Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах

RA4CTB
ADF:

Даю 95% вероятности…

— делать выводы не разбираясь в теме обсуждаемого вопроса? Вновь вспоминается анекдот про таракана с оторванными ногами и выводы экспериментаторов.
Давайте не будем обсуждать тему, о которой Вы имеете крайне поверхностные представления. Лучше про авиамоделизм, в котором разбираются почти все участники дискуссии.

Kir2106, хороший пример того, что сотрудники бывают разные. Вполне адекватные ребята в ролике и неадекваты, тыкавшие в Вас «стволом». Кстати, а что за силовики были в вашем случае — ФСБ, ФСО, Росгвардия или «вояки»?

slv55
Nikba:

Не верю в простое любопытство полицейского. Вот представить - подошел патруль и спрашивает:

Сегодня только снимали в центре Москвы в течении двух часов внутри трешки, чистого полетного времени час,
Народ, и охрана, и сторонние рабочие и полицейские ходили мимо, Некоторые заглядывали в монитор и интересовались сколько летает и как далеко. В основном восторгались издалека.
Подробности - позже )

Nikba:

Правильное поведение - нельзя разговаривать с полицией.

Это же рыжий провокаторр - он сам действует незаконно ради эпатажа.
Менее всего я бы советовал ориентироватся на этого одувана.

Wesson
ADF

Лоббирование - это только цельный процесс.

У слова “лоббирование” есть определённое толкование, посмотрите в словаре, и не выдумывайте отсебятину.

Nikba
slv55:

Это же рыжий провокаторр

Думаю, что провокатор вы. Даете плохой пример для подражания.

RA4CTB

Николай, ролик от Варламова следует рассматривать критически:

  1. Основное содержание ролика основано на другом законодательстве, правоприменительной практике и практике работы полиции.
  2. Если к Вам на улице обратились сотрудники как в видеоролике выше, то «играть в молчанку» и тем самым создавать конфликтную ситуацию — в корне неправильно. Совет из ролика только вреден.
  3. Если к Вам подошли сотрудники с прямым вопросом «У Вас разрешение на полеты оформлено», то вариантов действий сразу становится несколько. Совет из ролика лишь один из них.
  4. Если к Вам подошли сотрудники с утверждением «Здесь летать запрещено. Мы Вас задерживаем и доставим в отдел для установления личности и составления протокола», то совет становится полезным. Правда только в том случае, если у Вас действительно нет разрешения на ИВП. В противном случае — какой Вам смысл молчать и терять своё время?
  5. Господин Варламов не юрист, по образованию он архитектор. Стоит изучить мнение практикующих адвокатов о целесообразности использования именно ст.51 Конституции РФ в различных ситуациях, например: kolosovskiy-s.livejournal.com/92704.html и kolosovskiy-s.livejournal.com/92559.html?thread=24… Читайте вместе с обсуждением, там много интересных моментов.

В общем случае, правильнее советовать «В случае задержания Вы получаете статус подозреваемого, следует отказаться от дачи каких либо показаний (просто молчать) не ссылаясь на ст.51 Конституции РФ»
Если Вас доставили в отделение в качестве свидетеля, то варианта два: «Пилотировал БПЛА ваш близкий родственник — имеете полное право сослаться на ст.51 Конституции РФ», «Пилотировал БПЛА ваш знакомый — не имеет права отказаться от дачи показаний, но включите при этом максимум фантазии и используйте формулировки «не знаю», «не имею информации о конструкции», «не в курсе технических характеристик» и т.д.»
И еще про «игру в молчанку»: если ваша личность не установлена — это самостоятельное основание для ареста (подпункт 2 пункта 1 ст. 108 УПК), оно Вам надо?

Но самое главное, что следует помнить — полиция не имеет полномочий составлять административные протоколы по ст. 11.4. КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства».
В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль в сфере использования воздушного пространства, является Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация), находящаяся в ведении Минтранса России. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43 КоАП РФ). При необходимости применения административного приостановления деятельности дело передается районному судье на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Не могут инкриминировать Вам сотрудники полиции ни ст.20.1 (статья содержит исчерпывающий список того, что является мелким хулиганством), ни ст. 23.13 (Уровень шума БПЛА должны определять органы Роспотребнадзора, они же составляют административный протокол).

