Обсуждаем гоночное вождение на трассах

matador

Всем привет.

Не знаю, где как, но в Москве уже весна. Через пару недель подсохнут трассы, и начнется долгожданный летний гоночный сезон. Многие из тех, кто купили модели зимой, рванут на сухую трассу учиться и набираться опыта. Да и тем, кто катает не первый сезон, надо улучшать навыки, отрабатывать приемы, и т.д.

Поэтому, решил создать тему, в которой предлагаю обсуждать приемы и особенности спортивного, гоночного вождения по оффроадным трассам. Тут на форуме тусуется масса опытных перцев, которым наверняка есть что сказать по теме, а новичкам будет чему поучиться.

Для затравки, несколько вопросов, которые мучают меня лично.

  1. На всех видео с крутых зарубежных соревнований видно, что после прыжка с трамплина модели летят, ощутимо наклонившись вперед. При приземлении, сначала грунта касается передняя ось, потом задняя. Почему прыгают именно так? С чем это связано? Кажется, что таким образом идет большая ударная нагрузка на переднюю подвеску, соотв. выше риск ее сломать. Но все пыгают именно так. Почему - непонятно.
  2. Вдогонку к первому вопросу. Как правильно приземляться? На холостом ходу (а газ давать после стабилизации модели), или уже на газу (чтобы колеса раскрутились до того, как коснутся грунта)?
  3. Особенности вождения по трассам со сравнительно слабым зацепом (например много песка). Теоретически, самый оптимальный способ прохождения поворотов - это без сносов/заносов и по кратчайшей траектории, т.к. трение покоя всегда выше трения скольжения. Однако же, практически все проходят повороты в управляемом заносе, выставляя модель “боком” еще до поворота, и, отрабатывая газом, “заправляют” ее на новую траеторию. Раз так делают все, то значит так быстрее. Вопрос: почему?
  4. Как правильно проходить “гребенку”?
Maxbl4

По 1-2 не скажу точно.
3. Если делает большинство, не значит, что это правильно. Реально, я не раз замечал, что ехать совсем медленно по кратчайшей траектории без заноса выходит быстрее, чем бешеный дрифт. Так что надо именно стараться ехать через апексы, с широкими заходами (как Ф1). Хотя ещё стоит внимательно посмотреть на ралли 1к1, мне кажется они там тоже дрифтуют.

matador
Maxbl4:

Реально, я не раз замечал, что ехать совсем медленно по кратчайшей траектории без заноса выходит быстрее, чем бешеный дрифт.

Во-во. Давно ломаю голову, как получить достоверные данные - т.е. замерить время прохождения 1 поворота. Потому и задаю вопрос.

Maxbl4

Когда маршалишь, смотри внимательно как лидеры едут. Я именно тогда и заметил: кто едет спокойно, проходит поворот по апексу - едет быстрее, кто нервничает, жарит в дрифте в итоге только больше отстаёт.

Интересная тема, я даже себе поставил качаться ралли симулятор, попробую поиграться 😃

matador

Перцы, ау! Объясните неразумным нубам, почему именно так?

Antojke
matador:

Как правильно приземляться?

Как меня учил то ли Стольник, то ли Антон Щеголев, что в прыжке нужно отпускать газ( если модель никуда не заваливается) приземлятться тоже лучше на холостом ходу, иначе получаем такую ситуацию, что мы даем полный газ, колеса у нас раскручиваются и в момент приземления приходится огромный удар по трансмиссии.
Приземляться на 4 колеса, Перцы сами не всегда угадывают угол, ка который надо шась вперед завалить

Maxbl4:

с широкими заходами (как Ф1)

Вов не все повороты так проходить стоит ( ИМХО), смотрю видео, очень медленные повороты стараются огибать вплотную.
Последнее
Гребенку нужно прыгать в несколько прыжков, в несколько прыжков ( не знаю, как объяснить)

Maxbl4

Гребёнка везде разная, конкретно в крыле метод такой: медленно (без прыжка) заехать на первый бугорок, когда модель на нём, дать газу, модель едет в ямку, разгоняется достаточно, чтобы прыгнуть до следующей ямки и там второй такой же прыжок и всё, приземление уже за пределами гребёнки.

BlackFlash
Maxbl4:

Интересная тема, я даже себе поставил качаться ралли симулятор, попробую поиграться 😃

Какой качаешь? Помню бурно обсуждали данную тему на VR-4 клубе 😃

По поводу приземления - в идеале надо приземляться на все 4 колеса. Но не всегда так получается… На газу тоже не стоит - как писали выше - хорошая нагрузка на трансмиссию, и при пробуксовке не лучший зацеп.

