Quique Somenzini Yak 54 73"

collapse

Итак, мотоустановку примем как годную для облета. Ну, винты плюс-минус дюйм - вопрос подбора и настроек. Пора возвращаться с сборке самолета.

Не успел я вчера вечером на обороте визитки набросать эскиз стойки для мотора, как сегодня вечером уже получил их готовыми. angar (дятел нашего гнезда) выточил опупеннишие стойки из алюминия, сумарным весом грамм 15 за все 4 штуки.
Александр Свет Хаджиевич, бью челом тебе за это! 😃
Моторка встала как родная:

С мотора был удален центробежный кулер, и воздуху открылсь ноздри перед обмотками. Думаю, так будет лучше для охлаждения.

В боковинах моторной коробки были вырезаны окошки, и на них были напялены воздухозаборники, сделанные из какой-то подвернувшийся бутылки.

Напротив одного из них, в предполагаемом потоке был установлен регулятор.

Главное, не забыть сделать большие окна для выхода, примерно четырехкратной площади, видимо в брюхе…

Примерил капот, прорезал в нем окошки, прикрутил к фюзеляжу - попало идеально по оси вала.

Компоновка носовой части:

На сегодня - все, вечер выдался более-менее продуктивным. Завтра вклею окантовку в верхнюю часть мото-коробки для жесткости (штатно она вообще зашивается). Так же, нужно заняться ложементом под аккумуляторы (уже вычерчен, и готов к засовыванию в станок), и установкой серв, если будет время… В принципе, самое ответственное позади. Сервы криво не вкрутишь 😉

Sergey77

о как, а я думал что уши (воздухозаборники) ставят для лучшего охлаждения двигла… Правда кроме себовской катьки у меня ничего ушастого и не было, да и та недолго 😢

век живи - дураком помрешь 😃

collapse:

С мотора был удален центробежный кулер, и воздуху открылсь ноздри перед обмотками. Думаю, так будет лучше для охлаждения.

я где-то читал, что воздух под капотом идет навстречу движения аэроплана, судя по данному кулеру это правда. Хотелось бы комментариев.

collapse
Sergey77:

о как, а я думал что уши (воздухозаборники) ставят для лучшего охлаждения двигла… Правда кроме себовской катьки у меня ничего ушастого и не было, да и та недолго 😢
я где-то читал, что воздух под капотом идет навстречу движения аэроплана, судя по данному кулеру это правда. Хотелось бы комментариев.

Уши ставят для забора воздуха 😉 А уж что они охлаждают - дело установщика, мне они нужны для обдува регуля и акков, т.к. штатно самолет ДВСный, и продув фюза не предусмотрен никак (там изначально нутро фюза вообще герметично отделено).
По поводу движения воздуха внутри капота скажу честно - не знаю 😁. Навстречу - видимо в закрытом капоте (т.е. когда есть только забор спереди). У меня он получается “сквозной”, не думаю что воздух пойдет в противоход. Капот по сути - круглая труба… В мануале на мотор написано про заранее установленный кулер, и про то, что он при желании может быть легко снят. Возможно, он нужен при установке в совсем закрытый капот.

Sergey77

Дык ежели брюхо будешь резать, то и уши тут вроде не нужны, ибо труба получается с хорошей тягой. У Себы то они поток на двигло направляют. А труба там тож знатная.

ну теоретег я. впитываю. Спасиб!
С послезавтра перестану надоедать. Дней на 12 😉

slavyan

Кирилл, а как обстоит дело с выкосом оси мотора? Есть он или нет, на фото не ясно.

O_Lenin
collapse:

Как сказал как то O’Lenin - АПС у него оказался не самый лучший по тяге. Вобщем, заказжу бензиновые 20х10/8 и 19х10/8, посмотрим что будет…

Дык хоть лопни-тресни, а “практика - критерий истины”. Как минимум, на 5 разных моторах 3 или 4 производителей, от 450 Вт до 2,1 кВт, деревянные трапециевидные (и официально ДВС-ные) Xoar или JXF от 13 до 19" оказались лучше АРС-Е по тяге и току. Может, еще и потому, что очень легкие, ХЗ… Но факт.

Sergey77:

С послезавтра перестану надоедать. Дней на 12 😉

С травмопунктом на лыжном курорте знаком не понаслышке… Так что, ты эта… на 13-й день лучше надоедай… непосредственно в поле 😃.

collapse
slavyan:

Кирилл, а как обстоит дело с выкосом оси мотора? Есть он или нет, на фото не ясно.

