Прогревать или не прогревать мотор.

лмт

Греть или не греть мотор?

Вопрос довольно простой: нужно ли прогревать холодный мотор? Что это даёт? И что будет, если его не прогреть?
Вполне очевидно, что у любого двигателя есть такое понятие как рабочая температура – то есть это температура, при которой он штатно функционирует. Есть и определённый предел, выше которого градус уже не поднимается (при исправной системе охлаждения). Детали мотора всегда проектируются с учётом рабочей температуры.
Холодный двигатель отличается от прогретого тем, что зазоры в движущихся частях ещё не вышли на заданный (рабочий) уровень, потому что материалы имеют свойство расширяться при нагреве.
Поршневые кольца имеют тепловой зазор как раз для того чтобы компенсировать эту разницу.
Что же мы имеем? Поршень имеет небольшую массу, и выполнен из быстро расширяющегося алюминия. Цилиндр же напротив, массивный (то есть требует значительно больше тепла для прогрева, к тому же, он принудительно охлаждается) и выполнен из медленно (относительно к поршню) расширяющегося материала. Если завести холодный мотор и, не дав ему прогреться, резко загрузить двигатель (сразу на воду), то поршень быстро нагреется и расширится, а цилиндр по-прежнему будет чуть тёплым. И теплового зазора колец может не хватить для компенсации степеней расширения обоих деталей. Тем более в моторах с гладкими поршнями. В результате может наступить эффект так называемого теплового прихвата. Мотор даже может заглохнуть. Тепловой прихват может быть опасен тем, что оставит задиры на стенках цилиндра, что в дальнейшем приведёт к ускоренному износу ЦПГ.
А что происходит с разогретым мотором (к примеру 60-70 градусов), когда поступает забортная вода (в лучшем случае 20 градусов), тепловой удар? Вполне возможно!
Разные существуют мнения, но лучше бы, совместными усилиями найти консенсус в этом вопросе.

лмт

Хочется добавить выдержки из журнала “Катера и Яхты” о работе мотора на катерах и лодках -
“У двигателей глиссирующих судов, которые работают на более напряженных режимах, температура охлаждающей воды (f = 60°) поддерживается при помощи регулирующего клапана. Во всех случаях воду необходимо подогревать перед входом в двигатель, пропуская ее последовательно через охлаждаемый глушитель, коллектор, водомасляный
холодильник и только после этого — на вход в штатный водяной насос (мотор).
Особенно нежелательна работа двигателя с пониженной температурой охлаждающей воды: при этом увеличивается износ деталей
цилиндро-поршневой группы, вследствие смывания смазки со стенок цилиндров при плохом испарении топлива, а также резкого увеличения коррозионного износа.”
Из сказанного понятно, что прогрев, выход на рабочую температуру, а также предварительный подогрев необходим. К примеру как на моторах СМВ в головке охлаждения есть две камеры, вода поступает сначала в верхнюю, а затем через 3 отверстия - в нижнюю. Также подогрев можно через охлаждающее кольцо на трубе. Ну это на ходу, а кто подскажет, что делать перед запуском, на пирсе?

AnKor

а кто подскажет, что делать перед запуском, на пирсе?
Не заморачиваться!

лмт
AnKor:

Не заморачиваться!

Не правильный ответ.

Когда вы мотор обкатываете, воду сразу подаете или ждете пока он раскалится?

Vladimir_V

Линейка термостатов для рабочих подвесных лодочных моторов 50,55,60,65,градусов. Но есть термостаты на 80и 90градусов для гоночных. На мой взгляд перед стартом лучше немного прогреть двигатель градусов до 50.

POKROMO
Vladimir_V:

Линейка термостатов для рабочих подвесных лодочных моторов 50,55,60,65,градусов. Но есть термостаты на 80и 90градусов для гоночных. На мой взгляд перед стартом лучше немного прогреть двигатель градусов до 50.

Володя, я ему уже говорил всё это …

лмт

Ну, слава Богу, есть люди, которые заботятся о своих движках!

лмт

Я решил подойти к этому вопросу со всей ответственностью и цивилизованно, а не на авось…
В моей модельной стартовой “подставке” уже есть топливный бачок с насосом, стартер, накал, аккумуляторы и др.
Поместился еще такой же бачок с насосом от авто омывателя для воды.
Очень удобно, сами понимаете, можно прогревать до рабочей температуры, заниматься регулировкой мотора, контролировать температуру и т.д. и тп…,
а главное, без вреда “здоровью” мотора (если, конечно, вы хотите хоть немного продлить ему жизнь).
Перед стартом подсоединили охлаждение, завели, прогрели (можно замеры температуры делать термопарой как на мультиметр, так на передатчик, если есть такая опция, а то и на ходу),
отсоединили воду, подсоединили штатные трубки (пару секунд) и вперед на воду. ВСЕ!

avikanov

[QUOTE=лмт;6901519]Я решил подойти к этому вопросу со всей ответственностью и цивилизованно

Привет. На мой взгляд этот вариант интересен для ответственного и цивилизованного ХОББИСТА , но не СПОРТСМЕНА - ГОНЩИКА.

