Сборка планера Elipsoid Evolution от Reichard

Red_cat

Добрый вечер, братцы!
Проезжая тут как-то по Чехии и попивая пиво в Праге 😃, заглянул по пути в город Брно на славную фирму Reichard Modelsport. Поскольку предварительная договоренность о покупке планера Mistral www.reichard.cz/en/_mistral.htm не сработала (не оказалось таки в наличии) был предложен и с благодарностью принят (кстати лично из рук г-на Рейхарда) планер Elipsoid www.reichard.cz/en/_elipsoid.htm для неспешных полетов в термиках. Привез я это чудо конструкторской мысли домой, открыл и опечалился:(.
Весь мой парк планеров до этого состоял исключительно из ЕРР-шных, а здесь - легкая бальза обтянутая плекой. Но что делать - надо бороться. Посидел пару вечерков, почитал о чем умные люди на форуме пишут. Оказалось все не так страшно! Остались некоторые вопросу которые так и не смог вкурить. Так что помогите уж, братцы, подскажите перворазнику!

  1. Есть места под установку серв в крыльях. Изначально затянуты пленкой как крыло в целом. Я так понимаю что в пленке нужно вырезать отверстия под установку серв. Стремает процесс. Пленка натянута как барабан, не пойдет змеиной трещиной от мелкого прокола?
  2. После вырезания отверстий в пленке нужно ли приклеивать края пленки и как-то защищать открытую часть бальзы? Поначитался тут ужасов о ее гигроскопичности и сволочной склонности к деформации вследствии этого, вот и задумался.
  3. Чем все таки лучше клеить этот замечательный материал (бальзу) и приклеивать ее к фюзу из стекла - СА или эпоксидкой?
  4. По фюзеляжу вопрос. Снаружи в носовой части вроде как сделаны приливы входа воздуха для охлаждения внутренностей. Только изнутри эти приливы прилично так залиты смолой. Что посоветуете - пилить смолу до победы или сделать дополнительные воздухозаборники для охлаждения?
  5. Ну и по стеклянному фюзеляжу вопрос под завязку. Как посоветуете ложить антенну приемника (72 MHz) - просто внутри фюза, в боудене внутри фюза или вывести наружу и приклепать к килю? Внутри фюза по всей длине параллельно антенне идет провод на серву, мешать наводками не будет? Кстати, я правильно понимаю что стеклопластик не мешает антенне работать?
  6. Про выкос двигателя. (Ну в преждних моделях все ставилось по уже отформованному месту, не пинайте…). В инструкции рисунком на чешском нарисовано 2 градуса вниз и столько же вправо. В торце фюзеляжа отверстие довольно аккуратно вырезанное. Есть шайба из бальзы под крепление двигателя, в отверстие садиться достаточно туго. Но вот как ее посадить с указанным выкосом - ну ни фига не соображу?

Заранее зело благодарствую всем подсказавшим, уповаю на Вашу доброту, чуткость и расшаркиваюсь ножкой 😒.

lyoha
Red_cat:

Пленка натянута как барабан, не пойдет змеиной трещиной от мелкого прокола?

Не пойдет.

Red_cat:

нужно ли приклеивать края пленки и как-то защищать открытую часть бальзы?

Не пугайтесь, режте с легким припуском. Потом утюжком для обтяжки(если есть таковой) загнете припуск внутрь. Защищать не надо. Вы же не планируете хранить самолет в погребе, а летать исключительно в ливень? Если нет утюшка - режьте заподлицо с проемом лючка. Если нет самих лючков в комплекте, то просто затяните потом проем широким прозрачным скотчем, предварительно приопустив качалку машинки. Потом над качалкой прорежьте щель для нее, с запасом на ширину наконечника тяги. Если скотч наморщинится, аккуратно дуньте строительным феном.

Red_cat:
  1. Чем все таки лучше клеить этот замечательный материал (бальзу) и приклеивать ее к фюзу из стекла - СА или эпоксидкой?

Смотря что и смотря куда. Если есть подозрение, что элемент силовой - лучше эпоксидкой.

Red_cat:

Как посоветуете ложить антенну приемника

В боудене внутри фюзеляжа. Можно и просто кинуть, но в боудене аккуратнее.

Red_cat:

Про выкос двигателя.

У вас есть некая плоскость. Передний срез фюзеляжа. Посмотрите на диаметр. Пусть это будет один из катетов. гипотенуза у нас шайба крепления мотора. Каков должен быть второй катет при угле 2 градуса? Вероятнее всего решение будет справедливо и для выкоса вправо и вниз. Хотя лично я не заморачивался бы с этим и выставил все в ноль. Штатный мотор не настолько зверский, чтобы на размахе 2800 момент винта на что-то влиял. А увод в набор высоты всегда можно скомпенсировать рулем высоты.

Red_cat:

Кстати, я правильно понимаю что…

Совершенно правильно.

Red_cat:

пилить смолу до победы или сделать дополнительные воздухозаборники для охлаждения?

Пропилите спереди. Хотя, если зело лениво - можно и не морочаться. Но лучше воздуху дать попадать внутрь. Резать в других местах - есть шанс ослабить фюзеляж.