С большой долей вероятности, сотрудники полиции получат инструкции (аналогичные выложенной ранее) производить видеофиксацию потенциального нарушения ИВП, вызывать представителя Росавиации и требовать от нарушителя оставаться на месте правонарушения. А вот здесь будет очень тонкий момент, потому что ст.19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации» никто не отменял, а силовики её очень любят. Требование «оставаться на месте» изначально будет не законным, но даст повод доставить Вас в отдел.

slv55
Nikba:

Даете плохой пример для подражания.

Вот этот - #2871 ?
И что именно в нем “плохого”? Не оговаривать себя и заставлять полицейских действовать по закону, а не по неким “инструкциям”?
А им это надо?
Я вот только что вернулся со съемки, летал в очень людном месте центра Москвы, подошли полицейские любопытные, мы ответили “разрешение есть” и они стояли рядом и смотрели на полеты.
Разрешение на съемку да, было, но на территорию, а никак не на воздух.

RA4CTB:

Но самое главное, что следует помнить — полиция не имеет полномочий составлять административные протоколы по ст. 11.4. КоАП РФ

Именно!
Именно про это я выше и писал.
А так с полицейскими нужно вести себя дружелюбно, а не агрессивно как мистер одуван, который своей наглостью постоянно провоцирует полицию и охрану на работе, доводит их до белого каления и рукомахания, а потом снимает и выкладывает в интернет “посмотрите какое быдло здесь работает”.

N-drey

Добрый день! Подскажите пожалуйста, у меня квадрокоптер hubsan h501s, живу в небольшом городке, в котором есть объект гос.значения (ГЭС). Интересно поснимать город с высоты… Сделал пару видеоматериалов, посмотрев которые, друг (юрист) сказал что аккуратнее с полетами, что якобы у нас могут привлечь. Он как раз работает на этой ГЭС. И вот я что-то задумался… Почитал ветку, наткнулся на ссылку “полетные планы” - оказывается и правда наш город в ограниченной зоне для полетов. Подскажите знающие люди, какое наказание может быть за полеты на квадрике в нашем городе (ограниченной зоне)? Летаю не выше 200 метров. Спасибо!

extra555

Наверное если не заниматься публикацией снимков ГЭС в соц сетях или печатать календари, то и проблем не будет.
Ну если там какие то военные части или что то такое, то это совершенно другая история.

N-drey
extra555:

Наверное если не заниматься публикацией снимков ГЭС в соц сетях или печатать календари, то и проблем не будет.
Ну если там какие то военные части или что то такое, то это совершенно другая история.

Ну на территорию ГЭС я летать не собираюсь) Военных частей нет. Понял)

RA4CTB
N-drey:

…какое наказание может быть за полеты на квадрике в нашем городе (ограниченной зоне)?

Андрей, а Вы точно читали ветку?
Ст. 11.4. КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства»:

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Это даже не касаясь вопроса полетов в «зоне», которая действует от 0 до высоты 3000 метров.
С вероятностью 99% Вы не получите официального разрешения ни от Генштаба, ни от ФСБ на съемки ГЭС, да и пользователь «зоны» вряд ли даст Вам разрешение.

А так — летайте, снимайте, для себя, «в ящик стола». Ну максимум дома родным показать.

Upd1: Ну если Вы уверены, что в кадр никогда не попадет ГЭС — то ситуация проще. Вот только про В/Ч Вы несколько заблуждаетесь — у вас две «запретки» Минобороны «под боком», точнее в 17км. Но интереснее другое — Вы находитесь в запретной зоне UUR241 (от 50 метров до 25000 метров), оператором которой является ОАО «НАЗ «Сокол». Зона активируется NOTAM. Что Вы там про полёты до 200 метров?

