Закон о беспилотниках / Штрафы / Юридические вопросы полетов на коптерах
Добрый день, уважаемые. Честно, пытался прочитать все, что связано с коптерами и законами на данном форуме, но так и не нашел ответы, возможно в некоторых темах слишком много оффтопа (кажется в курилке есть тема “госдума ввела регистрацию бпла от 250 грамм” - просто жесть). Так вот, сразу к сути - коптеры до 250 грамм это же просто игрушки? Чтобы летать на них и снимать на эту несчастную камеру в 0.3Мп мне же не нужно никуда ничего отправлять, получать какие-то разрешения? А то в новостях всплывают порой статейки о штрафах то там, то здесь людей с дешевыми Syma’ми, которые весят меньше 250 грамм, от этого появляются сомнения.
Добрый день, уважаемые. Честно, пытался прочитать все, что связано с коптерами и законами на данном форуме, но так и не нашел ответы, возможно в некоторых темах слишком много оффтопа (кажется в курилке есть тема “госдума ввела регистрацию бпла от 250 грамм” - просто жесть). Так вот, сразу к сути - коптеры до 250 грамм это же просто игрушки? Чтобы летать на них и снимать на эту несчастную камеру в 0.3Мп мне же не нужно никуда ничего отправлять, получать какие-то разрешения? А то в новостях всплывают порой статейки о штрафах то там, то здесь людей с дешевыми Syma’ми, которые весят меньше 250 грамм, от этого появляются сомнения.
До 250грамм регистрация не нужна, но весь остальной бред (план полета и тп) никто не отменял.
Чтобы летать на них и снимать на эту несчастную камеру в 0.3Мп мне же не нужно никуда ничего отправлять, получать какие-то разрешения?
По закону - нужно.
Закон об использовании воздушного пространства РФ не делает никакого различия между боингом-747 и “летающей феечкой” из детского мира. В нем не указаны ни высоты полета ни массы ЛА.
А так замусоленное журналистами обсуждении “регистрации” не имеет никакого отношения к полетам ни в прошлом ни в настоящее время - т.е. использованию воздушного пространства РФ, и не дает и не даст вам никакого автоматического разрешения на полет.
Вы можете хоть двести раз “зарегистрировать” свою игрушку и с чувством выполненного долга поставить ее в сервант, но согласно текущему законодательству права на полет вам это не даст - оно оформляется другими процедурами.
Спасибо, за разъяснения. Весьма печальные. Тогда позвольте еще вопрос - а как же вертолеты, которыми торгуют во всех торговых центрах, неужели и там все настолько печально? Просто сколько лет ими торгуют, но я ни разу не слышал, чтобы их оштрафовали.
Просто сколько лет ими торгуют, но я ни разу не слышал, чтобы их оштрафовали.
Торгующих и не за что оштрафовывать, они не используют ВП РФ, они только продают.
Штрафуют тех кто эксплуатирует, пример - rg.ru/2014/10/13/reg-sibfo/bespilot-anons.html
За совсем детские игрушки игрушки скорее всего штрафов не слышно потому что они не летают выше крыш дома - их быстро сдувает и никто не видит )
Кратко подытожу текущее положение со ссылками на законы:
-
Любой полет любого материального предмета в воздухе называется “Использование воздушного пространства” - ВЗК РФ Статья 11. Использование воздушного пространства
Как видим ни высота полета ни масса не оговорены и не делают исключений ни для кого. -
Использование воздушного пространства (полет) регулируется государством - ВЗК РФ Статья 14. Организация использования воздушного пространства
-
Нарушение правил использования воздушного пространства - ВЗК РФ Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
Здесь и прописаны те самые штрафы и наказания за несанкционированные полеты.
Это то что касается полета любого материального предмета в воздухе, скромно названного "воздушным судном, ракетой и “других объектов”
И ни слова про “регистрацию” здесь нет. Регистрируй не регистрируй, а эти законы выполнять обязан в безусловном порядке и именно за их неисполнение и налагают штраф. Нерадиоупраляемый мячик-игрушка или воздушный змей из детского мира вполне себе может показаться “и другим объектом”, а может и не показаться - 50/50 😃 Радиоуправляемый вертолет из детского мира или наши коптеры однозначно классифицируются как “воздушное судно” см. ниже.
