Прогревать или не прогревать мотор.

Сергей-Zitch

практика показала, что какая теплая вода ни была бы, ее температуры достаточно для охлаждения судо ДВС.
у воды очень большой теплосъем.
т.е. при прохождении воды внутри рубашки охлаждения, она омывает поверхность верхней части цилиндра, при этом тепло от металла цилиндра передается воде и она уходит за борт.

степень охлаждения мотора можно регулировать скоростью прохождения воды через его рубашку.
это факт.
любое устройство (ПОМПА, ТЕРМОСТАТ, РЕГУЛЯТОР и т.п.) на пути воды - это помеха или возможность отказа в гонке.
во время езды по открытой воде в заборник могут попасть маленькие кусочки мусора, травы, скотча,
грунта.
это моментально забивает просвет и любые дополнительные страховки и термостаты не спасут.

для оффшоров и гидр забор воды в лучшем виде должен быть на пере руля, но даже это место порой подводит.
да, забор с пера дает самый лучший напор, тк перо погружено и встречное давление самое высокое.
но куски пленки, травы, упаковка от чипсов и т.п. а так же удар об соперника, могу вывести забор воды из строя.
удар и откидывание руля - так же выход из строя системы и выход из гонки.

есть днищевые заборы и они очень распространены в классе V, в отличии от оффшоров, такие водозаборы более надежны.

Теперь про степень и силу охлаждения.
как у жидкости, у воды не может быть очень высокой скорости прохода внутри шланга, т.е. по сечению шланга, это обычно 3 мм.
некоторые производители делают дополнительные штуцеры на рубашке, увеличивая проход.
не стоит переохлаждать двигатель, ДОСТАТОЧНО одного канала с средним сечением 3 мм - от входа до выхода не должно быть никаких помех и сращиваний шланга.
только твердый силикон с сечением 3 мм, магистраль вход-мотор-выход.
если приемное выхлопное устройство типа no-lake-water cooling flange - то выпуск с мотора можно провести через него.
если приемное устройство с водоохлаждаемыми кольцами (тип Hanson) - то такое приемное нужно охлаждать отдельно от мотора, есть большая опасность паровой пробки.

очень помогает для безопасности мотора и спокойствия в гонке визуально четкий выброс воды охлаждения.
я писал об этом десяток раз, но повторять стоит.
тонкая струя сброса воды видна даже в плохих условиях, модель проезжает мимо вас и видно, что охлаждение прет, т.е. все ок и можно гнать на полную катушку.
если струи нет, валит пар, и т.п. - срочно к берегу, чиниться.
это реально бывает:

  • просто соскочил шланг магистрали,
  • перетерся (бывает),
  • перебили хлопцы рулем шланг,
  • поймал мусор или пакет, забило канал,
  • у мотора тупо открутилась рубашка или винт, вода льется внутрь корыта,
  • что-то еще…

всё держать под контролем невозможно, поэтому упрощайте всё до автоматизма, без единого лишнего действия,
делайте такую систему охлаждения, что бы о ней не думать !
только следить при езде за выбросом, и при вынимании модели из воды уже после гонки, сразу щупать рубашку.
если рука терпит 1-2 секунды - МОТОР ИДЕАЛЬНО ОХЛАЖДАЕТСЯ. рабочая темп. 90 градусов.
если рука терпит спокойно 5 секунд - мотор близок и идеалу - недогрев небольшой.
если рука вообще не терпит, капли воды отскакивают от рубашки с шипением - перегрев - выше 100.
перегретый мотор сам скажет вам о проблеме - упадут обороты, скорость, это видно сразу, если вы не первый раз на воде.
модель сразу едет не так как надо. у вас сразу включится анализатор - или поймал леску, мусор, или отказ охлаждения.
о гонке вы сразу перестаете думать.
если вы катаетесь один - это менее проблематично, конечно!

а теперь после комплекса вступления можно сказать о том КАК регулировать охлаждение.
а очень просто - главное не усложнять.

