Способы увеличения маневренности.
Вообще-то, как утверждают специалисты из MIT которые этот вопрос исследовали - то 5 оборотов 😉. Еще они там пишут, что частота вращения основного ротора модели 60-го класса - 27 Гц. То есть это дает постоянную времени в 0.2 секунды примерно.
Кстати - длина сервооси вляет на коэфициент усиления - то есть на то, насколько серволопатки ‘утянут’ основной ротор, но не влияет на постоянную времени разворота самих серволопаток. Потому как и в момент, и в силу входит этот самый радиус вращения в одной и той же степени 😉.
…
Еще они там пишут, что частота вращения основного ротора модели 60-го класса - 27 Гц. То есть это дает постоянную времени в 0.2 секунды примерно.
Вы думаете, что задержка в 0.2 сек. слишком велика? Увеличте частоту до 30 Гц 😃
А если серьезно… Давайте даже не будем обсуждать будет ли работать предложенная вами схема а просто посмотрим что вы предлагаете.
… в обычном полете оно надо, иначе верткая модель сразу грохнется. А вот если модель ‘схвачена’ системой управления - ну, там, либо двумя гироскопами с HH, либо более сложной цифровой системой… то кроме как для разгрузки серв эти лопатки в общем и не нужны, а для маневрирования - наоборот даже вредны 😉. Вот у меня возникла мысль лопатки вовсе снять, повесить вместо них пару небольших грузиков (или просто оставить ось), а вместо этого зацепить качалки автомата перекоса напрямую за эту ось. Таким образом, гироскопический момент практически уйдет, и основной винт будет перекладываться значительно резвее, с угловой скоростью прямо пропорциональной наклону РМ. Ну, может РМ понадобится на более мощные поменять…
Т.е. вы хотите выкинуть копеечные серволопатки вместо них потавить два НН гироскопа или даже “более сложную цифровую систему” и заменить сервы на более мощные и быстрые… И сделать это вы хотите, к тому же, на микромодели, где каждый грамм на счету! Вам не кажется что это перебор?
Вообще-то, как утверждают специалисты из MIT которые этот вопрос исследовали - то 5 оборотов 😉.
Так с ними и советуйтесь! Делайте, потом покажете результат. Даже спорить не хочу.
ps: Если я не ошибаюсь, вы еще osprey не доделали? Интерес пропал?
Автору темы:
Во-первых, я бы на Вашем месте извинился перед Валерием Брониславовичем Пахомовым, который не только старше Вас вдвое по возрасту, но и неизмеримо опытнее в авиамодельных делах.
Ни и во-вторых:
Вы не разобрались в сути стабилизирующего действия серволопаток. Они держат конус несущего винта. Если вертолет вдруг под действием внешних сил изменяет положение оси главного ротора, то компенсирующее изменение циклического шага лопастей получается мгновенно, без задержки. Здесь нет постоянной времени нарастания компенсирующего воздействия. Есть только постоянная времени его спада, измеряемая секундами.
Когда у нас не серволопатки, а грузики - этот эффект стабилизации максимален. В случае серволопаток, помимо стабилизирующего эффекта, появляется эффект усиления управляющего воздействия тарелки перекоса.
Если их совсем убрать, - вертолет перестанет обладать собственной устойчивостью по крену и тангажу. Удержать его вручную возможно, но это не каждому дано. Да и полет будет - одна нервотрепка.
Я так думаю, что лучше быть кулибиным, чем 16-летним пионЭром. Если нечего сказать по делу - лучше помолчи. И, кстати, поставь реальный возраст.
Да уж впору ввести поговорку: “Не стоит молодить Пахомова” 😁 😁 😁
Да уж впору ввести поговорку: “Не стоит молодить Пахомова” 😁 😁 😁
Ага… Вот только что съем молодильное яблочко 😁 😁 😁 На 300 мл 😛 И 30 лет долой!!!
На сколько я знаю сервоось является всего лишь гиростабилизатором и не более !!!
А лопаткам изменяют угол атаки только для того что бы им(гиростабилизатором) можно было управлять, для того чтобы он не мешал во время маневра!!!
Что касается усиления.
Может они что-то там и усиливают, но вспомните что на общий шаг стоит всего одна машинка(все Раптоы от 30 до 90 ,Калибр…) и изменяет угол атаки сразу двух лопастей !!!
Насколько вы знаете, что по общему шагу сервоось не работает !!!
Сам лично поднимал Калибр на котором стояла по шагу СТАНДАРТНАЯ сервомашинка !!!
Теперь что касается грузиков вместо лопаток(на полноценных автоматах перекоса) :
-
Если убрать серволопатки и поставить вместо них грузики то стабильность верта не упадет, но реакция на ручку управления в разы замедлиться!
-
Можно выкинуть сервоось и поставить тяги напрямую от чашки до цапф, но верт станет О-О-ОЧЕНЬ нервным !
Можно поставить вместо сервооси два гиро (работающие не в НН)
При этом гиро работают с обычными сервомашинками по крену и тангажу и не обязаны обладать сверх скоростью !
Иными словами при использовании гиро получаем туже сервоось(тот же эффект) !
