Идеи по управлению при помощи минителевидеокамеры
Родилась идея, как облегчить управлением самолёта при помощи радиоминивидеокамеры. Идея не нова, использовалась и используется в управляемых авиабомбах (УАБ) с телекамерой.
Проблема: Просто установленная телекамера на самолёт не даёт полной информации о положении самолёта.
Решение: используем курсовую отметку в виде креста, например, на лобовом стекле самолета. Второй крест - направление задаваемого курса рулями. Соответсвенно, совмещение или расхождение обоих крестов говорит о реальном курсе самолёта и положении рулей. Т.е. получаем визуальную информацию.
Реализация: телекамера, с нанесённым на ней курсовым крестом, от рулевых тяг рулей поворачивается в соответсвующую сторону манёвра, смещая курсовую отметку относительно курсовой отметки самого самолёта (на лобовом стекле). Упрощенный рисунок прилагаю.
Замечания и предложения: Алексей Олейников предложил камеру закрепить неподвижно относительно курсовой отметки на лобовом стекле и перемещать стекло между камерой и лобовым стеклом с отметкой курса по рулям. Ну и предложил ввести в камеру электронные метки.
Ещё предложение, в поле вида камеры можно вывести светодиоды говорящие о состоянии аккумуляторных батарей, дешёвая телеметрия получается…
Пишите Ваши идеи и замечания, возможно кто-то возьмётся реализовать на практике, очень хотелось бы узнать впечатления.
Спасибо.
К электролётам отношения не имеет.
Перенесено.
хе-
поставить камеру внутрь самолета, вавести в поле изображения индикатор питания, прозрачную стенку бака, подсвеченную, естессно, тахометр, температуру мотора, еще чего…
и посадить рядом чувака, который за всем этим следить будет…
а зечем управлять самолетом с телекамеры?
хе-
поставить камеру внутрь самолета, вавести в поле изображения индикатор питания, прозрачную стенку бака, подсвеченную, естессно, тахометр, температуру мотора, еще чего…
и посадить рядом чувака, который за всем этим следить будет…
Вообще имелось ввиду применительно для электролётов, в частности для отображения состояния аккумуляторов, чтобы успеть посадить самолёт до отсечки двигателя. Если у Вас очень хорошее зрение и вы можете увидеть загоревшийся светодиод на расстоянии 50-100 метров с земли, то вам это конечно не нужно…
а зечем управлять самолетом с телекамеры?
Это всё равно что спросить: “Зачем им вобще управлять? Пускай себе сам летает!”?
Я думаю разница есть: управление с земли возможно только при визуальном контакте и небольшой дальности, при управлении с телекамеры дальность увеличивается и визуальный контакт с моделью не требуется, со всеми вытекающими последствиями…
ага, улетели, Вы, например, на пару километров, а батарея садиться, вы это видите, но вернуться уже не можете…
че толку?
а зачем летать так далеко на электролете?
за оленями следить?
ага, улетели, Вы, например, на пару километров, а батарея садиться, вы это видите, но вернуться уже не можете…
че толку?
а зачем летать так далеко на электролете?
за оленями следить?
Лично мне хотелось бы видеть полёт и управлять им не с земли, а именно из кабины, пусть модели, но самолёта. “ЗАЧЕМ?” - каждый решает сам для себя. Также я могу спросить, а зачем вобще радиоупраляемые модели самолётов нужны? Оленей от себя отгонять??😉
зечем управлять самолетом с телекамеры?
Ну это как играть в футбол или смотреть его 😂
Если серьезно, то чувственное восприятие пилотом летящего модельного самолета со стороны слабо отличается от восприятия зрителями. Управление по камере позволяет возвыситься над ними и над собой, хотя бы и виртуально, и без подключения воображения. Ну еще посмотреть на город с высоты птичьего полета, пройти над самим собой, пролететь через дым стометровой заводской трубы, посмтреть пилотаж глазами пилота (петля и бочка ГОРАЗДО зрелищнее из кокпита!), погоняться за птицами на равных и полетать в стае… Это новая стихия, еще одно измерение для авиамоделизма! Все за камеры! 😃
З.Ы. В футбол не играю и не смотрю 😉
Управление по камере позволяет возвыситься над ними и над собой, хотя бы и виртуально, и без подключения воображения. Ну еще посмотреть на город с высоты птичьего полета, пройти над самим собой, пролететь через дым стометровой заводской трубы, посмтреть пилотаж глазами пилота (петля и бочка ГОРАЗДО зрелищнее из кокпита!), погоняться за птицами на равных и полетать в стае… Это новая стихия, еще одно измерение для авиамоделизма! Все за камеры! 😃
хорошо написал !!! 😃
…хорошо написал !!! 😃
Присоединяюсь 😃 Вообще эта тема на мой взгляд так и не раскрыта до конца… Начало было положено, но всё сводится в конечном счёте к качественой видеозаписи полёта, а не самого управления… Пусть изображение и не качественное с минителекамеры, но считаю достаточным с доработкой предложенной выше. На вопрос: “ЗАЧЕМ?” - сможет ли кто нибудь с обычным управлением с земли сделать змейку между телеграфными столбами? Или пролететь между 2 столбами находящимися на одной прямой с пилотом? Или пролететь под мостом стоя на нём? Телекамера даёт новые возможности в управлении ру самолёта и хотелось бы отзывов тех кто пробовал и мысли и предложения тех кто хочет попробовать. Предложение этой реализации построено на отзывах тех кто пробовал. По их отзывам с “голой” телекамерой очень тяжело ориентироваться в направлении полёта и реального положения самого самолёта.
