F.A.Q. по электродвинателям для самолетов.

Chipmaster

Доброго времени суток. Прочитал всю ветку. Что то понятно, что то нет. Всё что связано с электрическими характеристиками - понятно без комментариев, потому как сам профессиональный электронщик. А вот моделист совсем начинающий, поэтому модельная сторона вопроса в тумане. Не совсем в непроглядном, но всё так. Теперь к сути. Начал работу над моделью ЯК-12А (пенолёт, 1,5м размах) и, пока занимаюсь чертежами а затем и собственно моделью, хотел заказать на HiModel комплект на мотоустановку для этой модели - чтобы к окончанию работы над планером у меня уже было всё необходимое и для мотоустановки . Но опыта в подборе элементов мотоустановок (не просто в подборе по параметрам, а ещё и по совместимости элементов друг с другом) нет абсолютно никакого. Два Метройда-М, которые я построил до сего момента оснащались естественно одинаковыми комплектами. На первый Метройд мне подобрали комплект в магазине, без объяснения принципов подбора, ну а второй я приобрёл по аналогии с первым. Теперь вот появилась потребность в самостоятельном подборе элементов мотоустановки. Просто потому, что хочется самому понять, прочувствовать принципы определения типов двигателей, регулей и акков, чтобы не зависеть в таком выборе ни от кого. Чтобы знать. А пока знаний не хватает, а море информации с данной ветки (да и вообще с форума) прояснило далеко не всё, что хотелось бы. Поэтому осмеливаюсь высказать просьбу - не могли бы Вы помочь определить типы и даже конкретные модели элементов мотоустановки для моей модели, но с подробным описанием - почему это двигло, не вот это, почему такой регуль, а не такой… Желательно из ассортимента ХайМодел, потому что у нас в городе многие заказывают себе комплектуху именно там и заказы уходят довольно часто - не реж 1…2 раз в месяц. Обычно народ собирает все свои заказы в кучу, а потом кто то получает посылку на себя - так получается дешевле и проще. Вот и у меня есть возможность присоседиться к ним со своим заказом. 😃. Теперь о модели. Планируется следующее:

  1. ЯК-12А. Для спокойных “копийных” полётов, но с запасом на небольшие “хулиганства” типа петель, бочек, полётов вверх ногами и так далее…
  2. Размах - 1,5м
  3. Предполагаемый вес неоснащённого (без мотоустановки) планера - 1,0…1,2 кг.
  4. Материал - потолочка.

Что нужно подобрать:

  1. Двигло.
  2. Регуль.
  3. Акк (желательно 3-cell LiPo) с ёмкостью, достаточной на 20-25 минут полёта (в среднем 5 вылетов по 5 минут).
  4. Винт

Ну и до кучи (не пинайте за маленький офф, но не затевать же отдельную тему) серву привода связки РН+дутик (наверное нужна серва с металлическими шестернями).

Ребята, выручайте - сам, боюсь, или не справлюсь или накуплю не того, что надо, а доходы у меня, отнюдь не как у Абрамовича (печально, но факт) и на другой комплект денег смогу найти не скоро. Поэтому и прошу не только помочь подобрать необходимое, но и разъяснить подробно по пунктам что и как.

С уважением, Сергей.

Chipmaster

Да, и ещё в догонку. Понимаю, что выбор сейчас большой, но хотелось бы подобрать желаемое в бюджетном формате. Не то чтобы совсем копеечный хлам, но и не супер-пупер - я ведь моделизмом занялся не с целью взятия каких то рекордов и не ради спорта. Ради удовольствия, которое получаю даже не столько от полётов, сколько от работы над моделью. Полёты, безусловно, доставляют огромное удовольствие, но работа над моделью доставляет удовольствия ещё больше. Поэтому и не стремлюсь к “суперскому” бортовому оборудованию. 😃

