Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах
Кстати, а что за силовики были в вашем случае — ФСБ, ФСО, Росгвардия или «вояки»?
Кто они? Документы не показали, но приехали они из Академии СВР возле которой как оказалось я летал. Хотя понятие возле относительное, примерно метров 500-1000. И знать про неё не знал.
Наверное не летает, не позволяет закон !
Ошибся ! Оказывается летает, но нас пугает. Что писать про законы? Для всех любителей такой закон - камень на шею !
Некоторые коллеги по хобби постоянно «путают божий дар с яичницей».
Возьмем последний вопрос: «Какое наказание может быть за полеты в зоне ограничения полётов над ГЭС». Некоторые считают, что никакого наказания не существует, но это ложь — наказание четко прописано в законе. Более того при анализе выясняется, что город находится в зоне запретов полётов выше 50 метров авиационного завода «Сокол», про это автор вопроса или не знал, или промолчал. Что лучше — знать о потенциальном риске возникновения проблем и принять какие-либо меры или считать, что никаких проблем быть не может, а потом оказаться «перед стволом автомата» и получить несколько крайне неприятных часов в жизни?
Почему я сажусь в машину и уезжаю на 10…30 км от города? Потому что не хочу вместо удовольствия от полетов и радости своих детей наблюдать товарищей полицейских и/или сотрудников Росавиации. Кроме того, уровень помех на несколько порядков ниже и дальность управления больше. А еще нет глупых зрителей, которые «как пчелы на мёд» ломятся к квадрику, имея все шансы «встретится» с ним при посадке.
Позиция некоторых коллег «Мне не нравятся действующие законы и я буду игнорировать их существование, зачем про них писать и вообще что-либо говорить», мягко говоря, неразумна. К чему их постоянно призывают другие участники обсуждения? К тому, что законы нужно знать, понимать их и действовать так, чтобы иметь минимум проблем. Тоже самое касается общения с полицией — не нужно конфронтации, это такие же люди, правильное поведение и правильные слова позволяют сделать их просто заинтересованными зрителями. Но некоторые коллеги уверены, что лучшее взаимодействие с полицейскими — «молчать или посылать». Их право, но не нужно такую линию поведения агрессивно и без аргументации навязывать всем.
В очередной раз повторю: не нравятся законы — их нужно менять. Что-либо изменить может только организация, создавать её нужно в Москве, таковы реалии жизни, с филиалами в регионах. Пока никакого движения в этом направлении, к сожалению, нет. Существующие структуры интереса к любительскому авиамоделизму или не проявляют, или крайне пассивны — посмотрите на ту же «Федерацию авиамодельного спорта». У них свой уютный междусобойчик, вон тоже гармонизировали лицензии, получают членские взносы со спортсменов (2000/3000₽ в год), даже иногда в новостях высказывают озабоченность нововведениями… и всё. Не видно на их сайте предложения любителям присоединяться к федерации и желания отстаивать интересы любительского авиамоделизма. Аналогично и с ДОСААФ — авиамодельный спорт в сфере интересов, но про любителей информации нет или она не очевидна. Но с этой структурой имеет смысл общаться, возможно какие-либо точки соприкосновения найдутся, благо отделения есть почти во всех регионах.
Некоторые коллеги по хобби постоянно «путают божий дар с яичницей».
В очередной раз повторю: не нравятся законы — их нужно менять.
Лично я бы предпочёл систему, одновременно близкую к системе США и имеющемуся в России системе присвоения категорий и позывных сигналов гражданской любительской радиослужбы:
- Гражданин заявляет о своём желании зарегистрироваться в системе учёта “операторов БПЛА” через, например, ГосУслуги.
- После этого он сдает тест на знание правил использования ВП. Сдача теста должна быть организована по той же схеме, что и сдача тестов на получение позывных сигналов любительской радиослужбы с выдачей экзаменуемому результатов в виде некого шифрованного файла. Точно также возможно присвоение категорий, дающих право на управление разными классами БПЛА.
- В соответствии с полученной категорией оформляется и оплачивается электронный страховой полис.
- Результаты теста и номер/ключ полиса загружаются в ранее созданную заявку.
- Гражданин получает лицензию “оператора БПЛА” в которой указывается категория и уникальный номер. Номер наносится на любые БПЛА способом, позволяющим однозначно идентифицировать владельца.