Теперь об игрушках и наших коптерах:
-
Искусственный летательный аппарат называется воздушным судном - ВЗК РФ Статья 32. Воздушное судно
К нам относится п.5 - управляемый летатальный аппарат. Радиоуправляемый детские игрушки вполне подходят под определение. -
Теперь о “регистрации” - ВЗК РФ Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
Отсюда следует:
- аппараты до 250г не подлежат ни учету ни регистрации (покупайте игрушки на здоровье, но летать см п.1 и 2 выше)
- наши дроны весом от 250г до 30кг подлежат учету см п3,2. кем и как - неизвестно т.к. процедура учета еще не разработана с 2016г. Учет может быть и государственный, а может и нет пока его просто нет. То есть после покупки владелец должен поставить на учет, но летать все равно только через исполнение законов в статьях 11 и 14 (см п1 и 2 выше). Ответственность и наказание за непостановку на учет в настоящее время не предусмотрено.
- летательные аппараты весом свыше 30кг подлежат государственной регистрации (к нам это не относится)
ВЗК РФ, Статья 32. Воздушное судно
- Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) - Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) - Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) - Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) - Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ВЗК РФ, Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
- Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
- беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 291-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 5 июля 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 291-ФЗ статья 33 дополняется новым пунктом 3.2. См. текст в будущей редакции.
Подпункт “в” пункта 4 статьи 1 вступает в силу 5 июля 2017 года.
в) дополнить пунктом 3.2 следующего содержания:
“3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;
ФАП-138 “Правила использования ВП”
I. Общие положения
“беспилотный летательный аппарат” - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;
IV. Разрешительный и уведомительный порядок использования
воздушного пространства
- Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:
а) для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации;
б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.
.
зачем заспамливать и текст законов сюда пихать да еще и в непонятной для 90% читателей канцелярской формулировке - ссылки на закон даны выше.
Вы думаете вы единственный кто имеет доступ к гуглу и ВЗК РФ?
текст законов сюда пихать да еще и в непонятной для 90% читателей канцелярской формулировке
Влад вы модератор?
Вы даете ссылки на закон который сложнее читать чем мою подборку с целевым выделением. Статьи 11, 14, 19 не очень могут быть понятны. Потому сократил.
И самое главное вы не дали ссылку на ФАП-138. А там информация более конкретная чем даже в ВК.
Благодарю за подробнейший ответ. Весьма не радост5ая ситуация складывается =/
31 октября 2018 г Минтранс запустил новый проект поправок в ВК.
regulation.gov.ru/projects#search=Воздушный кодекс…
Согласно текста:
- статью 11 изложить в следующей редакции:
«Статья 11. Использование воздушного пространства
-
Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется:
полет летательного аппарата;
проведение салютов и фейерверков;
проведение на полигонах стрельб, пусков ракет и бомбометаний;
десантирование;
проведение взрывных работ;
проведение активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы;
направленное электромагнитное и лазерное излучения, а также выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, которые могут представлять угрозу безопасности воздушного движения.
(Сейчас прописано:Перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов) -
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.»
( Сейчас прописано: Наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства)
Что бы это значило?
И еще
4) дополнить статью 17 абзацем следующего содержания:
К воздушным судам, осуществляющим полеты в воздушном пространстве, использование которого запрещено или ограничено, без разрешения, полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.»;
зачем заспамливать и текст законов сюда пихать да еще и в непонятной для 90% читателей канцелярской формулировке - ссылки на закон даны выше.
Вы думаете вы единственный кто имеет доступ к гуглу и ВЗК РФ?
Если Вы имеете доступ к гуглу и ВЗК РФ то должны знать, что «летающая феечка» как и прочие другие неуправляемые детские игрушки БПЛА не является со всеми вытекающими из этого следствиями.
Запускать феечку все равно что бросать в воздух камень. Много случаев вы знаете про оштрафованных за камень?