Upd2: Сергей, кроме как «помидоркой кинуть» есть что сказать? По делу, с аргументами и с учетом действующих НПА. )))

extra555

Александр, а Вы сами где нибудь летаете? Если да то где и как

RA4CTB

Летаю. В полях, севернее Саратова (там леса красивые начинаются), иногда в районе Маркса, на 250-м «квадрике» и 550-й «гексе». На даче с дочерью летаем на мелком «китайце» JJRC H11D, низко и между деревьями. Там же могу полетать на 250-ке или если нужно что-то настроить или испытать на «гексе», но всегда отслеживаю взлеты с UWSS — участок не очень удачно расположен, борта проходят над нами.
Летаю для собственного удовольствия, коммерцией не занимаюсь. Но если будет коммерческая съемка — спокойно пойду получать разрешения. Хотя «коммерцию» я с ног снимаю и со штатива. 😃
Сейчас вот думаю купить самолёт — всё-таки начинал с кордовых и планеров.

Kir2106
RA4CTB:

Кстати, а что за силовики были в вашем случае — ФСБ, ФСО, Росгвардия или «вояки»?

Кто они? Документы не показали, но приехали они из Академии СВР возле которой как оказалось я летал. Хотя понятие возле относительное, примерно метров 500-1000. И знать про неё не знал.

Pilot1956

Наверное не летает, не позволяет закон !

Ошибся ! Оказывается летает, но нас пугает. Что писать про законы? Для всех любителей такой закон - камень на шею !

RA4CTB

Некоторые коллеги по хобби постоянно «путают божий дар с яичницей».
Возьмем последний вопрос: «Какое наказание может быть за полеты в зоне ограничения полётов над ГЭС». Некоторые считают, что никакого наказания не существует, но это ложь — наказание четко прописано в законе. Более того при анализе выясняется, что город находится в зоне запретов полётов выше 50 метров авиационного завода «Сокол», про это автор вопроса или не знал, или промолчал. Что лучше — знать о потенциальном риске возникновения проблем и принять какие-либо меры или считать, что никаких проблем быть не может, а потом оказаться «перед стволом автомата» и получить несколько крайне неприятных часов в жизни?

Почему я сажусь в машину и уезжаю на 10…30 км от города? Потому что не хочу вместо удовольствия от полетов и радости своих детей наблюдать товарищей полицейских и/или сотрудников Росавиации. Кроме того, уровень помех на несколько порядков ниже и дальность управления больше. А еще нет глупых зрителей, которые «как пчелы на мёд» ломятся к квадрику, имея все шансы «встретится» с ним при посадке.

Позиция некоторых коллег «Мне не нравятся действующие законы и я буду игнорировать их существование, зачем про них писать и вообще что-либо говорить», мягко говоря, неразумна. К чему их постоянно призывают другие участники обсуждения? К тому, что законы нужно знать, понимать их и действовать так, чтобы иметь минимум проблем. Тоже самое касается общения с полицией — не нужно конфронтации, это такие же люди, правильное поведение и правильные слова позволяют сделать их просто заинтересованными зрителями. Но некоторые коллеги уверены, что лучшее взаимодействие с полицейскими — «молчать или посылать». Их право, но не нужно такую линию поведения агрессивно и без аргументации навязывать всем.

В очередной раз повторю: не нравятся законы — их нужно менять. Что-либо изменить может только организация, создавать её нужно в Москве, таковы реалии жизни, с филиалами в регионах. Пока никакого движения в этом направлении, к сожалению, нет. Существующие структуры интереса к любительскому авиамоделизму или не проявляют, или крайне пассивны — посмотрите на ту же «Федерацию авиамодельного спорта». У них свой уютный междусобойчик, вон тоже гармонизировали лицензии, получают членские взносы со спортсменов (2000/3000₽ в год), даже иногда в новостях высказывают озабоченность нововведениями… и всё. Не видно на их сайте предложения любителям присоединяться к федерации и желания отстаивать интересы любительского авиамоделизма. Аналогично и с ДОСААФ — авиамодельный спорт в сфере интересов, но про любителей информации нет или она не очевидна. Но с этой структурой имеет смысл общаться, возможно какие-либо точки соприкосновения найдутся, благо отделения есть почти во всех регионах.