Есть, штатный. Файрвол уже с выкосом. Зачем еще что-то придумывать 😉
Можно по идее потом подстраивать, но врядли до этого дойдет. Самолет не F3A-шный, совсем тонкие заморочки настраивать смысла нет…

Sergey77

Появлюсь 23, пока протрезвею…
Кирилл, извини, что в твоей теме 😉
Надеюсь уже соберешь, пригласишь показать. А я поснимаю 😉

mazdaars

Я бы кулер оставил.
1 - площаль отверстий охлаждения на самом моторе спереди и сзади практически одинакова
2 - отверстия спереди перекрыты втулкой далеко не маленького винта как минимум и коком как максимум
3 - отверстия спереди вращаются и закручивая поток еще более ухудшают его протекание при попытке “продуть” мотор спереди
4 - винт в районе комля практически “не дует”
5 - внутри мотора очень мало осевых пустот и сопротивление протекающему воздуху весьма велико
6 - самая горячая часть - неподвижная часть стакана (там где крестовина крепления) и холодному потоку лучше входить именно с этой стороны
7 - надо снять винт и кулер, дать средние обороты и подуть на мотор сзади и спереди сигаретным дымом будет “визуализация потока” без всяких затрат. Сразу увидите направление естественного движения воздуха
Итого - центробежный кулер, принудительно гонящий воздух сзади вперед - благо.

collapse
mazdaars:

Я бы кулер оставил.
1 -…
Итого - центробежный кулер, принудительно гонящий воздух сзади вперед - благо.

Хм. Вы меня озадачили 😉. Сигаретный дым это красивая идея, но она не даст представления о полетной картине, когда будет недетский набегающий поток. Но я могу просто померить температуру мотора как с кулером, так и без него. В прямо в полете. Засунув t-датчик логгера под крестовину. В зависимости от результата - принимать решение. Снятие-установка кулера - 1 минута, плюс 5 минут на снятие-установку капота и винта. Так и сделаем.

mazdaars
O_Lenin:

деревянные трапециевидные (и официально ДВС-ные) Xoar или JXF от 13 до 19" оказались лучше АРС-Е по тяге и току.

Самой неприятной неожиданностью для меня явилось то, что эффективность винтов АРС падает с ростом их размеров это видно при попытке согласовать с помощью соответствующих коэффициентов расчеты в мотокальке и измерения… Обмеренный Кириллом 20х10 имеет коэффициент характеризующий соотношение обороты-тяга ниже чем 18х… 17х… и 16х… а они ниже чем более мелкие. Это странно тк все аэродинамические характеристики обычно растут с ростом размеров…

collapse
O_Lenin:

Как минимум, на 5 разных моторах 3 или 4 производителей, от 450 Вт до 2,1 кВт, деревянные трапециевидные (и официально ДВС-ные) Xoar или JXF от 13 до 19" оказались лучше АРС-Е по тяге и току. Может, еще и потому, что очень легкие, ХЗ… Но факт.

Дим, а у тебя нет случаем под рукой какой-нить деревяшки 19-20" на пробу?

O_Lenin

Вроде есть 19х8 JXF, раздро рассверленный до 10 мм.

collapse
O_Lenin:

Вроде есть 19х8 JXF, раздро рассверленный до 10 мм.

ээээ… втулку какую-нить сделать? 😁 у меня вал 8мм…

mazdaars:

Обмеренный Кириллом 20х10 имеет коэффициент характеризующий соотношение обороты-тяга ниже чем 18х… 17х… и 16х…

Тут правда есть еще один нюанс. Я не могу быть на 100% уверен, что замеряя тягу я попал точно на ось этой самой тяги… измерялось, мягко говоря, довольно экстремально… 😉

O_Lenin

В общем, винт есть 😃. Ежели чего - свисти.

В принципе, я тоже не поручусь за попадание в ось тяги, безмен за хвост вряд ли это 100%-но предполагает 😁. Но, по крайней мере, результат из серии “уж точно не хуже”…

akosyrev
collapse:

Неплохая фунитура - все на шаровых соединениях, кабанчики текстолитовые двойные (шарик зажимается между ними).

Кирилл, а кабанчики точно двойные? Я забрал такую же модель с почты 6-го числа, так там все кабанчики одинарные. Тяги - да, титановые и наконечники шаровые. Но комплект кабанчиков, видимо, придется допиливать.

Маэстро
collapse:

ээээ… втулку какую-нить сделать? 😁 у меня вал 8мм…

Надень пару подходящик кусков термоусадки и проблема решена.

sgon

Как вариант, втулил втулками из комплекта винта АПС.

collapse
akosyrev:

Кирилл, а кабанчики точно двойные? Я забрал такую же модель с почты 6-го числа, так там все кабанчики одинарные. Тяги - да, титановые и наконечники шаровые. Но комплект кабанчиков, видимо, придется допиливать.

