Будущее вертолетов 450-го класса. Мнения бывалых.

SlidE

Всем добрый день!

Есть вопрос к опытным пилотам этого форума. Вы в хобби уже по 5-10-15 лет, а то и больше. За это время многое поменялось. Аналоговые сервы сменились на цифровые, флайбары уступили ФБЛ’кам, коллекторные моторы уступили место БК, ДВС сдает позиции электровертолетам. Хотелось бы услышать ваше авторитетное мнение о современных тенденциях и трендах в этом хобби. В каком направлении будет развиваться механическая и электронная начинка? Есть мысли? Думаю, с высоты вашего опыта какие-то прогнозы уже можно сделать. Просто интересно.
Пытался что-то подобное найти в интернете – не нашел. Либо это были сайты англоязычных вертолетчиков, на которых их мысли и записи заканчивались 2013 - 14-м годом.

Ну и в дополнение мой скромный вопрос, связанный с темой:
Понял, что больше 450-ки верт не хочу. Свой планирую собирать не раньше, чем через 1,5 года. Пока мелколеты и сим. Поэтому думаю, имеет ли смысл покупать «тушку» и всю электронику сейчас, или за это время что-то может серьезно измениться?
Понятно, что курс доллара – это всегда величина переменная, но больше волнует скорость удешевления/устаревания современных «китов» и ФБЛ через 1,5 года. Понятно, что их возможностей мне и в будущем хватит за глаза, я уверен.

P.S. Заранее извиняюсь за технические неточности. Просто делал вывод из прочитанного.

alien131314
  1. никакого смысла покупать что - либо для 450ки сейчас с прицелом летать через год, конечно же, нету.
  2. однако, я не уверен, что за это время произойдут какие - либо существенные изменения.
    Сделали спасалку. Хорошо. Я вижу, как спасалка становится практичеси стандартом, без наличия ее фбл большинству людей неинтересна
    Сделали интеграцию фбл системы с пультом. Тоже хорошо. Сейчас VBC уже не один - есть Spirit, Spartan, на подходе - футаба, msh brain тоже в этом направлении работает.
    Сделали человеческие логи. Я про брайн говорю. Тоже неплохо, но логи мало кому нужны ( мне как раз не очень нужна спасалка, а вот логи бы пригодились )

Чего, кмк, не хватает:
Регули. Здесь все плохо.
Требования к ним

  • мощный бек ( 7-10А ). Есть, насколько мне известно, один такой регуль HW Platinum v3/v4. У остальных беки рассчитаны не совсем на то, что используют люди.
  • выход на внешний гувернер. Сейчас таких регулей уже сколько - то есть ( yge, hw, castle ), но стандартной эта фича пока еще не стала.
  • логи. Здесь все тоже плохо. Есть единицы регулей, имеющих логи. HW - увы - пока в этот список не входит.

В принципе, неплохо было бы регуль связать какой - то цифровой шиной, чтобы фбл могла бы логгировать данные с регуля включая напряжение батарей. Пока такие решения для 450к вроде как отсутствуют.

ФБЛки
Хотелось бы ( из того что не реализовано )

  • расширенного лога, который позволит обойтись без телеметрии ( вольтаж - показания канала газа - обороты двигателя )
  • более автоматизированной настройки с понятными параметрами. Сейчас настройка фбл - это просто ужас. Включая PIDы. Такие не юзерфрендли штуки, имхо, должны выметаться поганой метлой.

Но все это долго/сложно делать, поэтому думаю, что все это останется мечтой. Рынок маленький, он уменьшается, и нету смысла вкладываться.

scgorodok
alien131314:

Сейчас настройка фбл - это просто ужас.

для кого чего…

alien131314:

Регули. Здесь все плохо.

