Борьба с бабочкой
Поясню свою мысль.
Я имел ввиду не те случаи когда бабочка устраняется полу,оборотом длинного линка в голове, а когда этот fine tuning не помогает в силу вышеназванных факторов пост №2 (немного кривые цапфы, немного лопасти и т.д.).
По-моему человек в начале ветки спрашивал не что куда подкрутить, чтобы не было бабочки.
Т.е. помогите настроить голову на новом верте, а что делать если бабочка неустранима (со временем), до каких величин - забить, а после каких, уже менять всё по кругу, ища причину.
to Sushkov Andrew
Вы знаете, я при обучении очень кропотливо подходил к вопросу тех. состояния модели, в том числе и наличие бабочки устранял сразу и бесповоротно. Летаю много, если модель находится в хорошем техническом состоянии, то падать причин очень мало, ведь управление адекватное, модель ведет себя стабильно и предсказуемо. Летать одно удовольствие. А летать с ужасной бабочкой в 5 мм, не мое, если вам это нравится, никто вам слова поперек не скажет, а человек спрашивает, видимо хочет добиться правильной работы модели, расхлябанность в нашем деле приводит не к лучшим последствиям.
Вопрос в тему. Может кто сталкивался, а то я всю голову сломал. Не новичок, но такое встретил впервые.
Одна и та же лопасть слева ниже, а справа выше (если смотреть с хвоста). Это как??? Не сильно,буквально пару мм, но я не понимаю как вообще такое может быть? Лопасти ставил другие, ситуация не изменилась. Летаю уже с этим давно, но вот покоя нет.
Уж не демпферы ли это? А то я их не менял.
Теоретически - они самые.
До 0,5-1 см можно плюнуть, в 450-м и так люфты везде.
это с какой радости то?? у тебя 0,5мм - это предел, при котором уже не комфортно летать…
причины не устранимой бабочки:
- разболтанные шарики (болтаются в резьбе, не до закручены) - в цапфах, рычагах и в тарелке;
- кривой межлопастной вал;
- качалка сервооси разболтана и качается не только в плоскости качания - самое распространенное явление;
- отсутствие какой либо кармы у тушки, или криво собранный ротор с ошибками и косяками, используются некачественные лопасти, которые плохо держат жесткость по длине (играют восьмеркой)…
… естественно что сломанные подшипники вала ОР и прочую не правильность системы не учитываем - априори у нас все верно собрано и ничего нигде не поломано при возникновении бабочки…
❗
с кривым хабом или не идеально ровным валом ОР - бабочку можно убрать тягами головы! - как и стандартная процедура, летать только не очень комфортно.
Одна и та же лопасть слева ниже, а справа выше (если смотреть с хвоста). Это как??? Не сильно,буквально пару мм, но я не понимаю как вообще такое может быть? Лопасти ставил другие, ситуация не изменилась. Летаю уже с этим давно, но вот покоя нет.
Во-первых, межлопастной вал в хабе подвижен в верт. плоскости за счет демпферов - так и должно быть. Во-вторых, цапфы на межлопастном также могут быть подвижны за счет своего люфта (наружний подшипник). На Рексах такое у многих, насколько знаю. Поэтому, IMHO, контролировать симметрию лопастей в статике с точностью до мм. смысла не имеет. Бороться с этим необязательно, т.к. при раскрутке ротора лопасти растянет центробежная сила.
По “неустранимой” бабочке - по личному опыту, в 99.9% случаев причина - “гуляет” ось флайбара на хабе - проверить ее крепление.
По своему опыту, если все прямое/менянное и бабочка есть, значит люфты в голове (вертолета). 5 мм кстати не так и страшно.
А как проверять бабочку не рискуя получить в глаз отлетевшую лопасть?
Раньше проверял прямо перед глазами раскручивая (в очках) но то мелкий верт, очки спасут. Лопасть от 450-ки мне кажется и пробить может
irs, у меня это проявляется в полете. Никаких люфтов у меня нет. И подвижность межлопасного вала тут непричем. Если он ровный (а он ровный) таких как у меня симптомов не будет даже при подвижности.
Почему я думаю на демпферы, так это потому, что при висении нагрузка на правую часть ротора (смотреть с хвоста) должна быть выше (мне так кажется). Ведь он висит слегка наклоненным вправо. Вот и получается, что у “шальной” лопасти при прохождении её справа от центра ротора демпфер сильнее проминается и в следствии этого лопасть уходит выше, а слева наоборот (нагрузка меньше) - ниже.
С другой лопастью такой проблемы нет, потому что демпфер нормальный.
Это мое предположение. Сегодня попробую поменять лопасти местами и посмотреть что произойдет.
причины не устранимой бабочки:
Основная причина - это голова пилота.
