Идеи по управлению при помощи минителевидеокамеры

Dimair
MoonCat:

хорошо написал !!! 😃

Присоединяюсь 😃 Вообще эта тема на мой взгляд так и не раскрыта до конца… Начало было положено, но всё сводится в конечном счёте к качественой видеозаписи полёта, а не самого управления… Пусть изображение и не качественное с минителекамеры, но считаю достаточным с доработкой предложенной выше. На вопрос: “ЗАЧЕМ?” - сможет ли кто нибудь с обычным управлением с земли сделать змейку между телеграфными столбами? Или пролететь между 2 столбами находящимися на одной прямой с пилотом? Или пролететь под мостом стоя на нём? Телекамера даёт новые возможности в управлении ру самолёта и хотелось бы отзывов тех кто пробовал и мысли и предложения тех кто хочет попробовать. Предложение этой реализации построено на отзывах тех кто пробовал. По их отзывам с “голой” телекамерой очень тяжело ориентироваться в направлении полёта и реального положения самого самолёта.

Aleksei_D

Добрый день.
Опытные пилоты это все просто делают я имею в вид пролет во круг столбов и под мостом.

Алексей

MoonCat

да были же ссылки на управление самолетом глядя в компьютерные очки … один из роликов , полет над ночным городом 😃

Dimair
Aleksei_D:

Добрый день.
Опытные пилоты это все просто делают я имею в вид пролет во круг столбов и под мостом.

Алексей

Возможно, но для этого нужно занять правильную точку - по нормале к линии столбов, а если на прямой с ними, то будете считать столбы;)

MoonCat:

да были же ссылки на управление самолетом глядя в компьютерные очки … один из роликов , полет над ночным городом 😃

Видел, но это за бугром делается с использованием относительно дорогой аппаратуры, интересуют наши отечественные наработки. Тем более минителекамеры появились давно в продаже и стали доступны по цене большинству…

Vad64
Dimair:

Родилась идея,

Одна из возможных проблем такого подхода - оптическая. Объектив телекамеры, настроенный “на резкость” на удаленные предметы, не сможет строить четкое изображение креста, находящегося на расстоянии в несколько мм или см (так называемая глубина резкости). Чем объектив длиннофокуснее и светосильнее, тем ситуация будет хуже. Чтобы решить эту проблему оптико-механическим способом, потребуется некая дополнительная оптическая система типа коллиматора. Мне кажется, удобнее телеметрию ввести электронным способом в видеосигнал если он (видеосигнал) доступен.

Aleksei_D

Я тебе так скожу минус твоей идей для прямого полета она еще может и потянит, но чтобы пилотаж крутить надо ещё одну камеру которая смотрит в бок на крыло. Посматри как летают спортсмены на пилотагах они все время смотрят в бок там есть “вилка” по которой они орентируються выполняя пилотаж. К стати надо ещё учесть или посчитать погрешность твоей системы “наведения”. Так что вопросов предостаточно.

ДАК

Ну не только за бугром это делали…
Мы подобное сделали ещё в 1986г. по чернобыльской программе. Потом, позже, сварганили на базе компьютерного шлема VFX1. С определённым приближением всё нормально. Шлем этот, кстати у меня до сих пор. Но сразу оговорюсь, что поставить такое на электричку весьма сомнительно.
Поясню:
-1. сама головка видеокамеры. Камера черно-белая, имеет более высокие показатели, но немного менее информативна. Цветная- будет иметь заведомо худшие показатели. В этом случае надо брать сразу трёхматричную. Головку камеры надо брать от систем наблюдения, причём такую, которая сразу выдаёт видеосигнал. С цифровым сигналом работать ОЧЕНЬ!!! гГЕМОРНО! Такие головки весят не много.

