Автомодели при -10-15 гр. С
Может-ли кто поделиться опытом участия в соревнованиях на 8-10-ом масштабе ДВС-ных авто при минусовых температурах -10-15 градусов?
Насчет авиамоделей мне понятно, запускался много раз. А вот на авто: все в снегу и во льду, постоянно переменные режимы. Поделитесь опытом.
Про реальные соревнования ничего сказать не могу -не был пока. Пару дней назад решил вечерком выйти на монстре 1:8 (1:10) типа Т-Махх 2,5 сс и так как боди после падения отсутствует вообще а на улице -8-10 С и снежок легкий то обернул голову несколькими слоями пищевой фольги так чтобы открытыми остались два нижних ребра головы цилиндра а сам движок не закрывал. Погрел феном топливо в баке, движок так что рукой держать можно но при этом достаточно горячо. Оделся спустился с третьего этажа поставил на снег, при этом движок успел остыть до чуть теплого состояния и с трех рывков завел. Погрел секунд 20-30 и вперед. Здорово получилось - снег падает пар идет. Температура движка потом установилась около 70-100 градусов - ну очень теплый. Вот.
В теме 7-го рейсинга мы обсуждали это там были такие мысли.
- Изменение поверхности охлаждения (тоже и у shda). Либо модифицировать головку, либо закрывать ее чем-либо. Кстати Гость завернул на своей Инферне 03-го всю голову - все равно не прогрелся.
- Всякая техническая экзотика. Например, ставить головку водяного охлаждения от судомодельных двигателей, при этом радиатор разместить в топливном баке. И двигателю хорошо и топливу тепло. Надо понимать охлаждение в этом случае термосифонное, так как насоса-то нет. Стало быть надо мудрить по высоте расположения элементов системы охлаждения.
Мне лично не очень нравится идея закрывать радиатор двигателя, так как легко не угадать и перегреть двигатель. После 07-го рейсинга 2003 я считал что вообще ничего не надо делать. Но 03.01 была такая погода и такой снег, что все-таки что-то надо предпринять (забавно, при той же температуре!).
От чего двигатель переохлаждается? От летящего на него снега. Причем на Саваже снег на него летит снизу, сбоку и немного сверху. Да еще и воздушный фильтр залепляет.
Я хочу попробовать по максимуму закрыть щели между кузовом и шасси, чтобы создать эдакое подобие термоса под кузовом.
Еще наверное надо подбирать топливо более подходящее для погоды. Например, только с синтетикой. 03-го я гонял на бодяге с касторкой, на максимум двигатель вывести было невозможно. Количество нитрометана, насколько я понял из переводной статьи на этом сайте мало влияет на реальную температуру двигателя.
Вот такие мысли.
3 января температура была -3-4 гр. Минус 10-15 - это совсем другое.
Еще интересно, когда пластмассовые детали шасси начинают терять свою прочность, т.е. какая минусовая температура является критичной при частых сильных ударах и столкновениях? Состав пластика у всех фирм производителей наверно приблизительно одинаков.
По бортовому питанию - многие производители говорят о -20.
По топливу понятно-синтетика и не слишком много нитрометана. Летом чем больше нитрометана, тем двигатель холоднее.
Ну если более комплексно смотреть, то
-
Замена масла в амортизаторах на силиконовую жидкость с низкой зависимостью вязкости от температуры.
-
Избыточная емкость бортовых и прочих аккумуляторов, на морозе большинство аккумуляторов ухудшают свои характеристики.
-
Хорошая гидроизоляция электроники. Maxim, например советует всю боротовую электронику покрывать (изнутри естественно) автомобильным лаком.
-
Может понадобится средство от обледенения, например для штоков амортизаторов.
По морозоустойчивости могу сказать что в -12-14 С после 15 минут катаний по снежному насту решил попрыгать с 9 ступенек каждая высотой около 15 см в общем около 1,3-1,5 м. Четыре раза прыгал, потом надоело руками модель на верх поднимать, ничего не сломалось в подвеске. Потом с 1 м. уложил машину аккуратненько на крышу да еще и на лед. Все нету боди. Вернее разбил очень сильно, да так что жалко стало и восстановлению фактически не подлежит. А жена ведь верно говорила - не ходи на мороз холодно там. Смысл в том что боди у китайца сделано из оргстекла толщиной ок 0.5 мм. Оно хрупкое даже при плюсе. Вот. И не знаю где его теперь взять.
А кто подскажет какие свечи на такой мороз надо использовать на Саваже 21? Достаточно ли горячи OS A3?
