Оцените и поправьте, настройка walkera35 и прочих
Итак, настройка китайских вертолетов…
Представим, что Вы купили вертолет типа Walkera 35. На осень 2005 года, это один из наиболее приличных вертолетов с коллективным шагом и наиболее низкой (200$ за RTF, если покупать в интернет-магазине) ценовой группы.
Перед вами открытая коробка, в ней вертолет, пульт и всякая чепуха, типа аккумуляторов. 😉. Если в там есть еще и запчасти - просто прекрасно.
Весьма вероятно, вы не сможете избавиться от соблазна и попробуете на нем взлететь. Если так, то хотя бы соорудите (или купите) тренировочное шасси.
(!) На передатчиках walkera переключатель “flight mode” должен находиться все время, за очень редким исключением, в положении “N”. ВСЕГДА проверяйте его и стик газа перед включением аппаратуры(!)
С высоты 10 сантиметров вертолет с тренировочным шасси разбить сложно, но у Вас после этого хватит моральных сил остановиться и начать его разбирать и настраивать.
Что нужно иметь:
- набор часовых отверток, лучше крестовых. Китайский набор подойдет, но лучше иметь приличный набор.
- Отвертку чуть побольше, чем часовую, тоже крест.
- Пинцет
- Умеющие нормально со всем вышеперечисленным обращаться руки.
- синий фиксатор резьбы
- мелкая шкурка, в районе 1000
Пункт 16 относится к акцтойным передатчикам walkera.
Что нужно сделать:
-
Изучить механику внешне. Понять хотя бы примерно как работает автомат перекоса. Работает он на самом деле довольно просто. Когда двигаются сервы крена-тангажа, то они наклюняют тарелку автомата перекоса. Та через тяги изменяет угол наклона серволопаток таким образом, что плоскость вращения серволопаток наклоняется в соответствующую сторону под действием воздуха. Серволопатки в отличие от лопастей находятся на одной оси (прутке) и не надо их пытаться поворачивать друг относительно друга.
-
Снимаете главные лопасти, откручиваете винты крепящие держатели лопастей и сажаете их на фиксатор резьбы.
-
Вставляете лопасти в держатели и если они там сами держаться при наклоне вертолета, аккуратно шкурите посадочные плоскости на лопастях, стараясь сохранить плоскость этой поверхности. Лопасти должны входить в держатель с еле заметным трением. Затем балансируйте лопасти (это найдете)
-
протягиваете винтики на шайбе, которая управляет шагом винта (не знаю как надывается, находится между осью серволопаток и тарелкой автомата перекоса, надета на главную ось).
-
заглядываете под тарелку автомата перекоса, там должно быть 4 винтика в тарелке, но их может не быть. тогда их надо где-то взять и закрутить туда.
-
Снимаете с тарелки тяги, ведущие к серве крена, а также обе тяги, ведущие к серве тангажа и смотрите на то, куда переместилась тарелка автомете перекоса. Она должны остаться на месте по идее. Если сдвинулась заметно вверх или вниз, то надо регулировать длины тяг, идущие к тарелке со стороны серволопаток (сверху).
-
Не знаю как у Вас, а у меня были перепутаны металлические тяги, которые одеваются на сервы крена и тангажа. Они разной длины, хоть и кажутся одинаковыми. Тест простой - в среднем положении качалки сервы тангажа, тарелка перекоса должна быть практически горизонтальна. Если для горизонтальности тарелки серва должна быть отклонена в сторону главного вала, разбирайте этот узел и меняйте тяги местами.
-
Проверьте качество крепления всех серв. У меня одна болталась.
-
Снимите лопасти заднего ротора и посадите на фиксатор резьбы винты, крепящие держатели задних лопастей.
-
Чуть открутив винты крепления двигателя, выставьте зазор между главной шестерней и шестерней двигателя. Должен присутствовать очеть небольшой (еле ощутимый) люфт при любой положении шестерни двигателя.
