люители F3A!

Павел_Филиппов

Вопрос к Сергею Никонову
Хочу серьезно заняться F3A. Решил строить большую пилотажку, купил ямаду 140, но сейчас весь в раздумьях и сомнениях. Чтобы летать F3A нужно много тренироваться, следовательно нужно много топлива. Вопрос собственно в том, получится ли отрабатывать комплекс на маленьком самолете или построить большую, но с бензиновым двигателем (Moki 20 f3a, zdz 40, rcs 140)? Что вы можете сказать по этому поводу? Может не стоит об этом думать даже? Вроде на ЧМ 2005 года поляки летали с бензиновыми двигателями…

Viper91

Тогда вам еще надо европу покупать. с бензином будет сложно уложиться в заданный вес.
Если строить самому - 1900х1900 и композитную.
P.S. А разве Бутузов фристайл на европе крутит?

Павел_Филиппов
Viper91:

Тогда вам еще надо европу покупать.

Была бы возможность купить европу я бы этим вопросм не морочился бы, но европу всеравно не купил бы 😃

Sanya
Viper91:

Тогда вам еще надо европу покупать. с бензином будет сложно уложиться в заданный вес.
Если строить самому - 1900х1900 и композитную.
P.S. А разве Бутузов фристайл на европе крутит?

Конечно летает! Еще как летает!!! Мне бы так научиться…Честно говоря не видел чтобы кто-то ТАК летал!!

Andrey_Kletsko
Сергей_Никонов:

Серега Бутузов на пилотажке летает фристайл под музыку так, что Себа грустно смотрит в землю и ковыряет носком ботинка травку… и летает после этого как-то невыразительно…))

Сережа, но не до такой же степени…

Сергей_Никонов
Viper91:

Тогда вам еще надо европу покупать. с бензином будет сложно уложиться в заданный вес.
Если строить самому - 1900х1900 и композитную.
P.S. А разве Бутузов фристайл на европе крутит?

Во Франции в этом году показуху как-то подозрительно быстро свернули, ограничившись выступлением только Ле Ру… Вообще, качество судейства на последнем Чемпионате оставляет желать лучшего… очень явно заметно лобирование нескольких группировок…

Бутузов замечательно летает композицию под музыку вальса из фильма “Берегись автомобиля”… я первый раз увидел этот полет на открытии клуба в Тушино, которое органицовывал Андрей Клецко… Себа был приглашенным пилотом…

Andrey_Kletsko:

Сережа, но не до такой же степени…

Андрюха, ну ладно, чего уж там… 😃)
я в этот момент специально за Себой наблюдал… 😉

Павел_Филиппов:

Вопрос к Сергею Никонову
Хочу серьезно заняться F3A. Решил строить большую пилотажку, купил ямаду 140, но сейчас весь в раздумьях и сомнениях. Чтобы летать F3A нужно много тренироваться, следовательно нужно много топлива. Вопрос собственно в том, получится ли отрабатывать комплекс на маленьком самолете или построить большую, но с бензиновым двигателем (Moki 20 f3a, zdz 40, rcs 140)? Что вы можете сказать по этому поводу? Может не стоит об этом думать даже? Вроде на ЧМ 2005 года поляки летали с бензиновыми двигателями…

Вопрос очень актуальный…
Попробую высказаться, но подчеркиваю, что это только мое личное мнение

  1. первым купите лучше какой-нибудь б.у. самолет… (если, конечно, не собираетесь делать своими руками - это совершенно отдельная тема, которую лучше обсуждать с Козловским, Даниловым, Мандрикой и Захаровым (никого не забыл? 😉 ))
    причины следующие: во-первых: вы его все-равно раздолбаете из-за несоблюдения всех требований по обеспечению надежности полета и именно на этом самолете будете для себя эти требования осознавать, во-вторых: большой самолет в эксплуатации отличается от маленького даже психологически и требует более трепетного отношения к себе… поэтому на первом недорогом самолете лучше осознавать все тонкости конструкции и сформировать для себя четкие предпочтения…
  2. из двигателей настоятельно рекомендую OS MAX 140RX… обязательно новый… и не ставить винт тяжелее чем 15х12… и окна охлаждения в капоте распиливать по максимуму…
    Это очень простой и самый надежный мотор, если его не перегреть. Один раз подогрели, кольцо потеряло упругость и целый букет недоразумений (сразу будет греться, не держать холостой, захлебываться)… После посадки головка цилиндров, если ее трогать мокрым пальцем ни в коем случае не должна шипеть… Остальные тонкости этого мотора могу рассказать позже…
    Топливо для 140RX можно вполне использовать на касторке + 12% нитры, но тогда каждые 70-80 полетов нужно разбирать мотор, смотреть большой подшипник и счищать нагар с поршня.

