гребной вал - гибкий или жёсткий?

lvmaxx

Вы правильно обратили внимание на то, что все крупные лодки (10 и более масштаб) с ЧВП имеют гибкий вал. Т.е. ВСЕ, которые я видел в интернете у каких-либо производителей.
Но это интернет. Rrteam - авторитет, спортсмен, был на огромном количестве крупных соревнований в Европе - спорить с ним сложно, да для меня и не этично.
Но меня он не убедил и я на гидру или оффшор большого масштаба жесткий вал никогда не поставлю, так и равным образом не вижу никакого резона ставить гибкий вал на FSRV с ППВ.
Вот есть еще вариант - поворотная рулевая колонка. Но и лучшая из мне известных (для бензиныча 23 см3 и выше) имеет гибкий вал - см.фото.

WALKER
lvmaxx:

Вы правильно обратили внимание на то, что все крупные лодки (10 и более масштаб)  с ЧВП имеют гибкий вал. Т.е. ВСЕ, которые я видел в интернете у каких-либо производителей.
Но это интернет. Rrteam - авторитет, спортсмен, был на огромном количестве крупных соревнований в Европе - спорить с ним сложно, да для меня и  не этично.
Но меня он не убедил и я на гидру или оффшор большого масштаба жесткий вал никогда не поставлю, так и равным образом не вижу никакого резона ставить гибкий вал на FSRV с ППВ.
Вот есть еще вариант - поворотная рулевая колонка. Но и лучшая из мне известных (для бензиныча 23 см3 и выше) имеет гибкий вал - см.фото.

А случайно нет фотки или эскиза как она внутри скомпонована - вопрос связан с желанием самостоятельно воплотить в жизнь.

lvmaxx

Нету, продукт новый. Но самому интересно - буду искать.

Сергей-Zitch

Вот приложу фото постройки привода своей модели.
Основной принцип - ПРОСТОТА.

Нарезаем гибкий вал как колбасу, бормашиной снимаем лыски под квадрат, если носок двигателя имеет квадрат.
Если у мотора цанга - Боже ты мой - еще больше упрощается задача и мы получаем фиксацию вала в продольном направлении.

Дейдвуд, здесь - латунная тонкостенная трубка (в данном случае покупная, с фторопластовой трубкой внутри), дейдвуд вклеен в транец, плюс 2-3 тонких слоя стеклоткани к корпусу изнутри на 30-50 мм длины дейдвуда и, по вкусу - ножка или эластичный элемент для фиксации свободного плеча дедвуда ближе к двигателю.

ДОБАВЛЕНО:

пока постил, понял, что речь идет о колонке. Такие колонки двух- трех типоразмеров предлагались еще в 90 годах в каталоге Заварского, у меня есть фото и разрез колонки. Красивая вещь, 2 конических привода, подшипнички, супер.
Заварский выставлял модель с двумя колонками, выглядит вне воды СУПЕР, а в воде - их и не видно )
(полагаю) корейские копии RCM - неплохие.

nokia27
WALKER:

А случайно нет фотки или эскиза как она внутри скомпонована - вопрос связан с желанием самостоятельно воплотить в жизнь.

сделано на конических шестернях, как и подвесной граупнера GTX800

как устроено можно посмотреть тут www.offshoreelectrics.com/titan_40.htm

WALKER
Сергей-Zitch:

Вот приложу фото постройки привода своей модели.
Основной принцип - ПРОСТОТА.

Нарезаем гибкий вал как колбасу, бормашиной снимаем лыски под квадрат, если носок двигателя имеет квадрат.
Если у мотора цанга - Боже ты мой - еще больше упрощается задача и мы получаем фиксацию вала в продольном направлении.

Дейдвуд, здесь - латунная тонкостенная трубка (в данном случае покупная, с фторопластовой трубкой внутри), дейдвуд вклеен в транец, плюс 2-3 тонких слоя стеклоткани к корпусу изнутри на 30-50 мм длины дейдвуда и, по вкусу - ножка или эластичный элемент для фиксации свободного плеча дедвуда ближе к двигателю.