Добрый день.
Опытные пилоты это все просто делают я имею в вид пролет во круг столбов и под мостом.
Алексей
да были же ссылки на управление самолетом глядя в компьютерные очки … один из роликов , полет над ночным городом 😃
Добрый день.
Опытные пилоты это все просто делают я имею в вид пролет во круг столбов и под мостом.Алексей
Возможно, но для этого нужно занять правильную точку - по нормале к линии столбов, а если на прямой с ними, то будете считать столбы;)
да были же ссылки на управление самолетом глядя в компьютерные очки … один из роликов , полет над ночным городом 😃
Видел, но это за бугром делается с использованием относительно дорогой аппаратуры, интересуют наши отечественные наработки. Тем более минителекамеры появились давно в продаже и стали доступны по цене большинству…
Родилась идея,
Одна из возможных проблем такого подхода - оптическая. Объектив телекамеры, настроенный “на резкость” на удаленные предметы, не сможет строить четкое изображение креста, находящегося на расстоянии в несколько мм или см (так называемая глубина резкости). Чем объектив длиннофокуснее и светосильнее, тем ситуация будет хуже. Чтобы решить эту проблему оптико-механическим способом, потребуется некая дополнительная оптическая система типа коллиматора. Мне кажется, удобнее телеметрию ввести электронным способом в видеосигнал если он (видеосигнал) доступен.
Я тебе так скожу минус твоей идей для прямого полета она еще может и потянит, но чтобы пилотаж крутить надо ещё одну камеру которая смотрит в бок на крыло. Посматри как летают спортсмены на пилотагах они все время смотрят в бок там есть “вилка” по которой они орентируються выполняя пилотаж. К стати надо ещё учесть или посчитать погрешность твоей системы “наведения”. Так что вопросов предостаточно.
Ну не только за бугром это делали…
Мы подобное сделали ещё в 1986г. по чернобыльской программе. Потом, позже, сварганили на базе компьютерного шлема VFX1. С определённым приближением всё нормально. Шлем этот, кстати у меня до сих пор. Но сразу оговорюсь, что поставить такое на электричку весьма сомнительно.
Поясню:
-1. сама головка видеокамеры. Камера черно-белая, имеет более высокие показатели, но немного менее информативна. Цветная- будет иметь заведомо худшие показатели. В этом случае надо брать сразу трёхматричную. Головку камеры надо брать от систем наблюдения, причём такую, которая сразу выдаёт видеосигнал. С цифровым сигналом работать ОЧЕНЬ!!! гГЕМОРНО! Такие головки весят не много.
- 2.Его Величество, обектив!!! С настройками. Тут вес будет хороший. Можно конечно взять очень хорошую бытовую камеру за штуку уёв, которая имеет правильный видеовыход. Там объектив будет конечно более лёгкий, но и тут будут проблемки.
-
- Передатчик. Тут решений множество. По диапазону вполне комфортно работать на 140-144 Мгц. Можно полезть и в 1Ггц. Подобных схем существует множество. НО и тут есть проблемка: мощный передатчик будет в любом случае влиять на приёмник самолёта, вне зависимости от диапазона.
Теперь про общий вес. Набежит очень хорошо! Мне удалось уложиться недавно в общий вес 167гр. Об стоимости такого комплекта- не спрашивайте- соизмеримо со стоимостью джипа пятилетки. Могли и чуток сделать на 30гр. меньше. Но заказчику понравилась система с хорошим обективом- такой комплект завесил под два кг.