Панкратов_Сергей
RA4CTB:

Некоторые коллеги по хобби постоянно «путают божий дар с яичницей».

RA4CTB:

В очередной раз повторю: не нравятся законы — их нужно менять.

RA4CTB:

Лично я бы предпочёл систему, одновременно близкую к системе США и имеющемуся в России системе присвоения категорий и позывных сигналов гражданской любительской радиослужбы:

  1. Гражданин заявляет о своём желании зарегистрироваться в системе учёта “операторов БПЛА” через, например, ГосУслуги.
  2. После этого он сдает тест на знание правил использования ВП. Сдача теста должна быть организована по той же схеме, что и сдача тестов на получение позывных сигналов любительской радиослужбы с выдачей экзаменуемому результатов в виде некого шифрованного файла. Точно также возможно присвоение категорий, дающих право на управление разными классами БПЛА.
  3. В соответствии с полученной категорией оформляется и оплачивается электронный страховой полис.
  4. Результаты теста и номер/ключ полиса загружаются в ранее созданную заявку.
  5. Гражданин получает лицензию “оператора БПЛА” в которой указывается категория и уникальный номер. Номер наносится на любые БПЛА способом, позволяющим однозначно идентифицировать владельца.
    опять же, если проводить параллели с любительской радиослужбой, то достаточно 4-х категорий, имеющих, например, следующие ограничения:
    4-я категория - полётный вес БПЛА до 1кг, продолжительность полёта до 5 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 150м, высоты до 30м.
    3-я категория - полётный вес БПЛА до 2кг, продолжительностью полёта до 10 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 300м, высоты до 50м., разрешено применение оборудования FPV и GNSS
    2-я категория - полётный вес БПЛА до 15кг, продолжительностью полёта до 30 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 2500м, высоты до 100м., разрешено применение любого дополнительного оборудования
    1-я категория - полётный вес БПЛА до 29,9кг, без ограничений продолжительности полёта, без ограничения удаления от оператора, ограничения по высоте - определяются ВП класса G для местности полёта, разрешено применение любого дополнительного оборудования
    При этом для 1-й и 2-й категорий должны быть обязательными планирование полёта с учетом NOTAM, “заявительная” подача плана полёта в ЕС ОрВД РФ за 24 часа до взлёта и обеспечение актуальности своих контактных данных в единой базе. При осуществлении запусков “оператору” нужно лишь иметь при себе лицензию и действующую страховку, чтобы не возникало вопросов со стороны любых “структур”.
    Логичным было бы для 4-й…2-й категорий проводить только теоретическое тестирование и только для 1-й - практический экзамен навыков пилотирования. С большой долей вероятности, самыми массовыми будут 2-я и 3-я категории, за 1-й “пойдут” только те, кому это действительно нужно. Разумной будет стоимость страховок на год порядка 500₽, 1000₽, 2000₽ и 5000₽ для каждой категории, соответственно.
    Что же касается БПЛА с полетным весом менее 0,5кг, то они должны быть вообще выведены за категории. А уж отнесение авиамоделей к “воздушным судам” - это вообще за гранью добра и зла.
    При этом регистрация каждого отдельного БПЛА мне видится не нужной процедурой, особенно в том виде, как оно предлагается в проекте постановления. Вообще меня удивляет, что никто в законодательных и исполнительных органах не воспользовался уже имеющимся опытом регулирования в сфере радиочастотного ресурса, а ведь просматриваются явные параллели.

