Борьба с флаттером, нужна помощь.

HARRY
SpiriS:

(С) Сопромат.

Хе. Теормех, конечно штука интересная😵. Диаметр, я так понял, увеличить не получиться. Вклейка стержня уменьшит подвижность на кручение внутренней поверхности трубки.

Exception13

Не попробуешь, не узнаешь.
Да, конечно, может вклейка стержня и не поможет. В крайнем случае - придется ставить по серве в каждую консоль, как бы это не геморно было.

SpiriS

Судя по картинке, беда не в скручивании, а в изгибе. Попробуй поставить дополнительную опору для прутка рядом с кабанчиком (тот же стеклотекстолит или фанерку еще одну вклей в крыло) - думаю, поможет.

HARRY:

Хе. Теормех, конечно штука интересная😵. Диаметр, я так понял, увеличить не получиться. Вклейка стержня уменьшит подвижность на кручение внутренней поверхности трубки.

Таки сопромат.
Полезная.
Не уменьшит, только вес наберет.

Exception13
SpiriS:

Судя по картинке, беда не в скручивании, а в изгибе. Попробуй поставить дополнительную опору для прутка рядом с кабанчиком (тот же стеклотекстолит или фанерку еще одну вклей в крыло) - думаю, поможет.

Не, изгиба - нет, для изгиба плечо должно быть достаточно маленькое, а у меня - 18 мм длина кабанчика, тем более, я проверял пруток именно на скручивание: зажимал кабанчик пасатижами как можно жестче и отклонял элерон.

Так что, скорее, дальнейшие мои действия будут следующими: дождаться хорошей погоды и облетать крыло как оно есть. Если флаттер будет и дальше наблюдаться - то без вариантов - врезать по серве в каждую консоль.

Самое обидное то, что на следующей модели в конструкцию крыла заложил такие же торсионы, только скручиваемый участок там составляет уже не 6,5 см, а все 26. Крыло бальзовое и уже зашито, думаю как поступить в таком случае.
Положил я тут глаз на спицы вязальные, они стальные, и полые внутри. Вот, надо будет попробовать карбоновую трубу 3мм заменить на такую же стальную спицу,
предварительно проведя тесты на скручивание. Да, заодно массу конструкции посчитать, что больше: одна мини серва типа С-04СТ и стальные спицы или же две микросервы в ущерб копийности.

Albert

Правильно сказали - нужна еще серьга-опора непосредственно у кабанчика.
Нагрузка на изгиб стержня не зависит от плеча кабанчика, соответствует усилию от РМ.

Exception13
Albert:

Нагрузка на изгиб стержня не зависит от плеча кабанчика, соответствует усилию от РМ.

Да, пожалуй Вы правы, только это все равно не спасенье. Попробуйте ка согните руками карбоновый пруток длиной 2 см 😃 явно не здоровая затея. А вот его способность сопротивляться кручению не идет ни в какое сравнение с нагрузками на изгиб.

Так что, кто еще будет думать изготовить торсионы из карбоновой трубки - будте осторожны ! Нельзя во всех случаях полагаться на невиданную прочность и жесткость этого коварного материала !

Вообще, надо на форуме сделать раздел: “грабли на которые уже наступили…” 😃))

baldhead

Позволю высказать свои соображения по теме. Монокристалы графита обладают резко выраженой анизотропией упругих и прочностных свойств. Иными словами сойства углеволокна в разных направлениях НЕ одинаковы. Поэтому при изготовлении деталей из углекомпозитов учитывается, в каком направлении предполагается нагрузка. В зависимости от этого направление волокон разное. Вот внимательно рессмотрите сою трубку на предмет направления волокон угля. Я уверен что ВСЕ волокна в ней расположены вдоль оси. Т.е. она предназначена для работы на изгиб. Для работы на кручение должна быть крестообразная намотка. Такую намотку можно увидеть на некоторых спининговых удилищах.

Владимир#

Вставлю свои пять копеек. Всёж есть сомнения что гнется именно трубка. На фото не видно никакого поперечного элемента от трубки в элероне. Может просто элерон шевелится на трубке за счет эластичности материала элерона? Трубка есть, попробовал на длине 6 см согнуть… ну не знаю. Быстрее серва крякнет или она у вас на сколько кг?

При жесткой фиксации кабанчика в качалке сервопривода можно с легкостью отклонить элерон на ± 8…10 градусов, прежде чем машинка провернется.

Как то не совсем показатель. У меня Спекрумовские просто от тряски или легкого ветра проворачивает а какие-то из Ефлая так быстрее элерон оторвешь чем серву за элерон провернешь. Это без питания имется ввиду. С питанием я б не стал так пробовать вообще.

Exception13
Владимир#:

Может просто элерон шевелится на трубке за счет эластичности материала элерона?Трубка есть, попробовал на длине 6 см согнуть… ну не знаю.

