Нагрузочная характеристика бесколлекторного двигателя
Так кулерный двигатель как раз датчиковый, а стартовый момент 😦 Или это слишком простой вариант, хотя что может быть проще обратной магнитной связи по положению?
Так кулерный двигатель как раз датчиковый, а стартовый момент 😦 Или это слишком простой вариант, хотя что может быть проще обратной магнитной связи по положению?
У них тоже момент при пуске максимальный, просто не забывайте про их мощность, а это 1, 2 Вт, про высокое активное сопротивление обмоток (несколько десятков Ом, а следовательно большой наклон характиристики) поэтому все не столь явно заметно. А если бы это было не так то куллер бы просто не раскрутился. 😆
Проще магнитной обратной связи по положению ничего и нет. Да только не работает она на малых оборотах и в статике. Значит и стартовые характеристики с нею не будут хорошими. Это же очевидно!
С точки зрения кулеров, - с датчиками дешевле намного, чем без. А там каждую копейку считают.
Ребят! А не пора ли задуматься об управляемой схеме переключения обмоток из параллельного в последовательное и наоборот- специально для автомоделей? (Нечто вроде двух передач у автомобилистов.) Есть же многополюсные моторы, где обмоток больше 3-х, но кратно 3-м.
Да, это будет сложнее, и проводов больше, и полевых транзисторов. Но зато имеем 2 скорости - малая с большим крутящим моментом - для разгона и пересеченной местности, большая - с малым, для ровной поверхности.
IMHO - не пойдет. Это по числу ключей для бесколлекторного мотора эквивалентно двум трехфазным регуляторам.
Они и так стоят немеряно. Кто ж такое купит?
[quote=“valeriy”]
У них тоже момент при пуске максимальный, просто не забывайте про их мощность, а это 1, 2 Вт, про высокое активное сопротивление обмоток (несколько десятков Ом, а следовательно большой наклон характиристики) поэтому все не столь явно заметно. А если бы это было не так то куллер бы просто не раскрутился. 😆
Так он и не раскручивается, если чуть возрастает сопротивление в подшипнике и приходится пальчиком подтолкнуть и начинает жужжать 😃, а сопротивление “винта” на малых оборотах - нулевое вот он и может стартануть, а если пальцем момент проверять - тот же результат - пусковой почти нулевой, а на макс оборотах - ощущается. 😦
[quote=“EDW”]
…Так он и не раскручивается, если чуть возрастает сопротивление в подшипнике и приходится пальчиком подтолкнуть и начинает жужжать 😃, а сопротивление “винта” на малых оборотах - нулевое вот он и может стартануть, а если пальцем момент проверять - тот же результат - пусковой почти нулевой, а на макс оборотах - ощущается. 😦
Не надо путать понятия. При пуске момент максимальный, а сопротивление винта минимальное, по мере разгона винта обороты винта увеличиваются и следовательно увеличивается “сопротивление” винта и на это расходуется часть момента. Так продолжается до тех пор пока момент полностью не израсходуется на “сопротивление” винта. Это и будут максимальные обороты вентилятора и нулевой момент, если бы это было не так то вентилятор продолжил бы наращивать обороты.
А то что " на макс оборотах - ощущается" вы уменьшаете обороты и следовательно увеличиваете момент. Никакого противоречия нет. :rolleys:
От темы мы как-то удаляемся - про термины опять начинаем спорить, но тем не менее:
“Момент при пуске - максимальный.” Откуда Вы это взяли? Как раз это я и хочу проверить - тут бы цифирки какие-нибудь или характеристику (чего собственно и прошу в теме) 😃, а то вот мне, например, кажется, что он совсем даже не максимальный, а очень даже маленький. И для этого как раз и привел “экспериментальные” данные по реакции кулера на полузаклиненый подшипник. С сопротивлением винта - полностью согласен.
“Это и будут максимальные обороты вентилятора и нулевой момент” - нулевой момент? Мне кажется, что момент будет равен моменту сопротивления винта + моменту сопротивления самого двигателя. Или под моментом Вы что-то другое понимаете? Например “запас момента”?
"вы уменьшаете обороты и следовательно увеличиваете момент. " Т.е. момент обратно пропорционален оборотам? Тоже возможно - но очень хочется данных.
Никакого противоречия нет Нет - противоречия нет - информации маловато.