ДОБАВЛЕНО:

пока постил, понял, что речь идет о колонке. Такие колонки двух- трех типоразмеров предлагались еще в 90 годах в каталоге Заварского, у меня есть фото и разрез колонки. Красивая вещь, 2 конических привода, подшипнички, супер.
Заварский выставлял модель с двумя колонками, выглядит вне воды СУПЕР, а в воде - их и не видно )
(полагаю) корейские копии RCM - неплохие.

По первой фотке если можно, дайте комментарий, как гибкий вал вдруг плавно стал жёстким из фотки мне не совсем понятно.
И на мой взгляд эффект от Z-колонок во всей красе проявляется при поворотах и Шведские лодки OKKE Mannerfeld все имеют колонки VOLVO PENTA уж наверное неспроста. Это лодки типа B-24, V-24, B-28 и т.д.
www.ocke.se

nokia27
WALKER:

По првой фотке можно комментарий как гибкий вал вдруг плавно стал жёстким из фотки мне не совсем понятно.

впаивается или вклеивается оконечник вала

Сергей-Zitch

По оконечнику вала - это один из самых надежных валов на рынке, производства Аэромарине Ламинатес, они запаивают в жесткий оконечник, имеющий ответное сверление. Гибкая часть сошлифовывается предварительно и подгоняется по отверстию. С преднатягом, предварительно смазанный паяльной композицией с флюсом вал вставляется в оконечник и прогревается. Огрехи сошлифовываются механически и получается товарный вал.

Опыт эксплуатации показал, что после 4-х катаний коррозии не появилось, я 1 раз смазывал вал смазкой Prather Flex Shaft waterproof grease для гибких валов. Красивое название, но гадкая пачкающаяся смесь грязно-зеленого цвета))

Еще - наши посты далеки от простого опроса.
Я понимаю, тема интересная.

rrteam
lvmaxx

Вы правильно обратили внимание на то, что все крупные лодки (10 и более масштаб)  с ЧВП имеют гибкий вал. Т.е. ВСЕ, которые я видел в интернете у каких-либо производителей.

Да ради бога- гибкий вал имеет право на жизнь, только действительно,
в спорте там где не надо - не применяется.
Причина ещё в одном - потери на трение.

Vladimir_C

На ЧМ FSR модели с частично погруженными винтами в основном на гибких валах.
Гибкий вал позволяет легко и просто выполнить установку требуемого положения винта. С точки зрения эксплуатации, своевременная смазка и контроль предотвращают поломки в неподходящий момент.
Американские гибкие валы фирмы OCTURA достаточно надежны, имеют несколько типоразмеров под разные мощности и разного направления вращения.
Гибкий вал из упругой проволоки действительно имеет низкую надежность.
Гибкий вал должен быть многожильным специально свитым, тогда его стойкость к ударам высокая, скорее винт сломается или согнется, чем вал порвется. Использование валов от автомобильных приводов спидометра не желательно, разные условия работы на модели и на авто.

WALKER

ГДЕ в МОСКВЕ можно приобрести качественное железо для ГИБКОГО ПРИВОДА?

WALKER

Что только в одном месте и только 6,35 мм?
На уникальных специалистах большой бизнес не построишь…

Сергей-Zitch

Да, вал купить и тем более качественный - кроме 1-2-х мест или под заказ - негде.

По поводу доступности - я несколько раз писал, что есть в свободной ипродаже бюджетный вариант. Это запасные части (валы 5 и 6 мм) для электро- и бензотриммеров. Ассортимент широк - Huskvarna, Efco, MTD, Homelite.

Убедительно замечу, что родной судовал приятнее на вид и гибче триммерного.

rrteam
Vladimir C

На ЧМ  FSR модели с частично погруженными винтами  в основном на гибких валах.

Кстати - я заметил разницу в подходе ДВСников и электричников к использованию гибких валов.
На Моно3(20 банок) их весьма не много, считай единицы!
А у дядьки Хопфа мотор вообще стоит в носу, а вал 4ка, жёсткий, проходит
через весь пароход с тремя промежуточными опорами (подшипниками). 😃

Navix
rrteam:

Кстати - я заметил разницу в подходе ДВСников и электричников к использованию гибких валов.