Согнуть - да, фигушки, а вот скрутить… 😃 Чтобы скрутить - надо сперва к ней рычаг приделать и попробовать в руках покрутить.
Что элерон шевелится на трубке - ну уж нет, такое абсолютно исключено - проклеил на эпоксидке по всей длине эту трубку. Жесткости там предостаточно. Эластичность материала элерона также исключается, все деформации - упругие. Мялся бы пенопласт - деформации были бы неупругими. Да и усилие должны быть не кислые, скорее кабанчик отлетит, чем пенопласт на такой длине (460мм) начнет сминаться.
А серва используется C04-CT.

alex_78

А если в качестве торсиона применить стальную 3 мм проволоку (это касаемо следующей модели) Я применял для соединения двух половин хвостового оперения на модели размахом 1200 мм массой 1600 гр. работало без лювтов и прогибаний.

Владимир#
Exception13:

Согнуть - да, фигушки, а вот скрутить… 😃 Чтобы скрутить - надо сперва к ней рычаг приделать и попробовать в руках покрутить.
Что элерон шевелится на трубке - ну уж нет, такое абсолютно исключено - проклеил на эпоксидке по всей длине эту трубку. Жесткости там предостаточно. Эластичность материала элерона также исключается, все деформации - упругие. Мялся бы пенопласт - деформации были бы неупругими. Да и усилие должны быть не кислые, скорее кабанчик отлетит, чем пенопласт на такой длине (460мм) начнет сминаться.
А серва используется C04-CT.

Наверно не совсем правильно выразился, я именно скручивал! Тиски и зажим в качестве рычага годятся? При указанных вами углах даже обычный пенопласт будет в зоне упругой деформации. Лично мое мнение в данной конструкции проклейка эпоксидкой не устраняет деформацию в зане проклейки. Нужна поперечина. Личный опыт в этом есть! А так я лишь высказал идею. Для вас это можеть быть пища для мозгов а может и помидор в мою сторону.
P.S. Скрутить в приципе можно но на вашей модели жесткость этих торсионных конструкций уж точно не причина флаттера.

Exception13
Владимир#:

А так я лишь высказал идею. Для вас это можеть быть пища для мозгов а может и помидор в мою сторону.

Собственно за мыслями и идеями я и обратился к сообществу, а не для того чтобы овощами кидаться 😃 и могу сказать всем Большое Спасибо уже только за то, что проявили интерес к теме.
Есть у меня в запасе еще один вариант - сдвинуть кабанчик поближе к корневой нервюре и подшипнику. Правда придется немного переставить сервы в фюзеляже.
Думаю займусь ка этим после облета… эх, погодка нынче что то не летная стоит.

Владимир#

Ну вот взляните rcopen.com/forum/f22/topic152783/12 До этого был самик совершенно по элеронам непредсказуемый. Щас все очень хорошо! Если внимательно посмотреть там карбоновые трубки в поперечену идут.

Exception13
Владимир#:

Если внимательно посмотреть там карбоновые трубки в поперечену идут.

Ну, да, это придает жесткость самой плоскости элерона. У меня проблем с жесткостью элеронов не было. Элероны в сечении образуют треугольный каркас, плюс ко всему оклеены бумагой на ПВА - жесткость полученной конструкции не уступает наборной бальзовой.

SpiriS

А требуется ли пенопластовой модели размахом 1 метр и весом 750 грамм такая жесткость в канале элеронов? Exception13, попробуйте слетать как есть! По результатам облета будем делать выводы. Мягкой посадки!

Владимир#

Может не до конца правильно идею понимаете. У вас крутящий момент на элерон передается через связку: труба ,эпоксидка , пенопласт. Вот трубка в пенопласте и может гулять 10-15 градусов на чем вы её не клейте. Жесткости вашей трубки для вашего самика заглаза должно хватить. Причина не в том где вы её видите!

SpiriS:

А требуется ли пенопластовой модели размахом 1 метр и весом 750 грамм такая жесткость в канале элеронов? Exception13, попробуйте слетать как есть! По результатам облета будем делать выводы. Мягкой посадки!

Вот пока сам писал, правильно написали. +1 если и есть косяк то для такой модели уж точно не в жёсткости карбоновой трубки.
P.S. Свой самик в пример привел так как изначально кабанчик просто ходил в ЕРР а элероны практически не двигались (благо на видео сняли) не о какой жесткости и речи не было. При этом флаттера элеронов и в помине не было. Вот GWS винт легко флаттерил! К тому что летал не совсем пешком.

Exception13
Владимир#:

При этом флаттера элеронов и в помине не было.

Значит скорости не те.

Владимир#:

попробуйте слетать как есть! По результатам облета будем делать выводы. Мягкой посадки!

Сыпасибо, вот, сижу на работе, а за окошком - ляпота, солнышко, ветра практически нет. А в выходные, наверное, все как на зло испортится. Буду ждать…

Exception13

Все отлично, облетал !
Какого - либо намека на флаттер не наблюдалось. Разгонял в полный газ, закладывал нисходящие виражи - все вроде как выдерживает.
Единственное, думаю, что кабанчики на торсионах надо будет переставить поближе к подшипникам в связи с чем придется переделать серво узел в фюзеляже…