Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

ArsVl

“Если у вас есть именно “то что для этого надо”, что включает в себя не только летательный аппарат но еще и всякие лицензии, то вы сможете приступить к работам с того момента, как у вас будет воздух”

Это вряд ли, на каждый полет подаётся отдельно представление с указанием цели (АФС), которую к тому моменту уже должен разрешить генштаб и отдельный план.
Т.е. в любом случае придется ждать разрешение от генштаба для каждой отдельной задачи.
Если только они не дают таким летунам как мы, с такими целями, длительные не конкретизированные разрешения.

a_lazutin

Вот тоже интересный документ. По моему даже подписан. Не знаю, врать не буду. Но и ни слова о привязке к весу.

ArsVl:

“Если у вас есть именно “то что для этого надо”, что включает в себя не только летательный аппарат но еще и всякие лицензии, то вы сможете приступить к работам с того момента, как у вас будет воздух”

Это вряд ли, на каждый полет подаётся отдельно представление с указанием цели, которую к тому моменту уже должен разрешить генштаб и отдельный план.

Не правильно сначала понял сообщение. Для полетов нет необходимости запрашивать разрешение в генштабе (мы не запрашиваем) только представление на установление МР. А оно обычно за 3 дня должно быть подано. И если воздух не дают, то его не дают по объективным причинам. Например секретная зона какая-то. Или например как сейчас - тренировка ВС к параду. Каждый случай рассматривается отдельно. Но если мы где-то в центре России, то проблем обычно не возникает. Там движение по проще воздушное.

ArsVl

И на каждый день делаете запрос в генштабе? (Соответственно заранее)

a_lazutin
ArsVl:

И на каждый день делаете запрос в генштабе? (Соответственно заранее)

Отредактировал сообщение. Мы вообще не запрашиваем разрешение в генштабе. В генштаб мы потом несем фото на контрольный просмотр. Если у нас в работе или заявке указана АФС.

RA4CTB
andrik-ug:

…такое понятие как раз и введено

— каким НПА оно введено?

«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ такового определения не содержит, зато в нём есть:
«Глава V. ВОЗДУШНЫЕ СУДА
Статья 32. Воздушное судно

  1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
  2. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).»
    «Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
  3. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
  1. беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
  1. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
    3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
    «Глава VIII. ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА
    Статья 56. Экипаж воздушного судна
    1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.
    Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.»

Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 содержит такие пункты:
«Классификация воздушного пространства
в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.»
«116. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:
б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.»

Тут наши «леталки» вообще к воздушным судам относят, а Вы говорите о том, что каким-то НПА РФ введено определение «авиамодель».
А ввоз… Ну так покупка и ввоз никак не ограничены. Вы можете купить себе что угодно, но не можете взлететь без получения разрешения ЕС ОрВД даже у себя во дворе.

Freeman83

Уважаемое сообщество.
Выложенный мною документ необходимо очень внимательно читать в нем есть ответы на многие вопросы.
В частности, аэрофотосъемка в Москве!
Каждый вправе поступать так, как считает нужным и правильным, с соответсвующими последствиями.
Справочка дана в первую очередь для того, что бы проанализировав ее мы могли адекватно отвечать на вопросы правоохранителей, если вдруг такие возникнут.
Все люди взрослые и должны понимать, что пристальное внимание будет к тем, кто явно идет на нарушение (полеты на красной площади, вблизи аэропортов, аэродромов и пр.), а не к тем, кто вне населенных пунктов, на поле, запускает свою модель (квадрик, самолет, крыло да хоть черта лысого) и не мешает людям (читай не создает угрозы и не вторгается в частную собственность).
И да, в ближайшее время будут подготовлены поправки в закон которые в частности будут регулировать учет БПЛА и ряд других вопросов, в первую очередь связанных с организацией предоставления воздушного пространства с минимальными временными затратами для нас.

Nikba
a_lazutin:

Мы вообще не запрашиваем разрешение в генштабе. В генштаб мы потом несем фото на контрольный просмотр.