-
Чуть раскрутите все винты и саморезы, которые фиксируют все относительно задней балки. Поверните ее гредусов на 90 и выставьте зазор между корончатой шестерней шестерней двигателя. Опять же, при любом положении шестерней должен присутствовать небольшой, еле заметный люфт.
Корончатая шестерня должна упираться в подшипник, установленный в балке.
Не закручивайте фиксирующий винтик, проминающий поверхность балки. Он сделает лунку, в которую потом всегда будет пытаться попасть этот мелкий шурупчик. Если балка фиксируется слабо - снимите шкуркой чуть с плоскости детали, прижимеющей балку сверху. -
Снимите хвостовой узел с балки. У меня балка была испачкан в масле. Как следствие - его бесполезно было затягивать, он крутился на балке. Если есть - масло удалить. Выставляете зазор в заднем шестеренчатом узле аналогичным образом. Конусная шестерня в балке также должна упираться в подшипник.
-
Снимаете со всех серв, кроме сервы шага тяги.
-
Отключаете двигатель и включаете передатчик и приемник.
-
После инициализации гироскопа, выключаете верт и выставляете качалку на серве хвоста в положении “вниз” (откручиваете винтик и переставляете качалку).
Теперь смотрите в этом положении качалки расстояние между повернутями до конца друг к другу задними лопастями должно быть примерно 1.5 сантиметра.
16.Выключаете и включаете верт. Теперь двигаете стиками на передатчике и выставляете тримеры на передатчике, чтобы качалки серв имели крайние положения когда ручки отклонены до конца. У меня для этого пришлось сдвинуть тример крена почти до конца. Иначе максимальный ход сервы крена в одну и в другую сторону существено отличались.
Если надо - переставляете качалки в положение, близкое к перпендикулярному корпусу серв. -
Одеваете качалки и выставляете горизонтальность тарелки перекоса. По тангажу - тримером (должно быть почти правильно сразу), по крену - крутя тягу, сняв ее с шарика на тарелке перекоса.
-
Выставляете горизонтальность серволопаток - по идее достаточно выставить равную длину тяг от тарелки к оси серволопаток, но опять же эти тяги не должны тянуть тарелку вверх или давить вниз.
Серволопатки могуть быть немного непаралельны друг другу. Как их повернуть, я не знаю. 😉 Повернул просто рукой одну чуть, но почти уверен, что это неправильный способ. -
Проверяете, что двигатель выключен(!), переключаете передатчик в режим “1” и проверяете, что серва шага корректно отрабатывает полный ход ручки газа. По идее в среднем положении ручки качалка сервы должна быть горизонтальна, но не факт, что у Вас будет так. Настроить в небольших пределах ход механизма коллективного шага (если серва упирается) можно, если взять рукой или пинцетом тонкий вал с цилиндриком, и покрутить главную ось на пару оборотов. Тонкий вал проходит сквозь главный вал, а цилиндрик закреплен на тонком валу в механизме регулировки шага.
Теперь в среднем положении ручки газа выставляете нулевой шаг лопастей. Для этого необходимо поставить ось серволопаток в горизонтальное положение.
(!) выключаете режим “1” и переключаете в “N” (!) -
Проверяете затянутость всех остальных резьбовых соединений.
-
Устраняете “бабочку”
-
Все, можно пробовать запускать. Но осторожно!
… -
Если у Вас коллекторный двигатель, и захочется настроить кривую шага, переключаете 8-й dip переключатель в левое положение и выставляете правую крутилку так, чтобы при полном газе обороты не падали относительно пости полного. При этом необходимо после этого проверить, не упирается ли серва шага. См. пункт 19.
-
Учтите, что корончатая шестерня довольно быстро проминается и не забудьте проконтроллировать и при необходимости отрегулировать ее зазор после каждого полета (полного аккума).
(добавлено)
Еще есть один принцип. В вертолете в средних положениях серв почти все должно быть либо параллельно, либо перпендикулярно.