опять же, если проводить параллели с любительской радиослужбой, то достаточно 4-х категорий, имеющих, например, следующие ограничения:
4-я категория - полётный вес БПЛА до 1кг, продолжительность полёта до 5 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 150м, высоты до 30м.
3-я категория - полётный вес БПЛА до 2кг, продолжительностью полёта до 10 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 300м, высоты до 50м., разрешено применение оборудования FPV и GNSS
2-я категория - полётный вес БПЛА до 15кг, продолжительностью полёта до 30 минут от одного источника энергии, удаление от оператора до 2500м, высоты до 100м., разрешено применение любого дополнительного оборудования
1-я категория - полётный вес БПЛА до 29,9кг, без ограничений продолжительности полёта, без ограничения удаления от оператора, ограничения по высоте - определяются ВП класса G для местности полёта, разрешено применение любого дополнительного оборудования
При этом для 1-й и 2-й категорий должны быть обязательными планирование полёта с учетом NOTAM, “заявительная” подача плана полёта в ЕС ОрВД РФ за 24 часа до взлёта и обеспечение актуальности своих контактных данных в единой базе. При осуществлении запусков “оператору” нужно лишь иметь при себе лицензию и действующую страховку, чтобы не возникало вопросов со стороны любых “структур”.
Логичным было бы для 4-й…2-й категорий проводить только теоретическое тестирование и только для 1-й - практический экзамен навыков пилотирования. С большой долей вероятности, самыми массовыми будут 2-я и 3-я категории, за 1-й “пойдут” только те, кому это действительно нужно. Разумной будет стоимость страховок на год порядка 500₽, 1000₽, 2000₽ и 5000₽ для каждой категории, соответственно.
Что же касается БПЛА с полетным весом менее 0,5кг, то они должны быть вообще выведены за категории. А уж отнесение авиамоделей к “воздушным судам” - это вообще за гранью добра и зла.
При этом регистрация каждого отдельного БПЛА мне видится не нужной процедурой, особенно в том виде, как оно предлагается в проекте постановления. Вообще меня удивляет, что никто в законодательных и исполнительных органах не воспользовался уже имеющимся опытом регулирования в сфере радиочастотного ресурса, а ведь просматриваются явные параллели.
То есть вы предлагаете ввести экзамены и присвоение категорий и следом за этим предлагаете и даете пример для нарушения закона.
В этом случае обычно говорят- либо трусы одень, либо крестик сними…
А просто напросто должен быть принцип разумности.
Примерно как сейчас отношение закона к велосипедистам и владельцам автотранспорта. Ведь мы все отлично понимаем что наши модели ( подавляющее большинство) несут опасность много менее чем велосипедист, а по распространенности много менее…
Более того при анализе выясняется, что город находится в зоне запретов полётов выше 50 метров авиационного завода «Сокол», про это автор вопроса или не знал, или промолчал.
Не знал. А можете сказать радиус действия или прислать скрин зоны запрета полетов завода «Сокол»? Этот завод находится в 60км от нашего города, в довольно крупном городе Нижнем Новгороде. Там достаточно много владельцев квадриков, которые наверняка тоже этого не знают). А по поводу В/Ч в 17км - особый случай) Я мимо нее каждый день на работу езжу, она в 2км от моей работы, так вот, год назад купил себе первый дрон, ничего не знал толком, форумы не читал…Запустил как-раз таки на работе…Он и улетел у меня к чертям собачьим) Из-за моей невнимательности (скорее всего) или из-за помех от В/Ч… А может и то и другое. Да, а почему запретная зона над в/частью не отображается? Спасибо!
законы нужно знать, понимать их и действовать так, чтобы иметь минимум проблем
+100!!!
Мне не нравятся действующие законы и я буду игнорировать их существование
Эти люди тему “юридические вопросы полетов на коптерах” наверное путают с темой в “курилке”.
причем слово “юридические” ИМХО вообще некоторые игнорируют в названии темы.
Сам я нашел клубное поле в ближайшем Подмосковье. Землю под поле выделила администрация района для авиамодельных кружков. На fpln.ru поле обозначено как аэродром для авиамоделей.