А вот, что прописано в законе (из разъяснения):
_"…необходимых согласований на использование воздушного пространства, которые обязан провести пользователь воздушного пространства и получить разрешение:

  • от генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации при выполнении всех видов воздушных съемок земной поверхности. Следует учитывать, что процесс получения разрешения генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации может составить до 30дней."_
Andrey_Ch
Freeman83:

Выложенный мною документ

Где вы это взяли? и почему называете этот набор невразумительных формулировок документом?
Источник назовите.

Freeman83
Andrey_Ch:

Где вы это взяли? и почему называете этот набор невразумительных формулировок документом?
Источник назовите.

Выдержка из нормативных ДОКУМЕНТОВ. Согласен, ошибся в формулировке.

Andrey_Ch
a_lazutin:

Давно такие разговоры ходят)

Вот именно. Какой то далекий от реалий человек, пустил обывательское мнение про аэрофотосъемку.
А чинуши быстренько его подхватили и пытаются в ранг запрета на полеты ввести.

Freeman83:

Согласен, ошибся в формулировке.

Принято, аккуратнее в формулировках. Этот раздел не только моделисты читают…

RA4CTB
Freeman83:

Выдержка из нормативных ДОКУМЕНТОВ

— общепринято цитируемые документы приводить, причем не только название, но и конкретные главы, статьи, пункты.

wind7
RA4CTB:

А у вас на «фантике» сидит живой пилот, принимающий решения о пилотировании непосредственно на борту? Правильный вопрос — почему законодательно не введено понятие «авиамодель» и ваш «фантик» не отнесён к таковым.

ну если разделить понятие живой пилот , то сжаем таракана и вот вам живой пилот!
по поводу принимающий решение , вешаем на него датчик что он живой и как только сдохнет то ЛА совершит посадку , тоесть решение принимается по состоянию пилота , и паралельно дублируется и контролируется с земли … тоесть назвать уже БЛА нельзя … просто Летающий аппарат

ArsVl
a_lazutin:

Мы вообще не запрашиваем разрешение в генштабе. В генштаб мы потом несем фото на контрольный просмотр. Если у нас в работе или заявке указана АФС.

Александр, а какую цель полетов вы указываете, когда не АФС?
Мне хабаровчане подсказывали - тренировочные или показательные полеты (как они указывают). Но для города тренировочные как-то не адекватно звучит.

Питерский

Ладно, не буду наступать на “больное” место, тут уж каждый решает сам - “хотите верьте, хотите нет”! (с)
Теперь об АФС. Представьте ситуацию, вы в плане полетов указали какой-нибудь “показательный полет” и вас “припутали”, причем на борту вашего “беспилотника” оказалась камера со снимками. Как дальше будут развиваться события?

Covax

На каком основании кто-то будет снимки на камере искать? На фантомах снимки сразу на телефон кстати могут попадать, кто-то будет досматривать телефон? Если это будут фсо/фсб, то другое дело, значит не надо было там летать и попадаться к ним в лапы. Но ни ространснадзор, ни тем более полиция не будет искать снимки. А камера, ну камера и камера, для ориентации.

Andrey_Ch
Питерский:

на борту вашего “беспилотника” оказалась камера со снимками.

Covax:

А камера, ну камера и камера, для ориентации.

Кажется что настало самое время задать вопрос Генеральному штабу. В каких случаях от них разрешение требуется а в каких нет. Иначе все домыслы так и останутся на уровне “одна бабка сказала”.
Контакты
Адрес 119160, г. Москва, Фрунзенская набережная 22/2 Телефон 8 (495) 696 82 92 structure.mil.ru/structure/…/details.htm?id=9710@e…

Питерский

Коллеги, я просто высказал предположение, а Вы уж сами думайте. С незапамятных времен у нас все работы с дистанционным зондированием земли и его недр всегда были режимными и жестко контролировались. А АФС это один из видов такого зондирования и “на дурака” тут может просто не проскочить…

Andrey_Ch
Питерский:

А АФС это один из видов такого зондирования и “на дурака” тут может просто не проскочить…

Так оно и есть. Поэтому и высказал мысль о том, что надо непосредственно у регулирующего органа (Генеральный штаб) получить разъяснение что для них АФС, А что не АФС.
Интересно а им можно запрос по электронке направить? Может кто адрес знает?

