Производительность хвоста и на что влияют его лимиты

kudra

Нет у Compass 6HV проблеммы хвоста. Нету! Для пробы ставил 105 мм лопасти. Вернулся на 95. На оборотах 2100 всё чётко. Хотя о чём говорить ведь есть ГОБЛИН !

Vovets
kudra:

Нет у Compass 6HV проблеммы хвоста. Нету!

Вот это я и слышу постоянно. На висении не покачивает? 😉 Говорят, что у 6-х это проходит со временем.

alien131314

Покачивание хвоста на висении обычно означает, что туго ходит слайдер. К примеру в той же Форзе он довольно долго притирается к валу и надо периодически чистить слайдер первое время.

Еще погонял с утра 450ку и 550ку на предмет хвоста. Надо сказать, что в 550ке все явные проблемы хвоста, по - крайней мере - на моем уровне пилотажа - исчезают примерно после 2000 RPM. Т.е. на своих штатных 2100-2150 я уже не могу - опять же, оговорка - НА СВОЕМ уровне пилотажа - выявить какие - либо проблемы.

450ка с удлинненными лопастями ведет себя несколько лучше, чем со стоковыми лопастями, которые короче на 4 мм., проблемы на 2900 есть, но я полагаю, что если перейду на 3000, то и здесь все нормализуется.

Сорри что не записал видео - вчера мудохались до позднего вечера, пытаясь подключить к моей форзе передатчик DX6i. Ничерта не вышло. Ну и слава Богу. Поэтому форза остается со мной ( уррра!!! )

alien131314

Сняли видео. Не уверен, что что - то там будет видно, выложу позже, сам не смотрел еще. 450ка мелкая, сложно поймать ее в кадр.
пысы: у меня получилось пролететь круг в 550* пируэте, ура! Это тоже будет на видео. Криво, конечно, и нестабильно, но - лиха беда начало.

alien131314

Вот здесь видосы, тезка, если есть возможность повторить с записью движений слайдера - было бы отлично!

Tigron

Игорь,
У твоего теста на скоростной боковой пролет есть один изъян.
Хвост у вертолетов классической схемы работает не одинаково эффективно в разные стороны. В частности, при боковом смещении по направлению против струи ХР (в случае Форзы влево хвостом к себе), воздух движется через ХР снижает его эффективность и, вообще, может создать вихревое кольцо и сорвать хвост (особенно если и ветер еще дует навстречу смещению). Такой маневр запрещен даже на настоящих вертолетах. И чем вертолет меньше, тем больше вероятность такого развития событий в силу аэродинамики воздуха.
При этом при смещении в противоположном направлении по направлению струи ХР (в случае Форзы вправо хвостом к себе), воздух набегает на противоборствующую струю ХР, что значительно повышает эффективность хвоста.
Поэтому все пироманевры, воронки и прочие маневры, где нужен эффективный хвост планируются с учетом этой особенности.

alien131314

Воронка - это вообще маневр, где хвост нагружен, но чтобы нагрузить хвост на воронке, ее надо делать на макс. коллективе. Я не могу нормально контролировать высоту на воронке с полным КШ ( что и видно на видосе ) и в связи с состоянием моих акков освоение воронки с полным КШ для меня неприоритетно.

Что касается затенения хвоста балкой и завихрения потока - я тупо не представляю, как это можно учитывать во время полета 😃

Tigron
alien131314:

Что касается затенения хвоста балкой и завихрения потока - я тупо не представляю, как это можно учитывать во время полета 😃

Да, очень просто!
При составлении плана полета выбираем направление маневров и их комбинации так, чтобы хвост отрабатывал против потока ХР. В случае Форзы это:

  • Воронка носом внутрь - против часовой;
  • Воронка хвостом внутрь - по часовой;
  • Инвертная воронка носом внутрь - по часовой;
  • Инвертная воронка хвостом внутрь - против часовой;
  • Пируэт - против часовой;
  • Инвертный пируэт - по часовой.