Red_cat

Ууууу, какое Вам спасибо!!! Все до боли понятно. 😃

lyoha:

Резать в других местах - есть шанс ослабить фюзеляж.

У мну вообще такое чувство что фюзеляж сделан чрезвычайно хлипким. Наверное в расчете на мастерство пилота 😉. Потому как ни одной, даже самой легкой из нештатных посадок Кулариса он точно не выдержит…
Что ж, будем стараться садить вежливо и с почтением.

Ancifer
Red_cat:

У мну вообще такое чувство что фюзеляж сделан чрезвычайно хлипким. Наверное в расчете на мастерство пилота . Потому как ни одной, даже самой легкой из нештатных посадок Кулариса он точно не выдержит…
Что ж, будем стараться садить вежливо и с почтением.

Однозначно в траву сажать)) при желании, конечно, можно усилить углем (тканью) внутри нос, но при ударе сломается дальше, а под крыльями и ближе к хвосту ремонитровать будет гемморней

Самолет, кстати, впечатляет. Успехов!

Red_cat
Ancifer:

Самолет, кстати, впечатляет.

Дык, как говаривал небезизвестный Хрюн Моржов: “Внушаить!”

server28

Есть некие особенности, которые известны мне из опыта эксплуатации Мистраля. Фюзеляж у Мистраля и Элипсоида одинаков. Если собирать штатно, нижний край РН заметно выступает за образующую балки. Красивые обводы, но точка касания на посадке приходится на РН. Будет постоянно расходиться от ударов место вклейки РН в стабилизатор. И ломается время от времени тяга РН. Я срезал (скруглил) низ РВ так, чтобы край балки стал точкой касания. И винтом с гайкой М1 укрепил низ места вклейки руля. Проблему решил. Дал бы фото, но уже все выключено кроме бука. А завтра - улетаю в отпуск прям с утра. Если вопросы останутся - я к Вашим услугам через 2 недели. Фюзеляж, кстати, ну очень крепкий.
Есть проблемы при полетах зимой при низких темпиратурах. Лопаются боудены и тяги Райхарда, кототые из полистирольной трубки. Тяги лучше сразу сделать из угля или стали.

Red_cat
server28:

Лопаются боудены и тяги Райхарда, кототые из полистирольной трубки. Тяги лучше сразу сделать из угля или стали.

Премного благодарен за информацию! Хотя при низких температурах не летаю - холодно знаете-ли!😉
А штатные тяги на элероны как-то уж очень некошерно смотрятся, мну так и подмывает заменить на обыкновенные из стальной проволоки, …

server28:

Фюзеляж, кстати, ну очень крепкий.

Вот уж точно такого впечатления не производит!

Red_cat
server28:

Если собирать штатно, нижний край РН заметно выступает за образующую балки.

Может конструкцию поменяли, но у меня этот узел выглядит вот так:

вроде как РН относительно балки более чем нормально находится.
Вызывает сомнение крепление тяги РВ к управляющей поверхности. Штатно в комплекте лежит отрезок ~15 мм внешней трубки боудена. Инструкция показывает крепить этот кусок непосредственно к пленке.

Стремает меня однако такой способ. Думаю применить такой вот вариант, мне кажется понадежнее будет если прорезать и вклеить в тело РВ?

И еще относительно качалок элеронов. Сдается мне что в погоне за экономичностью несколько переусердствовали. Качалка вырезана просто из текстолита. Внешне выглядит так:

Думаю поменять на это:

Как считаете будет надежнее?

Ancifer
Red_cat:

И еще относительно качалок элеронов. Сдается мне что в погоне за экономичностью несколько переусердствовали. Качалка вырезана просто из текстолита.

точно такие же применяются на Pulsar (идут в комплекте). у меня все отлично держится. делается неглубокий вырез в месте склеивания и сажается на эпоксидку. Кстати при нештатных ситуациях, качалка просто вылетит, а не вырвется с корнем, если применять качалки на болтах. тут уж решать Вам

lyoha

Кабанчики на элероны лучше оставить штатные. То, что на болтах на элероне планера смотрится отвратительно.
А вот руль высоты можно залинковать так, как велит Райнхард, но вырезав пленку под трубкой. Ваш вариант тоже неплох.

12 days later
weds

Тоже прикупил себе такой планер. Но судя по фото фюзеляжа, то у меня другой (нету окна сбоку киля). Покупал на lindinger.at инструкция пришла на немецком, и в ней нет фотографий, только рисунки. Вот теперь гадаю, как вклеивать площадку под аккамуляторы и рм. У меня нумерация отличается от той, что в инструкции.
Мотошпаноут #3, затем такая же шайба с #4 но на 2мм больше в диаметре. Рейки под РМ #5. И.п. Может кто-то выложить фотку внутри фюзеляжа?

Red_cat
weds:

Может кто-то выложить фотку внутри фюзеляжа?

Внутри не выложу, но фото узла в сборе, как он выглядит у меня - пожалуйста!

weds

Похоже что у Вас Elipsoid Evo. У меня видимо самый простой. Так как шпангоуты совсем не такие. Попробую сделать фото и выложить.