По поводу прохождения поворотов - всё сильно зависит от поверхности трассы… Возможно, что иногда лучше в заносе проходить. То что ты пишешь про слабый грунт - очень возможно, что таким образом (боковое движение заранее) спортсмены гасят лишнюю скорость…

Леханец
BlackFlash:

VR-4 клубе

если vr-4 подразумевается ММС Галант в “интересной” вариации - то там вообще обсуждать нечего. AYC все делает за водителя - только рулем крути, и на педаль нажимай 😃

Maxbl4

Я качнул Dirt 3. Чё-то пока очень сложно 😃

BlackFlash
Леханец:

если vr-4 подразумевается ММС Галант в “интересной” вариации - то там вообще обсуждать нечего. AYC все делает за водителя - только рулем крути, и на педаль нажимай 😃

На на всех веерах есть Аукс 😃 Так что тема остаётся открытой 😃

Maxbl4:

Я качнул Dirt 3. Чё-то пока очень сложно 😃

Там физика отстой в плане реальности 😦

Леханец
BlackFlash:

На на всех веерах есть Аукс Так что тема остаётся открыто

большой кусок форума катается на конструкторах наших - и ни разу без аЯка не было… но это офф…

Pe4atnik

Летят все с наклоном, потому что так стабильнее. Из такого положения можно моделью управлять. Посмотрите как на затяжных прыжках на заднем приводе отрабатывают рулем в полете. Еще сказывается наличие автотормоза - это очень удобно. Приземляются на нейтральном газу, либо иногда на тормозе, чтобы поймать модель и стабилизировать.
Самое быстрое прохождение всегда кажется медленным. Самое правильное на нормальной трассе - это понять ее характер и темп движения. Его легче повторять из круга в круг.

matador
Pe4atnik:

Посмотрите как на затяжных прыжках на заднем приводе отрабатывают рулем в полете.

Сколько смотрел роликов, ни разу не замечал. А можно какой-нибудь показательный пример? Просто, даже чисто теоретически непонятно, какое влиятие на модель в полете может оказать пассивная ось.

Pe4atnik:

наличие автотормоза

А что это такое?

Tofick
matador:

А что это такое?

Drag Brake - торможение в нейтральном положении курка. Обычно ставиться процентов на 10.

Goliaph

Миш авто тормоз это для электро.

Давно это было, не помню как катать летом… только последний этап начал “цепляться” сквозь снег и лёд xD.

Snarky

Носом вниз еще, наверное, из-за того, что обычно на нормальных трассах приемники на трамплинах существуют. Соответственно чтобы на приемник нормально придти, перед нужно опускать… Но, когда приход на ровную поверхность, тогда выравнивать.

Например

matador
Олеко:

И еще совсем не много теории

Ага, совсем немного…
Но клево. Спасибо за наводку.

BlackFlash
matador:

Ага, совсем немного…
Но клево. Спасибо за наводку.

У меня эти книжки с курсов контр-аварийной подготовки остались 😃 Уже позже я их в электронном виде нашёл. 😃 Я собственно и стараюсь ездить осмысливая по ним ситуации, как на модельке, так и на 1:1 😃

SviridenkoA
matador:

Сколько смотрел роликов, ни разу не замечал. А можно какой-нибудь показательный пример? Просто, даже чисто теоретически непонятно, какое влиятие на модель в полете может оказать пассивная ось.

Рулят так сказать “по крену” 😃 Если вылетаешь, наблюдая сзади или спереди, машина летит не паралельно земле, рулем можно выравнивать. В коротких прыжках толку мало, а вот в затяжных очень даже заметно. Где то даже видел видос на ютубе несколько лет назад, как буржуи делали бочку, не бек флип, а именно бочку, пытался найти, не смог.

Ну а на счет дрифта, езды боком. В основном это понты. Хотя в некоторых ситуациях приходится проходить повороты именно так, чтобы потерять минимум времени. Потому что на соревах повороты не всегда пустыми бывают и часто приходится их делить не только с кем то одним, а даже с несколькими. Просто от нехватки места, чтобы совсем не тормозить, можно повернуть шась практически на месте. Но без опыта это черевато большой потерей времени.

matador
SviridenkoA:

Рулят так сказать “по крену”

На полном приводе - легко. И видосов полно, и физика понятна. Но речь-то шла про заднеприводные багги! На них нет возможности дать импульс на передние колеса, чтобы вращательным моментом скомпенсировать крен. И вот какой смысл там рулить в полете, не понимаю.

SviridenkoA
matador:

И вот какой смысл там рулить в полете, не понимаю.

Надо просто взять и попробовать 😃 Но у нас нет заднеприводных. Попросите у кого нибудь на покатушках порулить, потом отпишитесь о результатах 😃

Олеко
matador:

Но речь-то шла про заднеприводные

Вот тут очень понятно написано про поведение заднеприводных

15 days later
matador

Прочитал почти все из приведенного Олегом. Сделал для себя много важных выводов. Однако, осталась одна большая непонятка.

По описаниям, ключевым моментом фазы входа в поворот является загрузка передних колес тем или иным способом (торможение двигателем, основным тормозом или ручным). В текстах речь идет преимущественно о заднем приводе, и когда я еду на заднеприводном электро-шорте, все эти закономерности отлично прослеживаются, особенно при торможении двигателем (т.е. задней осью). Однако, когда пересаживаюсь на полный привод, не могу понять, как правильно загрузить переднюю ось для грамотного входа в поворот. В большинстве случаев, поворот передних колес в сторону при торможении (а на трагги/багги тормозят обе оси) загрузка передка не приводит к входу в поворот, а наоборот, к сносу передней оси из-за дополнительной нагрузки на точку контакта шин с планетой, направленной по оси движения модели (торможение-то еще идет!). Если же начинать поворот передних колес после окончания торможения, снос так же начинается, но уже из-за недостаточной загрузки передка. И реально поворачивать удается лишь “вкатываением”, когда скорость упала до совсем маленькой.

Внимание, вопрос: что я делаю не так?