Уж больно заморочено для переполненного адреналином ( за несколько секунд до старта ) спортивного организма.

wind7

А чем плохо завести , потом кружек другой на малом газу , ну и уж потом в отрыв?

AnKor

Для "без вреда здоровья " мотор ещё нужно нагрузить…

blr_90

Мотор на пару гонок, остальное - лирика

лмт
AnKor:

Для "без вреда здоровья " мотор ещё нужно нагрузить…

Прогрев должен быть без нагрузки, это 100%.
По моему, у вас никогда не было авто, а если и был, то вы полный профан. (сори).
Тогда хоть читайте внимательно, просмотрите литературу, ЮТУБ в конце-концов.

blr_90:

Мотор на пару гонок, остальное - лирика

Прошу прощения, но я обращаюсь к нормальным и думающим пацанам…
А вы чисто потребитель… Чему у вас можно поучиться, что угробили кучу моторов?

avikanov:

но не СПОРТСМЕНА - ГОНЩИКА.

Уважаемый, НАСТОЯЩИЕ ГОНЩИКИ ВСЕ ЭТИ НЮАНСЫ ЗНАЮТ КАК ОТЧЕ НАШ!
Которые не только знают и кое что могут своими руками, с такими всегда интересно и есть чему поучится… я не в счет, потому как по каждому малейшему
поводу, я обращаюсь к авторитетному источнику, а потом уже довожу до ваших ушей…
Большая часть поломок от недостатка информации и невежества. Настоящие гонщики не только все “прощупали” своими руками, но и знают процессы на “молекулярном” уровне.
И всем вам мой совет - не стесняйтесь интересоваться, спрашивать и учиться, вам пойдет на пользу.

blr_90
лмт:

Прогрев должен быть без нагрузки, это 100%.
По моему, у вас никогда не было авто, а если и был, то вы полный профан. (сори).
Тогда хоть читайте внимательно, просмотрите литературу, ЮТУБ в конце-концов.

Прошу прощения, но я обращаюсь к нормальным и думающим пацанам…
А вы чисто потребитель… Чему у вас можно поучиться, что угробили кучу моторов?

Уважаемый, НАСТОЯЩИЕ ГОНЩИКИ ВСЕ ЭТИ НЮАНСЫ ЗНАЮТ КАК ОТЧЕ НАШ!
Которые не только знают и кое что могут своими руками, с такими всегда интересно и есть чему поучится… я не в счет, потому как по каждому малейшему
поводу, я обращаюсь к авторитетному источнику, а потом уже довожу до ваших ушей…
Большая часть поломок от недостатка информации и невежества. Настоящие гонщики не только все “прощупали” своими руками, но и знают процессы на “молекулярном” уровне.
И всем вам мой совет - не стесняйтесь интересоваться, спрашивать и учиться, вам пойдет на пользу.

Пару гонок это четыре пять часов работы мотора на пиковых оборотах. После под замену коленвал в сборе, все подшипники, палец и поршень с кольцом. Это про Тигр 27сс. Все это выяснено опытным путем за два года. За это время куплено три мотора, запчастей на стоимость двух моторов. Моторы форсирую до такого состояния, иначе нет смысла соревноваться. Отношусь к своим лодкам как к спортивным снарядам, не более.

Приедьте хоть на одни соревнования и покажите что можете, пока вижу только “многа букав ниачем” Без обид 😃

лмт
blr_90:

За это время куплено три мотора, запчастей на стоимость двух моторов.

Прелестно, “Верной дорогой идете, товарищ!”…
Позвольте немного отвлечься от темы и рассказать один случай из мира моторов - мою Октавию я брал с нуля и как положено - прогрев, масла, фильтра менял даже раньше срока.
На четвертом году, как раз поехали в Днепр, на спидометре 80 тыс., я решил протестировать мотор, прицепился за Мерс, который никак не мог оторваться, По паспорту максимальная скорость 210 км\час, на спидометре - 220 км \час. Это к чему, спасибо за приглашение и если так случится, то я не в коем мере не буду ни рисковать ни насиловать свой мотор. А награды оставьте себе…

blr_90
лмт:

Прелестно, “Верной дорогой идете, товарищ!”…
Позвольте немного отвлечься от темы и рассказать один случай из мира моторов - мою Октавию я брал с нуля и как положено - прогрев, масла, фильтра менял даже раньше срока.
На четвертом году, как раз поехали в Днепр, на спидометре 80 тыс., я решил протестировать мотор, прицепился за Мерс, который никак не мог оторваться, По паспорту максимальная скорость 210 км\час, на спидометре - 220 км \час. Это к чему, спасибо за приглашение и если так случится, то я не в коем мере не буду ни рисковать ни насиловать свой мотор. А награды оставьте себе…

Так в этом и есть камень преткновения, Вам покататься, мне кроме первого другие не интересны 😃

Кстати о прогреве, на мостике перед стартом два раза по 20-30 секунд на малом газу, и непосредственно перед стартом пару перегазовок.

