Як 54 с ХС

vlad_den

Мне хватало контроллера на 40 А, все остальное почти так же. Правда сервомашинки я ставил фирменные, по усилиям примерно такие же.

polarfox
kolomiecps:

Сервы на элероны HXT900

Лучше что-нибудь по-сильнее поставить или придёться “не рысачить” на самолётике.У меня МГ-14 стоят.
Скорей всего Вам ещё отдельный БЕК понадобится,уточните есть-ли встроенный БЕК в выбранном регуляторе.А ещё лучше закажите турниговский регуль на 60А с картой программирования.Больше настроек и БЕК точно есть.

fff-z

Да это точно, с сервами облом вышел. 939 и 929 по размеру малы и придётся городить проставку, а это весьма неудачный вариант крепления на фанерке в 1мм.
Я же писал в самом начале темы какие посадочные места под сервы размера Хайтек 82 или Турнигу TR1160A Size: 29.6x28x13.2mm, а у Вас что Size: 22.5X11.5X24.6mm проваливатся со свистом будут. Надо было ориентироватся на их размеры.
А 900 тые на элероны вобще неудачный выбор - их же на пенолёты до метра ставят.

kolomiecps
fff-z:

Да это точно, с сервами облом вышел. 939 и 929 по размеру малы и придётся городить проставку, а это весьма неудачный вариант крепления на фанерке в 1мм.
Я же писал в самом начале темы какие посадочные места под сервы размера Хайтек 82 или Турнигу TR1160A Size: 29.6x28x13.2mm, а у Вас что Size: 22.5X11.5X24.6mm проваливатся со свистом будут. Надо было ориентироватся на их размеры.
А 900 тые на элероны вобще неудачный выбор - их же на пенолёты до метра ставят.

Понятно, значит закажу другие.

8 days later
EagleB3

Сегодня с утра полетал - сломал мотораму.
На втором вылете только-только поднялся, сделал небольшой виражик, на выходе из него стал набирать высоту - громкий щелчок, и изменился звук двигателя. Секунды три - громкий хлопок и двигатель встал. но все остальное работает. Самолет на высоте около 30 метров, на расстоянии около 50 метров к северо-востоку от северного конца полосы.
Развернулся к полосе, стал планировать. А Як мой , оказывается, очень даже хорошо планирует!

В общем, приземлился удачно, на полосу. Болты шасси опять оборвал, ткнулся носом в траву на краю полосы.
Двигатель вырвало из моторамы (“первый щелчок”). Одна лопасть винта врезалась в край капота, как нож в консервную банку. Три крепления капота из 4-х сорвало по клеевому шву - это, как я понимаю, был “второй хлопок”.

Винт цел. Капот можно отремонтировать. Мотораму сделаю новую (сразу надо было советов послушаться и поменять заводскую длинную раму на самодельную короткую, под обращенное крепление двигателя). Вообще, можно и заводскую отремонтировать - она почти вся цела. Посмотрим…
Счистило изоляцию на одном из проводов двигателя. Фигня, наложу термоусадку.
Удивился, как крепко цепляется бутылочный лексан циакрином! От моего самодельного дефлектора оторвало кусок, которым он был приклеен к мотораме.

Ремонт капота: расслоенную стеклоткань посоветовали пролить циакрином. Так? Или лучше каким-нибудь другим способом?

kolomiecps

А мотораму усиливал? Или просто проклеил и поставил?

vlad_den

То есть чужой опыт - это не опыт:o, надо получить свой!😵
Хорошо, что легко отделались!

kolomiecps

мне вот тоже пока не хочется если честно заморачиваться с новой моторамой, всё равно получится не то что надо. Посмотрю проклею, может ещё как нибудь укреплю.
Но думаю всё же пока ставить не буду а проверю дома.

vlad_den
EagleB3:

Ремонт капота: расслоенную стеклоткань посоветовали пролить циакрином. Так? Или лучше каким-нибудь другим способом

Лучше эпоксидкой - затем зашпаклевать эпоксидной шпаклевкой, зашкурить и покрасить. При аккуратной работе можно довести до идеального состояния (мне не удавалось - терпения не хватало:o).

EagleB3
vlad_den:

То есть чужой опыт - это не опыт:o, надо получить свой!😵
Хорошо, что легко отделались!

Зато как я планировал, КАК Я ПЛАНИРОВАЛ! А адреналину сколько… 😊

vlad_den:

Лучше эпоксидкой - затем зашпаклевать эпоксидной шпаклевкой, зашкурить и покрасить

Спасибо! Подумаю.
Но в идеал выводить - боюся я, что с моими нынешним опытом пилотирования я так и буду все время что-нибудь в идеал выводить. Вместо того, чтобы летать.
Хочу найти где-нибудь токарню по дереву и выточить болван для осадки капотов из лексановых бутылок. Благо у наших ЯКов капот - практически идеальный цилиндр.

Кстати, про новую мотораму: у меня запасена чудная финская авимодельная фанера толщиной 2мм. Пойдет такая? Или потолще поискать?
У меня еще и толщиной 1,5мм есть. Могу сам из них “бутерброд” склеить. Но не чересчур ли оно тяжелое получится?

kolomiecps:

А мотораму усиливал? Или просто проклеил и поставил?

Усиливал, усиливал. И мое усиление все целое осталось. Даже на фото видна вертикальная трехгранная рейка (сразу за задницей мотора) - это оно; никуда не делось. И кусочек отдельно на столе лежит - это верхняя грань моторамы. В ней тоже усилитель цел. Так что мною деланный каркас можно собрать хоть сейчас.
Развалилась говенная китайская фанера; мотор просто вырвало из переднего щита моторамы. Внутри остатков щита видно несколько внутренних трещин.
…А край моторамы двигатель раздолбал, думаю, уже когда винтом капот резал.

fff-z
EagleB3:

Вообще, можно и заводскую отремонтировать - она почти вся цела.