И еще. Только что посмотрел “свежий” 35-й валкера. Убрали почти все Z тяги, вместо них поставили шариковые шарниры. Боуден теперь прямой (и как следствие, не дает такой паузы в управлении с хвостовой сервы), да еще и регулируемый по длине, там опять же шарики. В комплекте идет сразу и пластиковая и металлическая корончатая шестерня (на верте стоит пластик). И в запчастях, отдельно заказываемых тоже в пакетике идет и пластик и металл! И за те же деньги 😉.
На тов. Боровикова должны молиться многие поколения владельцев китайских клонов, а сами китайцы должны принять его в КПК!
На тов. Боровикова должны молиться многие поколения владельцев китайских клонов, а сами китайцы должны принять его в КПК!
Спасибо, конечно. Но тут уже третий неправильный вариант моей фамилии, который я вижу в этом форуме 😉
Пожалуйста!
Очень извиняюсь! Простите меня, пожалуйста, тов. Боровков за невнимательность!
[quote=Сергей Боровков,Oct 26 2005, 22:56]
Браво! Монументальный труд. Я обратил бы ещё внимание на методику устранения “бабочки” . Для сборки тяг и установки серволопаток не помешают плайерсы . Т.же необходим транспортир для установки угла атаки лопастей.
…Так держать!..
Оччень полезная информация, побольше бы такой 😁 Спасибо
Супер мануал!!!
Господину Сергею Боровкову огромадный респект!
И Желтые штаны!!! 😁 😁 😁 И доставка в любую точку Вселенной бесплатно на любом пепелаце по его выбору!!! И еще - кэцэ много …
И просьбочка - дабы дополнить. Канэчно, если будет желание и время. 😇
Опишите пожалуйста настройку гироскопа. У него два потенциометра и “ЛЕД диод” один, а также два переключателя. Один вродь как Lock tail, иль я неправильно запомнил? В мануале на 35 Валкеру совсем ничего нет…
И еще - опишите пожалуйста назначение ДИП-переключателей на обратной стороне пульта управления. И как настраивать верт используя крутилки на пульте, а то инструкция как выжатый лимон - только спец и поймет ньюансы. А вот для новичка - темный лес. Ну это уже для совсем полного мануала.
Шановний Модератор! Сия тема заслуживает помещения в F.A.Q. на веки или навсегда! Дабы последующие поколения потомков смогли черпать мудрость из сего источника, который наполнил уважаемый Боровков! 😛
Опишите пожалуйста настройку гироскопа. У него два потенциометра и “ЛЕД диод” один, а также два переключателя. Один вродь как Lock tail, иль я неправильно запомнил? В мануале на 35 Валкеру совсем ничего нет…
И еще - опишите пожалуйста назначение ДИП-переключателей на обратной стороне пульта управления. И как настраивать верт используя крутилки на пульте, а то инструкция как выжатый лимон - только спец и поймет ньюансы. А вот для новичка - темный лес. Ну это уже для совсем полного мануала.
Цель написания данной статьи была такой: дать информацию, которую найти сложно. Я ее не нашел в свое время разложенной по полкам. При этом совершенно специально написано не все, к примеру не описано устранение бабочки, балансировка НВ, настройка гироскопа, нет описания переключателей на передатчике. Причина простая - эти темы освещены в других местах, эти места ищутся достаточно легко и повторяться я смысла не вижу.
Кроме того, не считаю нужным разжевывать работу механики и электроники, поскольку моя позиция такова: если человек по этому (или чуть правленному) описанию сможет ПОНЯТЬ как все работает и как следствие, настроить, то он и найдет в инете все его заинтерисовавшее. Время, потраченноа на поиск не пропадет, параллельно человек узнает много другого. Если же человек по складу ума, к примеру, понять не может как работает вертолет, то ему надо идти в мастерскую, магазин или еще куда, где ему все соберут и будут дальше чинить. Абсолютно как в машинах - кто-то сам делает, кто-то в сервисы ездит. Я не хочу вторую категорию приобщать к работе с настройкой вертолета, толку от этого никакого.