Ive
  1. Двигло. Примерный вес при таких параметрах тушки у Вас получится думается в районе 1500-1800 грамм, соответственно тяги надо иметь 2 кило как минимум, двигатель класса 3019 должен быть с винтом 13х6 для спокойного беспроблемного полета. Лучше - но и дороже, пусть ненамного - 3025 мотор.
  2. Рег не менее 55 ампер.
  3. Акк. Имея такие запросы лучше ставить не трехбанку, а 4-6 банок, емкость в районе 2-2,5АЧ. Мотор для 4 банок должен имет кВ около 750-800, для 6- 400-500. Получите меньшие токи и меньший риск сгорания всего. Закладывать летное время для большой модели в 25 минут не стоит, такой большой запас будет сильно “тянуть карман” - и в прямом и в переносном смысле, большой вес пака потянет за собой потребность в более мощном моторе, соответственно большие токи, нужны большие паки и так далее по цепочке. Стоимость пака с емкостью растет далеко не линейно. Вообще 1600 мм для электрички - это не бюджетный класс. Если хочется тренер - лучше ориентироваться примерно на 1200 мм, этого будет достаточно, чтобы модель была зрелищной и устойчивой к атмосфере, но притом потребует заметно меньшей силовой установки, и в принципе “блинчиком” вы легко сможете искомых 20 минут налетать. Еще момент - практика показывает, что первая модель рано или поздно оказывается разбитой. Разбить 1600 намного обиднее и дороже, чем 1200, даже при самострое. Научившись летать выберете себе класс - пилотаж, фан, 3д, копии… - и будете уже собирать начинку в соответствии.
Chipmaster
Ive:
  1. Двигло. Примерный вес при таких параметрах тушки у Вас получится думается в районе 1500-1800 грамм, соответственно тяги надо иметь 2 кило как минимум, двигатель класса 3019 должен быть с винтом 13х6 для спокойного беспроблемного полета. Лучше - но и дороже, пусть ненамного - 3025 мотор.
  2. Рег не менее 55 ампер.
  3. Акк. Имея такие запросы лучше ставить не трехбанку, а 4-6 банок, емкость в районе 2-2,5АЧ. Мотор для 4 банок должен имет кВ около 750-800, для 6- 400-500. Получите меньшие токи и меньший риск сгорания всего. Закладывать летное время для большой модели в 25 минут не стоит, такой большой запас будет сильно “тянуть карман” - и в прямом и в переносном смысле, большой вес пака потянет за собой потребность в более мощном моторе, соответственно большие токи, нужны большие паки и так далее по цепочке. Стоимость пака с емкостью растет далеко не линейно.

Понятно, спасибо. Правда так и не сообразил причин выбора именно этих элементов мотоустановки, но, по крайней мере, появилась некоторая определённость что брать. Спасибо.

Ive:

Вообще 1600 мм для электрички - это не бюджетный класс. Если хочется тренер - лучше ориентироваться примерно на 1200 мм, этого будет достаточно, чтобы модель была зрелищной и устойчивой к атмосфере, но притом потребует заметно меньшей силовой установки, и в принципе “блинчиком” вы легко сможете искомых 20 минут налетать. Еще момент - практика показывает, что первая модель рано или поздно оказывается разбитой. Разбить 1600 намного обиднее и дороже, чем 1200, даже при самострое. Научившись летать выберете себе класс - пилотаж, фан, 3д, копии… - и будете уже собирать начинку в соответствии.

Собственно говоря “летать” я и мой старший сын учимся на Метройдах… И не раз получали дрова, ремонтировались и снова в воздух… Последнее время полёты стали более или менее осмысленными и безаварийными. Поставил свой Метройд на шасси - чтобы не с руки пускать и садиться на брюхо, а освоить взлёт/посадку с полосы. Летаем и в штиль и в довольно приличный ветер. Вроде пока удачно. Появилась некоторая уверенность (не путать с самоуверенностью 😃). Поэтому и рискнул взяться за ЯК-12 и бОльший размер модели. А разбить любую модель жалко. Когда первого Метройда на втором уже полёте вогнал морковкой в землю (причём в полный штиль), было обидно чуть ли не до слёз - разбилась мечта моей юности, да и сын был расстроен - затевалось то всё больше ради него, чем для себя, а полетать он не успел. Всю зиму сидел в симуле, тренировался, а тут такая катастрофа. ))) Но потом воспряли духом, отремонтировали Метройда, построили второго и поняли, что всё это не катастрофа, хотя и бывает обидно. Но я что то много наоффтопил. Умолкаю 😃

ЗЫ А что за класс такой - фан? И чем отличаются пилотажки от 3D?

ЗЫЗЫ За рекомендации спасибо - приму к сведению всё, что было сказано. 😃

Всё таки принцип выбора двигателя, регуля и акка надо бы понять. Сейчас полазил по хаймоделу - там нет предложенных типов двигателей и что присмотреть в замен - непонятно. 😦

Да, ещё один параметр акка интересует - для рекомендованного или аналогичного типа двигателя каким должен быть разрядный ток акка?