1 - у меня не прижилось, но - ставится на самом выходе трубочка, можно в тело штуцера слива, у трубочки чуть меньше сечение, чем просвет канала.
в этом случае вода пойдет медленнее, преодолевая сечение слива. мотор подогреется выше, это для осени и весны, для холодной воды.

2 - просто ставится нейлоновая стяжка на силиконовый шланг магистрали у мотора, но не ДО а ПОСЛЕ.
степень пережатия стяжкой будет регулировать сечение шланга и скорость движения воды.

3 - при очень теплой воде, при езде в стоячей воде, температура которой выше 25 градусов,
можно поставить шланги с сечением внутри 4 мм. этого достаточно. и ничего больше не менять.

вот так просто.

всем удачи !!

Дерсу_Узала

Ну и для тех, кому нужна автоматическая регулировка темперадуры воды:

Шланги, штуцеры и прочие “помехи” потоку охлаждающей жидкости маскимально увеличенных размеров (для “парного молока”)
Некий датчик (анализатор) в систему охлаждения, который связан с серво машинкой, которая пережимает шланг выброса воды (как мед. капельница).
Вот принцип автоматизации системы охлаждения.

17 days later
лмт

Сережа, Дерсу Узала - мой респект!
Но Вы забыли про механиков, ваших помощниках.

лмт
Сергей-Zitch:

МОТОР ИДЕАЛЬНО ОХЛАЖДАЕТСЯ. рабочая темп. 90 градусов.

И для сведения - у нашего спортсмена Шевцова Алексея телеметрия на полном ходу модели FSR-V3,5 показывает рабочую температуру 70- 75 градусов, мах.80 ну ни как ни 90.

blr_90
лмт:

И для сведения - у нашего спортсмена Шевцова Алексея телеметрия на полном ходу модели FSR-V3,5 показывает рабочую температуру 70- 75 градусов, мах.80 ну ни как ни 90.

Телеметрия показывает температуру чего???
Датчик в каком месте? Фото надо.
Там см± и разница будет 5°-10°

Датчик стоит правильно, но речь про разные моторы. Нитро и бензин.

Alex_M

Тема смахивает на вброс. Все эти теоретический выкладки хороши на бумаге. 99% спортсменов не задумывается о тепловых прихватах, медленно расширяющихся материалах и т.д. и т.п. Как можно на старте подключать помпу? Мерить температуру термостатом? Это бред. Счет идет на секунды. Заниматься нашим спортом и беречь мотор это все равно, что купить солнечные очки и носить их ночью.
Единственный вариант который имеет право на жизнь - клапан, автоматически регулирующий подачу воды в зависимости от температуры мотора в гонке.

blr_90
Alex_M:

Тема смахивает на вброс. Все эти теоретический выкладки хороши на бумаге. 99% спортсменов не задумывается о тепловых прихватах, медленно расширяющихся материалах и т.д. и т.п. Как можно на старте подключать помпу? Мерить температуру термостатом? Это бред. Счет идет на секунды. Заниматься нашим спортом и беречь мотор это все равно, что купить солнечные очки и носить их ночью.
Единственный вариант который имеет право на жизнь - клапан, автоматически регулирующий подачу воды в зависимости от температуры мотора в гонке.

Сань, так это и есть термостат 😃

Alex_M
blr_90:

Сань, так это и есть термостат 😃

У меня термостат ассоциируется с чем то большим и громоздким) Но по сути - да, электронный термостат.

blr_90
Alex_M:

У меня термостат ассоциируется с чем то большим и громоздким) Но по сути - да, электронный термостат.

Ипользуя вставку от автомобильного, будет как поплавковая камера

И без электроники

Alex_M
blr_90:

Ипользуя вставку от автомобильного, будет как поплавковая камера

И без электроники

Громоздко. Я бы делал так: сам клапан что то типо радиоиглы, только больше. Датчик температуры на выходе из мотора. Ардуинка снимает показания и командует серве на какой угол открыть иглу. Плюс в систему охлаждения добавляется фильтр для отсеивания возможного мусора.

blr_90

Наверное имеет смысл в малых кубатурах. Для меня в 15сс и 27сс это лишнее