Як 54 с ХС

fff-z

Недавно купил и начал собирать уже самолёт по серьёзнее пенолётов. Хотелось что то не слишком большое, но более менее пилотажное. Выбор пал на Як с ХС. www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
И вообщем не ошибся - качество на твёрдую четвёрку.Что то сразу заменил и переделал, как мне кажется в лучшую сторону.Что то оставил как есть, хотя есть сомнения, и посмотрим как будет работать и летать. А конкретнее - есть сомнение в креплении серв руля и руля высоты,(тонковата фанерка), а также магнитных защёлках фанаря (может и отлететь в воздухе от внутреннего давления в корпусе от набегающего потока) . Переделал так же полностью крепление капота. В родном варианте нормально вообще не закрепить - будет болтатся по вертикали. Так же заменил все металлические тяги на 2мм и защеки т.к. были настолько сопливые, что прямо на столе при подключении сервотестера отщёлкивались от кабанчиков. Ещё сразу заменил и переделал крепление (колёса должны были держатся 2мм болтиком к шасси) узкие 50тые колёса на широкие 60тые.
Короче следом за самолётом ещё пришла посылка от туда же, уже с начинкой и электроникой выбранной из ходя из моего небольшого опыта. Вот на всё ссылки.
Винты буду пробовать эти www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Регулятор этот www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Сервы эти, встали как прямо для них и сделано место www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Моторов пару www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Такой адаптер на вал мотора www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Пару запасных валов т.к. вычитал о их ломкости www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Ну и аппаратура уже давненько имеется Футаба 7С.
Кстати в инструкции по сборке и расположению внутренностей - мотор, регулятор и батарея находится должны на или внутри моторамы. Мне показалось это странным, особенно с батареей.

Ну вообщем всё это выношу на суд и коментарии, а может у кого то такой Як был и смогу получить дельный совет на дальнейшии полёты.

vlad_den

Летаю на таком самолете, описывал свои впечатления в теме - Як 55 от ХС: rcopen.com/forum/f36/topic166548/81 , пост 43 и далее. Начинка - SK 35-42/1000, винт 12х6, акк 3S 2200 mAh/20C, рег на 50А. В общем, доволен. Вы винты взяли ДВС-ные. Лучше APC-E-style, а еще лучше - оригинальные АРС. Если будут вопросы - пишите.

fff-z
vlad_den:

описывал свои впечатления в теме - Як 55 от ХС: Як 55 от HobbyCity

Но это же вроде 54тый -"ZH YAK-54 EP 45inch ARF" или просто в той теме писали?
"

fff-z:

есть сомнение в креплении серв руля и руля высоты,(тонковата фанерка), а также магнитных защёлках фанаря (может и отлететь в воздухе

А как у Вас на счёт этого?

vlad_den:

Вы винты взяли ДВС-ные.

В чём может быть отличие?

vlad_den

Да, именно так - в той теме писал и про Як-54.
Крепление серво проблем не вызвало. Фонарь установил на самодельный замок - описан и сфотографирован в той теме.
ДВС-ные винты тяжелее, лопасти толще, рассчитаны на работу при более высоких оборотах, в какой-то степени выполняют функцию маховика, необходимого для ДВС. На оборотах электродвигателей работают хуже, броски тока при изменении оборотов больше за счет инерционности.

fff-z

Да пожалуй такую защёлку надо сделать.

А такая моторама лучше (крепче) родной получается?

vlad_den

Она короче - поэтому рычаг приложение усилия получается меньше. То есть при одинаковом весе она значительно жестче и прочнее!

DMKmod

А рычаг приложения усилия разве не от точки касания препятствия считается?

vlad_den

По сути - длина моторамы - т.е. расстояние от крепления мотора до фюзеляжа.

saintgrun
DMKmod:

А рычаг приложения усилия разве не от точки касания препятствия считается?

есть еще нюанс что чем короче рама тем тяжелее ее скрутить от вращающего момента винта

fff-z

Может кто в Питере ещё на таком Як 54 летает?

fff-z

Сегодня решил произвести испытание мотора и рамы, и всё в точности повторилось - как в описании Владимира в ветке про Як 55 (ссылка выше). Сначала ничего не предвещало беды, но когда обороты стали выше (где то 60% стика газа) моторама в один момент разлетелась в щепки, я даже глазом неуспел моргнуть, хорошо что без последствий для окружения и самолёта.
Так что вот так, теперь в раздумках - может лучше алюминиевую мотораму поставить, или при ней кузов самолёта начнёт разлетатся.?

vlad_den

Люди на ошибках учатся, правда, умные учатся на чужих ошибках 😛
Та рама, что я сделал сам - на фото - служит исправно - летаю довольно часто.