Что касается бензиновых моторов, то я уверен, что для пилотажек они не подходят в силу многих причин… Вообще, мотор на пилотажке - это самая ответственная позиция… Вы не сможете думать о полете, если не будете знать досконально манеру своего мотора или если он будет работать непредсказуемо… Учиться эксплуатации выбранного мотора - это целая наука, которую никогда не освоишь, если будешь кидаться от одного мотора к другому…

У двухтактника есть один существенный недостаток - раскручивается винт на вертикалях вниз… но вам, как начинающему, это не будет мешать еще года три…

  1. Я в этом году хочу перейти на 160 Ямаду… но при этом у меня за спиной целая школа борьбы с YS-140L…

  2. Отрабатывать комплекс на маленьком самолете можно… но построить хороший маленький самолет - тоже проблема. Володя Козловский сделал матрицы под Little Angel, но до изготовления моделей руки у него пока не доходят… Самое главное требование к самолету на 46-52 двигателе - это вес не больше 2 кг. Лучше, если 1.9 кг. Иначе вертикали вверх лететь не будет…

RedSun
Сергей_Никонов:
  1. Отрабатывать комплекс на маленьком самолете можно… но построить хороший маленький самолет - тоже проблема. Володя Козловский сделал матрицы под Little Angel, но до изготовления моделей руки у него пока не доходят… Самое главное требование к самолету на 46-52 двигателе - это вес не больше 2 кг. Лучше, если 1.9 кг. Иначе вертикали вверх лететь не будет…

Наконец-то ! Я такого ответа ждал 2 года 😃
А какие еще рекомендации к такому “маленькому” самолету ? Площадь/нагрузка, тип мотора (или потребная мощность) ? Может быть, прототип из известных присоветуете, возможно с доработками ?

Viper91

Лучше большой! Маленький неинтрересно!!!

Эх. Не удались сегодня полеты . Приехали разложились , полоса и погода супер!
Но движок упорно не захотел заводиться. После 2х часов плясок около самолета решено сворачиваться.

Сергей_Никонов
Viper91:

Лучше большой! Маленький неинтрересно!!!

Эх. Не удались сегодня полеты . Приехали разложились , полоса и погода супер!
Но движок упорно не захотел заводиться. После 2х часов плясок около самолета решено сворачиваться.

А какой мотор?
Могу поделиться секретами запуска двигателя на морозе…

RedSun:

Наконец-то ! Я такого ответа ждал 2 года 😃
А какие еще рекомендации к такому “маленькому” самолету ? Площадь/нагрузка, тип мотора (или потребная мощность) ? Может быть, прототип из известных присоветуете, возможно с доработками ?

Это целая наука, как мне кажется, построить маленький хороший самолет… и она, судя по всему, сложнее, чем построить большой.
Дело в том, что на малом самолете очень трудно бороться за вес, без ущерба для прочности…
В целом, техническая конструкция, скорее всего, должна быть как у фан-флая: предельно облегченный фюзеляж ферменной бользовой схемы, формованный капот, цельное наборное бальзовое крыло, двигатель типа двухтактного OS MAX - 50, а лучше YS-45 с задним или боковым выхлопом - совершенно незаслуженно неиспользуемый в России мотор, но он лучший для этого класса моделей, самый мощный (аналогов нет) и с очень большим ресурсом. Он качает давление в бак, поэтому идеальный для пилотажа.
Особый пункт - жесткость всех рулей и хорошие точные машинки. Рули из наборной бальзы часто ведет и они получаются гибкими и деформируемыми - это недопустимо и сказывается на точности и качестве управления. Машинки должны быть не столько быстрыми, сколько точными и сильными. И никаких люфтов на рулях. И самолет обязательно должен быть не кривой - крыло пропеллером и т.д. ни в коем случае не допускается. Т.е. для изготовления такого самолета, наверное, нужно что-то типа стапеля…
Площади и площади рулей брать в соотношении со “взрослыми” пилотажками… Очень важна правильная настройка отклонения рулей и развесовка модели. Ставить машинки в хвост не нужно… появляются проблемы со стабилизацией - видно как хвост заносит…
Для штатных тренировок малая модель, если смотреть на дело без предубеждения, подходит идеально.
Мало того, размер комплекса можно не уменьшать. Конечно, работа газом и инертностью самолета совсем другая, - маленький самолет не прощает того, что прощает большой, но это окупается удобствами эксплуатации. Малый пилотажный самолет можно запускать на любой площадке… Взлетать с руки, а садиться можно где угодно… Топливо опять же… Когда за день на большом самолете сделаешь полетов 10-12, - это чувствительно, а с малым про топливо вообще можно забыть…
В машине возить удобно…
Правда, в ветер малый самолет сильно колбасит, но тут уже ничего не поделаешь… ))

