Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

ADF
Nikba:

Правильное поведение - нельзя ра…

Только есть одна оговорка. Очень мелкая, но важная. Нельзя - если уже пакуют и если по всем показаниям датчиков ясно, что едешь в отделение.

А вот если (так бывает) сотрудник просто подошел поинтересоваться (внезапно, даже в нашей стране сотрудники не всегда подходят для того, чтобы задерживать) - вежливость может спасти от поездки в отделение.

Ну и что касается болтовни… В нашей стране при любом раскладе, даже если ты молчал как рыба об унитаз, сотрудник почти машинально скажет: матерился в общественном месте! И вот так и запишут, и штраф выпишут.

Nikba
ADF:

…сотрудник просто подошел поинтересоваться

Не верю в простое любопытство полицейского. Вот представить - подошел патруль и спрашивает:

  • Что это вы ребята делаете?
  • Гексу запускаем, уважаемые.
  • Ааа…
    И пошли дальше.
    Смешно. Не верю, что ограничится этим. Пускай бы сняли форму и тогда могут проявлять любопытство.
Pilot1956

Может быть это и слишком просто , но постарайтесь записать хотя бы аудио вариант разговора с полицейскими. Вам эта запись при любом раскладе очень пригодится. Помните, что в уставе полиции есть пункт со словами ; " сотрудник полиции несет ответственность, как за бездействие , так за неправильные действия ". Общественный порядок и использование воздушного пространства не одно и то же ! Если ВЫ не причинили вред здоровью или не испортили чье - то имущество, полиция не имеет права Вас задерживать . Перед ними и законом о полиции Вы ничего не нарушили. Ничего не писать и не подписывать Ваше право! Если можно позвонить дежурному прокурору, звоните. Если есть адвокат, звоните. Все властные структуры не любят разговаривать о своих нарушениях с работниками газет и телевидения , а вторые с удовольствием печатают случаи превышения служебных полномочий . Звоните на ТВ и газеты, пусть приедут и снимут происходящее. Только услышав о приезде нежданных гостей у полиции резко изменится настроение в части приставать к Вам с вопросами. Запаситесь номерами всех, кто может испортить им праздник. Есть, конечно и нормальные люди в среде полиции, и если нет наезда, пообщаться не считайте зазорным, могут просто задать вопрос о том как летает эта штука.

ADF
Nikba:

Не верю в простое любопытство полицейского. Вот представить - подошел патруль и спра…

Сотрудники постоянно спрашивают - что это вы тут делаете? А не пиво ли у вас в бутылках из-под газировки? А не митинг ли у вас тут на троих человек?
И в большинстве случаев ограничиваются лишь спрашиванием: подошли, постращяли, убедились, что закон не нарушается, пошли дальше. Скорчить рожу и замолчать? Вот тут-то они тебя в отделение и потащят.

RA4CTB
ADF:

…не нужны гонцы из других монастырей…

— в «других монастырях» есть огромный опыт налаживания отношений и сосуществования с органами власти, силовыми структурами и службами госбезопасности. Можно пользоваться их опытом, а можно набивать собственные шишки. Можно даже не создавать «свой монастырь» — ровно это сейчас и происходит, когда каждый индивидуально вырабатывает свою линию поведения и взаимодействия с властями.

Из личного опыта общения с полицейскими (не по вопросам полётов):

