Производительность хвоста и на что влияют его лимиты
насколько длинна лопат на хвосте может улучшить производительность хвоста.
Думаю радикально, если трансмиссия выдержит.
У меня на стрейче X-Tron500 с родными (68 или 70 мм, не помню) на воронке хвост срывало, поставил 80 мм и все вылечилось.
Но в форзе меня хвост и так устраивает. Трансмиссия в форзе выдержит, там в EX версии, где трансмиссия та же, длинные лопасти - сток. В микаде - более - менее хвост в тонусе. Вот в гоблине380 что делать, там и так лопаты - огромные, 70 мм я так понимаю…
пысы: с форзой эксперимент с длинной лопат отменяется, к сожалению… вертик продается, отзвонил человек, сказал что завтра заберет его. Если он вдруг передумает - то проведу опыт. первый вертик, который мне реально жалко продавать…
Добавлю инфы:
SAB Goblin 570: Со штатной задней шпулькой в 22 зуба соотношение между ХР/ОР около 4,38/1. На основном роторе 2248 - на хвосте около 9856.
Хвостовые лопасти стандартные 95мм.
Ну а по эффективности/производительности хвостового ротора - у меня мысли такие.
Изменить-увеличить тягу хвостового винта (именно об этом мы, да? без разговоров о сервах, алгоритмах FBL пока) можно:
- Увеличением оборотов
- Увеличением диаметра винта (размер лопасти) и/или коэффициента заполнения ротора (больше хорда профиля или три лопасти вместо двух)
- Углами/шагом
ну и есть ещё вариант изменить плечо приложения вектора тяги - Увеличение плеча - удлинение хвостовой балки
Всё вроде? У всех этих вариантов есть плюсы и минусы.
обороты не уверен что помогут бо они увеличивают и крутящий момент. Углы там максимальные. Увеличить их можно, но буквально микроскопически.
Хозяин гоблина закажет апгрейдный пиньон, мы потестим, если не поможет - будем думать дальше. Я бы сказал, что дальнейшим действием видится замена на 3 лопастной хвост, благо он есть. Но может еще где - то ошибка вкралась. Но где???
Причем, хвост в экземпляре, который я тюнил - реально слабый: на боковом пролете воет кошмарно, чувствуется что чуть - чуть и его свернет, попытки маневрирования исключены, да и вообще мне его ( хвоста ) поведение очень не понравилось. Сначала я списал это на 550* которые мне были непривычны, но поставил везде у себя и такого ощущения от хвоста нету. Короче, надо разбираться. Вертик - не мой, фиг знает, захочет ли хозяин вертика дальше ковырять.
все - таки я решил провести эксперимент с лопастями увеличенного размера ( +3-4 мм. относительно стоковых )
Основной маневр - пируэт в скоростном полете. Обязательно использование максимального шага, и напоминаю - у меня low rpm 2900.
На маленьких лопастях все - таки удалось получить потерю контроля над хвостом. На больших хвост плохо, но контролируется. Т.е. некоторое улучшение налицо, оно явно видимо, и это - не placebo.
Самый сложный для хвоста маневр - это начало пируэта и его конец при большой скорости.
Еще, как мне кажется, улучшилось постоянство скорости пируэта на нагруженных пироманеврах. Но вот это уже не так видно.
Я еще эту тему более подробно освещу в теме про Forza450, поскольку дальнейшая инфа имеет отноение скорее к конкретному вертолету.
(или 72)
Таки 72! Пересчитал
хвост в экземпляре, который я тюнил - реально слабый: на боковом пролете воет кошмарно, чувствуется что чуть - чуть и его свернет, попытки маневрирования исключены, да и вообще мне его ( хвоста ) поведение очень не понравилось.