Посещение не бесплатное, но стоит символических денег. Есть только ограничение не летать, когда кружки проводят полеты. на поле стоянка, столы для моделей, скамейки, защитный забор для зрителей.
С таким подходом я снизил риски попасть на нарушение правил ИВП.
Координаты поля затер, ибо правила и администрация данного форума не очень благосклонна к всему, что платно. Организаторы клуба уже натыкались на проблемы здесь. Поэтому инкогнито. Но при желании все контакты легко находятся на форуме.
предлагаете еще и ввести экзамены и присвоение категорий
— Вы уж тогда всё обсуждение и аргументацию приводите, хотя бы с номерами страниц. А то из ваших сообщений тоже много интересного можно надергать. )))
И самое главное — цитата начинается со слов «Лично я бы предпочёл». Потому что лично мне понятна и привычна система категорий с четкими правилами. Единственное с чем я согласился с оппонентами — время полёта не лучший критерий для разграничения категорий.
Кстати, в последующем обсуждении адекватные участники и пришли к тому, что в США по-сути такая система и есть: летаешь на авиамодели, в прямой видимости, исключительно для развлечений, не ближе 5 миль от аэропортов — всё просто и легко. Летаешь с FPV-оборудованием и/или «далеко и высоко», и/или в коммерческих целях — соблюдай все правила «визуальных полётов» и получай лицензию пилота.
скрин зоны запрета полетов завода «Сокол»
— открывайте изображение в новой вкладке, будет видно описание зоны.
Не отображается зона по той простой причине, что по-умолчанию в любой данный момент времени видны только активные зоны. Чтобы видеть все зоны, нужно снять фильтр «Только активные зоны». Активность UUR241 сообщается NOTAM.
— Вы уж тогда всё обсуждение и аргументацию приводите, хотя бы с номерами страниц.
Еще одно навязывание правил…
А если просто щелкнуть на сообщении и автоматом попасть на страницу с вашим сообщением- этого мало? Нужно еще и расписать когда, в какое время и на какой странице это было написано?😃
RA4CTB, извиняюсь за глупый вопрос может быть… Этот запрет только на БПЛА действует? Пассажирские рейсы то летают в этой зоне. Что такое NOTAM?
Этот запрет действует для любых ЛА после оповещения NOTAM.
Абсолютно также, как если Вы оформите разрешение на ИВП — после вашего звонка в ЕС ОрВД будет введен местный режим и в вашей зоне полетов будет запрещено появляться любым воздушным судам.
О испытательных или иных полётах завод сообщает в ЕС ОрВД и на их время гражданские суда не будут допускаться в зону UUR241.
Еще одно навязывание правил…
— в каком месте? ))) Вы же просто «забыли» сказать, что это сообщение обсуждалось почти три страницы, да? И что было многое объяснено и скорректировано.
Все ясно, спасибо!
Кстати, в последующем обсуждении адекватные участники и пришли к тому, что в США по-сути такая система и есть: летаешь на авиамодели, в прямой видимости, исключительно для развлечений,
Опять с ног на голову…
Много ранее про это писали. Сразу же как только в Штатах это было принято. Задолго до того как вы зарегистрировались на форуме.
Не знал. А можете сказать радиус действия или прислать скрин зоны запрета
Тут все зоны обозначены и подписаны: skyvector.com/?ll=56.5252141625975096,43.253538026…
Что такое NOTAM?
Задолго до того как вы зарегистрировались на форуме.
— у Вас «форумный синдром», Вы смотрите только на дату регистрации и количество сообщений? Этот форум я читаю лет 10 так, для чтения регистрация не требуется. Только какое отношение это имеет к обсуждаемым здесь вопросам?
Вы представляете, над Москвой например вообще нельзя летать кстати… Нужно летать просто включив голову и логику.
Вы смотрите только на дату регистрации и количество сообщений?
Александр, вот пару постов назад вынаписали-
— Вы уж тогда всё обсуждение и аргументацию приводите, хотя бы с номерами страниц. А то из ваших сообщений тоже много интересного можно надергать. )))
Хотя в том сообщении я привел ваш пост целиком…
Теперь же выдергиваете кусочки фраз из моих сообщений, пытаясь полностью поменять их суть…😃
Не стыдно?