  1. Максимальная вежливость и корректность в общении, но при этом уверенность в своей правоте и твердость в голосе.
  2. В отдельной папочке все НПА и различные подзаконные акты, связанные с действиями, которые могут вызвать вопросы ППС. В них стоит заранее текстовым маркером выделить нужные места и приклеить закладки.
  3. Всегда в EDC ношу с собой диктофон, пока не включу запись ничего не отвечаю полицейским. Начало записи сопровождаю фразой «Такое-то число такого-то месяца такого-то года. Время N-часов, N-минут, такое-то место.» После этого прошу представится сотрудников.
  4. Дружите с местными (а лучше федеральными) СМИ — демонстрация пресс-карты или удостоверения журналиста в качестве документа, подтверждающего личность, отрезвляюще действует как на полицеских и любых ЧОПовцев, так и на других «представителей власти». Но нужно понимать — самодельный «фантик» может только прибавить проблем.
  5. Всегда имейте в телефоне номер «горячей линии МВД» своей области (можно найти здесь) и общероссийский 8 (800) 250-02-35 — прокуратура это хорошо, но ОСБ (а тем более ГУСБ) и дежурная часть действуют на рядового сотрудника значительно эффективнее.
  6. Помните о пункте 1 статьи 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Но также помните, что если Вас опрашивают как свидетеля правонарушения, то Вы не можете отказаться от дачи показаний, ибо ст.308 УК РФ гласит: «Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний … наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.»

Т.к. общение в основном происходило по тематике «другого монастыря», то предъявление красивых заламинированных «бумажечек» с большими гербовыми печатями в совокупности с удостоверением журналиста всегда завершало общение в мою пользу. С пожеланиями от сотрудников «Доброго дня».

ADF
RA4CTB:

— в «других монастырях» есть огромный опыт налаживания отношений и сосуществования с органами власти, силовыми структурами и службами госбе…

В нашей стране - лоббирование работает только на коммерческой основе. Когда чей-то денежный интерес есть, тогда законы могут быть повёрнуты в пользу этого заинтересованного лица.

Для некоммерческих социальных групп и граждан никакого лоббирования интересов в нашей стране не существует.

Это сухие и упорные факты.

Wesson

Лоббирование-то существует, написание и подписание петиций это тоже вид лоббирования, а вот с результативностью - беда.

RA4CTB
ADF:

…лоббирование работает только на коммерческой основе…

— Вы уверены, что знаете всё и обо всём? Лоббирование интересов некоммерческих групп работает, я это знаю на примере СРР. В частности государству не было никакого «коммерческого интереса» в гармонизации лицензий и присоединении в Рекомендациям CEPT T/R 61-01. Более того для любительской службы радиосвязи был отменен сбор за использование радиочастотного спектра, который я платил ещё в 90-х.

Более вероятно, как писали выше, что среди лоббирующих и/или принимающих решения нет человека, по-настоящему «заболевшего небом». В это ситуации решение только одно: создавать общественную организацию, регистрировать её в Минюсте, набирать максимально возможное количество членов, а затем формировать общественное мнение и выступать с «законодательными инициативами». Одиночки и локальные «группы по интересам» из десятка человек ничего не смогут изменить ни в ближней, ни в дальней перспективе.

ADF
RA4CTB:

— Вы уверены, что … не было никакого «коммерческого интереса» в гармонизации лицензий и присоединении в Рекомендациям CEPT T/R 61-01. Более того для любительской службы радиосвязи был отменен сбор за…

  • Даю 95% вероятности, что была заинтересованая сторона - некое ведомсвтво, пользователь радиоэфира, которой хотелось более свободного использования.

Какой-нибудь Газпром (любые совпадения имен и событий считать случайными) стал массово телеметрийную аппаратуру устанавливать на протяженные объекты, а вы по наивности решили, что это ради вас, радиолюбителей 😁

Wesson:

… это тоже вид лоббирования, а вот с результативностью - беда.

Лоббирование - это только цельный процесс. А то, что вы описываете - это как электрическая цепь с обрывом - которая “почти замкнутая и по ней почти протекает ток” 😆

RA4CTB
ADF:

Даю 95% вероятности…

— делать выводы не разбираясь в теме обсуждаемого вопроса? Вновь вспоминается анекдот про таракана с оторванными ногами и выводы экспериментаторов.
Давайте не будем обсуждать тему, о которой Вы имеете крайне поверхностные представления. Лучше про авиамоделизм, в котором разбираются почти все участники дискуссии.