опятьже у кого какие)))

alien131314:

Здесь все тоже плохо

да, очень всё везде плохо у вас, а у всех остальных почему то хорошо

может дело в Вас ?

alien131314
scgorodok:

для кого чего…

А Вы, я так понимаю, эксперт? Можете мне помочь и ответить на вопросы, которые я задам по настройкам? Но прежде чем слушать Ваши ответы, хотелось бы взглянуть, как Вы летаете 😃

scgorodok:

опятьже у кого какие)))

Конечно. Ежели кто висит хвостом к себе пару раз по выходным - у тех все хорошо. А у народа регули отсекаются, делают черт те что, причем, включая хваленые контроники, и при этом совершенно непонятно - почему. Может, Вы поможете людям разобраться? Хотя бы вот здесь. Не держите свои экспертные знания в себе - помогите людям. Они Вам спасибо скажут 😃.

paul310
SlidE:

больше волнует скорость удешевления/устаревания современных «китов» и ФБЛ через 1,5 года

Ничего не имеет смысла покупать впрок. Почувствуете, что нужна 450ка - значит, пора закупаться. Собрать и настроить кит - это 2-3 вечера ненапряжных ковыряний. Ну и имеет смысл мониторить вторичный рынок: иногда встречаются очень хорошие предложения.

SlidE

Понял, что про 450-ку думать пока не стоит, разве что в теории разбираться что для чего, чтобы потом было проще выбрать.

alien131314:

Регули. Здесь все плохо. Требования к ним

Есть слабая надежда, что за этот период что-то изменится, но “Рынок” опять же 😦
По поводу легкого входа в хобби и все, что с этим связано (мануалы, user-friendly interface) ваше мнение я уже знал из других тем. Согласен с вами, что за довольно приличные деньги хотелось бы получать некоторый отклик от производителя. Но как вы сами метко подметили

alien131314:

Рынок маленький, он уменьшается, и нету смысла вкладываться.

К сожалению, “невидимая рука рынка” (С) все уже отрегулировала. Разве, что китайцы вмешаются в виде конкурирующей стороны. Я не специалист в электронике, но по моему скромному мнению, это вряд ли что-то сильно изменит. Разве что цены.
-------------------------------------------------

To Paul
Спасибо, понял про покупки впрок. В принципе, я и так это понимал, просто хотел подтверждения своих догадок.

paul310:

Ну и имеет смысл мониторить вторичный рынок: иногда встречаются очень хорошие предложения.

К сожалению, с этим вариантом никак. В Мурманске в контакте не смог найти народа, который летает. Наверное, есть, но одиночки. Надо в местный Центр Творчества заглянуть, спросить. Не думаю, что стоит покупать б/у без пробного пролета с опытным пилотом. Себя к таким не отношу 😃 И никого в городе из таких пока не знаю. А с Москвы или из другого города брать опять же без проверки смысла не вижу.

alien131314
SlidE:

Согласен с вами, что за довольно приличные деньги хотелось бы получать некоторый отклик от производителя.

Не, про это сразу лучше забыть. Справедливости ради - техника сама по себе - достаточно сложная. Но есть люди, которым это пох. Они эксперты и все знают. У всех, оказывается, все работает. Это ничего, что регули отсекаются, обгонки срываются, цапфы лопастей отстреливаются. Только за сегодня я почитал про 2 различных косяка ( одна ссылка уже запощена выше, другая - в теме про 450ку - проблемы с хвостом. И третью создал я ( непонятно, как работает rotor p-gain - он не реагирует. НИКАК. ). Это - за один день. Кто эти счастливые “все”, у которых прям все работает - я не знаю. Наверное - те, кто вообще не летают, а приходят сюда покидать помидорами и говном.

По теме:
на самом деле, кое - какие изменения все же происходят - в частности, в плане той же интеграции фбл систем с аппаратурой и понимания хотя бы хоббивингом и контроником требований к современным бекам. Уже спасибо. А то реальный маразм: современная серва для 450ки жрет минимум 2А в пике, их, на минуточку, только на голове - 3 штуки, а стандартный бек среднего регуля - на 3А. Не, я понимаю, какой - нибудь Turnigy MG90 или как там она называется, эта 9граммовая шняга, которую ставили в флайбарные 450ки, этого хватит более чем, но это… все несколько ушло вперед.

Может, появятся ( это даже вероятно ) какие - то новые аккумы, хотя, вобщем - то, и современные аккумы, если их правильно использовать и подбирать, уже очень неплохи. А силовая часть вообще превосходит требования большинства пилотов ( я имею в виду рациональные, обусловленные пилотажем требования, а не желание повисеть и попитчпампить на 450ке на 4000 об/мин ).

Tigron

Антон,
А зачем вам перспективы рынка? Это что, маркетинговое исследование для какого-нибудь магазина? Прибылью тогда поделитесь?