Все ж обороты у электромоторов повыше, да и валы на элктричках как правило потоньше - отсюда горазда больше шансов, что гибкий вал не доживет до конца заезда.

WALKER

Какой диапазон оборотов двигателя для передачи через:

  • гибкий вал до … об/мин ?
  • жёсткий вал до … об/мин ?

Вероятно есть данные полученные опытным путём или хотя бы апроксимированно?

Navix
WALKER:

Какой диапазон оборотов двигателя для передачи через:

  • гибкий вал        до … об/мин ?
  • жёсткий вал      до … об/мин ?

Вероятно есть данные полученные опытным путём или хотя бы апроксимированно?

Есть гибкие валы, расчитанные на 20-30 тыс. об/мин (от бормашин например). Думаю они некоторое время проработают и при 50 тыс. Проблема в том, что при ударе винтом обо что-либо такому валу скорее всего будет кирдык 😕
Максимальная частота для прямого вала скорее определяется параметрами применяемых в дейдвуде подшипников - думаю при желании можно заставить работать и при 70-80, тока вот такие обороты на гребном валу как правило не нужны.

Сергей-Zitch

Привет, не отстану ) 😈

Еще поделюсь своими соображениями, замечу не для навеивания туч вокруг темы.

Гибкие валы ставят напрямую к очень оборотистым нитромоторам, таким как .21 визжалки и лонгстроки CMB, Novarossi и др. Моторчик RB крутит 42 000, подвесничек-головка от Rossi крутит за 40 000 и это гибкие валики.
Бензиновые распендюренные моторы Mathe, MTL крутят за 25 000 при 5- 8 силах тоже на гибких валах.

Еще. Жесткие валы подвержены возникновению колебаний - прецессии - изменению геометрии в зависимости от скорости вращения. Так вот прецессии образоваывают зоны изгиба у жестких валов первого, второго, третьего и т.д. рода. С целью снижения этих гуляний вала с потерей устойчивости ставят промежуточный подшипник. Валы делают толстенькими, из хорошей проволоки - 5 и более мм. Прощают такие вещи гибкие валы в силу того, что они гибкие и предопределенно неустойчивые? точно не скажу.
Конечно, жесткие валы прочнее и при грамотном решении они безукоризненны. Так что мы приходим к спору с какого конца бить яйца - с тупого или острого, точнее - вибирайте по душе.

Ок.

Navix
Сергей-Zitch:

Жесткие валы подвержены возникновению колебаний - прецессии - изменению геометрии в зависимости от скорости вращения. Так вот прецессии образоваывают зоны изгиба у жестких валов первого, второго, третьего и т.д. рода. С целью снижения этих гуляний вала с потерей устойчивости ставят промежуточный подшипник. Валы делают толстенькими, из хорошей проволоки - 5 и более мм.
Ок.

Прецессия возникает при статической/динамической несбалансированности ротора. Ее влияние тем больше, чем больше вращающаяся масса. Для электрических лодок (fsr-eco etc.) валы диаметром 2 мм (при длине ок.150) вполне приемлемы (даже без дополнительной центральной опоры вал не теряет устойчивости). Переходные муфты между мотором и гребным валом также должны быть легкими.

Сергей-Zitch

Ув. Navix,

только справедливости ради, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДЛЯ СПОРА, т.к. я спор не приемлю в принципе 😉

Волей случая или сознательным образом, не помню, но отучился я чуть меньше 10 лет (технарь+МАИ) на инженера авиадвигателей. В курсе дважды мучали валы - по теории устойчивости - для моделирования процесса потери устойчивости принимается вал идеального сечения и сбалансированности. Центр масс также проходит через ось вала, вал закрепляется в двух идеальных опорах.
Вал докритический сохраняет устойчивость, закритический работает с прецессией и ему тоже пофиг ) но нам то какое дело, если работает и не ломаеЦЦа )
Фиг с ней, с теорией, давайте модели строить 😃