Kir2106, хороший пример того, что сотрудники бывают разные. Вполне адекватные ребята в ролике и неадекваты, тыкавшие в Вас «стволом». Кстати, а что за силовики были в вашем случае — ФСБ, ФСО, Росгвардия или «вояки»?

slv55
Nikba:

Не верю в простое любопытство полицейского. Вот представить - подошел патруль и спрашивает:

Сегодня только снимали в центре Москвы в течении двух часов внутри трешки, чистого полетного времени час,
Народ, и охрана, и сторонние рабочие и полицейские ходили мимо, Некоторые заглядывали в монитор и интересовались сколько летает и как далеко. В основном восторгались издалека.
Подробности - позже )

Nikba:

Правильное поведение - нельзя разговаривать с полицией.

Это же рыжий провокаторр - он сам действует незаконно ради эпатажа.
Менее всего я бы советовал ориентироватся на этого одувана.

Wesson
ADF

Лоббирование - это только цельный процесс.

У слова “лоббирование” есть определённое толкование, посмотрите в словаре, и не выдумывайте отсебятину.

Nikba
slv55:

Это же рыжий провокаторр

Думаю, что провокатор вы. Даете плохой пример для подражания.

RA4CTB

Николай, ролик от Варламова следует рассматривать критически:

  1. Основное содержание ролика основано на другом законодательстве, правоприменительной практике и практике работы полиции.
  2. Если к Вам на улице обратились сотрудники как в видеоролике выше, то «играть в молчанку» и тем самым создавать конфликтную ситуацию — в корне неправильно. Совет из ролика только вреден.
  3. Если к Вам подошли сотрудники с прямым вопросом «У Вас разрешение на полеты оформлено», то вариантов действий сразу становится несколько. Совет из ролика лишь один из них.
  4. Если к Вам подошли сотрудники с утверждением «Здесь летать запрещено. Мы Вас задерживаем и доставим в отдел для установления личности и составления протокола», то совет становится полезным. Правда только в том случае, если у Вас действительно нет разрешения на ИВП. В противном случае — какой Вам смысл молчать и терять своё время?
  5. Господин Варламов не юрист, по образованию он архитектор. Стоит изучить мнение практикующих адвокатов о целесообразности использования именно ст.51 Конституции РФ в различных ситуациях, например: kolosovskiy-s.livejournal.com/92704.html и kolosovskiy-s.livejournal.com/92559.html?thread=24… Читайте вместе с обсуждением, там много интересных моментов.

В общем случае, правильнее советовать «В случае задержания Вы получаете статус подозреваемого, следует отказаться от дачи каких либо показаний (просто молчать) не ссылаясь на ст.51 Конституции РФ»
Если Вас доставили в отделение в качестве свидетеля, то варианта два: «Пилотировал БПЛА ваш близкий родственник — имеете полное право сослаться на ст.51 Конституции РФ», «Пилотировал БПЛА ваш знакомый — не имеет права отказаться от дачи показаний, но включите при этом максимум фантазии и используйте формулировки «не знаю», «не имею информации о конструкции», «не в курсе технических характеристик» и т.д.»
И еще про «игру в молчанку»: если ваша личность не установлена — это самостоятельное основание для ареста (подпункт 2 пункта 1 ст. 108 УПК), оно Вам надо?

Но самое главное, что следует помнить — полиция не имеет полномочий составлять административные протоколы по ст. 11.4. КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства».
В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43 КоАП РФ). При необходимости применения административного приостановления деятельности дело передается районному судье на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Не могут инкриминировать Вам сотрудники полиции ни ст.20.1 (статья содержит исчерпывающий список того, что является мелким хулиганством), ни ст. 23.13 (Уровень шума БПЛА должны определять органы Роспотребнадзора, они же составляют административный протокол).