Опять на старые грабли наступать?

kolomiecps:

А мотораму усиливал? Или просто проклеил и поставил?

Это совсем не важно - итог один.

kolomiecps:

Посмотрю проклею, может ещё как нибудь укреплю.

Давай, потом ещё почитаем про личный опыт.

EagleB3
fff-z:

Опять на старые грабли наступать?

Да это я так…
Лучше скажи, что думаешь про толщину фанеры для моторамы.

И еще: у меня заныкана карбоновая пластина толщиной 1мм. Для качалок и кабанчиков припас. Может быть из нее передний щит в новой мотораме сделать?

vlad_den

Я боковины делал из трехслойной модельной фанеры (финская) 2 мм, переднюю и заднюю стенки - пятислойной 3 мм. Вес получился 23 г.

kolomiecps

а может просто усилить переднюю стенку, или вообще новую вырезать?, вроде где-то был кусочек 4х слойной облегчённой фанеры

vlad_den

Смотрите пост №5 на 1 странице этой темы.

polarfox
kolomiecps:

мне вот тоже пока не хочется если честно заморачиваться с новой моторамой,

Мне вот тоже в своё время не хотелось, как оказалось не зря.Летаю успешно на стоковой мотораме.Никаких проблем.Надо чтобы: винт был тщательно отбалансирован, двигатель на мотораме и винт на валу двигателя закреплены надёжно.Ну а развалится так развалится,проблемы надо решать по мере их поступления,заранее всего не предусмотришь…А чтобы всё предусмотреть, надо строить модель полностью самому, начиная с чертежей и покупки фанеры с бальзой.

kolomiecps

да да я так тоже думаю

вот я на днях уронил як, теперь сижу новый фюз делаю, хотя можно было их уже десяток сделать пока нормуль летал

fff-z
polarfox:

Летаю успешно на стоковой мотораме.

kolomiecps:

да да я так тоже думаю

Вот что вас всех ожидает, с разносом всего прилегающего.

Пока не сделаете всё как положено.

EagleB3:

Лучше скажи, что думаешь про толщину фанеры для моторамы.

vlad_den:

трехслойной модельной фанеры (финская) 2 мм, переднюю и заднюю стенки - пятислойной 3 мм.

А я боковины из 3мм, переднюю и заднюю 4мм.
На передней выкос не забудте сделать. Вот уже забыл какой (2 вниз и 4 гр. в лево вроде) на первой страницы темы написано.

EagleB3

А кстати, про выкос…
Передний щит я надлежащим образом перекошу (размеры все тщательно записаны).
А вот размещение мотора меня несколько беспокоит.

Кто как решал где мотор размещать?
По идее, его надо удвигать по мотораме так, чтобы центр винта попал на продольную ось самолета на высоте центра крыла, так?

vlad_den
EagleB3:

По идее, его надо удвигать по мотораме так, чтобы центр винта попал на продольную ось самолета на высоте центра крыла, так?

Да, именно так. То есть крепежные отверстия смещены относительно центра модели соответственно влево и вверх (выкос вправо и вниз).

fff-z

Вот тут видно, что мотор крепится в верхнем правом углу (если смотреть спереди), что бы место крепления винта оказалось по середине.

EagleB3

По моим прикидкам длина моторамы (по наружным краям переднего и заднего щитов) получается 102 мм.

Для переднего и заднего щитов сделал переклей из 2-х миллиметровой фанеры на совковой эпоксидке.
Только что достал из-под струбцин - очень жесткие куски получились.

Продольные стенки сделаю из 2-х миллиметровой фанеры. С небольшими окнами. Поверху усилители, может быть, сделаю не из реек треугольного сечения, а из полосок той же 2-х миллиметровой фанеры на эпоксидке. Чтобы сверху получились как-бы две трубы треугольного сечения. Вес будет примерно тот же, а жесткость - больше.

EagleB3

Кажется, получилось. Как собирался:
Все боковины - модельная фанера 2мм (5 слоев);
Передний и задний щит - переклей из той же фанеры на эпоксидке ЭДП;
Внутри мотораму ничем не усиливал, снаружи по заднему щиту “уголки” из сосновой рейки 5х5мм;
Все собрано на эпоксидке ЭДП:
Покрыто одним слоем яхт-лака (для защиты от сырости).

Вес получился 46 грамм (взвешивала продавщица в ближайшем продуктовом магазине, не вынимая мотораму из полиэтиленового пакетика). Все очень жестко - пальцем продавливается разве что перемычка между окнами облегчения, и то только чуть-чуть.

Выглядит так:

Выкос делал параллельным переносом переднего щита заводской мотрамы.
Крестовину мотора ставил на дырки по чертежу. Центр винта пришелся куда хотелось - на диаметральную плоскость, на линию “центр РВ-центр крыла”.

Если кто захочет воспроизвести, то вот:
детали, сборки и чертежи под SolidWorks2009 и
рисунки под “лазерный утюг”.

P.S. Регулятор стоит горизонтально за-ради лучшего охлаждения. Для того же в термоусадке регулятора вырезаны окна для лучшего обдува радиаторов.

P.P.S. Никогда бы не подумал, что самым сложным в этом ремонте будет поиск куска дерева под болван для капота из ПЭТ. Все еще не нашел. Пока подклеил заводской капот…

fff-z

Отлично вышло. На мою похоже, только по аккуратнее и клея поменьше. А мотор как и говорил в правом верхнем углу получился.