Техника обучения пилотированию (азы и 3D)?

AlexSr

Ну, “ликбез”, это пожалуй слишком 😵
А вот своими мыслями по этой теме - отчего бы и не поделиться? 😉

Основная мысль высказывается постоянно - не перегружать шаги.
Но, что это значит на самом деле и как добиться?

  • использовать инерцию “по максимуму”. Инерцию ротора (запасённую в нём энергию) и инерцию самой “тушки”.
    Инерция ротора - используется в “подрывах”. Коротких по времени действия, но большИх по значению движениях стика “шаг-газ”. Сообщает вертолёту достаточно большой импульс. А далее - используется инерция самой “тушки”. Которая получив импульс, некоторое время после этого, продолжает двигаться в нужном направлении. А ротор, за это время, успевает восстановить (не всегда конечно и не полностью - возможно) свои первоначальные обороты.

  • стараться всегда при выполнении манёвра держать “шаг” минимально возможным.
    Чаще (при возможности) возвращать его в “ноль”. “Пересекается” с следующим:

  • разделять по возможности работу общего и циклического шагов. То есть, работать цикликом тогда, когда общий “в нуле”.
    Всё это даёт “компактность” любой фигуре (если она ес-но необходима) и не грузит ротор.

В качестве примера можно привести простой манёвр - флип или ролл.

Можно их делать используя “плавный” шаг, который постоянно будет иметь отличное от “0” значение. И будет складываться с циклическим.

А можно - “по частям”:
Дать импульс (короткий) вверх общим шагом. Убрать шаг в ноль и дать циклик.
За время движения вертолёта сначала вверх, а затем под действием силы тяжести - вниз, вертолёт успевает сделать пол-оборота.
Даётся импульс отрицательных шагов (опять - вверх, уже в инверте). И повторяется технология переворота с нулевым общим шагом.

При этом, вертолёт будет двигаться только в вертикальном направлении, движения влево-вправо не будет. При высокой скорости манёвра - фигура “сольётся” в единое целое.

Можно делать тоже самое, но с 4-мя “точками” “подрыва” …

При этом, должно “возникнуть ощущение парения” вертолёта. “Порхать как бабочка” - вот, к чему нужно стремиться 😁

Но, ес-но это только “слова”… Всё остальное - только практика и тренировки в симе.

Longobard

Спасибо! Узнал много нового.

А про “циклик менеджмент” есть что рассказать?

Ярик68

s218.photobucket.com/albums/cc52/Yarrik_2007/?acti… Вот пирофлип в исполнении Саши Сергиенко, посмотрите насколько четко он работает шагом. И его “летающий кирпич”, так мы зовем его вертик из за веса более 4 кг, порхает как невесомый.

aarc

Спасио. Видео очень показательное. Пирофлип, как по учебнику.

Hainov
Игорь_Лытнев:

Не соглашусь с AlexSr. Хорошо помню как нашел описание разных фигур именно описание и некоторые рекомендации по тренировке все что хотел кроме воронки.
За вечер два в симуляторе описанная фигура начинала вырисовываться, криво косо но уже видно было что это фигура ,а не колбасня. А вот с воронкой аж зло брало никак не мог даже криво скрутить нечто похожее.

Описание выполнения фигуры безусловно полезно! Помню, как пытался в симе сделать воронку. Бесполезно! Но нашел описание - и получилось с первого раза. Правда, только один оборот, закончившийся крашем ( виртуальным), зато я понял, что и куда надо двигать. Оставалось только научиться подруливать во время выполнения маневра.

Поэтому, мегапилоты и гуру, поделитесь, , плиз, пожалуйста, секретами мастерства!

Ну если это не коммерческая тайна.😃

Oleg_fly
Hainov:

Описание выполнения фигуры безусловно полезно! Помню, как пытался в симе сделать воронку. Бесполезно! …

Извиняюсь, что влез, ибо не “мегапилот” еще, но…

Воронка-харрикейн… и как там еще ее называют…
Дык это ж ВИРАЖ, только другой частью “тела” вертолета вперед.

Виражи носом вперед (по вектору поступательной скорости) - умеем делать???
Так что б встал в вираж - и крутим на постоянной высоте с постоянным креном…
Потом - крен уже поболее (60-80 градусов) - опять же… крутим, смортим - как подруливать-исправлять… креном или тангажем, рулем-рудером…
Как вираж носом вперед освоили - приступаем к виражу хвостом вперед - и все по новой…

А там глядишь - и воронки пойдут…

Конечно - умение висеть и пролеты носом и боком к себе - нужно уже уметь без вопросов.