То есть вы предлагаете ввести экзамены и присвоение категорий и следом за этим предлагаете и даете пример для нарушения закона.
В этом случае обычно говорят- либо трусы одень, либо крестик сними…

А просто напросто должен быть принцип разумности.
Примерно как сейчас отношение закона к велосипедистам и владельцам автотранспорта. Ведь мы все отлично понимаем что наши модели ( подавляющее большинство) несут опасность много менее чем велосипедист, а по распространенности много менее…

N-drey
RA4CTB:

Более того при анализе выясняется, что город находится в зоне запретов полётов выше 50 метров авиационного завода «Сокол», про это автор вопроса или не знал, или промолчал.

Не знал. А можете сказать радиус действия или прислать скрин зоны запрета полетов завода «Сокол»? Этот завод находится в 60км от нашего города, в довольно крупном городе Нижнем Новгороде. Там достаточно много владельцев квадриков, которые наверняка тоже этого не знают). А по поводу В/Ч в 17км - особый случай) Я мимо нее каждый день на работу езжу, она в 2км от моей работы, так вот, год назад купил себе первый дрон, ничего не знал толком, форумы не читал…Запустил как-раз таки на работе…Он и улетел у меня к чертям собачьим) Из-за моей невнимательности (скорее всего) или из-за помех от В/Ч… А может и то и другое. Да, а почему запретная зона над в/частью не отображается? Спасибо!

Eleron
RA4CTB:

законы нужно знать, понимать их и действовать так, чтобы иметь минимум проблем

+100!!!

RA4CTB:

Мне не нравятся действующие законы и я буду игнорировать их существование

Эти люди тему “юридические вопросы полетов на коптерах” наверное путают с темой в “курилке”.
причем слово “юридические” ИМХО вообще некоторые игнорируют в названии темы.

Сам я нашел клубное поле в ближайшем Подмосковье. Землю под поле выделила администрация района для авиамодельных кружков. На fpln.ru поле обозначено как аэродром для авиамоделей.
Посещение не бесплатное, но стоит символических денег. Есть только ограничение не летать, когда кружки проводят полеты. на поле стоянка, столы для моделей, скамейки, защитный забор для зрителей.

С таким подходом я снизил риски попасть на нарушение правил ИВП.

Координаты поля затер, ибо правила и администрация данного форума не очень благосклонна к всему, что платно. Организаторы клуба уже натыкались на проблемы здесь. Поэтому инкогнито. Но при желании все контакты легко находятся на форуме.



RA4CTB
Панкратов_Сергей:

предлагаете еще и ввести экзамены и присвоение категорий

— Вы уж тогда всё обсуждение и аргументацию приводите, хотя бы с номерами страниц. А то из ваших сообщений тоже много интересного можно надергать. )))
И самое главное — цитата начинается со слов «Лично я бы предпочёл». Потому что лично мне понятна и привычна система категорий с четкими правилами. Единственное с чем я согласился с оппонентами — время полёта не лучший критерий для разграничения категорий.
Кстати, в последующем обсуждении адекватные участники и пришли к тому, что в США по-сути такая система и есть: летаешь на авиамодели, в прямой видимости, исключительно для развлечений, не ближе 5 миль от аэропортов — всё просто и легко. Летаешь с FPV-оборудованием и/или «далеко и высоко», и/или в коммерческих целях — соблюдай все правила «визуальных полётов» и получай лицензию пилота.

N-drey:

скрин зоны запрета полетов завода «Сокол»


— открывайте изображение в новой вкладке, будет видно описание зоны.
Не отображается зона по той простой причине, что по-умолчанию в любой данный момент времени видны только активные зоны. Чтобы видеть все зоны, нужно снять фильтр «Только активные зоны». Активность UUR241 сообщается NOTAM.

Панкратов_Сергей
RA4CTB:

— Вы уж тогда всё обсуждение и аргументацию приводите, хотя бы с номерами страниц.

Еще одно навязывание правил…
А если просто щелкнуть на сообщении и автоматом попасть на страницу с вашим сообщением- этого мало? Нужно еще и расписать когда, в какое время и на какой странице это было написано?😃

N-drey

RA4CTB, извиняюсь за глупый вопрос может быть… Этот запрет только на БПЛА действует? Пассажирские рейсы то летают в этой зоне. Что такое NOTAM?