(Интерес в таком случае вызывает работа этих гиро в режиме НН !!!) -
Если на верт типа шмеля в место лопаток поставить грузики ,то он вообще не будет рулиться по крену и тангажу(такие верты рулятся за счет сервооси )
Что касается скорость отклонения “диска” сервооси:
Скорость его отклонения зависит от: -
веса серволопаток
-
площади серволопаток
-
что самое главное от скорости вращения
И наклоняется он точно не за один оборот !!!
Уж поверте на слово !!!
Фиг его знает -
Вы ребята головастые !!!
27 герц- даже приплели к к вращению основного ротора - а если у меня обороты 1850 ?
ТО - это 30 , 833333333333333 Герц в периоде .
Ну да ладно - я пока учусь .
Предложу - свою, дремучую точку зрения.
А именно :
Безусловно , всякая практика- должна быть подкреплена теорией.
Ну так вот - я выбрал - иной путь .
Мало разбираясь в теории RC вертолетов- а именно механики.
Выбрал путь алгоритмов.
Чем короче -серво ось - тем верт стабильнее - ( парадоксально - но факт - меньше рычаг взаимодействующих сил)
Так-же :
Чем , легче серволопатки , тем более резкие маневры , можно выполнить.
Чем , больше площадь - серволопаток - тем поведение модели агрессивней.
Чем меньше “дельта” отклонения , линков питч компенсатора( относительно цапфы ОР) - тем модель агрессивней.
Чем - круче - хорда законцовок лопостей ОР - ( на некоторых лопостях она вообще - имеет ломаную конфигураццию ) - тем поведение модели агрессивней.( не нужно сюда приплетать - флаттер самой лопасти - это зависит от жесткости самой лопасти) - и там - я еще не разобрался.
Профиль - самих лопастей ОР - играет колосальное значение.
К примеру - НЕсимметричные лопасти- не используют в 3D /
Ну короче- следуя - этим алгоритмам- можно найти кратчайший путь увеличения маневренности.
Есть и еще некорорые хитрости - но о них пока - не буду распространятся.
Вот .
Мнение сугубо - мое .
Как всегда буду рад , критическим замечаниям.
Приношу свои извинения пользователю pakhomov4, меня ввел в заблуждение чиста тинейджерский лексикон 😉.
По сути обсуждаемого вопроса - большие вертолеты ведь летают, нет? А на них никакой сервооси нету, привод автомата перекоса идет напрямую. Там роль стабилизирующего силового гироскопа играет сам несущий винт.
Ну вообще-то на некоторых 2-х лопостных вертушках есть стабилизирующие грузики на месте тех-же модельных серволопаток.
Пример: Bell UH-1 Huey. 😃
По сути обсуждаемого вопроса - большие вертолеты ведь летают, нет? А на них никакой сервооси нету, привод автомата перекоса идет напрямую. Там роль стабилизирующего силового гироскопа играет сам несущий винт.
Я только не видел настоящих вертолетов, исполняющих 3D 😁 😁 😁 .
Дитер Шлютер - отец первых радиоуправляемых моделей вертолетов - тоже начинал с копирования автомата перекоса полноразмерных вертолетов, но это не принесло желаемых результатов. Моделью было невозможно управлять. Это обстоятельство и “родило” стабилизирующую сервоось с лопатками. Сейчас появилось много разновидностей автоматов перекоса, но по сути, они мало чем отличаются. Единственое исключение - модели-копии с тремя и более лопастями, там стабилизирующей сервоштанги с лопатками нет, но и от моделей не требуется исполнения высшего пилотажа, да и так, ими тяжело управлять из-за резкого отклика на ручку крена.
Еще один аспект, который никто не затронул -
Вы хотите за три копейки купить “бумажный самолетик” и путем совершенствования сделать из него полноценый реактивный самолет.
Не хочу вас обидеть, но цена вашего вопроса упирается больше в финансы, чем в теорию воздухоплавания. Я не отношу себя к разряду хорошо обеспеченых людей, и по мнению многих моих знакомых отношусь к “большим детям”, которым в детстве не дали наигратся в доволь. Сам я так не считаю. Любой человек должен иметь пространство для своего творческого полета.
Конечно, нужно заставлять мозги работать, но в нужном направлении. 😃
На Максе Ми-28 вполне себе 3D пилотаж крутил. С поправкой на вес и наличие внутри пилота. Так что летают, летают 😉)
А по поводу дешевых моделей - ну, отрабатывать-то СУ все равно надо на дешевой вертушке - ее разбить менее жалко 😉
По сути обсуждаемого вопроса - большие вертолеты ведь летают, нет? А на них никакой сервооси нету, привод автомата перекоса идет напрямую. Там роль стабилизирующего силового гироскопа играет сам несущий винт.
Поясните, что такое “стабилизирующий силовой гироскоп”?
На большом вертолете стабилизирующую функцию выполняет горизонтальный шарнир в цапфе лопасти. А аэродинамического усилителя там действительно нет.
Может они что-то там и усиливают, но вспомните что на общий шаг стоит всего одна машинка(все Раптоы от 30 до 90 ,Калибр…) и изменяет угол атаки сразу двух лопастей !!!