А еще полезно- взять лист бумаги, нарисовать вертолетик - и вектор подъемной силы нарисовать вверх… Потом нарисовать то же с креном - посмотреть, куда отклоняется вектор, как он раскладывается (вспоминаем геометрию и “пифагоровы штаны”)… и уже будет понятно, где “подтянуть” стик, а где не надо…

😃

Matrixro

Кстати в симе RealFlight есть демонстрация некоторых фигур и элементов. Вы будете видеть вертолет и как двигаются ручки на пульте, плюс все это комментируется, правда на инглише (

aarc
Oleg_fly:

Воронка-харрикейн… и как там еще ее называют…

я тоже извиняюсь, но харикейн это полет по кругу в инверте хвостом вперед

Ярик68
aarc:

я тоже извиняюсь, но харикейн это полет по кругу в инверте хвостом вперед

Насколько я помню, в пилотаже термин Харрикейн, обозначает полет по кругу с креном более 45 градусов. Поэтому любая воронка на скорости тоже попедает в раздел харрикейнов.

aarc

в вертолетном деле воронка (хвостом или носом в центр) попадает в раздел фанелов Funnel 😉

Oleg_fly
aarc:

я тоже извиняюсь, но харикейн это полет по кругу в инверте хвостом вперед

Дело в терминах. Все верно.
Только в авиации - полет по кругу - это не фигура пилотажа. Это вид полета… (есть еще масса видов - полет по маршруту, полет в зону на пилотаж-простой, сложный, высший…), полет на малых высотах… предельно малых… Да много их… не будем все перечислять.
Это я не умничаю - а уточняю…

Вот. А вираж - это фигура пилотажа. Есть даже грамотные ОПРЕДЕЛЕНИЯ фигур пилотажа.
Например: по памяти: ВИРАЖ - фигура пилотажа… летательный аппарат выполняет в воздухе разворот на 360 градусов (по курсу) на постоянной высоте.
Далее идут уже частные случаи - вираж с постоянным креном, вираж с максимальной тягой двигателя но скорость постоянна, вираж с гашением скорости (форсированный вираж)…
Т.е. если разворот на угол отличный от 360 градусов - это уже просто разворот. Если высота меняется - то уже либо спираль, либо боевой разворот…

Полет по кругу - это - взлет, набор высоты по прямой, разворот с набором высоты на 180 градусов, полет по прямой, разворот на посадочный курс, снижение, посадка…
Есть еще полет по квадратному кругу - коробочка…
Выполняется - отработки захода на посадку и посадки.
------------------------
А воронка или харрикейн - вираж - он и есть вираж… как бы там его в разных симуляторах не обзывали… А уж каким боком по этой траектории летаеть - вертолету все равно - дело уже в натренированности пилота…

😃

Ярик68:

Насколько я помню, в пилотаже термин Харрикейн, обозначает полет по кругу с креном более 45 градусов. Поэтому любая воронка на скорости тоже попедает в раздел харрикейнов.

Смысл то в другом - по поводу техники выполнения…
Смысл для вопрошающих… а вираж (круг или как еще его обзови) носом вперед хоть умеешь делать или нет. Т.е. встал в вираж, пусть с креном 45, и крутиш… крутишь… крутишь…

А то может люди и не удосужились эту фигуру отработать, а уже пытаются воронку делать…
Когда будет понимание, как выдерживать (вводить, исправлять ошибки) все параметры при выполнении носом вперед, то и воронку носом вниз, вверх, в инверте … будет понятно…

😃

aarc:

в вертолетном деле воронка (хвостом или носом в центр) попадает в раздел фанелов Funnel 😉

Угу, у меня в симе Феникс - вообще - фигура круг (в переводе с английского) - именно такой виражик корявенький, только все хвостом к себе…
Харрикейн - в инверете хвостом вниз показали…

😃

aarc

Если уж смотреть учебное видео в Фениксе, то Харикейн там выполянют в инверте носом вперед, а воронка в инверте хвостом в центр называется Pie Dish (т.е. даже не воронка, а тарелка). 😃

Но, верно замечено, что все это лишь вопрос терминологии. А фигуры надо знать, чтоб понимать, к чему стремиться и какие движения надо уметь делать.

Oleg_fly
Matrixro:

Кстати в симе RealFlight есть демонстрация некоторых фигур и элементов. Вы будете видеть вертолет и как двигаются ручки на пульте, плюс все это комментируется, правда на инглише (

Ну толку от этого - как медведей в цирке учат на велосипедах да на мотоциклах ездить…
Все таки лучше разобраться - куда направлены силы тяги (составляющие) ротора в каждый момент времени при выполнении фигуры - и тогда и на стики смотреть не надо…
------------------------------
Хотя … каюсь… грешен…
Как то с полгодика назад начал пробовать тиктачить… ну нихрена не получалось… даже упал разок из за этого…
Посмотрел в замедленном в симе выполнение этой фигурки - и понял главную свою ошибку - рано перекладывал шаги…
😃

aarc:

Если уж смотреть учебное видео в Фениксе, то Харикейн там выполянют в инверте носом вперед, а воронка в инверте хвостом в центр называется Pie Dish (т.е. даже не воронка, а тарелка). 😃

Ну да, уж перепутал… давно смотрел…
По сути то - одна и та же фигура (вираж, он и в африке - вираж) - разными терминами обзывается. Это сбивает с толку новичков. Не есть правильно.

😃

Ярик68

Cлушайте, господа, где то в инете я видел весь официальный список фигур с их полным описанием, названием, схемой выполнения и даже с прикрепленным видео со стиками в Реал Флайт 4.5 . Если вспомню то кину ссылку.