Опс… У меня - двойные. Видимо добивают последние комплекты…
Но я б не парился - двойные, но сопливые. Текстолит такой, что пальцами ломается… Если одинарные прочные - я б их и оставил…

Я, честно говоря, вообще не в восторге от процесса сборки. Вернее - ОЧЕНЬ не в восторге.
Сегодня начал собирать сам самолет. Ну, всякую рутину - сервы, тяги, крылья и пр.
Ругался матом. Обзывал Кики страшными словами. Кричал, что поделом закрыли его долбаную лавку. Обещался убрать самолет в вакуумный мешок, налить туда смолы, и сдавить все это вакуумом в цветастое папье-маше…

Косяков - масса. Мелких, но геморойных, и они на каждом шагу…
Во первых, налетел с крыльевой трубой, как и большинсво щастливых владельцев последнего выпуска Яков (как 50сс, так и этих, 73"). Сама труба ладно, она массовая, и они все одинаковые. Но нервюры устанавливали, видимо, на глазок, по памяти. Соответсвенно трубу клинит в крыле. Если собрать волю в кулак, и все-таки насадить на нее крыль, то в одиночку разобрать их уже не возможно. Я попал на это днем, когда никого рядом небыло, и естессно продавил крылья в нескольких метстах, в тщетных попытках их снять с самолета. Кое как в итоге удалось. Пришлось шлифовать саму трубу, что в общем глупо само по себе, но ничего другого не придумаешь. В итоге, одно крыло нехотя стягивается с самолета, а второе вынимается с трубой. Уже снятое, его можно с упоминанием всех матерей как-то отделить от трубы. Вторая радость находится недалеко - это штыри крепления. Если вклеить их “как есть”, то они встают под самыми разными углами к корневой нервюре (только не под 90 град), то вставить их в фюзеляж, естессно, невозможно, т.к. они попадают под углом к ответным отверстиям в фюзе. Поэтому пришлось, как заправскому проктологу, протачивать внутренние отверстия на 2-й нервюре (пойди до нее еще доберись, не запилив надфилем первую). Мелочь, да, но час времени убивает. Я б не ругался, если б это был WorldModels или какой-нить Хобби-про, или CMPro. Но надпись “Кики-эйркрафт” поначалу вселяла оптимизм. Едем далее. Пазы под двойные кабанчики 😃 Местами непаралельны, местами не на всю глубину кабанчика прорезаны, местами кортковаты по длине. Конечно, скальпель всех спасет. Но я вроде не подряжался править китайские косяки. Еще минут сорок на доводку всей этой фигни. Далее. Колодцы для серв. Сервы утоплеы относительно плоскости крыла или фюзеляжа. В крыло все встало без проблем. В фюзеляже внешнее прямоугольное окошко не на одной оси с “внутреним” Чуток так, не на оси. 0,7-0,8мм. Серва полезет только с ударом молотка. Скальпель не берет. Берем надфиль. Еще минут 20 на подгонку.
Тяги… Титановые - что и плохо. Потому что они чуть длиннее чем нужно (или серво-колодцы чуть ближе пропилены - не знаю), а попробуй срежь лишнее, и дорежь резьбу на титановом прутке. Фиквам. В итоге, качалки серв стоят на 7-10 град. больше, чем нужно для “ноля”. Ну мы-ж крутые, раз КуКуяк покупаем, значит сможем компенсировать эту мелкую неприятность нессиметричными настройками расходов и экспонент в достойным пульте. Ага.
То что половина одинаковых с виду метизов под метрический шестигранник, а половина - под дюймовый, это не так важно. Просто каждый раз берем два ключа, и проверяем. Привыкаешь быстро. Вероятно по той же причине, в мануале половина разметочных размеров даны в дюймах, а половина в миллиметрах… Ну, по своему оригинально… И чтоб пользователь восхищался, наверное… Короче - так на каждом шагу. Что-нить нужно вклеить или вставить - сначала берем надфиль или скальпель…
Вобщем… Собрав за последнее время штук пять себартовских самолетов, видимо к хорошему привык очень быстро…
ООООООчень надеюсь, что вся эта сборочная маструбация будет компенсирована обещаными достойными летным качествами… Самое обидное, что самолет продуман, интересно сделан, и красив. Но вот эти, типично китайские, мелочи - сильно отравляют радость владения…

akosyrev

Да, с крыльевой трубой такая же беда. В одно крыло с трудом входит на 20см, вместо 30. В другое кое-как вколачивается до конца.

O_Lenin
collapse:

Я, честно говоря, вообще не в восторге от процесса сборки. Вернее - ОЧЕНЬ не в восторге…
Косяков - масса. Мелких, но геморойных, и они на каждом шагу…

Бррррр, жесть 😃. Напоминает годичной давности “страсти по Катане” 😎. А ты помнишь, когда собирал свою желтую Экстру, как шел процесс? У меня был только один повод вспомнить ненормативную лексику - при установке сервы РН.

Кстати, могу дать для тестов еще и деревянный электрический винт Turnigy 18х8 (тоже с сантиметровой дыркой), по виду - 1:1, как в ефлае. У меня два мотора оказались под него не совсем в жилу - нужно кВ где-то посередине, а так вроде буржуи хвалят…