Уважаемый Александр Брежнев ! Можете обижаться сколько угодно на недовольство форумчан , бесконечное обсасывание одного и того же ничего не изменит ! Проект , который вы предлагаете, не совместим с большинством летных характеристик квадриков и авиамоделей. Получение свидетельства , сдача экзаменов, страховка…, плата за лицензию…, на что еще вы хотели бы развести народ ? Не дай Бог это прочтут Горе Законодатели ! Вот тогда мы все огребем по полной ! В вашем проекте полностью отсутствует категория АВИАМОДЕЛИ , а ведь она очень обширная, есть еще и экспериментальные модели. Этим ребятам куда деваться ? Единственное могу сказать , что идея создания единой организации с центром в Москве вполне правильная и если нам удастся объединится и как то корректировать ход процесса создания закона, то лучшего и желать нельзя. Не надо накручивать веревку на шею, придумывая неразумные правила, все это плохо закончится.
Активность UUR241 сообщается NOTAM.
Пассажирские рейсы то летают в этой зоне. Что такое NOTAM?
Буковка R в номере зоны обозначает “рестриктид”, то есть зона с ограничением пролетов. Ограничения полетов если зона начинает работать передаются через НОТАМ. NOTAM (NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации. НОТАМ содержит извещение о всех поправках, временных или постоянных, которые не были включены в последний сборник аэронавигационной информации (AIP).
Если зона не работает, то через нее летают так как будто бы ее нет.
Чтобы правильно пользоваться воздушными пространством, необходимо пройти минимальный курс ликбеза. Это можно сделать самостоятельно (что проблематичнее), либо с помощью учителей.
Хотя в том сообщении я привел ваш пост целиком… Теперь же выдергиваете кусочки фраз из моих сообщений, пытаясь полностью поменять их суть… Не стыдно?
— Вы очень не любите Правила, но мне придётся их напомнить. Итак, «Правила» раздел «Общие требования к сообщениям» пункт 4:
«Корректно создавайте цитаты, и при их использовании избегайте оверквотинга (когда размер цитаты превышает размер вашего собственного текста)»
раздел «Что на форуме запрещено» пункт 6:
«Запрещен оверквотинг (чрезмерное цитирование). Сокращайте цитируемый текст, а если сообщения идут подряд — вообще убирайте цитаты, потому что и так понятно, кому вы отвечали»
Таким образом, достаточно короткой цитаты с активной ссылкой (как Вы сами прекрасно знаете), для того, чтобы читающие могли по ней перейти и ознакомится с оригинальным сообщением при наличии такой необходимости. Приведенная вами цитата моего сообщения, в соответствии с Правилами данного форума, должна была бы выглядеть, например, так:
«А не Вы ли предлагали вот здесь систему:
Лично я бы предпочёл систему, одновременно близкую к системе США и имеющемуся в России системе присвоения категорий и позывных сигналов гражданской любительской радиослужбы…
— которую потом обсуждали на 65 странице ветки?»
Вы же вытащили текст, который был обсуждён вдоль и поперек еще в марте, к нему дано кучу пояснений и проведены параллели с действующими НПА других стран. Для чего?
А вот Игорь Вирич уже продемонстрировал — чтобы опять начать по кругу обсуждать уже обсуждённое. Он не пошёл перечитывать ту страницу, поэтому не увидел, что всё написанное мной относится к оператору (внешнему пилоту) и категорию получает пилот, а не ЛА. Не может у пилота быть «категория АВИАМОДЕЛЬ». Да и про полётное время я уже написал выше.
Ну а про «стыдно» даже как-то смешно читать. У нас тут что, детский сад? Вы хотите что-то обсуждать о личностных качествах, совести, стыде и прочем? ОК, только ответьте всё-таки на мой вопрос: «Какое это имеет отношение к данной ветке?»
Получение свидетельства , сдача экзаменов, страховка…, плата за лицензию…
— Игорь, буквально сообщением выше правильно сказано: «Чтобы правильно пользоваться воздушными пространством, необходимо пройти минимальный курс ликбеза. Это можно сделать самостоятельно (что проблематичнее), либо с помощью учителей.»