Как запихивать картинки на форум - NBS мне объяснил, за что спасибо!
Сейчас выложу у себя картинку для коллекторки TRINITY 14x2 при симуляции 6 банок, снятую на стенде Robitronik.
rrteam.narod.ru/tmp/trinity14.gif
Как и говорил выше - для бесколлекторки похоже…
Для sensorless варианта пусковой момент определяется контроллером.
Удачи.
Как запихивать картинки на форум - NBS мне объяснил, за что спасибо!
Сейчас выложу у себя картинку для коллекторки TRINITY 14x2 при симуляции 6 банок, снятую на стенде Robitronik
Удачи.
Вот. Интересно. А почему ток падает с оборотами? Может поэтому и момент падает? Надо бы при постоянном токе хар-ку, видимо.
Как и говорил выше - для бесколлекторки похоже…
Лучше один раз увидеть, чем три раза прочитать сказанное выше 😃
Для sensorless варианта пусковой момент определяется контроллером…
Вот поэтому и хочется на реальный модельный мотор посмотреть.
Вот. Интересно. А почему ток падает с оборотами? Может поэтому и момент падает? Надо бы при постоянном токе хар-ку, видимо.
Уважаемый EDW на картинке всё понятно нарисовано …
Ток и должен падать с уменьшением момента а обороты соответственно
возрастать.
А что даст характеристика при постоянном токе???
Для всех моторов (что моделисты пользуют) есть такие понятия как rpm/V и n*m(cm)/А , что называется коэфф. оборотов и момента соответственно.
В рабочем диапазоне они почти линейны!
Лучше один раз увидеть, чем три раза прочитать сказанное выше 😃 Вот поэтому и хочется на реальный модельный мотор посмотреть.
Для этого надобно построить стендик например на АТ8535 с RS232 интерфейсом + механика . Написать софт на кристалл и на ПС.
Pobitronik (серийный) стоит 1500 уе, но он только для коллекторок. Думаю что единичная разработка дешевле не будет (если конечно Ваше рабочее время ничего не стоит)
Если кто хочет посмотреть “настоящие” кактинки с Хаккера, Aveox, мой , то могу дать моторчик для теста…(только при наличии стенда…) 😃
Удачи
Уважаемый EDW на картинке всё понятно нарисовано …
Ток и должен падать с уменьшением момента а обороты соответственно
возрастать.
А что даст характеристика при постоянном токе???
У меня опять “авто” подход - скорость, обороты двигателя, нагрузка изменяются на 2 порядка во время езды. Происходит постоянная регулировка мощности (тока) подаваемого на двигатель для поддержания скорости и оборотов двигателя. Это и будет аналог режима с постоянным током. Соотв. лучше, когда момент, по крайней мере слабо, зависит от оборотов. При старте “внатяг” (в горку или через ступеньку) нужен максимальный момент при нуле оборотов, при езде по тяжелой (песок) дороге нужен “неубывающий” от оборотов момент - иначе скорости не будет - сопротивление качению нарастает со скоростью (ну тут как и для авиа).
Или я не понимаю условий получения графика: нагрузили моментом в 1нсм, меряют обороты при максимальном напряжении, нагрузили моментом 0,1нсм - меряют обороты опять при максимальном напряжении? Как же тогда известная характеристика двигателя с пост.магнитами, у которого момент слабо зависит от оборотов? Это вроде известный факт? Не понимаю 😦
Для этого надобно построить стендик например на АТ8535 с RS232 интерфейсом + механика . Написать софт на кристалл и на ПС.
Pobitronik (серийный) стоит 1500 уе, но он только для коллекторок. Думаю что единичная разработка дешевле не будет (если конечно Ваше рабочее время ничего не стоит)
Если кто хочет посмотреть “настоящие” кактинки с Хаккера, Aveox, мой , то могу дать моторчик для теста…(только при наличии стенда…) 😃
Удачи
Эх-х-х… да был бы стенд… мотор бы нашли (вот у Вас, например), но зачем тогда интернет 😃 Ведь наверняко кто-то уже делал такое… Можно ведь и без стенда - простейшая тележка с разными гирьками едет в одну горку - мерять скорость и ВАХ, запитывая от лабораторного БП. Конечно не так красиво графики будут выглядеть 😃 Но красота, в общем-то, для рекламы только и нужна.