В Вояже когда задал вопрос: “А какие свечи в запас взять?” посоветовали для холодной погоды “как сечас” а было это 27.12.03 А8, а если потеплей то А3 и я взял каждой по одной. Хотя справедливо заметили что при правильной настройке двигателя будет работать и с А8 и с А3. А8 упалил при обкатке в 0…-5 после 1,5 бака как писал ранее. Сейчас в -12 езжу на А3. Пробовал и на китайской без опознавательных знаков в -12 тоже нормально. Движок правда как говорится с “феном завожу” т.к. катаюсь на площади около дома.
Холодно сейчас, а то бы приехал погонять с вами 10.01.04. Уже с женой договорился - как потеплеет до 0…-2…5 всей семьей в четвером к вам.
Отлично! Вот расписание.
10.01, 24.01, 07.02, 21.02, 13.03, 27.03, 10.04, 24.04, 08.05
Кроме этого, встречи 03.01, 06.03 проводятся без жесткой организации, как тренировки.
Ждем.
PS При -3 вообще не смог заставить работать Саваж на OS №8 (не A8, а именно №8 ).
Вполне возможно что у меня глюк, но кажется где-то-там я видел букву А, хотя точно уже не уверен.
По поводу - температур, у меня холодный двигатель вынесенный из дома, охладившись около 3-5 минут на -5-10 градусах пока с ребенком доковыляю до поля, без нагрева феном или горелкой заводится только через 5-10 мин дерганий, наверное после того как его свечкой разогреет и изредка зажигающейся в цилиндре горючкой. По крайней мере последние 2-3 минуты перед собственно заведением двигателя при рывке ощущается очень легкое вращение двигателя, уже как-бы схватывает, но не совсем. А заведется так ему и - 14 не помеха. Жаль горючка не вовремя кончается. А вообще мне понравился этот китайский движок, хотя он и первый у меня вроде и сравнить не счем, но нравится.
В продожение темы, отчет.
Я закрыл щели между боди и шасси поролоном для утепления окон, кое-где пришлось надставлять попролон. Закрыл борта, уменьшил щели в колесных арках, спереди, сзади, закрыл топливный бак сверху. Ну и раньше у меня всегда малярным скотчем низ и бока шасси были заклеены. Плюс закрывал поролоном-же канал в рубашке охлаждения двигателя, но это уже было лишним. Roll Bar еще скотчем заклеил, чтобы под кузовом ветер не гулял.
Итог - супер! Внутрь снег практически не попадает, двигатель горячий на холостых, на ходу не переохлаждется, даже под фонтанами снега от колес!
В дополнение к вышесказанному.
10.01.04 снова приложил машину на крышу. Боди опять нет. Без него при переворачивании машины вверх колесами в глубоком снегу при -8С за 15-20 сек происходит в буквальном смысле обледенение головы цилиндра. Поэтому после первого стало понятно что на таком морозе и движок запороть можно без боди.
к 07.02 озаботьтесь хорошим кузовом, иначе до финала не доберетесь. Перевороты будут наверняка, кроме того у нас трамплин на трассе. К T-Maxx подходят Саважные кузова, без отверстия под двигатель, а может и с отверстием. Кузова были и в СХ, должны были поступить в Пилотаж. Один участник вообще поставил раллийный кузов, просто вырезал где надо под двигатель.
Постараюсь, если в командировку отправят. А если не отправят придется еще раз клеить. И изнутри усиливать.
Я сделал три оборота топливного шланга вокруг головки/ Киоши ДОДЖ РАМ/ и все прекрасно себя чувствовало на -12,топливо 20% касторка без синтетики, движок МАСТЕР 3.5 авто
3 января температура была -3-4 гр. Минус 10-15 - это совсем другое.
Еще интересно, когда пластмассовые детали шасси начинают терять свою прочность, т.е. какая минусовая температура является критичной при частых сильных ударах и столкновениях? Состав пластика у всех фирм производителей наверно приблизительно одинаков.
По бортовому питанию - многие производители говорят о -20.
По топливу понятно-синтетика и не слишком много нитрометана. Летом чем больше нитрометана, тем двигатель холоднее.
Самодельные элементы шаси из эпоксидки/стандартного клея только отвердителя 8% вместо 10%/ и дополнительного армирования сталистой проволокой/слегка ржавой-для лучшего сцепления/выдерживают да минус 20,проверил на собственном опыте,после поломки стандарта сделал и погонял на полную катушку -с прыжками и не совсем удачными приземлениями.Кстати сцепление сделано из того же материала,ведет себя намного лучше стандартного 2-кулачкового.Если кому интересно могу прислать -сцепление!