Там у G380 есть ньюансы, хвостовая балка должна быть правильно закреплена. Пластиковым винтом правильно и снизу поджата правильно пластиковой площадкой хвостовой сервы. Иначе хвостовая балка может “гулять” и резонировать. Так же там в хабе ХР резиновые демпферы, их надо менять вовремя и следить за ними. Подозреваю, что у этого вертика Вашего знакомого там не всё в порядке, с учётом эксплуатации на дурных оборотах. У меня такое было, и когда Петр зажал мой верт в жестокую воронку - вой и резонанс был сильный. Потом я это дело поправил. А вообще - нареканий и жалоб на недостаточную эффективность хвоста у G380 я не видел вроде-как.
Основной маневр - пируэт в скоростном полете
Просто летим головой вверх слева-направо, резко начинаем крутится по раддеру по часовой стрелке с максимальной скоростью, потом резко останавливаемся?
Так? Игорь, а можно видео такого пролёта с указанием как правильно?
использование максимального шага
Вот тут приходим к спорному для меня моменту - по моему мнению шаг/угол на лопастях в этом случае потребен и используется совсем небольшой. Запостите видео - как пролететь, я попробую так-же пролететь на G660 или G570 с камерой снимающей слайдер. Эх… встретиться бы нам, полетать вместе, пообщаться… В Польшу на ЧE F3C/N не собираетсь приехать посмотреть? Или на Helichallenge? Кстати всем, кто может - рекомендую! Там классно, весело! Вот тут немножко фоток не моих и моих.
у меня low rpm 2900
Xexe, я вчера после замены пиньона и ресета настроек ESC взлетел на G660 с 1450 RPM 😃 Вот это было прикольно, переворачивался мееедленннооо… Но хвост держался нормально, специально попробовал большую “петлю боком” (хвост к себе, петля по часовой).
А вообще - нареканий и жалоб на недостаточную эффективность хвоста у G380 я не видел вроде-как.
это - то и смущает больше всего. Все - таки гоблин, они наверное лучше меня знают, как делать.
Был бы вертик мой - сфоткал бы.
Так? Игорь, а можно видео такого пролёта с указанием как правильно?
Только с сима.Я обычно прошу кого - нибудь записать видос, месяц. Или два. В симе приду вечером, запишу ( о, надо тогда пульт домой взять ). С большим интересом посмотрю видос движения слайдера, но сразу хочу предупредить: у меня во время маневров хвост постоянно сворачивало. К этому надо быть готовым, как и к тому, что может не выдержать трансмиссия - маневры для нее - тяжелые.
встретиться бы нам, полетать вместе, пообщаться…
Всегда рад общению с коллегами, но - увы. Я никуда не езжу. Тут вот в Рокишкисе тусня намечается, 160 км. от меня, я и то не уверен, что смогу выбраться. Примерно каждый второй год получается к литовцам съездить. Но если вдруг будете в Риге - то дайте знать 😃
Все - таки гоблин, они наверное лучше меня знают, как делать.
Ага, про Варп 360 тоже все как один пели, что у него нет проблем с хвостом. По факту - только хвост от Чейз 360 решил проблему, и то требуется кастомный шкив. И кстати, между собой все признают, что проблема есть также и у 550-600-х компасов. Так что я теперь верю только себе (и Мюллеру 😃 ).
Не, ну про Компас я еще понимаю, но ведь это же - ГОООБЛИН!
жалко нельзя видео записать. Я бы повыпендривался пирокругом на 550*, прикольненько так выглядит, правда только в одну сторону. Пока 😃.
и это. Я еще припоминаю про Blade 130x у которого хвост как прибитый. Ну да. Он прибитый. Если вертик на земле стоит…
Нет у Compass 6HV проблеммы хвоста. Нету! Для пробы ставил 105 мм лопасти. Вернулся на 95. На оборотах 2100 всё чётко. Хотя о чём говорить ведь есть ГОБЛИН !
Нет у Compass 6HV проблеммы хвоста. Нету!
Вот это я и слышу постоянно. На висении не покачивает? 😉 Говорят, что у 6-х это проходит со временем.
Покачивание хвоста на висении обычно означает, что туго ходит слайдер. К примеру в той же Форзе он довольно долго притирается к валу и надо периодически чистить слайдер первое время.