Питерский

Предлагаю начать с действующего ВК РФ:

"…Статья 75. Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна

Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…"

Далее заходите на сайт Правительства РФ, там есть банк документов и ищете все исходные нормативы…

Andrey_Ch
Питерский:

Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли

И что есть ДЗЗ в понятии Генштаба? Съемка с коптера поляны, на которой корпоративидет - ДЗЗ?А нового микрорайона в Питере - ДЗЗ? а прохудившийся купол церквушки в Архангельской губернии - ДЗЗ? А территория дачи (6 соток)?..
Вот когда будет у всех однозначное понимание происходящего, тогда и порядок будет. А пока каждый под ДЗЗ понимает что то свое, будут появляться подобные перлы

Freeman83:

Кроме того, полеты БПЛА, оснащенных фото-видеокамерами, считаются аэрофотосъемкой и для ее проведения дополнительно требуются разрешения Министерства обороны и ФСБ России.

RA4CTB

Тема уже «ходит по кругу» и зимой всё это уже обсуждалось:
ГОСТ Р 54265-2010 «Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация»
— К авиационной работе “аэрофотосъемочные работы” относится выполнение на малых, средних и больших высотах фотографирования в полете с воздушного судна, оборудованного аэрофотосъемочной аппаратурой, земной поверхности и различных объектов для создания и обновления топографических карт, тематического картирования, изучения природных ресурсов земли, комплексных исследований земной поверхности, оценки состояния объектов съемки и других целей.
— К авиационной работе “телевизионные и киносъемочные работы” относится выполнение на заданных по участкам направлений движения, скоростей и высот полета воздушного судна, оборудованного видео- или кинокамерой, телевизионных съемок и киносъемок.
— К авиационной работе “телевизионная съемка” относится выполнение авиационным способом записи объекта съемки на видеомагнитную ленту.
— К авиационной работе “киносъемка” относится выполнение авиационным способом записи объекта съемки на кинопленку

ГОСТ Р 52369-2005 «Фототопография. Термины и определения»
8. (ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ) АЭРОФОТОСЪЕМКА: Топографическая фотосъемка с воздушного летательного аппарата.
9. ПЛАНОВАЯ (ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ) АЭРОФОТОСЪЕМКА: Топографическая аэрофотосъемка, выполненная при угле отклонения оптической оси съемочной камеры от вертикали, не превышающем 3°.
10. ПЕРСПЕКТИВНАЯ (ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ) АЭРОФОТОСЪЕМКА: Топографическая аэрофотосъемка, выполненная при угле отклонения оптической оси съемочной камеры от вертикали, превышающем 3°.

Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России

Выводы:

  1. До тех пор, пока все наши ЛА относят к «воздушным судам», а не к «авиамоделям», любые полеты с фото- видео-камерой — это авиационные работы
  2. По совокупности НПА наши технические средства не позволяют осуществлять «авиационные работы», результат которых может получить гриф «секретно» и заинтересовать ВС РФ и ФСБ. Кроме двух ситуаций:
    а) ЛА оснащен фото- видеокамерой высокого разрешения, направленной точно в надир, фотосъемка/видеозапись осуществляется в горизонтальном полёте и сопровождается фиксацией географических координат, позволяющих определить точные координаты центра кадра
    б) осуществлен пролет над режимным объектом с его фото- и/или видеосъемкой

Мнение Генштаба ВС РФ наверное можно получить через «электронную приёмную» — letters.mil.ru/…/natural.htm или электронную почту — urog@mil.ru (такой адрес указан на Госуслугах).