Полеты в ветер...
Вчера летал в ветер, был 15 порывами до 20… по прогнозу так не меряли, так вот при зависании левым боком к ветру верт начало непроизвольно вращать, на ручки не реагировал, пришлось нажать холд, после посадки стал проверять все работает нормально… Это что получается РВ попал в вихревое кольцо?.. У когонибуть такое было? При весении правым боком крен против ветра был градусов 15-20 на взгляд, в общем сильно упирался…
15-20 м/с !?!?!?!?!??? Вы уверены?
Начнем с того, какого размера верт?
Обычно вертолеты просто сворачивает по ветру (лучше если носом). Пируэтить в ветер практически нереально. Стоит поставить вертолет на попа - его тут же унесет по ветру (у ротора огромная парусность).
Самое сложное в ветер - посадка. Дело в том, что когда мы обычно сажаем вертолет - он заходит на посадку не точно ровно, а с ротором под углом. Траектория при этом регулируется шагом. В ветер (особенно порывистый) любое отклонение ротора от горизонтали к ветру будет приводить к резкому изменению высоты. Если ротор наклонен чуть назад, верт прыгнет вверх, вперед - прижмет к земле. Особенно это “весело” , когда резкий порыв ветра ловит верт уже у земли.
Я выходил из этого использованием системы авто стабилизации у Shookum SK-720. В этом случае верт висит практически горизонтально, а управление происходит мелкими кратковременными изменениями шага (толчками) за которые ветер не успевает зацепиться. Посадка происходит спокойно и без прыжков. Таким макаром, я на мелкой 255-ке (350 гр) умудрялся летать блином в ветер (на вскидку до 6 м/с), когда более большие и тяжелые самолетчики отдыхали на земле.
До 10 метров в секунду на 500ке с палкой летаю без проблем при порывистом ветре сажусь в айдле.
На 600ке двс вообще на ветер внимания не обращаю главное чтобы кепку не сдувало…
Обычно вертолеты просто сворачивает по ветру (лучше если носом). Пируэтить в ветер практически нереально. Стоит поставить вертолет на попа - его тут же унесет по ветру (у ротора огромная парусность).
Я пытался его боком к ветру удержать 😃 в начале правым, он весел с креном, потом развернул левым, вот тут то его и начало закручивать так и не понял что такое случилось… Верт 450
По прогнозу смотрели было 10-15 а также были и порывы… со сотола улетела тарелка плоссмассовая с пасхой 😃 3-6 это у нас нормальная погода… летом практичеки всегда…
Не знаю по какому прогнозу вы смотрели, но вот архив метеоданных за 15 апреля говорит, что весь день у вас было 4 м/с, в районе 16 часов дня - 6 м/с.
хелик ALZRC?
Верт 450
Переходите на тушку потяжелей…
Юрий,
Проблема в общем-то понятная. Когда вы висели правым боком к ветру, у Вас хвостовой ротор работал против ветра, т.е. ему было даже легче толкать хвост от наступающего потока воздуха. Когда же вы повернули вертолет левым боком, ветер стал дуть через ротор, эффективность ХР упала ниже критической, вертолет свернуло. Поймать вы вертолет не смогли скорее всего, потому что дернули стик поворота. Если стик не трогать, хорошая гира, может быть, вертолет и поймет.
10-15 м/с, конечно, преувеличение. Скорее всего было до 10 м/с - достаточно, чтобы сдувать груженые едой тарелки.
О скорости не буду спорить, смотрели на HTC в его штатном прогнозе, ветер писал 35 км/ч…
Проблема в общем-то понятная. Когда вы висели правым боком к ветру, у Вас хвостовой ротор работал против ветра, т.е. ему было даже легче толкать хвост от наступающего потока воздуха. Когда же вы повернули вертолет левым боком, ветер стал дуть через ротор, эффективность ХР упала ниже критической, вертолет свернуло.
Вот и я хотел про это спросить… Было ли такое у кого еще,? в Большой авиации это называется режим вихревого кольца, и ни гира ни отклонение стика тут не помогает, т.к. падает эфективность винта, из-за ветра он начинает засасывать воздух им же отброшеный, но я думал что на моделях из-за больших оборотов такого не случится… т.е. можно сделать вывод, что при большом ветре висение левым боком к ветру опасно потерей управляемости…
Кстати правым боком висел очень даже устойчиво, даже понравилось 😃… только с заметным креном.
Юрий,
Вполне возможно. Выход из вихревого кольца на хвосте описан тут:
www.aviaport.ru/news/2008/11/28/162102.html
Но лучше не висите боком к ветру. Во всех летных инструкциях приписывается взлетать и садиться на вертолете носом против ветра - заметно облегчает управление.
К стати, я вот подумал. На модельных вертолетах шаги ротора меняются свободно в обе стороны. Может ли кратковременная подача противоположного шага (поворот влево в случае с ХР или по шагу в сторону падения в случае с ОР) разрушить вихревое кольцо и восстановить управление, на манер передергивания тормоза на машине с АБС при прыжке на кочке?
По инструкциям (о чем и пишется в статье ) для вертолетов есть 2 способа выхода: На несущем винте 1 это увеличением тяги ( если хватит мощьности двигателя) так можно сделать на К50 и Ми 28 2 это сдуванием вихревого кольца энтенсивным снижением вроде более 25 м/с точно не помню, но для этого нужен запас высоты… а на рулевом винте только переходом в поступательное движение, т.е. надо разогнать верт, тогда он выходит с этого режима… Но т.к. вихревое кольцо на РВ образуется на висении то из практики практически нельзя выйти…
Юрий, пройдите по ссылки в моем посте и читайте внимательно:
При соразмеренном взятии ручки управления на себя уменьшается радиус вращения хвостовой части фюзеляжа, создаются условия для разрушения вихревого кольца, ибо инертный вихревой тор не успеет за хвостовым винтом перестроить свою плоскость, плюс значительно уменьшится и осевой, наступающий на винт, внешний поток воздуха, как главный организатор завихрения. Всё очень просто!
Как предлагает автор статьи, можно взять ручку на себя, сместить центр вращения на хвост. При этом вертолет перейдет в харикейн на хвосте, а вихревое кольцо разрушится, и управление вернется.
Я же предложил метод сдувания кольца передергиванием органов управления по оси кольца. (То, что у Вас указано, как интенсивное снижение) Резкое изменение вектора обдува разрушит кольцо, после чего можно будет вернуться в нормальный режим управления. Мое предложение - всего лишь теория. А вот харикейн, по словам автора статьи, проверенная причем на реальных вертолетах практика.
Ну да… это теория… а теперь надо попробовать на практике, вот только когда этого не ждеш в рят ли получится.