Еще погонял с утра 450ку и 550ку на предмет хвоста. Надо сказать, что в 550ке все явные проблемы хвоста, по - крайней мере - на моем уровне пилотажа - исчезают примерно после 2000 RPM. Т.е. на своих штатных 2100-2150 я уже не могу - опять же, оговорка - НА СВОЕМ уровне пилотажа - выявить какие - либо проблемы.
450ка с удлинненными лопастями ведет себя несколько лучше, чем со стоковыми лопастями, которые короче на 4 мм., проблемы на 2900 есть, но я полагаю, что если перейду на 3000, то и здесь все нормализуется.
Сорри что не записал видео - вчера мудохались до позднего вечера, пытаясь подключить к моей форзе передатчик DX6i. Ничерта не вышло. Ну и слава Богу. Поэтому форза остается со мной ( уррра!!! )
Сняли видео. Не уверен, что что - то там будет видно, выложу позже, сам не смотрел еще. 450ка мелкая, сложно поймать ее в кадр.
пысы: у меня получилось пролететь круг в 550* пируэте, ура! Это тоже будет на видео. Криво, конечно, и нестабильно, но - лиха беда начало.
Вот здесь видосы, тезка, если есть возможность повторить с записью движений слайдера - было бы отлично!
Игорь,
У твоего теста на скоростной боковой пролет есть один изъян.
Хвост у вертолетов классической схемы работает не одинаково эффективно в разные стороны. В частности, при боковом смещении по направлению против струи ХР (в случае Форзы влево хвостом к себе), воздух движется через ХР снижает его эффективность и, вообще, может создать вихревое кольцо и сорвать хвост (особенно если и ветер еще дует навстречу смещению). Такой маневр запрещен даже на настоящих вертолетах. И чем вертолет меньше, тем больше вероятность такого развития событий в силу аэродинамики воздуха.
При этом при смещении в противоположном направлении по направлению струи ХР (в случае Форзы вправо хвостом к себе), воздух набегает на противоборствующую струю ХР, что значительно повышает эффективность хвоста.
Поэтому все пироманевры, воронки и прочие маневры, где нужен эффективный хвост планируются с учетом этой особенности.
Воронка - это вообще маневр, где хвост нагружен, но чтобы нагрузить хвост на воронке, ее надо делать на макс. коллективе. Я не могу нормально контролировать высоту на воронке с полным КШ ( что и видно на видосе ) и в связи с состоянием моих акков освоение воронки с полным КШ для меня неприоритетно.
Что касается затенения хвоста балкой и завихрения потока - я тупо не представляю, как это можно учитывать во время полета 😃
Что касается затенения хвоста балкой и завихрения потока - я тупо не представляю, как это можно учитывать во время полета 😃
Да, очень просто!
При составлении плана полета выбираем направление маневров и их комбинации так, чтобы хвост отрабатывал против потока ХР. В случае Форзы это:
- Воронка носом внутрь - против часовой;
- Воронка хвостом внутрь - по часовой;
- Инвертная воронка носом внутрь - по часовой;
- Инвертная воронка хвостом внутрь - против часовой;
- Пируэт - против часовой;
- Инвертный пируэт - по часовой.
В этом случае ХР практически всегда будет противодействовать потоку набегающего воздуха, что улучшит его эффективность и поведение вертолета.