Добрый…
Если не всё забыл, что в школе учили…
Каждый эл. мотор характеризуется рядом констант :
Kv - rpm/V; Io - no load current in A; Rm - internal resistance.
Ещё есть константа Kt - крутящий момент, в империальной системе ( унции/дюймы ) она равна 1322/Kv.
Получается линейная зависимость оборотов и момента. Под нагрузкой, естественно - всё поменяется и вопрос поддержания линейности - это к производителям контроллеров. Углы опережения, частота переключения и т.п. и т.д.
Без нагрузки совсем не интересно. Интересно, в деталях, вот что: нагружаем мотор моментом 20гсм (или 2 или 200) - хватит ли напряжения батареи для старта и на какие обороты выйдет. У меня не получилось извлечь ответ на эти вопросы из “стендового” графика rrteam.narod.ru/tmp/trinity14.gif 😦
Без нагрузки совсем не интересно. Интересно, в деталях, вот что: нагружаем мотор моментом 20гсм (или 2 или 200) - хватит ли напряжения батареи для старта и на какие обороты выйдет. У меня не получилось извлечь ответ на эти вопросы из “стендового” графика rrteam.narod.ru/tmp/trinity14.gif 😦
У меня складывается впечатление, что ты смотришь в книгу,а видишь … Напоминает анекдот: ты в баню - в баню - а я думал ты в баню.
Из графиков как раз хорошо видно что в момент подключения питания ток через двигатель и , следовательно момент развиваемый двигателем будет максимальными, который двигатель может развить (это совсем не зависит от нагрузки на валу, потому что ротор не крутиться). Обороты при этом равны нулю.
По мере разгона ротора двигателя ток будет падать, момент уменьшаться, обороты увеличиваться и вот это уже зависит от нагрузки, т.е. до каких оборотов раскрутится ротор при конкретной нагрузке (причем это можно посмотреть на техже приведенных тебе графиках, находишь на вертикальной оси значение равное твоей нагрузке, из этой точки проводишь прямую параллельню оси х до пересечения с графиком torque, из этой точки опускаешь вертикальную линию вниз, пересечения с кривой тока дадут значение тока при этой нагрузке, с кривой КПД- КПД, с кривой POWER - мощность, ну и на оси х - обороты. Т.е. все что нужно и можно знать о конкректном двигателе. 😈
Кстати, тоже самое видно из формул представленных на сайте, сылку на который ты дал выше.
В баню? 😃 Я же и спрашиваю - как пользоваться-то этим супер графиком с 5 данными, брошенными на 2 оси - по всем законам математики придется какие-то параметры делать постоянными…
Графики “положено” использовать так: по “Х” задал интересующее значение параметра - по “У” узнал результат. 😃 😃 😃
Ладно, поучимся и на таком графике: если я нагрузил мотор моментом в 90nmm, то он благополучно стартует, разовьет в пределе 58% оборотов при токе в 45а и при напряжении в 100%в? Или напряжение надо отсчитывать по “правому У” и его потребуется только 30% (15%)?
А какое напряжение надо подать для достижения оборотов в 50% при нагрузке в 60nmm? - 20%?
Просветите, пожалуйста.
В баню? 😃 Я же и спрашиваю - как пользоваться-то этим супер графиком с 5 данными, брошенными на 2 оси - по всем законам математики придется какие-то параметры делать постоянными…
Графики “положено” использовать так: по “Х” задал интересующее значение параметра - по “У” узнал результат. 😃 😃 😃
Ладно, поучимся и на таком графике: если я нагрузил мотор моментом в 90nmm, то он благополучно стартует, разовьет в пределе 58% оборотов при токе в 45а и при напряжении в 100%в? Или напряжение надо отсчитывать по “правому У” и его потребуется только 30% (15%)?
А какое напряжение надо подать для достижения оборотов в 50% при нагрузке в 60nmm? - 20%?
Просветите, пожалуйста.
Если внимательно посмотришь под график, то найдешь что характекристики даны для напряжения 7,5 В. И оно естественно постоянно (попробуй решить уравнение Х*У=Z, никакого графика ты не получишь, кол-во решений будет бесконечное множество и потому оно бессмысленно).