  • 2.Его Величество, обектив!!! С настройками. Тут вес будет хороший. Можно конечно взять очень хорошую бытовую камеру за штуку уёв, которая имеет правильный видеовыход. Там объектив будет конечно более лёгкий, но и тут будут проблемки.
    1. Передатчик. Тут решений множество. По диапазону вполне комфортно работать на 140-144 Мгц. Можно полезть и в 1Ггц. Подобных схем существует множество. НО и тут есть проблемка: мощный передатчик будет в любом случае влиять на приёмник самолёта, вне зависимости от диапазона.
      Теперь про общий вес. Набежит очень хорошо! Мне удалось уложиться недавно в общий вес 167гр. Об стоимости такого комплекта- не спрашивайте- соизмеримо со стоимостью джипа пятилетки. Могли и чуток сделать на 30гр. меньше. Но заказчику понравилась система с хорошим обективом- такой комплект завесил под два кг.
Dimair
Vad64:

Одна из возможных проблем такого подхода - оптическая. Объектив телекамеры, настроенный “на резкость” на удаленные предметы, не сможет строить четкое изображение креста, находящегося на расстоянии в несколько мм или см (так называемая глубина резкости). Чем объектив длиннофокуснее и светосильнее, тем ситуация будет хуже. Чтобы решить эту проблему оптико-механическим способом, потребуется некая дополнительная оптическая система типа коллиматора. Мне кажется, удобнее телеметрию ввести электронным способом в видеосигнал если он (видеосигнал) доступен.

Полностью согласен с Вами… но мало опыта у меня в этой области:( Это пока теоретическая часть - мысли вслух… Видеосигнал скорее всего перехватить можно и он должен быть стандартный, т.к. выпускаются 2 разновидности - простая видеокамера с обычным выходом видео, а у телекамеры просто видеосигнал идёт на передатчик вставленный в этот же корпус, в этом всё их отличие… ну и в цене конечно…
Если идея стоящая, то может кто возьмётся в электронном варианте реализовать? Например, зная Ваш опыт в электронике - Вы?
Я пока опробую с оптической частью чего получится…

Ещё родилась дополнительная идея совместно с Алексеем Олейниковым.
Система отображения курсового креста (или отображения положения рулей) относительно текущего креста положения самолёта даёт ещё одни плюсы:
Если крест текущего курса разбить на деления и оттарировать с углами отклонения рулей, мы получаем визуальную информацию положение рулей на данный момент. Т.е. получаем телеметрию при записи получаемого сигнала на видеозаписывающее устройство. Т.е. фактически при воспроизведении этой видеозаписи по времени можно воспроизвести все манипуляции с рулями в любой момент полёта с точностью до градусов отклонения всех рулей. Видеоазапись позволит затем сделать разбор полётов и оценить правильность действий пилота. В случае аварии получаем ещё и чёрный ящик, не дай бог конечно…
И ещё плюс… по реакции курсового креста или креста положения рулей можно судить о работоспособности сервомашинок и вовремя среагировать на какие либо отклонения или сбои в их работе.

Vad64
Dimair:

Если идея стоящая, то может кто возьмётся в электронном варианте реализовать? Например, зная Ваш опыт в электронике - Вы?

Задачка, конечно, забавная. Но мне лично такая система, вроде, ни к чему. Да и оборудования такого в наличии нет. Так что мне браться за разработку, получается, резона нет.
Думаю, что если взять шустрый микроконтроллер (с временем команды <100нс), то вполне реально ПРОГРАММНО привязываться к строчным и кадровым синхроимпульсам и подмешивать к видеосигналу дополнительную информацию. Ту же подвижную метку или столбик заряда батареи. Даже можно попытаться генерить цифро-буквенную информацию. При таком подходе будет некоторое дрожание символов по горизонтали, но на шустром проце, думаю, приемлемое. Зато вся схема будет - один чип процессора и пара резисторов.