Кузов, в смысле фюзеляж, наверное, не разлетится и с алюминиевой, но как она по весу?

fff-z
vlad_den:

правда, умные учатся на чужих ошибках

Ну конечно туплю, только вот самому хочется и летать, испытывать и ломать, в этом и интерес, и конечно верх брало всеобщее потребительское мнение - “что у меня лучше и не сломается”, а вот и не так вышло. К тому же если следовать полностью этой поговорке, тогда надо сидеть дома у компа в симуляторе и тешить себя мыслью - о какой я мастер полётов, а в поле ни ни , вдруг что сломается или на голову упадёт.
А вообщем подскажите - выкос на Вашей мотораме сразу делали в дереве или креплением выкашивали? И если можно какие углы нижний и боковой?

vlad_den

Да, все понятно! Вы правы.
Выкос делал сразу в дереве, и учитывал смещение оси. Попозже попробую сосканировать чертежик, который делал. Углы - стремился 3-4 град вправо и около 2 град вниз. Похоже, попал, изменять не пришлось, так и летаю.

polarfox

У меня родная моторама работает пока нормально,я её циакрином пролил перед установкой.Винт тщательно отбалансирован.В полёте слышен только шелест.
Поначалу хотел переделывать её потом передумал,когда развалится,тогда и посмотрю.

fff-z
polarfox:

родная моторама работает пока нормально,

Да удивительно, у всех по разному. Ведь я тоже циакрином некоторые места промазывал, а всё равно разлетелась.
Подскажите, если у Вас точно такой же Як, то есть ли какие нибудь особенности самолёта в полёте или при выполнении фигур, а то я свой ещё и не облётывал, то одно, то другое, или времени не хватает до делать.

Serzhant
fff-z:

Сегодня решил произвести испытание мотора и рамы, и всё в точности повторилось - как в описании Владимира в ветке про Як 55 (ссылка выше). Сначала ничего не предвещало беды, но когда обороты стали выше (где то 60% стика газа) моторама в один момент разлетелась в щепки, я даже глазом неуспел моргнуть, хорошо что без последствий для окружения и самолёта.
Так что вот так, теперь в раздумках - может лучше алюминиевую мотораму поставить, или при ней кузов самолёта начнёт разлетатся.?

Все дело в ДВСном винте! Двигатель 35-42 имеет достаточно тонкий вал при его существенной длине и при малейшем дисбалансе такого тяжеленного винта, вал двигателя начинает прогибаться и входить в резонанс разрушая (разрывая) мотораму любой толщины.😈
Говорю из личного опыта, владением данного двигателя и экспериментами с ДВСными винтами.
После установки аллюминиевой моторамы, начинает разваливаться сам двигатель. Поэтому ДВСный винт только в мусорку;)
С винтом АРС ничего такого бы не случилось.

fff-z
Serzhant:

Все дело в ДВСном винте! Двигатель 35-42 имеет достаточно тонкий вал при его существенной длине и при малейшем дисбалансе такого тяжеленного винта

Да спасибо, об этом уже тоже думал - похоже Вы правы.

Serzhant:

После установки аллюминиевой моторамы, начинает разваливаться сам двигатель

Это тоже верно, не мотор так крепление моторамы к фюзеляжу.

vlad_den

Сергей, у меня рама развалилась с хорошо сбалансированным винтом APC-E 12x6. Так что это был дефект рамы, правда я ее не проклеивал.

Вал 4 мм диаметром на длине около 55 мм согнуть довольно трудно. Хотя дисбаланс винта может разрушить любую раму.

polarfox
fff-z:

Подскажите, если у Вас точно такой же Як, то есть ли какие нибудь особенности самолёта в полёте или при выполнении фигур

Самолёт такой-же и оттуда-же.Собирал я его как первую бальзово-деревянную модель после пенолётов.На мой взгляд получился он у меня слегка тяжёлым,поэтому по сравнению с акромастером от мультиплекса любит скорость и более строг в управлении чем акрик.Тем не менее ощущения от модели только положительные,пока ни одной аварии небыло.

vlad_den:

George, а какой у Вас мотор? Винт?

Двигатель такой,только кв оказалось около 900,винт АПС 12х8,регулятор 40А турниги,батареи 2200 мАч 25С.

vlad_den

У меня полетный вес с аккумулятором 3S 2200 20C Turnigy составляет 1240 г (это после серьезного ремонта - зарулился на большом расстоянии 😃). Самолет совсем не срывной, может летать медленно, как тренер. С моей ВМГ тяга - около 2 кг - идет на вертикали очень уверенно. Я летаю на примерно половинных расходах (пилот тот еще 😮) с экспонентами по -30%. Планирует очень хорошо - не хочет садиться, приходится долго выдерживать. На первых посадках хорошо, если есть запас по длине полосы, потом привыкаешь. Поскольку размер все-таки не двухметровый, при ветре на фигурах нужна коррекция, иначе петли выходят кривоватыми. Толковый пилот летал на нем 3D. Но в общем, он скорее универсальный пилотажник. Ну, примерно, такие ощущения.

fff-z

Вообщем то все правы по поводу ДВС ных винтов, но вот ещё какой вопрос есть. Так же заказывал винты вот эти www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
такие как все и рекомендуют, и я бы не сказал что они качественные - много облоя по краям, и по этому я их ранее отложил на полку так сказать, и из за отверстия под вал - там оно 2,5мм. И что же теперь их надо брать и рассверливать до 4мм под адаптеры, но ведь есть вероятность не центровано просверлить если дрелью?
Так же мне показалось, что 12 дюймовый винт уже большеват и будет или может цеплять за траву на поле - растояние до земли остаётся 3-4 см.
Подскажите как правильнее и что делать с отверстиями под вал?

deepness
fff-z:

12 дюймовый винт уже большеват и будет или может цеплять за траву

Я сделал стойку шасси повыше, правда еще не испытывал.

fff-z:

что делать с отверстиями под вал?

Аккуратненько рассверлить, а что ж еще?

Bibigon

А крылья у него съемные? Вроде в соседней теме писали, что намертво крепятся, а тут на фото дыры под трубу видно.