Надо так понимать, что разрядный ток должен быть чуть больше максимально допустимого тока двигла?

asker_nb
Chipmaster:

Вроде должен - интуиция подсказывает.

Не внимательно читаешь спецификацию))) Во первых - 200грамм, это только вес мотора, а еще баночки четыре липольки сверху? Тяга с 14 пропеллером до трех килло!) Оно тебе надо? Для твоей модели самое то будет, тягой в 1,5-1,7 с весом движка около 150грамм.

Это все про первый мотор. Второй не намного отстал) Хотя по весу полегчал грамм на 70, а позволил ставить 3 липольки)

Например, по поставленные тобой задачи, мне кажется больше всего этот подойдет: himodel.com/…/HiModel_760KV_3-5S_Outrunner_Brushle…
Тяги с запасом, на 3S липольке на 2200mAh и с винтом что нибудь вроде 12х6 получишь как раз минут 20 полета)

Все выше сказанное является моей точкой зрения, которая может не совпадать с мнением других.

boroda_de

Надеюсь что Як-12 просто перепутали с ЯК-52 или 55. У оригинала был двигатель 160лс при взлётном весе около тонны. А тут советуют движки в пол-киловатта на двухкилограмовую модель…

Володимир
boroda_de:

У оригинала был двигатель 160лс при взлётном весе около тонны. .

Сравнение не корректное, майский жук вообще летать не должен по науке ,а он и не летает, а плавает…

Ive

Ага, плавает, только один раз в жизни. Дистанция плавания зависит от глубины водоема.

boroda_de
Володимир:

майский жук вообще летать не должен по науке

Этому околонаучному анекдоту сто лет в обед. По теме можете что-нибудь сказать?

Володимир
boroda_de:

Этому околонаучному анекдоту сто лет в обед. По теме можете что-нибудь сказать?

Прямая пропорция 160л.с на тонну при переводе на 2 кг полетного веса дает под 235Вт что обеспечит уверенной тяги до 50% от веса модели.
Еще остались пилоты, способные летать на такой модели?

boroda_de
Володимир:

Еще остались пилоты, способные летать на такой модели?

Наверняка 😃

Chipmaster

За вашим спором наблюдать любопытно и, несомненно, интересно… Однако теперь непоняток стало ещё больше… 😒😁

Володимир
Chipmaster:

Однако теперь непоняток стало ещё больше… 😒😁

Я выбираю мотор так - полный вес /10 = вес мотора, обороты винта не должны превысить 10000, если самолет до 1.8м. размахом - на них рассчитываем нужный кВ винта исходя из имеющихся (предпочитаемых) батареек, смотрим МАХ ток выбранного мотора, чтобы он укладывался в возможности батареек, при этом стараемся увеличивать не токи, а напряжение.
300Вт на 1 кг полетного веса для высокоплана этого будет просто за глаза, можно даже брать 200-250Вт…
А дальше все покажет жизнь - тяга на месте с измерением тока… Подбор винта…

boroda_de

Мы не спорим. А по мотоустановке я уже высказался: стройте лёгкую модель, потом от веса будете плясать.
300 ватт на кг в таком размере и для истребителя немало.
Вот модель под два кило и 300ватт на кг
rcopen.com/forum/f82/topic138503/154
и вот, полтора кило и 300 на кг
rcopen.com/forum/f81/topic96652/201

Chipmaster
boroda_de:

Мы не спорим.

Простите, я, вероятно, не совсем корректно выразился. Примем такую редакцию: спор = дискуссия 😃

boroda_de:

А по мотоустановке я уже высказался: стройте лёгкую модель, потом от веса будете плясать.

Да, я это уже понял и именно так и поступлю.

boroda_de:

300 ватт на кг в таком размере и для истребителя немало.
Вот модель под два кило и 300ватт на кг
rcopen.com/forum/f82/topic138503/154
и вот, полтора кило и 300 на кг
rcopen.com/forum/f81/topic96652/201

Спасибо, ссылочки весьма интересны. 😃

2 Володимир Спасибо, методика абсолютно понятна и принята к сведению. 😃

Ive
boroda_de:

Этому околонаучному анекдоту сто лет в обед. По теме можете что-нибудь сказать?