Oleg_fly
Ярик68:

Cлушайте, господа, где то в инете я видел весь официальный список фигур с их полным описанием, названием, схемой выполнения и даже с прикрепленным видео со стиками в Реал Флайт 4.5 . Если вспомню то кину ссылку.

Уже давали - пост номер 4 этой темы…
😃

Synergy

Всетаки хочется здесь F A Q по пилотажу для новичков увидеть (таких как я)! 😃
как уже выше писал:
Название фигуры на русском и на англизском и элементарная схемка фигуры! Вот было бы здорово.

aarc
Oleg_fly:

Уже давали - пост номер 4 этой темы…

На сайте fly3dx фигуры сильно продвинутые. Там практически нет базовых фигур, а двигаться, как известно, лучше от простого к сложному. Попробуйте сразу слетать какого-нибудь серпента - голова закружится.

Synergy:

Всетаки хочется здесь F A Q по пилотажу для новичков увидеть (таких как я)

Есть относительно полный список 3D фигур на сайте FAI. В документе начиная с 23 страницы идут описания 3D фигур и дальше схемы выполнения.
ftp://www.fai.org/sporting_code/sc4/sc4_f3_helicopters_09.pdf

Zont

коллеги, не получается открыть файл. если не затруднит - скиньте мне, пожалуйста, на почту? ksakerus[сабака]mail[точка]ru

Игорь_Лытнев
Synergy:

Всетаки хочется здесь F A Q по пилотажу для новичков увидеть

F A Q по пилотажу для новичков конечно не помешал бы.
А пока вот как я учился летать “круг”
_____________________________________________________________________
Предполагается что вы уже умеете висеть любым боком к себе .

При выполнении круга перед собой основная проблема в том, что вертолет постоянно меняет направление движения, поэтому сначала учимся летать круги вокруг себя одним боком к себе.

Подвешиваем вертолет правым боком к себе (для кругов по часовой стрелке) коротким движением джойстика придаем ему движение вперед движением джойстика вправо-влево удерживаем вертолет на одном расстоянии от себя, одновременно подруливая хвостом ,так чтобы вертолет был к вам все время правым боком. Обратите внимание что движение джойстиком влево- вправо будет соответствовать движению от центра круга и в центр круга соответственно ,(центр круга пока там где стоим мы), для того чтобы эта мысль закрепилась , полетаем изменяя радиус окружности. Делаем круги разной окружности и просто покачивание вертолета от центра к центру, учимся держать высоту и скорость .Очень важно закрепить мысль что рулим мы не влево-право, а от центра - к центру так как лево-право при выполнении круга перед собой постоянно меняется, а центр нет!

Теперь самое интересное:
Делаем круг c большим радиусом (центр его пока там ге стоим мы) ,обзовем его “круг 1” , таким чтобы между вами и вертолетом можно было вписать круг (с центром между нами и вертолетом), представили себе? обзовем его “круг 2” , и мысленно переносим центр круга1 в центр круга 2.

Лично у меня, в этот момент, от удивления отвисла челюсть 😃 вертолет совершено нормально летел по воображаемому кругу 2.
Думаю что нжно поменять для круга по часовой или круга хвостом вперед понятно.
С восмеркой после кругов тоже не сложно разобратся.

Oleg_fly
Игорь_Лытнев:

…джойстика вправо-влево удерживаем вертолет на одном расстоянии от себя, одновременно подруливая хвостом ,так чтобы вертолет был к вам все время правым боком. Обратите внимание что движение джойстиком влево- вправо будет соответствовать движению от центра круга и в центр круга соответственно ,(центр круга пока там где стоим мы), для того чтобы эта мысль закрепилась , полетаем изменяя радиус окружности. Делаем круги разной окружности и просто покачивание вертолета от центра к центру, учимся держать высоту и скорость .Очень важно закрепить мысль что рулим мы не влево-право, а от центра - к центру так как лево-право при выполнении круга перед собой …

Ну вот - что то похожее на методику 😃))))))
Сам вот бери - и пиши потихоньку - по мере роста мастерства - за годик-другой - и распишешь весь комплекс 😃 Серьезно!!!
Только выкладывай все на обозрение - и народ будет вносить изменения-предложения… вот и полезный ФАК появится…

====================
Я так пробовал - еще зимой в симуляторе и один разок в поле в реале… Но поле было большое и я там был совершенно один!!!
А в симуляторе - да, можно и так осваивать круги-воронки-фуннели-виражи. вполне даже методика. Главное - можно дать рукам почувствовать - куда рулить и где подруливать… А там уже и перед собой начинать пробовать выполнять - только крен не более 45 градусов - так легче…
Вот и пробуй таким же макаром воронку сделать - носом вверх или вниз… и будет получаться…

😃
Побольше летать - все будет получаться…

😃

Kulichik

…а вот вы ржать будете, но я только что попробовал в симе сделать круги в разные стороны и восьмёрки по методике,
описанной выше Игорем Лытневым…
Дык я вам я скажу, что енто были мои лучшие круги и восьмёрки! 😒
Когда в башке лежит правильный алгоритм, моторика пальцев сама всё правильно делает!
Земляк, спасибо за простой и дельный совет!