Ну что ж ПАСИБА… Наверное сегодня день такой… Все злые…
Разжевывать не просил. Просил так же сжато описать крутилки и переключатели. Потому что в инструкции ноль инфы про это.
Правильно все Вы написали: либо сам либо на СТО.
Ладно, разберемся… К “Гуру” вопросов больше не имею.
Ну что ж ПАСИБА… Наверное сегодня день такой… Все злые…
Разжевывать не просил. Просил так же сжато описать крутилки и переключатели. Потому что в инструкции ноль инфы про это.
Правильно все Вы написали: либо сам либо на СТО.
Ладно, разберемся… К “Гуру” вопросов больше не имею.
Это не только тебе ответ был, извини, что так написал. Это общее высказывание. Грубо говоря, моя позиция такая: крутить винты должен тот, кому это интересно и кто способен этому научиться. И такие люди объединяются друг с другом, советуют друг другу как и чего крутить. Остальные - тоже объединяются и обсуждают СТО. А все - объеденены по общему интересу - управлению детищами.
А по сути вопроса - и про крутилки и про переключатели уже есть информация в этой конфе и не только. Достаточно поискать в конфе по надписям, написанным рядом с крутилками и переключателями. Ну или в яндексе/гугле.
Добавлено
Грубо говоря, если я напишу как настраивать все, что знаю досконально, то появится группа людей, которая тупо выполнит по шагам все, что написано, не вникая в смысл собственных действий. Это есть плохо, поскольку делать должен человек, который хотя бы пытается понять как что делается и способен это понять. Если человек тупо выполняет последовательность действий, то следствие понятно - он простейшую неисправность не видит и получает дрова при полете.
Я пока не умею писать так, чтобы заставлять человека думать, а человеку, не желающему думать, чтиво было бы непонятно или неинтересно, плюс времени на такое написание много надо, а у меня его нет 😭.
Появится желание/возможность писать в таком виде - буду писать так. Пока - извиняйте, вынужден решать эту задачу по-другому, несколько ограничивая объем информации.
Потому как сам модератор = коротко. Ваша позиция понятна. Более того, я её разделяю!
Прежде чем крутить - нужно знать что крутить и в какую сторону, и при этом еще и нужно знать для чего ты это крутишь, что изменится. А до этого нужно теорию пройти. Собрать и прочесть максимум инфы о девайсе. Это я уже усвоил занимаясь другим видом моделизма, в котором настройки тяг и положение шариков так же очень важны.
Вот я и собираю инфу пока верт едет. Просто пока перелопатишь весь форум - все 40 с лишним страниц… 😃 Поиск? Не всегда поиск адекватен 😠
Вот и хотелось в одном месте максимум сжатой инфы, тезисы, так сказать - чтоб с собой возить. Возник вопрос - прочел, подумал, покрутил, попробовал, подумал.
Я пока не умею писать так, чтобы заставлять человека думать
Да и не надо стараться! Мысли помещенные на носитель должны после прочтения вызывать тоже мысли! Как ни старайся написать - всегда найдется “группа людей” которая сделает не так. Я ведь тоже имею опыт написания подобных мануалов 😎
Не хочется писать “Ждем…” а то будет похоже на вымогательство 😇 😃 😃
Удачи…
попробуйте поискать в яндексе название ручек и walkera . Увидите, что описание дип-выключателей описано в первой ссылке. 😉 Это так, к слову 😉
По поводу ручек, они задают форму кривой шага - правая задает кривизну, а левая - сдвигает вверх-вниз. Для того, чтобы они начали работать, надо переключить какой-то переключатель 😉.
Да, по поводу ручки acro-heli - рекомендую перевести ее в положение, когда в хвостовой канал не микшируется стик газа.
По поводу гироскопа - опять же, совсем прямого ответа не дам. смотри сюда
rcopen.com/forum/f19/topic20941
Реально это все, что я знаю про этот гироскоп. Разве что еще что неплохо поменять хвостовую серву на быструю и если в верте гнутый боуден, заменить на прямую тягу.
Спасибо! Количество инфы на квадратный сантиметр экрана растет в геометрической прогрессии!!!
