центроплана укрепить несколькими стрингерами, опираясь на опыт 330го? У Криса в его ветке это место при печати повело и пока он, как я понял это место не усилил, деталь полчалась с искажениями. Ну и нагрузка, в районе центроплана в месте сочленения фюзеляжа и крыла приличная, если не будете усиливать углеволоконной трубой через фюзеляж. Я так понимаю вы будете делать отъемные части полукрыла в районе мотогондолы или в месте зализа полукрыла и фюза? Или как-то по другому у вас задумка?
Возможно именно место крепления консолей крыла будет усиленно, но по моим задумкам так как фюзеляж будет разделён на отрезки от 12 до 15см роль стрингеров будет выполнять буртик шириной равной 0.8мм, что усилит конструкцию и прочность фюзеляжа при сборке. Буртик равный 0.4 и 0.6 показал себя не очень хорошо, что как раз описал Крис
Турболизаторы конечно классно, но будут ли они работать в столь мелком масштабе - вопрос первый,
У меня работали, почему у тебя не будут?
второй- при данном масштабе какие размером должны быть турболизаторы, их количество и принципиальное размещение на крыле?
Экспериментируй и все у тебя получится. Можеш с моего бывшего содрать рисунок. Он рабочий.
У меня работали, почему у тебя не будут?
Привет! Изучил тему турболизаторов, сомнения пропали. Обязательно будут применены в данном проекте.
Фюзеляж практически отрисован, осталось в конструкцию добавить киль, разбить на “правильные для печати” части и в принципе можно поставить пробную печать.
Так же в конструкцию модели внесена первая корректировка, скрепляющий части буртик увеличен до 7мм в длину и 0.8мм в ширину, по весу добавилось всего 4 грамма, но надежность даже и не сравнить. Так как эта повторная печать одного и того же элемента, а при первой печати имеются наплывы пластика, настройки самой печати были немного изменены, печаталось со скоростью 90, температурой 190 и откатом пластика 7мм, до этого было 120, 198, 5. Из за уменьшения скорости, деталь печаталась на 30 мин. дольше (4.30).
Но у совершенства пределов нет, так что с настройками печати еще все впереди.
Дальше, в пробной печати была часть фюза с центропланом и нишей шасси, (та что ближе к столу). Когда разместил данную часть в слайсере, прога показала, что ее вес аж 120 грамм (честно был в шоке и хотел завершить неудачей данной проект, но потом увидел что всего лишь стояла галочка на печати поддержок нависающих элементов, убрав галочку, вес пришел в ожидаемую норму в 60 грамм) Печаталось 5 часов.
Вес всей данной конструкции ровно 180 грамм, это 45% фюзеляжа. Пока в предполагаемую норму по весу, определенную на старте проекта, укладываюсь.
Остается открытым вопрос по установке крыла и как сделать пока не могу решить, либо это будут съемные две консоли, с несъемным центропланом и удерживаемые на карбоновой трубке (что не очень конечно хочется т.к. изначально в планах не было добавления лишних деталей в виде карбона и т.д.) либо это будет цельное крыло без использования карбоновой трубки и прикрепляемое к фюзеляжу “традиционной схемой”
Отлично получается!
А на какой температуре вы PLA печатаете, что у вас деламинация таких тонких стенок не возникает?
Деломинация оно же отсутствие прилипание слоёв при печати стенки, в конкретно моем случае возникникло при высоте слоя 0.3мм, хотя при печати стенки в 1мм, слои спекаются хорошо, но и температура была 208 градусов. 208 это очень много для PLA, пластик становится хрупким. Чуть выше в посте есть фото двух отпечатанных деталей, левая печаталась в 198 градусов, правая 190, при этом правая деталь качеством лучше но и скорость была меньше. Слои прилепают хорошо, при надавливании на деталь, при этом с хорошим усилием пластик не отслаивается.
Очень приятно видеть соотечественников, которые проектируют самолёты для 3D печати. С интересом наблюдаю за вашим проектом.
Хочу представить вашему вниманию 3Dпечатную полукопию Корсара от 3Dlabprint. Заранее прошу прощения за не соответствие данной ветке типа самолёта. Подумалось что здесь собрались единомышленники, которые не равнодушны к 3D печатным полукопиям.
Печать оболочки в один слой, кроме того внутри есть каркас с диагональными, перекрещивающимися нервюрами, лонжеронами, шпангоутами, рангоутами и.т.д. В проекте продуманы все технологические детали, такие как люки с защёлками для различной электроники, каналы для проводки и охлаждения и пр. Модель ещё не летала, работы по мелочам ещё много (FPV, автопилот, доработка интерьера кокпита, частичная покраска) Планирую неторопясь закончить к началу лета.
А, так работает звуковой модуль.
Да, как раз данный ресурс по продаже 3д моделей подтолкнул сделал, что то подобное.