Хм… А мной в этой теме мало сказано по теме? В том числе и о методике выбора мотора? Вы пишете о моделях - копиях, рассчитанных на опытного пилота, а я пишу о модели для человека который намерен учиться летать…
Вото тут rcopen.com/forum/f20/topic148594/15 я писал следующее:

Ive:

Смотрите. Если у вас копия для плавных спокойных полетов - на двигле можно сэкономить вес, и закладывать тягу 0.8 а то и меньше, этого хватит. Тренеру лучше иметь 1.2 как минимум. Пилотаге - полтора и выше. Так что - берем вес, определяемся с батарейкой, накидываем примерно 1\10 - 1\8 на вес мотора - это так, эмпирика - и получаем примерный полетный вес. Далее берем коэффициент тяги - и уже можно искать моторчик. В нормальных магазинах можно найти все спецификации продаваемого. Дальше определяемся с преимущественным стилем полета - и подбираем винт из предложенного производителем диапазона. Все просто.

Понимаю, что повторение - мать учения, но человек декларировал, что прочитал всю ветку, собсно потому и не стал всё повторно разворачивать.
А про майского жука - извините, не знаю этого анекдота. Наверное, потому что в своё время слишком серьезно относился к майским жукам.

А еще - с Вашим опытом - скажите, насколько реально загнать полукопию - самострой при отсутствии должного опять таки опыта в моделестроении в 1200 грамм при размахе 1600?
Может, я просто чего - то не знаю, моделей я не строил, честно сознаюсь…

Chipmaster

Извините, что влезаю - вопрос вроде предназначается не мне, но он меня касается напрямую.

Ive:

Понимаю, что повторение - мать учения, но человек декларировал, что прочитал всю ветку, собсно потому и не стал всё повторно разворачивать.

Да, я действительно прочитал всю ветку. Есть привычка сначала искать самому, а потом спрашивать. Наверное потому что сам содержу парочку, небольших правда, форумов. И то, что Вы писали, безусловно очень полезно и познавательно - я многое почерпнул из Ваших постов. Однако я уточнил, что не ВСЁ понятно. Видите ли… Как бы объяснить… Когда ЗНАЮЩИЕ люди пытаются что то разъяснить “желторотикам”, они стараются писать доступными для всех словами и определениями - для доходчивости. Но иногда забываются или просто считают, что кое какие понятия знакомы и всем другим. Однако это не так. Я, например, надолго задумался, прочитав в Вашем посте про “…тягу 0.8 а то и меньше, этого хватит. Тренеру лучше иметь 1.2 как минимум. Пилотаге - полтора и выше…”… И гадал - чтобы это значило “тяга 0,8… 1,2… полтора…”? Но, будучи человеком, тесно связанным с техникой и, в общем то, не совсем уж тупицей в авиации (не знаток, но и не беспросветная тундра), в конце концов интуитивно и сопоставляя кое какие моменты, всё таки догадался, что это подразумевается коэффициент тяги, который берётся от веса пустого планера модели. А может я неправильно понял? Но суть то в том, что большинство объяснений специалистов (не только в моделизме) изобилуют такими вот “упущениями”, которые в свою очередь создают ещё бОльшую кучу непоняток и, как следствие, провоцируют начинающих “желторотиков” повторно задавать вопросы рискуя нарваться на неудовольствие тех, кто уже по сути вопроса писал и неоднократно. И этот форум не исключение. И эта ветка тоже. Везде хватает объяснений со “специфическими” терминами и понятиями, знакомыми далеко не всем Вот поэтому я и написал, что многое почерпнул из ветки и многое понял (практически всё что касается электрических характеристик, потому что сам профессиональный электронщик), но что то осталось непонятым.

Ive:

А еще - с Вашим опытом - скажите, насколько реально загнать полукопию - самострой при отсутствии должного опять таки опыта в моделестроении в 1200 грамм при размахе 1600?
Может, я просто чего - то не знаю, моделей я не строил, честно сознаюсь…

Можно я и сюда вклинюсь - вроде вопрос с намёком на мои амбиции при отсутствии опыта. 😃 Да, это так, амбиции велики. Но, поверьте, человеку, искренне увлечённому чем либо и имеющему некоторые, вполне определённые представления о конструкциях самолётов, пусть средненько, но сносно разбирающемуся в чертежах, имеющему терпение, стремление, и руки, которые растут откуда требуется (читай в подтексте - немалый опыт работы руками, причём работы довольно тонкой и точной), вполне реально сделать стОящую модель, которая и в заявленные размеры влезет при заявленном весе, и летать будет. Как - вопрос, но будет.