При штудировании форума я до мая-апреля еще не дошел… 😲
По поводу ручек, они задают форму кривой шага - правая задает кривизну, а левая - сдвигает вверх-вниз. Для того, чтобы они начали работать, надо переключить какой-то переключатель 😉.
Дык - секрет Полишенеля 😁 😎
Спасибо! Количество инфы на квадратный сантиметр экрана растет в геометрической прогрессии!!!
При штудировании форума я до мая-апреля еще не дошел… 😲Дык - секрет Полишенеля 😁 😎
вообще то не секрет
8 это - unlock/lock
Добавлено
По поводу гироскопа - опять же, совсем прямого ответа не дам. смотри сюда
rcopen.com/forum/f19/topic20941
чего-то ссылка битая …
нормальная ссылка… я вот изучаю, кому надо - в понедельник могу мылом выслать. в личку бросайте адрес ;-)
Добавления и исправления.
Пункт 5 - по поводу саморезов в тарелке перекоса. Тут выяснилась проблема одна, причем выяснилась очень странно 😉. Если на стоящем вертолете со стоящим несущим ротором покрутить стик крена-тангажа по крайним положениям по часовой стрелке, то у меня начинал крутиться ротор! Для того, чтобы выяснить, что виновато в таком положении вещей, мне пришлось полностью разобрать и демонтировать механизм перекоса. Выяснилась призабавная (и не радующая) вещь: в тарелке перекоса изнутри есть места, в которых должны были быть саморезы. Эти места (их 4 штуки) выступают во внутреннюю сторону и при крайних и почти крайних положениях цепляются шайбу, фиксирующую главный вал относительно рамы. Пришлось аккуратно ножом срезать эти выступы а тарелку собрать на компонентном клее. Что из этого получится - пока не знаю, но по крайней мере закусывать жестко главный вал при крайних положениях стика крена-тангажа перестало.
Есть подозрение, что лучше просто купить хорошую тарелку автомата перекоса, благо стоит она не запредельно, прямо скажем…
Далее. По совету mr_Alex повесил задний редуктор на локтайт (он сам вешал на циакрин), чтобы тот не проворачивался относительно балки.
Выяснилась подстава. Может это кому поможет - на БК движке walkera 180 вал не 2.3 мм, а 2.0! Соответственно шестерни запасные нужны другие. Я их банально не нашел в Москве. Пришлось ставить 9T, а не 10T…
Еще. Опять же по совету mr_Alex воткнул тяги в качалки серв крена-тангажа ближе к оси качалки, чтобы уйти от того, что сервы просто жужжжжжат в крайних положениях стика. Банально, но это надо сделать 😉.
Переход этого вертолета со штатной аппаратурой на БК двигатель - дело непростое, настройки пока продолжаются. Как получится нормальное управление - отпишусь.
Пока все.
Еще. Опять же по совету mr_Alex воткнул тяги в качалки серв крена-тангажа ближе к оси качалки, чтобы уйти от того, что сервы просто жужжжжжат в крайних положениях стика. Банально, но это надо сделать 😉.
Будь внимательнее при полетах. При этом вертолет становится более мягким, но вроде с безколлекторников это и надо.
У меня первый вертолет Валкера-36 и я очень внимательно читал это описание по настройке, но честно говоря не все понятно. Например не могу понять-
«6. Снимаете с тарелки тяги, ведущие к серве крена, а также обе тяги, ведущие к серве тангажа и смотрите на то, куда переместилась тарелка автомете перекоса. Она должны остаться на месте по идее. Если сдвинулась заметно вверх или вниз, то надо регулировать длины тяг, идущие к тарелке со стороны серволопаток (сверху).»
Почему она вообще должна перемещаться ? У меня она остается в последнем положении и как регулировать тяги не ясно.
Вертолет взлетает вертикально при тарелке перекоса сильно наклоненной вправо. Догадываюсь, что это неправильно, но регулировкой каких тяг это устранить, нигде не нашел.