С большой долей вероятности, сотрудники полиции получат инструкции (аналогичные выложенной ранее) производить видеофиксацию потенциального нарушения ИВП, вызывать представителя Росавиации и требовать от нарушителя оставаться на месте правонарушения. А вот здесь будет очень тонкий момент, потому что ст.19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации» никто не отменял, а силовики её очень любят. Требование «оставаться на месте» изначально будет не законным, но даст повод доставить Вас в отдел.

slv55
Nikba:

Даете плохой пример для подражания.

Вот этот - #2871 ?
И что именно в нем “плохого”? Не оговаривать себя и заставлять полицейских действовать по закону, а не по неким “инструкциям”?
А им это надо?
Я вот только что вернулся со съемки, летал в очень людном месте центра Москвы, подошли полицейские любопытные, мы ответили “разрешение есть” и они стояли рядом и смотрели на полеты.
Разрешение на съемку да, было, но на территорию, а никак не на воздух.

RA4CTB:

Но самое главное, что следует помнить — полиция не имеет полномочий составлять административные протоколы по ст. 11.4. КоАП РФ

Именно!
Именно про это я выше и писал.
А так с полицейскими нужно вести себя дружелюбно, а не агрессивно как мистер одуван, который своей наглостью постоянно провоцирует полицию и охрану на работе, доводит их до белого каления и рукомахания, а потом снимает и выкладывает в интернет “посмотрите какое быдло здесь работает”.

N-drey

Добрый день! Подскажите пожалуйста, у меня квадрокоптер hubsan h501s, живу в небольшом городке, в котором есть объект гос.значения (ГЭС). Интересно поснимать город с высоты… Сделал пару видеоматериалов, посмотрев которые, друг (юрист) сказал что аккуратнее с полетами, что якобы у нас могут привлечь. Он как раз работает на этой ГЭС. И вот я что-то задумался… Почитал ветку, наткнулся на ссылку “полетные планы” - оказывается и правда наш город в ограниченной зоне для полетов. Подскажите знающие люди, какое наказание может быть за полеты на квадрике в нашем городе (ограниченной зоне)? Летаю не выше 200 метров. Спасибо!

extra555

Наверное если не заниматься публикацией снимков ГЭС в соц сетях или печатать календари, то и проблем не будет.
Ну если там какие то военные части или что то такое, то это совершенно другая история.

N-drey
extra555:

Наверное если не заниматься публикацией снимков ГЭС в соц сетях или печатать календари, то и проблем не будет.
Ну если там какие то военные части или что то такое, то это совершенно другая история.

Ну на территорию ГЭС я летать не собираюсь) Военных частей нет. Понял)

RA4CTB
N-drey:

…какое наказание может быть за полеты на квадрике в нашем городе (ограниченной зоне)?

Андрей, а Вы точно читали ветку?
Ст. 11.4. КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства»:

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Это даже не касаясь вопроса полетов в «зоне», которая действует от 0 до высоты 3000 метров.
С вероятностью 99% Вы не получите официального разрешения ни от Генштаба, ни от ФСБ на съемки ГЭС, да и пользователь «зоны» вряд ли даст Вам разрешение.

А так — летайте, снимайте, для себя, «в ящик стола». Ну максимум дома родным показать.

Upd1: Ну если Вы уверены, что в кадр никогда не попадет ГЭС — то ситуация проще. Вот только про В/Ч Вы несколько заблуждаетесь — у вас две «запретки» Минобороны «под боком», точнее в 17км. Но интереснее другое — Вы находитесь в запретной зоне UUR241 (от 50 метров до 25000 метров), оператором которой является ОАО «НАЗ «Сокол». Зона активируется NOTAM. Что Вы там про полёты до 200 метров?

Upd2: Сергей, кроме как «помидоркой кинуть» есть что сказать? По делу, с аргументами и с учетом действующих НПА. )))

extra555

Александр, а Вы сами где нибудь летаете? Если да то где и как