Теперь вопрос по теме, в угоду веса, стаб хочется сделать цельноповоротный, примерно на 10-25 грамм хвост будет легче в зависимости от конфигурации управления и навески и не нужно будет городить всякие тяги между плоскостями руля высоты, но с другой стороны тот же стаб в месте крепления к килю из-за его профиля не возможно будет прикрепить плотно, примерно между стабом и килем будет щель в 2-3 мм, что эстетически не очень мне нравится. Обсуждение открыто………
возможно будет прикрепить плотно
Одно из возможных решений: крепление стаба к килю на моей модели Super Etendard. В киль, в месте крепления врезана бобышка, которая выступает на пару мм за поверхности к. Поверхности бобышки - плоские. Вам нужно будет снабдить эту б. каналом для оси (с мет. втулкой), а лопасти стаба приёмными каналами с выемками под стопора. Сверху на бобышку надеваются приливы (под обрез). Поворот лопастей, таким образом происходит вокруг горизонтальной оси с образованием небольшой щели с пов. киля при наклонах (в моём случае ок 1 мм). Понятно, что в нейтральном положении щели не будет. Надеюсь, на screen shots это место хорошо различимо.
Поверхности бобышки - плоские.
Решение интересное, я тоже думал над такой же схемой и возможно в данном варианте самое правильное, но вопрос в том, что данную часть очень сложно будет печатать без поддержки, которые я вообще не хочу использовать. Но повторю, вариант очень хороший и возможно если “правильно” разделю киль на области печати буду делать именно так.
Прорисовал стабилизатор, сразу проверил на взаимодействие с рулем направления и килем в местах критических пересечений. В итоге РН со стабом при отклонении РН на 25 градусов и стабилизатора на 10 не пересекаются, а вот стаб от киля пришлось развести на 1 мм, но это при условии хода стабилизатора 10 градусов в двух направлениях.
В “высших лигах” стараются разбивать модель на возможно большее количество сегментов. Чтобы вертикальная печать была поддержана вставками плоской. Тогда достигается необходимая анизотропия свойств по направлениям.
В данном случае мы делаем вырез-окно под бобышку с зазором 0.2 мм и печатаем киль на поверхности лонжерона РН. Перья стаба печатаем ( на корневой нервюре в один периметр с infill 2-3%. И киль и стаб нужно моделировать как solid body. И играть с infill в слайсере. Из практики лучше всего работает easy honeycomb, давая каналы внутреннего заполнения 6-гранной формы. Они и самые лёгкие. Вам бы триптих вашей модели выложить. Лучше в dxf. А то не очень понятна геометрия.
в угоду веса, стаб хочется сделать цельноповоротный, примерно на 10-25 грамм хвост будет легче
Делай классические задние крылья. Не будет такой разницы.
Начитался я тут ваших экспериментов с 3д печатями, и решил тоже побаловаться 😇😈😈
Только не АТР, а Боинг!
(пока, правда, в процессе, еще тьма косяков)
Можно по подробнее процесс отрисовки, где в чем и как?
Да нет там ничего особенного в отрисовке, обычное Рино. Построения попроще самолетов (в пересчете на кол-во деталей), разве что чертежей адекватных нет (как часто и с самолетами), по фотографиям приходится ловить. В процессе вскрылось, что у ЖД-фанатов какое-то табу на фотографирование локомотивов сбоку, прямо ни одной фотографии среди тысяч фронтальных и 3/4.
Главный гемор - с распечаткой этой мелочи и подгонкой деталей. Таки масштаб 1:120, одна секция локомотива на ладони помещается, а ему еще и ездить.
Фюзеляж отрисован и напечатан полностью:
Вес составляет 510 грамм (с учетом установленной сервы РН 519). В принципе данный вес меня устраивает. Подкупает то, что не придется фюзеляж дополнительно чем то обрабатывать либо обклеивать пленкой или скотчем.
Ливрея выбрана АК Utair, низ фюзеляжа пройду серой краской и соответственно нанесу логотипы и прокрашу окошки. Веса от этих манипуляций, прибавит незначительно.
Крыло в итоге будет крепится к фюзеляжу на 4 болтиках (3м)
С обратной стороны прорисованы и пропечатаны ниши под гаечки.
Руль высоты сделал цельноповоротным и будет двигаться за счет сервы установленной в киле
Серва же будет крепится непосредственно к лючку, что очень удобно для монтажа и замены
“Килевая часть” самолета получилась конечно тяжеловата, но за счет расположения двигателей и расположения батарейки в передней части, перед секцией кок-пита, где и в принципе планировалось ее размещать, уверен что лишний балласт для центровки, устанавливать не придется.
Достойный результат!😃
Крыло в итоге будет крепится к фюзеляжу на 4 болтиках (3м)
С обратной стороны прорисованы и пропечатаны ниши под гаечки.
Ниши под гаечки в пластике развернёт при минимальной затяжке. Да и в целом, крепление крыла на винтики М3 выглядит не надёжно. Если в этом месте будут нагрузки их быстро разобьёт и выломает, мне кажется.
Там и гаечки-то не нужны… И винтиков М2 с головой…