В этом случае ХР практически всегда будет противодействовать потоку набегающего воздуха, что улучшит его эффективность и поведение вертолета.

alien131314

Не, я боюсь, что до такого составления сетов я не дозрел 😃

3Daemon
alien131314:

повторить с записью движений слайдера

Завтра (у нас выходной) если погода позволит - обязательно сниму, на G570. Надеюсь не сильно ему поплохеет от 40грамм на хвостовой балке 😉

alien131314:

с удлинненными лопастями ведет себя несколько лучше, чем со стоковыми лопастями, которые короче на 4 мм

Я, сегодня, с удивлением убедился, что не всё так просто, и не только “размер имеет значение”, но и… “что-то ещё”! Хвостовые лопасти Zeal для G380 имеют на пару миллиметров меньше диаметр, другую форму нежли стоковые пластиковые. Год назад ещё, купив два комплекта лопастей Zeal (ОР+ХР) я их поставил после креша и тогда ещё удивился что чуйку хвоста пришлось сильно скинуть. Ну списал это на новые настройки, в общем “забил”, хотя у меня 4 вертоля летали/летают на Vbar и клонах (325, 380, 620, 570) и нигде такой низкой чуйки не приходилось ставить. Оно в общем летело норм, но чуйка была низкая, при превышении - начинался резонанс и вообще хвост у G380 был “шумный”. Вчера, полетел после ремонта, уже вторая пара Zeal, хвост шумит, резонирует, лажа… Прибрал чуйку-гейн - ну полетело, но всё равно я задумался… А сегодня поставил стоковые лопасти - и не узнал вертоль! G380, 2850RPM. Звук - супер! Летит! Хвост держит. Чуйку поднял относительно Zeal на 20 с лишним единиц и… всёхорошо! Даже в нагруженой элеронной “петле боком” по часовой - нет того противного Zeal’овского резонанса и призвука, и если что и душится так это уже движок, если хорошо разогнаться и нагрузить. Такие дела…

Tigron:

вихревое кольцо и сорвать хвост (особенно если и ветер еще дует навстречу смещению)

Дмитрий, я так понимаю, что Вы имеете отношение к экспуатации настоящих вертолей. НО! Вот аэродинамику видимо не изучали (или поверхностно/забыли)? 😉 Что там запрещено на “настоящих вертолётах” - нам почти пофиг! Другая немножко аэродинамика и другие коэффициенты у нас. Насчёт “дядюшки Рейнольдса” полюбопытствуйте как-нибудь на досуге… А про “вихревое кольцо” на ХР - так это вообще бред, по определению!

Tigron:

все пироманевры, воронки и прочие маневры, где нужен эффективный хвост планируются с учетом этой особенности

Нуну… взгляните на видео чемпиона мира прошлого года в F3N, на “Align, который с проблемным хвостом” 😁 Посмотрите на полёты Mirko Cesena, Luca Pescante… да любых топ-пилотов! Им пофикк на “эту особенность”.

Tigron
3Daemon:

Дмитрий, я так понимаю, что Вы имеете отношение к экспуатации настоящих вертолей. НО! Вот аэродинамику видимо не изучали (или поверхностно/забыли)?

Обломись, Игорь! Пока к настоящим вертолетам я отношения не имею, хоть очень и хочу. А вот книжки по эксплуатации настоящих вертолетов я читал, и активно применяю это в моделизме.
Особенно доставляет ваш “бред” про отсутствие вихревого кольца на хвосте у моделей. Физику ведь не обманешь!

3Daemon:

Посмотрите на полёты Mirko Cesena, Luca Pescante… да любых топ-пилотов! Им пофикк на “эту особенность”.