Red_cat

Ну вот. Приехала из Поднебесной комплектуха к планеру.
Продолжаем сборку и вопросы…
Задумался вот о чем. Через весь фюз необходимо проложить три вещи:

  1. Боуден на РН.
  2. Трубочку для антенны (для аккуратности внутреннего вида).
  3. Провод на машинку РВ.
    Если второе и третье можно слегка закрепить, то боуден при его длинне необходимо для избежания изгиба надежно зафиксировать. Трудность как раз в том, что фюзеляж имеет крайне малый внутренний диаметр и доступ как с одной так и с обратной стороны слегка затруднен. Вертел я сегодня этот набор юного гинеколога 😁 и так и этак, ну… сложновато… да… (им приходится).
    Где-то здесь на форуме проскакивала дельная мысль о том, что в серединку фюзеляжа с определенным шагом задвигаются монтажные пробки из легкого шарикового пенопласта. Это конечно дело, и фиксировать будет достаточно уверенно я думаю. Но вот о чем еще задумался - а как будет функционировать охлаждение, т.е. обдув? Вроде как впереди воздухозаборники выпилил, даже красиво сделал. А где выход потоку? Ежели забить канал фюза пробками? Под капотом? Так вроде как достаточно плотно сидит. Да даже и без пробок посмотрел на вставку для РН - зазор только вверху возле самого руля высоты и щель для его-же тяги. Неужто достаточно? Или просверлить пару отверстий технологических для выхода обдува в рейке на которой крепится РН? Как посоветуете?

ЗЫ За крепление внутри фюза всей этой тряхомудии без пробок меня тут мысль одна посетила. Завтра попробую - отпишусь.

11 days later
Red_cat

Значит так, братцы!
Время идет, сборка тоже не стоит на месте. Сначала ответы.
Боуден для РН крепить по одной стороне фюзеляжа при предварительной прикидке представляется нерациональным. Изгиб у вывода боудена наружу получается слишком малого радиуса и внутренняя трубка боудена (решил таки ставить со стальной проволокой вместо штатого) двигается с заметным усилием. Поэтому было принято решение крепить дугой, т. е. вывод боудена на РН - по левой стороне, серва управления - тоже по левой, а промежуточная точка крепления - по правой, приблизительно посредине фюзеляжа. После долгих раздумий и консультаций со знакомым гинекологом 😎 решил вопрос приклеивания боудена следующим образом:

  • сначала ершиком из наждачки зачистил фюзеляж изнутри от острых кромок стеклоткани оставшихся при изготовлении.
  • затем приблизительно посередине боудена приклеил аккуратно кусочек липкой ленты, потом задвинул все это хозяйство внутрь фюзеляжа стараясь не касаться лентой стенок.
  • после вставил в фюзеляж тонкий длинный шарик (тот из которого крутят всяких чудиков) и надул. Шарик прижал ленту оч. плотно к внутренней стенке фюза и зафиксировал боуден.
  • потом по боудену прокапал жидкий циакрин который замечательно так приклеил все в нужном месте!

В рейке для РН просверлил четыре технологических отверстия для выхода обдува, надеюсь что прочность узла практически не пострадала. Таким образом вопрос об охлаждении считаю закрытым.

Теперь вопросы.
Я тут на радостях от завершения общестроительных работ решил полюбоваться на то, как будет выглядеть собранная самолетка. Заодно провести предварительную развесовку, что да как размещать внутри моторного отсека. Так вот не вкурил я ни разу про то, что у мну вышло. А вышло следующее - при рекомендованном господином Рейхардом расположении ЦТ в 60-65 мм от передней кромки крыла достичь такового удалось лишь сместив весь ливер внутри самолетки в самую что ни на есть ее переднюю часть. Что вызвало у меня недоумение и массу вопросов главный из которых - а как-же летает Elipsoid без электротяги??? Ведь основная масса это и есть двигатель и липолька. А самолетка сбалансирована лишь тогда, когда все это добро задвинуто до не могу вперед?
Разъясните бестолковому! 😃

lyoha
Red_cat:

а как-же летает Elipsoid без электротяги???

А там морда у фюзеляжа несколько длиннее, обязателен балласт для центровки, аккумуляторы борта, приемники и все остальные кишоки фюзеляжа тоже в морде. Притом, что планер уже немолод по дате начала производства и был создан под никелевые батарельки, которые мощно тяжелы. Просто прикиньте вес своей липольки и вес никелевой сборки под похожее напряжение и емкость.

Red_cat

Благодарю за ответ, lyoha!
Но похоже уже сам разобрался прочитав rcgroups. Действительно причина в древности самолетки и расчете центровки под никель-кадмий. Народ рекомендует применять потяжелее двигатели дабы не использовать балласт и иметь гибкость в применении разного типоразмера липолек.
Хотя всегда считал что электро и классические планера близнецы-братья. Наверное “дурное” влияние Мультиплекса 😉.
Теперь буду пытаться загонять весь ливер максимально аккуратно вперед.