- Передатчик. Тут решений множество. По диапазону вполне комфортно работать на 140-144 Мгц. Можно полезть и в 1Ггц. Подобных схем существует множество. НО и тут есть проблемка: мощный передатчик будет в любом случае влиять на приёмник самолёта, вне зависимости от диапазона.
…Одна из возможных проблем такого подхода - оптическая. Объектив телекамеры, настроенный “на резкость” на удаленные предметы, не сможет строить четкое изображение креста, находящегося на расстоянии в несколько мм или см (так называемая глубина резкости). Чем объектив длиннофокуснее и светосильнее, тем ситуация будет хуже. Чтобы решить эту проблему оптико-механическим способом, потребуется некая дополнительная оптическая система типа коллиматора. Мне кажется, удобнее телеметрию ввести электронным способом в видеосигнал если он (видеосигнал) доступен.
Полностью согласен с Вами… но мало опыта у меня в этой области:( Это пока теоретическая часть - мысли вслух… Видеосигнал скорее всего перехватить можно и он должен быть стандартный, т.к. выпускаются 2 разновидности - простая видеокамера с обычным выходом видео, а у телекамеры просто видеосигнал идёт на передатчик вставленный в этот же корпус, в этом всё их отличие… ну и в цене конечно…
Если идея стоящая, то может кто возьмётся в электронном варианте реализовать? Например, зная Ваш опыт в электронике - Вы?
Я пока опробую с оптической частью чего получится…
Ещё родилась дополнительная идея совместно с Алексеем Олейниковым.
Система отображения курсового креста (или отображения положения рулей) относительно текущего креста положения самолёта даёт ещё одни плюсы:
Если крест текущего курса разбить на деления и оттарировать с углами отклонения рулей, мы получаем визуальную информацию положение рулей на данный момент. Т.е. получаем телеметрию при записи получаемого сигнала на видеозаписывающее устройство. Т.е. фактически при воспроизведении этой видеозаписи по времени можно воспроизвести все манипуляции с рулями в любой момент полёта с точностью до градусов отклонения всех рулей. Видеоазапись позволит затем сделать разбор полётов и оценить правильность действий пилота. В случае аварии получаем ещё и чёрный ящик, не дай бог конечно…
И ещё плюс… по реакции курсового креста или креста положения рулей можно судить о работоспособности сервомашинок и вовремя среагировать на какие либо отклонения или сбои в их работе.
Если идея стоящая, то может кто возьмётся в электронном варианте реализовать? Например, зная Ваш опыт в электронике - Вы?
Задачка, конечно, забавная. Но мне лично такая система, вроде, ни к чему. Да и оборудования такого в наличии нет. Так что мне браться за разработку, получается, резона нет.
Думаю, что если взять шустрый микроконтроллер (с временем команды <100нс), то вполне реально ПРОГРАММНО привязываться к строчным и кадровым синхроимпульсам и подмешивать к видеосигналу дополнительную информацию. Ту же подвижную метку или столбик заряда батареи. Даже можно попытаться генерить цифро-буквенную информацию. При таком подходе будет некоторое дрожание символов по горизонтали, но на шустром проце, думаю, приемлемое. Зато вся схема будет - один чип процессора и пара резисторов.
Управление по видео - идея несколько раз уже обсасывалась на форуме… Имхо вполне имеет право на существование, ессно не пилотаж, а спокойный полет на нескоростном устойчивом самике. Причем к вопросу зачем это надо - потому, что приближает управление моделью к реальному самолету. Да просто интересно!
Насчет телеметрии - у радиокамер систем видеоконтроля часто есть канал звука, так и просится туда мк и передача пакетом данных с сенсоров вплоть до высоты/скорости/курса/напряжения/тахометра и т.п. только зачем? Писать для послеполетного разбора? Это в простейщем варианте, в идеале такие данные надо накладывать на картинку по принципу ИЛС - иначе их просто не считать.
Думаю при наличии авиагоризонта, высоты, скорости и курса в картинке с борта, управлять моделью по видеоканалу вполне реально. Насколько мне известно на модели планеров был опыт установки камеры именно для управления при потере визуального контакта.
А насчет помех передачи видеосигнала приемнику - вроде достаточно многие уже ставили просто радиокамеру на борт…
Ну а поскульку тут меня склоняют не могу промолчать насчет совместных идей 😃 😊
Второй день пытаюсь убедит автора об абсурдности самого принципа отображать именно положение рулевых поверхностей - ничего другого данная механика не дает…
для ДАК - кадры с Вашего изделия (робот) показывали позавчера по Дискавери в фильме пр Чернобыль?