Когда маневры летать умеешь уже на автомате, можно и забить на некоторые правила. Особенно, когда знаешь, где могут быть проблемы и заранее готовишься.
Другое дело, когда маневры еще не наработаны, лучше учиться их делать в более удобных положениях, чтобы не приходилось судорожно дергать тумблер спасалки или вытаскивать руками вертолет из положения “зарулился”.
Как я уже говорил, на больших вертолетах с хорошей передаткой на хвост проблем меньше. Вы не задумывались, почему топ-пилоты так редко берут для показательных полетов маленькие вертолеты?

alien131314

Угу, особенно Тарек не любит мальков 😃.
Короче, давайте не будем опять разводить срач, а лучше предъявим набор тестовых пролетов, который проиллюстрирует правоту или неправоту. Выложите видос, демонстрирующий особенности хвоста живьем, а мы посмотрим. Хотя бы симуляторный - я уверен, что если это все имеет хоть малейшее значение, в том же HeliX все это симулируется.

3Daemon:

Завтра (у нас выходной) если погода позволит - обязательно сниму, на G570.

Отлично, с интересом посмотрю! И про зилы предложу человеку поменять на сток. Спасибо за инфу!

3Daemon

Ппц сегодня невезуха 😦 Подготовил G570, закрепил камеру поближе к ЦТ, настроил, проверил и… видимо забыл выключить.
Приехал на поле - ливанул дождь, подождал, но зарядило надолго, так и уехал.
Вечером около 7 часов - нет дождя и ветер подутих - ломанулся на поле, и… обнаружил что акк на камере сдох. Пришлось просто повозить камеру, ну зато проверил - норм держится и особо на полёт не влияет. Так что вместо видео - пока только фотка подопытного 😉

3Daemon

Вот сегодня получилось поснимать Скачайте (934MB ) и смотреть, чтоб голову не наклонять 😉 лучше VLC player , в нём идём в tools>effects and filters>video effects>geometry>transform и выставляем rotate by 90 degrees.
Там есть и просто пролёты боком и с вращением и петли/восьмёрки боком и воронка хвостом вверх по часовой. GV8000 (клон Vbar 5.3), лимиты хвоста по геометрии минус ~ 1mm с каждой стороны, обороты ОР - 2250-2300. Лопаты 570/95, подопытный - G570 без переделок, на 12S
Что я заметил:
* до лимитов слайдер не доходит даже на остановах
* “петли/восьмёрки боком” грузят ОР а не ХР
* и… что меня удивило - на тик-таках “носом вниз” видно лопасти ОР (на тик-таках носом вверх их нет) так же лопасти ОР проскакивают несколько раз на выходах инвертных вращений - хм… кто там говорил что “V на основном роторе у нас не бывает”? 😉
… и да, летаю как могу, ну не Тарек я, не Тарек 😉

alien131314

спасибо за видос! Интересно то, что в пируэте с скоростным пролетом слайдер ведет себя как и ожидалось. И - да, он не вел бы себя так, если бы на него не влияла скорость входящего потока.
Но по видео видно, что производительности хвоста - вполне достаточно - была пара моментов, когда лимит слайдера был почти выбран со стороны хаба.
Т.е. можно констатировать, что в данном вертолете для данных маневров на данных оборотах производительности хвоста - выше крыши.
У меня, однако, частенько происходят затыки ( у вас ( я уже запутался - мы на “ты” или на “вы”? 😃, я так понимаю, затыков не происходило и странностей в полет5е не было? ). И я уверен, что упирается оно именно в лимиты слайдера.

Блин. Где бы раздобыть хотя бы на время камеру? Камеры - то дома есть, но фиг их прилепишь - они большие, стремно, как бы не отвалилась, а покупать мелкую экшен камеру пока душит жаба…

3Daemon:

“V на основном роторе у нас не бывает”?