Если внимательно посмотришь под график, то найдешь что характекристики даны для напряжения 7,5 В. И оно естественно постоянно (попробуй решить уравнение Х*У=Z, никакого графика ты не получишь, кол-во решений будет бесконечное множество и потому оно бессмысленно).
Предположение логичное, мне оно тоже сразу понравилось, но:
-зачем справа ось напряжений? И внизу в табличке указаны разные напряжения для MaxPow, MaxEff, MaxRpm.
-почему падает ток при росте оборотов? - если это простой график, отражающий реальную зависимость, тогда это неустойчивый режим работы двигателя - меньшему току соотв большие обороты - двигатель должен пойти “вразнос” как двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением.
Не чистого спора для, а токмо лучшему пониманию моему 😃, поскольку Ваше замечание про “бесконечное множество” вполне уместно для меня пока, гляда на предмет (график), который явно полезен, но способ употребления непонятен.
Графики даны ТОЛЬКО для фиксированного напряжения. Ось напряжений предусмотрена на картинке, но в данном случае не задействована.
Никакого разноса не будет. Задается питающее напряжение фиксированным. Затем, меняя момент торможения, измеряются обороты. Это дает одну кривую. Параллельно измеряется ток, это дает другую кривую. По кривым момента строится расчетная кривая мощности, а по ней - кривая КПД. Все.
“Почему ток падает при росте оборотов?” - потому, что обороты при фиксированном напряжении растут только при снижении тормозящего момента. Из графика хорошо видно, что ток почти пропорционален моменту.
Слева внизу в табличке даны цифры для разных питающих напряжений. К графикам они отношения НЕ имеют.
Что еще непонятно?
Графика напряжения там действительно нет, но ведь я не зря написал, что это симуляция шести банок среднего качества, те учитывается их ВНУТРЕННЕЕ сопротивление…
Стенд питается от автомобильного акку 12в.
Графики даны ТОЛЬКО для фиксированного напряжения. Ось напряжений предусмотрена на картинке, но в данном случае не задействована.
Мда. Собственно вопросы и проистекают из-за недосказанностей - “предусмотрено, но не задействовано”.
Слева внизу в табличке даны цифры для разных питающих напряжений. К графикам они отношения НЕ имеют.
Что еще непонятно?
Да попробуйте внимательно сопоставить графики и данные внизу - получится очень хорошее соответствие: при максимальной мощности в 179,7 можно снять момент в 109,3, на оборотах в 50% (или 15,72rpm - хотя, видимо, все-таки rps должно быть или редуктор установлен) и ток тоже соответствует графику. Помоему нет ни малейших оснований считать, что значение напряжения в 5.2в попало в этот ряд случайно. А вот с внутренним сопротивлением банок (rrteam) - уже очень похоже на истину, но… это-то как раз и портит, видимо, общую картину - получается не режим “постоянного напряжения” и не режим “постоянного тока”, а какой-то произвольно-промежуточный, из которого чрезвычайно тяжело извлечь информацию о поведении двигателя в других условиях, для чего, собственно, и имеет смысл использовать графики. А именно - вот требуется узнать, например, можно ли получить от мотора момент в 60nmm при оборотах в 50% и какое напряжение (ток) потребуется - две банки или пять.
Задается питающее напряжение фиксированным. Затем, меняя момент торможения, измеряются обороты… “Почему ток падает при росте оборотов?” - потому, что обороты при фиксированном напряжении растут только при снижении тормозящего момента.
Да неправда это - у двигателя с постоянными магнитами обороты практически не зависят от момента, а меняется только потребляемый ток. Момент пропорционален току (практически линейно даже) - это самое простое, что можно увидеть на графике, а обороты? Это собственно и будет “нагрузочная” характеристика - как меняются обороты от момента (или тока). Из графика следует, что в этом режиме “реального среднего аккумулятора” обороты практически обратно пропорциональны моменту - совершенно мягкая характеристика, не свойственная коллекторному двигателю с постоянными магнитами, а похожая на характеристику двигателя с последовательным возбуждением. Это не самый лучший вариант, но и режим не рамый распространенный - более интересен режим, когда обороты и момент регулируются напряжением(током) от ШИМа, например.
Хотя это, конечно, смотря для чего и для кого 😃
А не подскажете, уважаемый rrteam - откуда график взят? Может там еще есть? А то ведь к бесколлекторным даже и не приступили, а уже 4я страница “вязких” обсуждений 😃