По поводу покупки пилотажного вертолета.
А почему вы так слабо оцениваете свои силы? Мне в свое время соосника и один из первых мелколетов хватило на полгода. Если вы свободно летаете на мелкой ФБЛке, то брать 450-ку вполне можно. Главное - это наличие времени и места полетать. Ну, и денег конечно-же.
Брать вертолет в прок смысла никакого нет. Вертолетный рынок сжимается. Ситуация с моделями не стабильная. За 1,5 года любую модель могут просто снять с производства и тогда хана по запчастям и тушку за нормальные деньги не продашь.
В целом, 450-ки, как класс, никуда не денутся. Это первая и главная ступень при переходе на продвинутый пилотаж. Да, и у людей, давно ушедших в большие вертолеты, всегда в багажнике валяется 450-ка про запас.
По моему, Антон, Вам следует меньше бояться самого себя. Купите себе наконец 450-ку и летайте на радость. А вот по поводу конкретных моделей и их начинки вполне можно по обсуждать.

alien131314

а что, правда. Почему бы не попробовать собрать 450ку? Фигово конечно, что у вас там никого нету в реале. Но в принципе, многое решаемо, особенно если опыт уже есть.
450ка - нормальный вертик, особенно если зрение хорошее. Я вот щас сидю, ковыряю микаду и думаю: на 450ке я совершенно свободно, спокойно летаю и не парюсь. Я понимаю, что 450ка летает по - другому, главная проблема - ее хуже видно, но на 550ке так расслабленно летать не могу. Может, ну ее? 😃 450ку тоже недавно тюкнул ( по зарулу - фиговое освещение - потеря ориентации ), но как - то даже ни на секунду не запарился.

SlidE
Tigron:

А зачем вам перспективы рынка? Это что, маркетинговое исследование для какого-нибудь магазина? Прибылью тогда поделитесь?

Что вы, Дмитрий. Я просто человек любопытный и с детства был очарован вертолетами, их устройством. Сейчас, наконец-то появилась возможность и желание это все в деталях разузнать. Начал изучать конструкцию, базовую теорию. Не то, чтобы прямо в мельчайших деталях, а так, чтобы разбираться в физике процесса. Прочел историю р/у вертолетов, благо на сайтах ее полно и подробной и краткой. А вот инфы, как это хобби развивается и как планирует развиваться в будущем, нет. Создается такое ощущение, что все уходят в квадрики и ФПВ, ну и мелколеты набирают популярность. Вот решил спросить у старожилов, как они вообще видят ситуацию.
По поводу 450-ки я уже понял, что брать пока не стоит. Я, кстати, не недооцениваю себя. Просто элементарно нет времени свободного на планомерные систематические тренировки. Поэтому у меня пока сим и мелколет Walkera Super CP (куплен по причине DEVO 7e, которую буду шить уже на днях и впаивать доп. модули).
В целом, спасибо за советы. Все по делу!

alien131314:

Фигово конечно, что у вас там никого нету в реале. Но в принципе, многое решаемо

Да, я сейчас искал народ из Мурманска по форуму. Как выяснилось, активных вертолетчиков не много. В основном авиамоделисты (есть даже кружок) и р/у машиноводы. Активным вертолетчикам написал, будем надеяться, что кто-то из них до сих пор летает и не ушел в квадрики с ФПВ.
А собрать 450-ку я бы с удовольствием. С руками всегда дружил. Собственно они и чесались именно собирать сейчас. Но как Дмитрий сказал, ситуация не стабильна, поэтому пока решил подождать. Выше 450-ки идти сейчас даже желания нет. Почитав ваш дневник с расходами на эксплуатацию, понял, что пока не готов столько денег отдавать за больший (over 450) размер.
В общем, как-то так.

Vovets

У меня есть подозрение, что 450-й (т.е. правильнее 325-й) класс постепенно заменяется 360-380-м. SAB и MSH свои модели выпустили в этом классе, значит есть надежда, что 1,5 года продержатся. Причём не как Align, растягивая 325-ую по сути модель (которой уже лет 10), а на самом деле изначально усиливая узлы. Compass, GAUI, KDS тоже никуда пока не исчезли. Так что советую смотреть в эту сторону. Я не думаю, что за ближайшие 1,5 года произойдёт что-то прям революционное. Новые батарейки на >4.2 В могут получить распространение, трёхлопастные роторы.