ЗЫ 2 All Извините, что развёл тут галимый офф.
ЗЫЗЫ 2 IVE Не обижайтесь на написанное мной. Я несколько месяцев лазил по форуму то в поисках нужной информации, то просто зачитываясь интересными темами и постами, рассматривая фотки красивых моделей. И частенько на глаза попадались Ваши посты, которые внушали уважение к Вашим знаниям и опыту. Но вот то, что подвигло меня сейчас ответить, мне не доставило удовольствия - оттенок высокомерия к новичкам. Не нужно - новичок он ведь такой же человек как и Вы. А иногда случается что и старше. 😃 И кому как не вам - специалистам помочь, показать, объяснить, а не посылать по принципу - RTFM… Вспомните - Вы тоже когда то были начинающим и далеко не на все возникающие вопросы сами находили ответы. Ведь так? 😃 Я с большим уважением отношусь к Вам, вашему опыту и знаниям. Поэтому давайте без обид, договорились? 😃

boroda_de

Вы оперируете только статической тягой. Мощность-же идёт на создание не только её, но и скорости потока (шум, тепло и прочие потери пока не рассматриваем).
Сделать полукопию такого размера и веса возможно. Для начинающего довольно сложно будет. А так от степени копийности зависит. Кому и схематичка - полукопия 😃

Ive
Chipmaster:

Поэтому давайте без обид, договорились?

я как раз не обижаюсь… Вас вот похоже задел, сам того не желая… насчет высокомерия - в мыслях не было. Вообще вся “заглавная статья” ветки - суть выборка с форума. Насчет амбиций - если почитали форум - то тут масса амбициозных персонажей. И результаты у большинства - вполне последовательные. Потому и оттенок отношения - соответствующий. Лучше оценивать себя адекватно, тогда и отношение будет без лишних оттенков.

boroda_de:

Вы оперируете только статической тягой.

Это недостаточно, но показательно. я не прав?

Chipmaster
Ive:

я как раз не обижаюсь…

Ну вот и хорошо. 😃

Ive:

И результаты у большинства - вполне последовательные. Потому и оттенок отношения - соответствующий. Лучше оценивать себя адекватно, тогда и отношение будет без лишних оттенков.

Ну если говорить о последовательности… Я оцениваю свои силы вполне адекватно. И не рассчитываю построить эту модель меньше чем за 3-4 месяца. Буду работать вдумчиво. У меня эта модель тоже не первая. Конечно - Метройд ни в какое сравнение не идёт с тем, что я задумал (как правильно заметил уважаемый boroda_de - “от степени копийности зависит”). За последние 4 месяца я их сделал два и за это время неоднократно занимался их ремонтом после неудачных “посадок” (в последние 2 месяца всё реже и реже). Поэтому уверенно могу сказать - с материалом и его свойствами знаком, а это козырь при постройке пусть более сложной модели но из того же материала. В плане конструкции модели - да, опыта небогато, но как сказал один мудрец: “Закрой двери перед ошибками и истина не сможет войти” (Робиндронатх Тxакур). Я сейчас чувствую в себе стремление, азарт… И присутствует ощущение того, что всё получится так как задумано. Почему бы не попробовать? 😃 Что мешает? Наступить на чьи то грабли? Так от этого так или иначе не уйти. Но, ИМХО, всегда лучше делать не то, что вроде бы положено в соответствии с опытом, а то, к чему лежит душа, к чему есть стремление… Я эту модель во сне иногда вижу, вижу отдельные узлы, детали, постоянно в голове прокручиваю как лучше сделать то или иное - времени у меня на раздумья много здесь на вахте 😃. Конечно с первого захода всё не полцчится - что то переделывать придётся и, возможно, не раз. Но что в этом плохого? Кто из вас ни разу не переделывал чего то в процессе постройки модели - бросьте в меня помидором (здесь есть такая функция)… 😃 А в постройке этой модели (именно в работе над ней!!!) я вижу особое для себя удовольствие. Пожалуй, даже бОльшее, чем последующие полёты на ней. 😃 Ну да ладно - по моему всё уже выяснили, достаточно ИМХО оффтопить, а то модеры или админ пришибут или засунут в ж бан или в эцих с гвоздями. 😆