AlexeyOleynikov

Управление по видео - идея несколько раз уже обсасывалась на форуме… Имхо вполне имеет право на существование, ессно не пилотаж, а спокойный полет на нескоростном устойчивом самике. Причем к вопросу зачем это надо - потому, что приближает управление моделью к реальному самолету. Да просто интересно!
Насчет телеметрии - у радиокамер систем видеоконтроля часто есть канал звука, так и просится туда мк и передача пакетом данных с сенсоров вплоть до высоты/скорости/курса/напряжения/тахометра и т.п. только зачем? Писать для послеполетного разбора? Это в простейщем варианте, в идеале такие данные надо накладывать на картинку по принципу ИЛС - иначе их просто не считать.
Думаю при наличии авиагоризонта, высоты, скорости и курса в картинке с борта, управлять моделью по видеоканалу вполне реально. Насколько мне известно на модели планеров был опыт установки камеры именно для управления при потере визуального контакта.
А насчет помех передачи видеосигнала приемнику - вроде достаточно многие уже ставили просто радиокамеру на борт…
Ну а поскульку тут меня склоняют не могу промолчать насчет совместных идей 😃 😊
Второй день пытаюсь убедит автора об абсурдности самого принципа отображать именно положение рулевых поверхностей - ничего другого данная механика не дает…

для ДАК - кадры с Вашего изделия (робот) показывали позавчера по Дискавери в фильме пр Чернобыль?

Dimair
ДАК:

Ну не только за бугром это делали…
Мы подобное сделали ещё в 1986г. по чернобыльской программе. Потом, позже, сварганили на базе компьютерного шлема VFX1. С определённым приближением всё нормально. Шлем этот, кстати у меня до сих пор. Но сразу оговорюсь, что поставить такое на электричку весьма сомнительно.

Интересно было бы поподробнее и с фотками, если есть…
Ну у Вас профессиональный подход к бортовым камерам, делать качественную картинку, конечно дорогое удовольствие…
Чисто для управления можно и попроще использовать, типа из таких: shocker.ru/cat/7.html

jedi

там есть ещё одна проблемка - дальность…
если пытаться уложиться в небольшую стоимость - то качеставо картинки ухудшается уже после 300 метров.

Dimair
jedi:

там есть ещё одна проблемка - дальность…
если пытаться уложиться в небольшую стоимость - то качеставо картинки ухудшается уже после 300 метров.

Решить можно 2 путями:

  1. Попробовать увеличить мощность передатчика
  2. Сделать направленную приёмную антену

2 вариант попроще и думаю предпочтительнее…

Prikupets
Dimair:

Решить можно 2 путями:

  1. Попробовать увеличить мощность передатчика
  2. Сделать направленную приёмную антену
  1. делал - нормально. Буду еще ставить в приемник BBA-322 усилитель.
  2. делаю, но пока без особых изменений 😠
ДАК
AlexeyOleynikov:

для ДАК - кадры с Вашего изделия (робот) показывали позавчера по Дискавери в фильме пр Чернобыль?

Не видел фильм, не знаю. Наш апарат реально смог прожить совсем мало. Радиация его убила. Видео вышло примерно через три минуты, управление- через четыре минуты. Апарат улетел. Хотя и было всё защищено тремя соями разной фольги: медь, какой-то феросплав, свинец. Вообще и другие роботы были убиты радиацией. У нас был и наземный, так его убило практически сразу, когда подняли свинцоввый люк. Радиация- штука серьёзная для электроники. Хотя знаю, что летал зонд и передавал сигналы, но там электроника была очень хорошо. Защищена.

AlexeyOleynikov

Тогда вопрос в тему: какая-либо информация накладывалась на картинку?
имхо таже mega64 с 16МГц и 4К RAM должна справиться с наложением ну в пределах 64-128 точек по горизонтали. Причем развертку можно делать через кадр - между работает АЦП

PS А фильм неожиданно показался интересным и информативным - обыно упор делают на причины и хронологию только аварии, тут же, в основном, последствия и их леквидация - много документальных съемок, раньше их не видел.

ekf

Есть ИМС для вывода инфы
на экран- искать в древних
аналоговых тюнерах.
Тип : uPD6450cx-NEC
LC74781-Sanyo
M35011-001sp Mitsubishi-
но инфы по ней нет- если кто располагает-
буду очень признателен.
На 6450 собрал макет-очень ничего.