Я такого точно не говорил, более того - у меня есть фотки даже, где микада 700 дает тапок в пол, и там такое V на лопастях что мама не горюй 😃
А вот кстати эта фотка. Я специально просил пилота дать газ на всю мощность чтобы сфоткать этот момент…

На самом деле есть еще несколько похожих фото, но их мне искать уже влом. Недавно вот у литовцев было - на резкой перекладке микада 800 жмякнула себя по балке. Есть даже видео, где микада в полете сама себе отрубила хвост - очевидно, прогнувшейся под нагрузкой лопастью…

AhmA

Сегодня летал с приятелем и зафотал углы на его Протосе. Ни о каких срывах там речи не идет.
www.dropbox.com/s/k214frpm7aqm9pv/IMAG0368.jpg?dl=…
www.dropbox.com/s/b5h1jm5pylh73ia/IMAG0370.jpg?dl=…

А я несколько раз чуть не потерял вертолет, был ветер около 5-ти метров с порывами резкими. Хвост иногда не хотел вращаться, а иногда его срывало и верт закручивало. И все это в самые неожиданные моменты.

Трубадур

Чем больше размер, тем больше изгибающая нагрузка на лопасть. Масса тушки то увеличивается… если еще оборотов наддать, то можно и балку отрубить…
А фотка Логи классная, стырю в альбомчег.

3Daemon
AhmA:

Сегодня летал с приятелем и зафотал углы на его Протосе

Свят, так мы тут про это и разговариваем - нужны/используются такие углы или нет? То, что лимиты геометрии/FBL такие - совершенно же не означает что они реально используются. По законам аэродинамики - углы атаки симметричного профиля больше 20 градусов - не имеют смысла! Увеличиваем угол атаки от 0 - растёт под’ёмная сила с увеличением угла и растёт сопротивление, но наступает момент когда с увеличением угла под’ёмная сила наоборот падает (!) а сопротивление всё увеличивается. А мне никто никак не верит 😉 Уж и ссылки постил и картинки 😉
Вот могу повторить (page 6/10 например). Или просто тут. Ну мне не верите - поверьте NACA 😁

… и, да! Не нужно путать угол атаки и установочный угол. Но по всем прикидкам даже при очень быстром (но реальном) вращении хвоста, боковом перемещении верта и плюс боковом ветре - не получается установочный угол более 45 градусов никак в этих условиях чтоб угол атаки был до 20. Ну… ещё вносит поправки скошенный обдув от ОР. Число Рейнолдса опять-же маленькое у нас. Не всё так просто… Но по-всему выходит - не нужны углы/лимиты более 45 градусов

Трубадур:

Чем больше размер, тем больше изгибающая нагрузка на лопасть

Александр, не поясните эту фразу? 😉 Я не понимаю.
И следующюю тоже

Трубадур:

Масса тушки то увеличивается… если еще оборотов наддать, то можно и балку отрубить…

AhmA
3Daemon:

не нужны углы/лимиты более 45 градусов

На фотках, вроде, по 45 с маленьким + и есть !
А у меня и половины нет от этого, вот и ловлю верт на воронках, на петлях, на переворотах, не передавливаю шагом и боюсь воронки,с нагруженым хвостом, наклонять сильно. Ладно в сторону нагрузки, но в другую так же почти плохо.

3Daemon:

Я не понимаю.

Я, в силу своей необразованности, понял.

3Daemon
AhmA:

у меня и половины нет от этого

Тогда да. Если “слайдер к балке” и угол на лопатах 25-30 градусов (?) то при вращении и “боковичке” угол атаки будет 10-15 градусов (ещё зависит от размеров верта) - и тогда увеличение хода слайдера поможет.

… мне вот интересно - в алгоритмах FBL’ок это всё как-то учитывается? Или тупо/по программистски - “надо больше? - больше угол!” 😃

Vovets
3Daemon:

Или тупо/по программистски - “надо больше? - больше угол!”

Конечно тупо по-программистки, они же тупые в основном. Это нам, моделистам-гениям кажется, что разработчики ФБЛ что-то понимают в физике/аэродинамике/ТАУ, а на самом деле они пару макросов на VB написали, потом статейку в Википедии про ардуино прочитали, потом ФБЛ сразу разрабатывать ради денег. Извините, сарказм-сарказм.

А если серьёзно - что по вашему, Игорь, надо в “алгоритмах” учитывать?