ПУФИК
Сергей_Никонов:

А какой мотор?
Могу поделиться секретами запуска двигателя на морозе…
Это целая наука, как мне кажется, построить маленький хороший самолет… и она, судя по всему, сложнее, чем построить большой.
Дело в том, что на малом самолете очень трудно бороться за вес, без ущерба для прочности…
В целом, техническая конструкция, скорее всего, должна быть как у фан-флая: предельно облегченный фюзеляж ферменной бользовой схемы, формованный капот, цельное наборное бальзовое крыло, двигатель типа двухтактного OS MAX - 50, а лучше YS-45 с задним или боковым выхлопом - совершенно незаслуженно неиспользуемый в России мотор, но он лучший для этого класса моделей, самый мощный (аналогов нет) и с очень большим ресурсом. Он качает давление в бак, поэтому идеальный для пилотажа.
Особый пункт - жесткость всех рулей и хорошие точные машинки. Рули из наборной бальзы часто ведет и они получаются гибкими и деформируемыми - это недопустимо и сказывается на точности и качестве управления. Машинки должны быть не столько быстрыми, сколько точными и сильными. И никаких люфтов на рулях. И самолет обязательно должен быть не кривой - крыло пропеллером и т.д. ни в коем случае не допускается. Т.е. для изготовления такого самолета, наверное, нужно что-то типа стапеля…
Площади и площади рулей брать в соотношении со “взрослыми” пилотажками… Очень важна правильная настройка отклонения рулей и развесовка модели. Ставить машинки в хвост не нужно… появляются проблемы со стабилизацией - видно как хвост заносит…
Для штатных тренировок малая модель, если смотреть на дело без предубеждения, подходит идеально.
Мало того, размер комплекса можно не уменьшать. Конечно, работа газом и инертностью самолета совсем другая, - маленький самолет не прощает того, что прощает большой, но это окупается удобствами эксплуатации. Малый пилотажный самолет можно запускать на любой площадке… Взлетать с руки, а садиться можно где угодно… Топливо опять же… Когда за день на большом самолете сделаешь полетов 10-12, - это чувствительно, а с малым про топливо вообще можно забыть…
В машине возить удобно…
Правда, в ветер малый самолет сильно колбасит, но тут уже ничего не поделаешь… ))

Большой самолет колбасит не меньше!!!

Matros_G
Сергей_Никонов:

…а лучше YS-45 с задним или боковым выхлопом - совершенно незаслуженно неиспользуемый в России мотор.

Даже на “Башне” этот мотор проходит под грифом [ НЕТ! И НЕ БУДЕТ!!! ] Да и у других басурман обнаружилось только описание. А у наших интернет-торговцев его и вовсе нету. Может не там искал?!

Diamant_66
Сергей_Никонов:

А какой мотор?
Могу поделиться секретами запуска двигателя на морозе…

Движок - OsMax-46AX. Ресурс в часах - затруднительно, может часов 30-40. 😇 Летаем на топливе с 5% нитрометана. Причина плясок - наверное сел свечной аккумулятор. Хотя 25La от этого же ак. заводился нормально. Другое подозрение - износ пары. 😕 В тепле будем исследовать этот вопрос.
А совет по запуску на морозе - очень полезно, наверное, всем. 😃
Хотя метеопрогноз радует - скоро весна и тепло. 😃 😃

mavr
Matros_G:

Даже на “Башне” этот мотор проходит под грифом [ НЕТ! И НЕ БУДЕТ!!! ] Да и у других басурман обнаружилось только описание. А у наших интернет-торговцев его и вовсе нету. Может не там искал?!

C башни вообще ямады пропали, это да. Но для маленьких самолетов вполне подходит AX46 или SX50. При надлежащем проценте нитры, тянет 2кг модель и даже восходящие штопорные фигуры можно делать.

Viper91

Вопрос знатокам. В документе ФАС написано , что мах кубатура двигателя для пилотажки у юношей 6,5см3 . Это что , тем у кого 46 двигатель придется покупать 40?

Concord
Сергей_Никонов:


Это целая наука, как мне кажется, построить маленький хороший самолет… и она, судя по всему, сложнее, чем построить большой…

Сергей, может Вы сможете ответить на мой вопрос:
зачем на пилотажках применяется отрицательное поперечное V стабилизатора?

Павел_Филиппов
Сергей_Никонов:

Машинки должны быть не столько быстрыми, сколько точными и сильными.

Поясните пожалуйста, что значит точные машинки?( фирма, тип) И ещё какие максимальные углы отклонения рулевых поверхностей?

ПУФИК
Concord:

Сергей, может Вы сможете ответить на мой вопрос:
зачем на пилотажках применяется отрицательное поперечное V стабилизатора?