лмт

Ну, вот уже пошел процесс…
В конце, концов “количество перейдет и в качество”…

А теперь, хоть на минуточку, представьте себе от чего и как должен быть тепловой зазор между гладким цилиндром и поршнем ( какие пытаются и создают ребята, Карпов и другие). Как на холодную при запуске, так и при рабочей температуре 70 - 90 градусов, зазор по возможности необходимо удержать в разумных пределах. Надеюсь, нет необходимости заново объяснять зачем? А по сему, в край желательно, постепенное повышение температуры и её контроль, по вышеназванной причине.

внп125

При тех зазорах на которых работают спортивные моторы задумываться о тепловом расширении просто смешно. На тему прогрева - полностью согласен с Андреем. Специально прогревать двигатель, тем более по какой -то заумной схеме считаю баловством. Ресурса это по любому не добавит.

лмт

Бред !!! И еще раз, бред!

На газонокосилке не имеет значение.
А спортивные моторы находятся на пике характеристик, где микронные термические зазоры, молекулы масла и топлива, скорости продувки и тд и тп.
Для каждого свой пик и если этот пик перевалить, начиная с запуска, начнется “закат солнца в ручную”, готовьте бабки господа.
Да и не только в спортивных моторах…

blr_90
лмт:

Бред !!! И еще раз, бред!

На газонокосилке не имеет значение.
А спортивные моторы находятся на пике характеристик, где микронные термические зазоры, молекулы масла и топлива, скорости продувки и тд и тп.
Для каждого свой пик и если этот пик перевалить, начиная с запуска, начнется “закат солнца в ручную”, готовьте бабки господа.
Да и не только в спортивных моторах…

Про молекулы сильно 😃

лмт

Граждане, вы издеваетесь, или настолько “лес дремучий”?
Я пишу про то, что валом информации и хотелось бы прекратить обсуждение, а напоследок приведу два факта по моделям.
Продвинутые люди давно применяют, как на старте, так и на ходу, телеметрию (например - rc-heli.com.ua/ProductInfo.aspx?id=8522&Cat_id=65&… или передатчики с обратной связью с контролем по оборотам и температурой, например…com.ua/datchik-temperatury-sbs-01t-dlya-p-30900/ ) для более полного контроля состояния мотора (чтобы “палку не перегибать”).
Понаблюдайте за работой на старте шефа СМВ. Не как наши - завел, шлеп сразу на воду и ручку газа до упора и пока все в трубу не вылетит (разве не так ?) Вышел на пирс с помощником,завел не спеша и тарахтит на малых оборотах (прогревает) где то минуту, затем на воде - модель обладает не только запасом мощности, но и необходимой инерцией (соответствующий вес), этот шеф, Braghieri, лишь подгазовывает на дистанции. Грамотный подход дает ему возможность с первых минут работы экономить до 50 - 60 % моторесурса. Почему так ? Объяснять больше не буду - бесполезно! Взрослые люди, а ведете себя как пацаны, инфы навалом, ищите.

blr_90

to … лмт
Человек с заводом за спиной меньше всего заботится о моторесурсе, это я так, по секрету 😃

На дистанции не подгазовывают, а сбрасывают газ в повороте или перед волной, чтоб модель не улетела.

Дальнейшую дискуссию с Вами по этому вопросу считаю бесполезной. Теория и практика здесь расходятся. Welcome на воду. 😃

внп125
лмт:

Продвинутые люди давно применяют, как на старте, так и на ходу, телеметрию

Я , скорее всего, ретроград. Гоночная модель должна быть настолько простой, что там просто нечему было ломаться.

gomer
лмт:

Продвинутые люди давно применяют, как на старте, так и на ходу, телеметрию

Как вам на ходу то поможет телеметрия, когда на дистанции 8-12 моделей несутся как сумашедшие на скорости 80 км.ч, а вы такой спокойно и размеренно чик на пульт секунды на 3-5, а что дальше?
Улетаете, подрезаете или причаливаете к мостику?
Или нет, о да у меня мотор перегрелся, сейчас ресурс упадет на 30%, дам еще пару кругов на холостых.

Вы на практике в реальных гонках, где не 2-3 модели “попукивающие” на дистанции, а реально толпа с нормальной скоростью попробуйте и потом расскажите за телеметрию, щедящий прогрев и тд. и т.п.

Norman

Дорогой gomer b и все остальные!!! ЛМТ за всем успеет уследить и “утрёт” во время гонки всем Вам сопельники…На гонку с его участием лучше не выходить…Наш “пострел” - везде поспел…Всё равно, по его теории, все будете уже “древними”…
Давай Витя - начинай крутить “своё кино”, а то попкорн начнёт заканчиваться…Ни одного кадра ещё не показал, а уже в спор ввязался “со сведущим во всём”… Даёшь “кино”!!!