Т.е. помогите настроить голову на новом верте, а что делать если бабочка неустранима (со временем), до каких величин - забить, а после каких, уже менять всё по кругу, ища причину.
Такого не бывает причина есть всегда, надо только её найти.
ДОЛГО, МУТОРНО - НО НАЙТИ. Обязательно.
Поверьте на слово, вертолет станет по другому летать.
А как проверять бабочку не рискуя получить в глаз отлетевшую лопасть?
Только в полете под нагрузкой.
Лопасть от 450-ки мне кажется и пробить может
Точнее убить.
irs, у меня это проявляется в полете. Никаких люфтов у меня нет. И подвижность межлопасного вала тут непричем. Если он ровный (а он ровный) таких как у меня симптомов не будет даже при подвижности.
Другими словами, бабочка, но только c правой стороны ?
Так бы и сказали 😉
Была тут подобная тема.
rcopen.com/forum/f58/topic169170
Другими словами, бабочка, но только c правой стороны ?
Так бы и сказали 😉
Была тут подобная тема.
rcopen.com/forum/f58/topic169170
Абсолютно верно. Пойду почитаю
Ну так ничего там собственно я так понял и не найдено.
Ну так ничего там собственно я так понял и не найдено.
Пошевелите темку, спросите чем дело кончилось.
Сегодня переставлю лопасти и если ситуация измениться (лопасти поменяются местами) - буду менять демпферы
Ситуация еще более интересная. После перестановки лопастей “шальная” стала и справа и слева чуть-чуть ниже. После попытки устранить правильную бабочку стало так же как и было. Слева чуть чуть ниже, справа чуть выше.
Принято решение - забить. Легкое 3D крутит без проблем
Только в полете под нагрузкой.
Точнее убить.
А разница-то в чем? Точно так же отлетит ведь. А издалека неуидишь ни черта (бинокль? 😃 )
А разница-то в чем?
Не совсем понял Ваш вопрос.
О чем Вы спросили о безопасности ? Или Вам плохо видно в полете ?
Не совсем понял Ваш вопрос.
О чем Вы спросили о безопасности ? Или Вам плохо видно в полете ?
О том, что точно так же, как при проверке на вытянутой руке, при проверке в полете плоскость вращения лопастей должна быть на оси зрения. Следовательно, отлетевшая лопасть точно так же полетит в пилота.
Разве что расстояние будет больше, но думаю 5м-10м она пролетит без труда, а с большего расстояния ничего не видно уже. Сокращается сектор углового обстрела, если можно так выразится, но это лишь уменьшает вероятность, намного ли?
Понятно.
По пробую ответить.
но думаю 5м-10м она пролетит без труда
Ошибаетесь. Лопасть летит (от 450) примерно на 5-7 метров. Но уже на первом метре она теряет почти всю свою силу. Так как находиться под углом, на летящей модели.
Резко подлетает в верх переламывается и затем подает на землю.
а с большего расстояния ничего не видно уже.
Опять ошибаетесь - бабочку прекрасно видно на расстоянии до 10 метров. Попробуйте сами.
Её даже слышно. Вертолет работает совершенно по другому.
Так что можно особо и не присматриваться.
Если у Вас темные или желтые лопасти так вообще нет проблем. Если светлые подвести вертолет на уровне Ваших глаз на фоне чего-то темного. Ну например - забор, дом, кусты.
И все будет видно и слышно…
как при проверке на вытянутой руке, при проверке в полете плоскость вращения лопастей должна быть на оси зрения.
Это делать просто опасно.
В первую очередь для Вас лично. А про окружающих я и не говорю - просто преступно.
У меня в похожей ситуации, не охота было идти на улицу, чуть не погиб любимый кот…
Сокращается сектор углового обстрела, если можно так выразится, но это лишь уменьшает вероятность, намного ли?
Об этом потом будет поздно рассуждать…
Саныч67, ну Вы преувеличили! На 450 бабочку с 10 метров ни фига не видно! И уж тем более не увидеть, какая именно лопасть выше.
Я настраиваю, надев на голову маску (ну которой пользуются, зачищая металл болгаркой).
А вот на 500 и больше - да, уже видно в полете.
ИМХО - 2-3мм. - это еще не бабочка. Вот подрастет, тогда надо бороться.😃
Товарищи, халатность не допустима! Бабочка в 10мм даже на .60-ом классе съедает львиную долю плавности и стабильности, убейте бабочку, потратьте лишних 5-30минут, окупится с лишком комфортом управления.
www.youtube.com/watch?v=qMqGiyq5q-k
Вот такой стэнд можно соорудить под любой типоразмер, и безопасно определять бабочку на земле. В данном случае для 450-го класса мне понадобился старый винт, пара досок, гвозди, 2-х сторонний скотч (хэви дюти), пластиковые хомуты.