Не, я боюсь, что до такого составления сетов я не дозрел 😃
повторить с записью движений слайдера
Завтра (у нас выходной) если погода позволит - обязательно сниму, на G570. Надеюсь не сильно ему поплохеет от 40грамм на хвостовой балке 😉
с удлинненными лопастями ведет себя несколько лучше, чем со стоковыми лопастями, которые короче на 4 мм
Я, сегодня, с удивлением убедился, что не всё так просто, и не только “размер имеет значение”, но и… “что-то ещё”! Хвостовые лопасти Zeal для G380 имеют на пару миллиметров меньше диаметр, другую форму нежли стоковые пластиковые. Год назад ещё, купив два комплекта лопастей Zeal (ОР+ХР) я их поставил после креша и тогда ещё удивился что чуйку хвоста пришлось сильно скинуть. Ну списал это на новые настройки, в общем “забил”, хотя у меня 4 вертоля летали/летают на Vbar и клонах (325, 380, 620, 570) и нигде такой низкой чуйки не приходилось ставить. Оно в общем летело норм, но чуйка была низкая, при превышении - начинался резонанс и вообще хвост у G380 был “шумный”. Вчера, полетел после ремонта, уже вторая пара Zeal, хвост шумит, резонирует, лажа… Прибрал чуйку-гейн - ну полетело, но всё равно я задумался… А сегодня поставил стоковые лопасти - и не узнал вертоль! G380, 2850RPM. Звук - супер! Летит! Хвост держит. Чуйку поднял относительно Zeal на 20 с лишним единиц и… всёхорошо! Даже в нагруженой элеронной “петле боком” по часовой - нет того противного Zeal’овского резонанса и призвука, и если что и душится так это уже движок, если хорошо разогнаться и нагрузить. Такие дела…
вихревое кольцо и сорвать хвост (особенно если и ветер еще дует навстречу смещению)
Дмитрий, я так понимаю, что Вы имеете отношение к экспуатации настоящих вертолей. НО! Вот аэродинамику видимо не изучали (или поверхностно/забыли)? 😉 Что там запрещено на “настоящих вертолётах” - нам почти пофиг! Другая немножко аэродинамика и другие коэффициенты у нас. Насчёт “дядюшки Рейнольдса” полюбопытствуйте как-нибудь на досуге… А про “вихревое кольцо” на ХР - так это вообще бред, по определению!
все пироманевры, воронки и прочие маневры, где нужен эффективный хвост планируются с учетом этой особенности
Нуну… взгляните на видео чемпиона мира прошлого года в F3N, на “Align, который с проблемным хвостом” 😁 Посмотрите на полёты Mirko Cesena, Luca Pescante… да любых топ-пилотов! Им пофикк на “эту особенность”.
Дмитрий, я так понимаю, что Вы имеете отношение к экспуатации настоящих вертолей. НО! Вот аэродинамику видимо не изучали (или поверхностно/забыли)?
Обломись, Игорь! Пока к настоящим вертолетам я отношения не имею, хоть очень и хочу. А вот книжки по эксплуатации настоящих вертолетов я читал, и активно применяю это в моделизме.
Особенно доставляет ваш “бред” про отсутствие вихревого кольца на хвосте у моделей. Физику ведь не обманешь!
Посмотрите на полёты Mirko Cesena, Luca Pescante… да любых топ-пилотов! Им пофикк на “эту особенность”.
Когда маневры летать умеешь уже на автомате, можно и забить на некоторые правила. Особенно, когда знаешь, где могут быть проблемы и заранее готовишься.
Другое дело, когда маневры еще не наработаны, лучше учиться их делать в более удобных положениях, чтобы не приходилось судорожно дергать тумблер спасалки или вытаскивать руками вертолет из положения “зарулился”.
Как я уже говорил, на больших вертолетах с хорошей передаткой на хвост проблем меньше. Вы не задумывались, почему топ-пилоты так редко берут для показательных полетов маленькие вертолеты?
Угу, особенно Тарек не любит мальков 😃.
Короче, давайте не будем опять разводить срач, а лучше предъявим набор тестовых пролетов, который проиллюстрирует правоту или неправоту. Выложите видос, демонстрирующий особенности хвоста живьем, а мы посмотрим. Хотя бы симуляторный - я уверен, что если это все имеет хоть малейшее значение, в том же HeliX все это симулируется.
Завтра (у нас выходной) если погода позволит - обязательно сниму, на G570.
Отлично, с интересом посмотрю! И про зилы предложу человеку поменять на сток. Спасибо за инфу!