ВЗК РФ то должны знать, что «летающая феечка» как и прочие другие неуправляемые детские игрушки БПЛА не является
Вы внимательно читали ВКЗ РФ на статьи которого я прямо в тексте и давал ссылки? Фейерверки и метеозонды тоже не являются БПЛА, но ИВП им нужно. И вообще я не про БЛА писал, а про законы на которые сразу же дал ссылки. Хотите большего - читайте по ссылкам. И на данный момент именно ИВП первично, а не то чем вы собираетесь пулять в воздух - инспайром или кирпичем.
Я могу сюда допостить и еще документы которые объяснят почему в ближайшие годы никаких вменяемых законов по дронам не будет - как раз занимаюсь тем что пытаюсь понять и пообщаться кто же действительно работает над проблемой БЛА в установленной к решению федеральной программе РФ и в реальном мире нахожу лишь политиков заседателей-говорунов, но не уверен что это нужно т.к. тут принято спорить, а не читать документы.
Много случаев вы знаете про оштрафованных за камень?
Знаю случай за “воздушный змей” на веревочке.
Фейерверки и метеозонды тоже не являются БПЛА, но ИВП им нужно.
Вот Вы на меня тут наезжали. Сами даете неверную информацию в частности по фейерверкам.Получается что все на новый год пуляют и все нарушают. Но не во всех случаях для запуска фейерверка нужно разрешение на ИВП.
Вам ссылку как вы любите или статью целиком? 😉
Народ . Почитал тут ваши законы, акты, и бадания читателей.
а у меня 1 вопрос, кто имет право следить за соблюдением, этих правил ?
ГИБДД , ГАИШНИК, или ПОЛИЦЕЙСКИЙ ?
и кто имеет право задерживать ?
они знают постановления и предписания ?
Почитал тут ваши законы, акты
Невнимательно вы читали НАШИ законы
Полицейский пресечёт нарушение, а дальше вами займётся транспортная прокуратура
они знают постановления и предписания ?
Они ждут команды “Фас!”, или повышения доходности
“беспилотный летательный аппарат” - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;
Интересно - если на борту нет автопилота, а пульт (устройство) управления не равен/тождественен пункту (специальное место, помещение) управления, то модель не относится к БПЛА?
Напоминаю, что “И” - оператор суммирования, т.е. для определения должны присутствовать два признака - без пилота И автоматически.
ИЛИ сочетанием: без пилота И из места, без пилота И автоматически, автоматически И из места. Таким образом данное определение не может классифицировать простой (без гироскопов) электролет, как БПЛА, со всеми вытекающими.
. Таким образом данное определение не может классифицировать
Попробуйте рассказать судье при случае.
Но он скорее всего назначит экспертизу и чего эксперт напишет - так тому и быть.
зы А вообще все эти буквоедства уже обсуждались в теме – бесперспективно
Не хотел до времени давать эту информацию сюда, но наблюдения показывают как исполнители в общем то хорошего дела превращают его в фарс.
Вводная.
Программа создания и работы опытного полигона на для отработки технологий и методик применения БЛА и сосуществования их с пилотируемыми ЛА в едином воздушном пространстве - aeronet.aero/…/2018-9-12_13-23-28_Программа меропр…
Данная программа направлена на отработку технических, юридических и иных методик работы гражданских БЛА для последующего применения по всей территории РФ.
Заказчик - Фонд перспективных исследовний РФ
Исполнитель: Администрация Томской области и компании.
Это реальный официально опубликованный документ.
Из этого документа следует что ранее 2024 года никакого решения вопроса ИВП для коптеров и других БЛА не будет.
Из наблюдения за вопросом по СМИ - каким то образом вся реальная работа по программе выполняется питерской частной компанией “Геоскан”.
😉
Попробуйте рассказать судье при случае.
Ну если дойдет до дела
Погодите-ка, а если я летаю дома или например в спортивном зале, мне тоже нужно заниматься всей бумажной волокитой? Или на воздушное пространство в помещениях это не распространяется? 😃
это не распространяется?
Только при условии полной светомаскировки! Враг не дремлет! ))