Борьба с бабочкой

Polski
Sushkov_Andrew:

До 0,5-1 см можно плюнуть, в 450-м и так люфты везде.

это с какой радости то?? у тебя 0,5мм - это предел, при котором уже не комфортно летать…

причины не устранимой бабочки:

  • разболтанные шарики (болтаются в резьбе, не до закручены) - в цапфах, рычагах и в тарелке;
  • кривой межлопастной вал;
  • качалка сервооси разболтана и качается не только в плоскости качания - самое распространенное явление;
  • отсутствие какой либо кармы у тушки, или криво собранный ротор с ошибками и косяками, используются некачественные лопасти, которые плохо держат жесткость по длине (играют восьмеркой)…
    … естественно что сломанные подшипники вала ОР и прочую не правильность системы не учитываем - априори у нас все верно собрано и ничего нигде не поломано при возникновении бабочки…



с кривым хабом или не идеально ровным валом ОР - бабочку можно убрать тягами головы! - как и стандартная процедура
, летать только не очень комфортно.

irs

Одна и та же лопасть слева ниже, а справа выше (если смотреть с хвоста). Это как??? Не сильно,буквально пару мм, но я не понимаю как вообще такое может быть? Лопасти ставил другие, ситуация не изменилась. Летаю уже с этим давно, но вот покоя нет.

Во-первых, межлопастной вал в хабе подвижен в верт. плоскости за счет демпферов - так и должно быть. Во-вторых, цапфы на межлопастном также могут быть подвижны за счет своего люфта (наружний подшипник). На Рексах такое у многих, насколько знаю. Поэтому, IMHO, контролировать симметрию лопастей в статике с точностью до мм. смысла не имеет. Бороться с этим необязательно, т.к. при раскрутке ротора лопасти растянет центробежная сила.

По “неустранимой” бабочке - по личному опыту, в 99.9% случаев причина - “гуляет” ось флайбара на хабе - проверить ее крепление.

AlcoNaft43

По своему опыту, если все прямое/менянное и бабочка есть, значит люфты в голове (вертолета). 5 мм кстати не так и страшно.

Alchi

А как проверять бабочку не рискуя получить в глаз отлетевшую лопасть?
Раньше проверял прямо перед глазами раскручивая (в очках) но то мелкий верт, очки спасут. Лопасть от 450-ки мне кажется и пробить может

Creator

irs, у меня это проявляется в полете. Никаких люфтов у меня нет. И подвижность межлопасного вала тут непричем. Если он ровный (а он ровный) таких как у меня симптомов не будет даже при подвижности.

Почему я думаю на демпферы, так это потому, что при висении нагрузка на правую часть ротора (смотреть с хвоста) должна быть выше (мне так кажется). Ведь он висит слегка наклоненным вправо. Вот и получается, что у “шальной” лопасти при прохождении её справа от центра ротора демпфер сильнее проминается и в следствии этого лопасть уходит выше, а слева наоборот (нагрузка меньше) - ниже.
С другой лопастью такой проблемы нет, потому что демпфер нормальный.

Это мое предположение. Сегодня попробую поменять лопасти местами и посмотреть что произойдет.

Саныч67
Polski:

причины не устранимой бабочки:

Основная причина - это голова пилота.

Sushkov_Andrew:

Т.е. помогите настроить голову на новом верте, а что делать если бабочка неустранима (со временем), до каких величин - забить, а после каких, уже менять всё по кругу, ища причину.

Такого не бывает причина есть всегда, надо только её найти.
ДОЛГО, МУТОРНО - НО НАЙТИ. Обязательно.
Поверьте на слово, вертолет станет по другому летать.

Alchi:

А как проверять бабочку не рискуя получить в глаз отлетевшую лопасть?

Только в полете под нагрузкой.

Alchi:

Лопасть от 450-ки мне кажется и пробить может

Точнее убить.

irs
Creator:

irs, у меня это проявляется в полете. Никаких люфтов у меня нет. И подвижность межлопасного вала тут непричем. Если он ровный (а он ровный) таких как у меня симптомов не будет даже при подвижности.

Другими словами, бабочка, но только c правой стороны ?
Так бы и сказали 😉
Была тут подобная тема.
rcopen.com/forum/f58/topic169170

Creator
irs:

Другими словами, бабочка, но только c правой стороны ?
Так бы и сказали 😉
Была тут подобная тема.
rcopen.com/forum/f58/topic169170

Абсолютно верно. Пойду почитаю

Ну так ничего там собственно я так понял и не найдено.

Саныч67
Creator:

Ну так ничего там собственно я так понял и не найдено.

Пошевелите темку, спросите чем дело кончилось.

Creator

Сегодня переставлю лопасти и если ситуация измениться (лопасти поменяются местами) - буду менять демпферы

Creator

Ситуация еще более интересная. После перестановки лопастей “шальная” стала и справа и слева чуть-чуть ниже. После попытки устранить правильную бабочку стало так же как и было. Слева чуть чуть ниже, справа чуть выше.