Алексей, ты не прав. Ты так говоришь, как будто машинка крена меняет шаг только одной лопасти и ей от этого легче. 😃 Все не совсем так. Они управляют разными шагами: общим и циклическим. В общем, ты ошибаешься.
ps: Если интересно, я могу дать тебе книжку, где все популярно объясняется. 😃
Силовой гироскоп - гироскоп, имеющий связь для передачи момента на основание к которому закреплен. Воздушный винт вертолета в каком-то смысле есть такой гироскоп его момент инерции превосходит момент инерции собственно вертолета. Поэтому при развороте вертолета поперек оси несущего винта (если разворот вдоль оси НВ - то там нет гироскопического момента от НВ, а есть только от фюзеляжа) возникает гироскопический момент, который в конечном итоге демпфирует приложенное (за счет изменения шага) усилие. Т.е. при фиксированном отклонении канала шага у нас возникнет фиксированная угловая скорость (а не ускорение, как можно было бы подумать) поворота.
Блин, замусолили бедную сервоось с немнее бедными серволопатками и никто не упомянул демпфер между осью основных лопастей и главном роторе.Чем жёстче демпфер, тем маневренее и строже верт и наоборот.
На некоторых моделях роль демфера играет смещение центра качания ротора относительно оси врашения лопасти(по углу атаки). Чем больше смещение, тем менее маневренен и соответственно более устойчив верт.
Ваша правда !!!
Углубились в детали , и совсем забыли очевидные вещи 😊
нашел красивую картинку - mscomposit.com/…/navod_na_3D_upravu_II-tiskova_ver…
(кажись именно такое мне придет в ближайшее время в комплекте с HornetX 3D 😃 )
Как из нее видно - для “3D” они связали-таки автомат перекоса с шагом основных лопастей, но через рычаг завязанный на серволопатки. Т.е. реакцию повысили, но и стабилизирующе/демпфирующую роль серволопаток сохранили. По сути - оба зайца убиты. 😁 😃
… посмотрим как оно будет работать…
Насколько я понял такие рычаги уже пол-года/год как на CenturyHeli Elite 3D Pro - цитирую фотку с их сайта ну и воочию на своём экземпляре наблюдаю. Из личных впечатлений о шустроте реагирования на упр воздействия по крену/тангажу Елитера - ну разная она, и от оборотов ротора, и от угла атаки серволопаток после крэшей, и ещё видимо много от чего - верт просто по-разному себя ведёт в разные моменты времени как мне кажется. Но однозначно более управляем чем FP дрыгафлай. Хотя тут дело может быть лишь в моей голове. А удалить сервоось на Елитере - прикольный эксперимент - надо попробовать интереса ради - вдруг полетить …
ДОБАВИЛ - открутил (оказались на резьбе) лопатки сервооси на Елитере. Верт почти не управляется, висеть не удается - не хватает управляемости. Хотя циклический шаг всё-таки меняется благодаря рычагам на фото - но слишком мало. При кратковременных подлётах иногда наблюдался ещё и странный расколбас - как будто главные лопасти не выровнены или не затянуты хорошо - амплитудно виляет всем телом. Обошлось без краша - прикручиваю всё взад.
нашел красивую картинку - mscomposit.com/…/navod_na_3D_upravu_II-tiskova_ver…
(кажись именно такое мне придет в ближайшее время в комплекте с HornetX 3D 😃 )
Как из нее видно - для “3D” они связали-таки автомат перекоса с шагом основных лопастей, но через рычаг завязанный на серволопатки. Т.е. реакцию повысили, но и стабилизирующе/демпфирующую роль серволопаток сохранили. По сути - оба зайца убиты. 😁 😃
… посмотрим как оно будет работать…
На хорнете эти апгрейдом они просто реализовали полноценный(модельный )автомат перекоса ! 😜
Посмотрите на любой нормальный верт и поймете ! И поставив этот “рычаг” они конечно повысили маневреность,но влияние(стабилизация) сервооси пропорционально уменьшилась!!! 😜
Хотелось-бы напомнить Всем писателям, что тут дискуссия на темы…
А не место где нужно доказывать СВОЮ истину с пеной у рта…!!!
Для этого другие развлечения человечество придумало… 😃
По делу : Не вдаваясь в подробности дабы Вы не устали читать, напишу следуюшее…
люди, которые не только придумывают, но и воплощают для нас с Вами в жизнь модели, всю теорию не только вертолетостроения знают назубок. И очень сомнительное занятие думать о их некомпитентности в данном вопросе…И раз уж они ВСЕ так решили - это означает лишь одно, что это верное решение на все сто…
Ихняя совокупность знаний в этом вопросе куда больше нашей с Вами.
И модернизировать колесо в шестигранник в надежде, что оно лучше покатится, чем круглое просто пустая трата времени. 😅
У меня поднятый Вами вопрос возникал год назад и я проверял это на реальном верте.
Убрал сервоось и тяги от шайбы прицепил прямо на цапфы основных лопастей - верт при этом стал практически неуправляемым…и это факт…
у меня было бодобно тому, что на фотках