ДАК
AlexeyOleynikov:

Тогда вопрос в тему: какая-либо информация накладывалась на картинку?
имхо таже mega64 с 16МГц и 4К RAM должна справиться с наложением ну в пределах 64-128 точек по горизонтали. Причем развертку можно делать через кадр - между работает АЦП

PS А фильм неожиданно показался интересным и информативным - обыно упор делают на причины и хронологию только аварии, тут же, в основном, последствия и их леквидация - много документальных съемок, раньше их не видел.

Картинка отдельно, телеметрия- отдельно.

Панкратов_Сергей

Есть готовое решения для ввода телеметрической информации в видео.
Стоит что-то около 100 баксов.
Вводится-
1.Высота
2.скорость
3.Напряжение ходовой батареи
4.Напряжение питания приемника
5.Обороты винта.
Вес около 60 грамм.
Что важно-все датчики встроенные.Устройство включается в разрыв видеосигнала между камерой и передатчиком.
Описание есть,только на другом компе.
Если интересно то смогу выложить послезавтра.
А завтра буду вне связи.

Prikupets
ekf:

Есть ИМС для вывода инфы
на экран- искать в древних
аналоговых тюнерах.

www.telesys.ru/wwwboards/compon/2/…/162.html
Отправлено Сергей Е 31 августа 1999 г. 01:56:02
В ответ на: Знакогенераторы для TV. отправлено Паша 23 августа 1999 г. 12:55:09
Называются OSD (On Screen Display). Datasheet-ов в сети полно. А вот купить их у нас, как я понял, весьма проблематично.
Вот списочек, который я в свое время составил.
*************************************************************************
М/С разделены на 6 групп. 1-я (верхняя) наиболее полезная и удобная.
Далее в порядке ухудшения. Для групп 1-3 не нужно внешних компонентов для
выделения синхросигналов. Внутри групп высшие строки так-же наиболее предпочтительны.
Хотя большой разницы функционально нет. Здесь уже нужно смотреть на цену.
М/С набраные в одной строке абсолютно идентичны (для нас).
(1)===================
STV5730 (SGS-Tompson)
LC74775, LC74776 (Sanyo)

(2)===================
STV9410 (SGS-Tompson)
LC74763 (Sanyo)
LC74781 (Sanyo)

(3)===================
M35052, M35053, M35054, M35055 (Mitsubishi)

(4)===================
PCA8514, PCA8515, PCA8516 (Philips)
PCA8517 (Philips)
KS2501 (Samsung)
uPD6461, uPD6462 (NEC)

(5)===================
STV9420, STV9424, STV9426, STV9427 (SGS-Tompson)
MC141543 (Motorola)
MC141545, MC141547, MC141549 (Motorola)
MC141540, MC141541 (Motorola)
M35045 (Mitsubishi)
LC74772 (Sanyo)

(6)===================
STV9421, STV9422, STV9425, STV9428, STV9429 (SGS-Tompson)
MC141542, MC141546, MC141548 (Motorola)

Если будут варианты различных корпусов, то, я думаю, лучше брать DIP.
Хотя это не принципиально.
**************************************

malikh_d_a
AlexeyOleynikov:

Думаю при наличии авиагоризонта, высоты, скорости и курса в картинке с борта, управлять моделью по видеоканалу вполне реально. Насколько мне известно на модели планеров был опыт установки камеры именно для управления при потере визуального контакта.

  1. При наличии всей телеметрии само изображение с камеры уже не потребуется оно только канал жрет.
  2. Проще обрабатывать всю информацию прямо на борту тем же микроконтороллером и решать вопросы управления прямо на борту. А с земли лиш корректировать программу полета и смотреть картинку в реальном времени если захочется и дальность позволит. Тогда и проблема мощного радиоканала пропадет. При потере радиоконтакта или скорой выработке топлива аппарат должен сам будет подлететь ближе (по GPS).