Чтобы сбить устойчивость!!!

Павел_Филиппов
ПУФИК:

Чтобы сбить устойчивость!!!

Тогда получается, что при полете на спине она добавится…

Сергей_Никонов
Concord:

Сергей, может Вы сможете ответить на мой вопрос:
зачем на пилотажках применяется отрицательное поперечное V стабилизатора?

Честно?
Думаю, что для того же, для чего у Ле Ру в этом году было маленькое крылышко над фонарем… - для понта… 😉

Реальность такова, что в аэродинамике из моделистов не разбирается никто… (если это не так, с удовольствием бы послушал грамотного человека относительно расчета управляемости при ламинарных скоростях…) Схемы компоновки модели обычно передираются у наиболее успешных пилотов на международных соревнованиях… При этом, есть парадоксы… Например, пилотажка закошенная под Су-26 Вити Мандрики 2002 года писала как влитая и имея почти симметричный круглый фюзеляж бочки делала просто просто исключительно… Управлять таким самолетом было сплошное удовольствие… он просто сам летел… Но, мода на круглые морды вышла и даже Сомедзини отказался от такого дизайна… В пользу чего? Да, ничего… Просто традиционная форма капота смотрелась элегантнее…
Т.е., хочу сказать, что в нашем спорте очень много субъективного и нелогичного…
Например, - летят одну и ту же простую фигуру два человека… Один из лидеров на новой пилотаге, а второй малозаметный начинающий на скромном самолете… Фигура - какая-нибудь половинка петли на границе зоны с простой бочкой на выходе… Делают оба абсолютно одинаково… Одному ставят 9.0, другому 5.0… объяснить почему - никто не сможет… и при этом сами судьи в большинстве своем в F3A не летают…

Павел_Филиппов:

Поясните пожалуйста, что значит точные машинки?( фирма, тип) И ещё какие максимальные углы отклонения рулевых поверхностей?

…ну, я имел в виду цифровые машинки, с редуктором без люфта…
если на рулях (особенно на элеронах и высоте) появляется люфт, самолет начинает “плавать” на прямой… это порождает привычку постоянно его “ловить”… привычка плохая, так как правка от “плавания” смешивается с правкой траектории… это отнимает внимание и мешает понять истинную манеру самолета… Вообще-то, хорошему самолету нужно просто не мешать лететь самому… Например, при правильном входе в вертикаль, на какой-то момент нужно просто борсить ручки и самолет полетит по прямой сам… Мне кажется, что высшее наслаждение начинается тогда, когда у самолета пропадает тенденция лететь непредсказуемо… Например, Ле Ру на плохих самолетах вообще не летает, чтобы не “сбить руку”…

Viper91:

Вопрос знатокам. В документе ФАС написано , что мах кубатура двигателя для пилотажки у юношей 6,5см3 . Это что , тем у кого 46 двигатель придется покупать 40?

Вряд ли придется покупать новый мотор… )))))
С одной стороны потому, что летающие юноши - сейчас явление довольно редкое и бережно хранимое, а с другой, - что-то я не припомню, чтобы за последние пять лет кто-нибудь даже измерял шум на соревнованиях или вес… уже не говорю про то, чтобы заглядывать под капот самолета…))
Нету никаких над нами сейчас командиров, кроме нас самих…
Если генерал Иванов приезжает на соревнования, то это само по себе большая радость… а товарищи из Федерации (Миша, ау! 😉 ) если и приезжают, то больше боятся вопросов о финансировании поездок сборной на Чемпионаты, нежели чем заняты контролем протокола соревнований… ))))

Matros_G
Сергей_Никонов:

Одному ставят 9.0, другому 5.0…

Это уже к F3A никакого отношения не имеет. Это явление вселенского масштаба.

Например, в одном и том же магазине электродрель от известного бренда стоит 1000 руб., а ноунейм-бренд – всего 400. Не смотря на то, что оба эти инструмента сделаны на одном заводе в Китае и отличаются только цветом корпуса и шильдиком на правом боку.

Или такой пример. Берем прохожего на улице, анонимно даем ему текст небольшого (или отрывок большого) стихотворения Бродского, просим прочесть и высказать свое мнение. Результат эксперимента, я думаю, немало шокирует экзальтированных искусствоведов.

А проверить “на вшивость” судейскую бригаду очень просто. Вася Пупкин выходит на исходную и летает комплекс “под фанеру”. Дергает за ручки, следит за полетом модели взглядом и вообще ведет себя крайне естественно. Неподалеку же, в фургоне с тонированными стеклами, сидит Ле Ру или Себа и на самом деле управляет самолетом. Здесь-то вся подноготная и вылезет.

Как однажды сформулировал один мой знакомый: “Очарование бренда!”