Принято решение - забить. Легкое 3D крутит без проблем

Alchi
Саныч67:

Только в полете под нагрузкой.

Точнее убить.

А разница-то в чем? Точно так же отлетит ведь. А издалека неуидишь ни черта (бинокль? 😃 )

Саныч67
Alchi:

А разница-то в чем?

Не совсем понял Ваш вопрос.
О чем Вы спросили о безопасности ? Или Вам плохо видно в полете ?

Alchi
Саныч67:

Не совсем понял Ваш вопрос.
О чем Вы спросили о безопасности ? Или Вам плохо видно в полете ?

О том, что точно так же, как при проверке на вытянутой руке, при проверке в полете плоскость вращения лопастей должна быть на оси зрения. Следовательно, отлетевшая лопасть точно так же полетит в пилота.
Разве что расстояние будет больше, но думаю 5м-10м она пролетит без труда, а с большего расстояния ничего не видно уже. Сокращается сектор углового обстрела, если можно так выразится, но это лишь уменьшает вероятность, намного ли?

Саныч67

Понятно.
По пробую ответить.

Alchi:

но думаю 5м-10м она пролетит без труда

Ошибаетесь. Лопасть летит (от 450) примерно на 5-7 метров. Но уже на первом метре она теряет почти всю свою силу. Так как находиться под углом, на летящей модели.
Резко подлетает в верх переламывается и затем подает на землю.

Alchi:

а с большего расстояния ничего не видно уже.

Опять ошибаетесь - бабочку прекрасно видно на расстоянии до 10 метров. Попробуйте сами.
Её даже слышно. Вертолет работает совершенно по другому.
Так что можно особо и не присматриваться.
Если у Вас темные или желтые лопасти так вообще нет проблем. Если светлые подвести вертолет на уровне Ваших глаз на фоне чего-то темного. Ну например - забор, дом, кусты.
И все будет видно и слышно…

Alchi:

как при проверке на вытянутой руке, при проверке в полете плоскость вращения лопастей должна быть на оси зрения.

Это делать просто опасно.
В первую очередь для Вас лично. А про окружающих я и не говорю - просто преступно.
У меня в похожей ситуации, не охота было идти на улицу, чуть не погиб любимый кот…

Alchi:

Сокращается сектор углового обстрела, если можно так выразится, но это лишь уменьшает вероятность, намного ли?

Об этом потом будет поздно рассуждать…

Hainov

Саныч67, ну Вы преувеличили! На 450 бабочку с 10 метров ни фига не видно! И уж тем более не увидеть, какая именно лопасть выше.
Я настраиваю, надев на голову маску (ну которой пользуются, зачищая металл болгаркой).
А вот на 500 и больше - да, уже видно в полете.
ИМХО - 2-3мм. - это еще не бабочка. Вот подрастет, тогда надо бороться.😃

Anto6ka

Товарищи, халатность не допустима! Бабочка в 10мм даже на .60-ом классе съедает львиную долю плавности и стабильности, убейте бабочку, потратьте лишних 5-30минут, окупится с лишком комфортом управления.

www.youtube.com/watch?v=qMqGiyq5q-k

Вот такой стэнд можно соорудить под любой типоразмер, и безопасно определять бабочку на земле. В данном случае для 450-го класса мне понадобился старый винт, пара досок, гвозди, 2-х сторонний скотч (хэви дюти), пластиковые хомуты.

Саныч67
Hainov:

Саныч67, ну Вы преувеличили! На 450 бабочку с 10 метров ни фига не видно!

Ну значит у меня очки хорошие. Я вижу.
Вот пример видео. Вертолет висит в 7-8 метров, иногда больше, от меня и 3-4 метра от оператора. Все хорошо видно. Бабочки нет. Даже по звуку слышно. Нет своеобразного шуршания лопастей.

Hainov:

ИМХО - 2-3мм. - это еще не бабочка. Вот подрастет, тогда надо бороться.

А что ждать, тяжело повернуть на пол оборота тягу ? Странно.
Бабочка не полезна.
Зачем ездить на спущенном колесе - можно накачать…

irs
Саныч67:

А что ждать, тяжело повернуть на пол оборота тягу ? Странно.
Бабочка не полезна.
Зачем ездить на спущенном колесе - можно накачать…

Бабочка - зло, но вот вопрос - какую именно тягу крутить, т.е. различим ли цвет стикеров на лопастях с расстояния нескольких метров ?

FRUKT
irs:

Бабочка - зло, но вот вопрос - какую именно тягу крутить,

Помечаешь краской или стикером любую лопасть и крутишь линк её тяги в любую сторону. Убралась бабочка, значит угадал, стала больше, значит крутишь линк в другую стону. Быстро и просто, особенно в поле, даже угломер можно не использовать;)