Покупать что-то чтобы лежало смысла нет. Часто бывает так, что производители что-то улучшают в китах (или ухудшают) со временем, исправляют ошибки. Электроника тоже периодически появляется новая и улучшенная.

Я бы советовал за полгода до начала полётов начинать подбирать и закупать кит и электронику.

Dimenn
Vovets:

У меня есть подозрение, что 450-й (т.е. правильнее 325-й) класс постепенно заменяется 360-380-м.

Точно- точно, они по стабильнее и в сумку бросить можно, и чую все новые верты будут на ремнях, шестеренки останутся для эстетов.

Vovets

Да, точно, ремни намного практичнее валов с вечно срезающимися коничками.

3Daemon
Vovets:

трёхлопастные роторы

Вот уж нет, это маркетинговая приблуда, никому не нужная. Типа DFC.

Tigron
SlidE:

Создается такое ощущение, что все уходят в квадрики и ФПВ, ну и мелколеты набирают популярность. Вот решил спросить у старожилов, как они вообще видят ситуацию.

Мелколеты уже прошли свой пик. Новых моделей не так уж много и все они лишь попытки клонировать, то что было раньше. Квадрики и ФПВ гонки действительно оттянули большое количество народа, который просто “ниасилил” пилотаж на вертолетах.

SlidE:

По поводу 450-ки я уже понял, что брать пока не стоит. Я, кстати, не недооцениваю себя. Просто элементарно нет времени свободного на планомерные систематические тренировки. Поэтому у меня пока сим и мелколет Walkera Super CP (куплен по причине DEVO 7e, которую буду шить уже на днях и впаивать доп. модули).

Какие систематические тренировки? Вы что?! 😃
Вот Вам мозг запарили! Вы на Вашей Валкере висеть умеете? Поступательный полет по прямой выполняете? Этого достаточно для первого взлета на 450-ке.
К стати, сильно не советую планировать 450-ку привязать на Ваш ДЕВО7. Возьмите нормальный пульт. Хотя бы Футабу или Спектрум. Первый вертолет должен быть качественным и радовать пилота. Если сразу же нарваться на технические проблемы, то это может сразу и надолго отбить любую охоту заниматься этим хобби.

Владимир,
А вот я стретчи и растяжки 450-к до 360мм и 380мм лопастей считаю точно таким же модным поветрием, как трехлопастную и DFC голову. 380-ка - это уже практически 500-ка по размерам. Возможно, они заполнят промежуточный класс, но классическую 450-ку с 325 лопастями никто со своего места не выкинет, т.к. дырку до ХЗ и OXY3 нужно чем-то заполнять.

SlidE

Висеть умею. Но думаю еще потренироваться, чтобы уже к следующему лету собрать.

Tigron:

К стати, сильно не советую планировать 450-ку привязать на Ваш ДЕВО7. Возьмите нормальный пульт. Хотя бы Футабу или Спектрум.

А чем DEVO 7e плоха? Народ, вроде, и на 450-ках летает и не жалуется. Проблему дальности вы имеете ввиду? Так диод мод же есть. Моя же DEVO будет с доп. переключателями и Deviation. Хотя обсуждение передатчиков здесь будет уже оффтопом, наверное.

alien131314
Tigron:

А вот я стретчи и растяжки 450-к до 360мм и 380мм лопастей считаю точно таким же модным поветрием, как трехлопастную и DFC голову.

сложный вопрос. Я пока не очень понимаю преимуществ 3 лопастной головы ( надо хотя бы полетать ). А недостаток - как минимум цена.
Насчет DFC я просто тупо несогласен - DFC отличная штука ( на форзе ).

По поводу стретчей. Насчет 360 мм. мое имхо - нафиг не надо. Как и 6 банок ( а 360е лопаты делают 6 банок очень желательными ). Тупо из - за цены. 3 баночный акк - 12-17 евро, 6 баночный - 30 евро. Служат предположительно одинаково ( 3 баночный служит столько, что скорее успеет надоесть ). Насчет 380 мм - трудно сказать, но - да, тренд есть. Посмотрим, куда он выведет.

Vovets
alien131314:

DFC отличная штука

Не в обиду, но Вы тут в другой теме заявляли, что в механике дуб-дубом.

Единственная вменяемая реализация DFC как раз не на Форзе, а на Варпе.