Позволю себе опять сослаться на «другой монастырь»:
Чтобы иметь возможность работать легально в эфире человек должен продемонстрировать знания правил радиообмена, основ радиоэлектронники, физических принципов радиосвязи и т.д. Для этого сдается квалификационный тест, сложность которого зависит от категории — простейшие вопросы для 4-й и демонстрация практических навыков работы в эфире для 1-й. Экзамен платный, проводится либо КДК регионального отделения СРР (как правило оплата идет в зачет вступительного и первого ежегодного взносов), либо в региональном РЧЦ (услуга называется «Проверка соответствия эксплуатационной и технической готовности минимальным требованиям, предъявляемым к радиооператорам любительской службы и оформление протокола» — стоимость на сегодняшний день 995₽).
После успешной сдачи теста Вам присваивается позывной сигнал и выдается свидетельство сроком на 10 (десять) лет. Т.е. Вы платите 995₽ один раз в десять лет. Один аккумулятор стоит дороже, не так ли?
Вообще, всё красиво и подробно написана, например в статье «Как я стал радиолюбителем и зарегистрировал своё первое РЭС», потратьте 5 минут, почитайте.
После получения свидетельства о присвоении позывного сигнала бесплатно можно зарегистрировать неограниченное количество РЭС, которые, внимание, могут быть любыми — категория накладывает ограничения на оператора, а не на технику. Человек c 3-й категорией может зарегистрировать хоть трансивер Yaesu FT-DX9000 MP, но работать должен только той мощностью и на тех частотах, которые позволяет его категория.
Вы спрашиваете про «экспериментальные модели», а знаете сколько самодельного «экспериментального» использовалось и используется радиолюбителями? Раньше был «геморрой», сейчас регистрируй, указывая «самодельный» и всё…
До сих пор не могу понять, почему такое отторжение вызывает чужой опыт из смежного любительского увлечения.
Чтобы иметь возможность работать легально в эфире человек должен продемонстрировать знания правил радиообмена, основ радиоэлектронники, физических принципов радиосвязи и т.д. Для этого сдается квалификационный тест
К корне не верная аналогия. То что вы пишете - это спорт либо профи.
А на этом форуме большинству достаточно китайской рации на 1-2 км иногда ходить с друзьями за грибами в лесу, а вовсе не быть радиолюбителем.
Именно поэтому и стали столь популярны тоже китайские фантики и мавики.
Зайдите в раздел “DJI …” и попробуйте там вообще хоть пару слов сказать что можно шнурок для зарядки самому спаять или что то переделать своим руками, а не покупать фирменный - да вас с овном съедят за такую крамолу ))) Им это не нужно, для них это гаджет как айфон с игрушками и вконтактиком.
Вячеслав, я почти всегда согласен с вашим мнением в этой ветке, но… в данном случае придется рассказать несколько достаточно неожиданных фактов.
Практически все, кто использует «китайские рации» нарушают законодательство по использованию радиочастотного спектра.
Допустимая мощность и тип антенн по диапазонам выглядят так:
27 МГц (CB ) — с разрешённой мощностью до 10 Вт, разрешено использовать рации с любыми типами антенн (компактными, автомобильными, стационарными);
433 МГц (LPD) — с разрешённой мощностью до 0,01 Вт, разрешено использовать рации с интегрированными компактными антеннами;
446 МГц (PMR) — с разрешённой мощностью до 0,5 Вт, разрешено использовать рации с интегрированными компактными антеннами;
Радиостанции с этими мощностями и типами антенн действительно не подлежат регистрации и могут свободно использоваться.
Фактически подавляющее большинство китайских радиостанции LPD и/или PMR имеют мощность до 5Вт, съемные антенны и «липовые сертификаты» (или не имеют их вовсе). Такие радиостанции подлежат регистрации, а для их использования требуется получение 4-й или 3-й категории любительской радиослужбы.
Поэтому всем знакомым всегда советую: не хотите проблем, особенно если везете станции за границу в горы — покупайте 8-ми канальные PMR’ки.
Это отчасти пересекается с использованием вообще любого оборудования с мощностями более 0,01Вт на частоты 433, 915 и 1200МГц — я, как радиолюбитель, могу регистрировать и использовать РЭС мощностью до 10Вт легально, а обычный авиамоделист уже нарушает закон. Ситуация по контролю точно такая же, как и с ИВП.