Т-образный стабилизатор

Freestyle
  1. чем принципиально Т-образный стабилизатор отличается от классического ?
  2. почему активно применяется на гонках и целесообразен ли на планере-высокоплане с толкающим винтом ?
  3. в чем смысл разнесения плоскостей крыла и стабилизатора по вертикали ?
  4. как на Т-образном стабилизаторе грамотно сделать привод руля высоты, если располагать серву поближе к ЦТ ?
Tauren
  1. Ничем, только вес такого оперения больше классического, за счёт увеличения прочности киля.
  2. На гонках применяется, т.к. там большие скорости, при посадке, будет цепляться об траву, возможны повреждения. На планере высокоплане лучше V-образный сделай.
  3. На планере - очень маленький смысл, а в моторных моделях считается, что вихри (турбулентность), которые образуются после обтекания потоком воздуха крыла влияют на эффективность стабилизатора, по этому и разносят оси ГО и крыла…
  4. Боуденом воспользуйся, там будет большой радиус, и на движения тяги изгиб влиять почти не будет.

Lazy
  1. Принципиально - положением стабилизатора 😃 Аэродинамически - менее затеняемый крылом, меньше повреждается и т.д.
  2. Гонка в вираже идёт с углом атаки 6-8 градусов. Стабилизатор выводиться из зоны турбулентности. При посадке чаще (читай - 99%) ломается пропеллер, но не стабилизатор, даже в классической схеме. С толкающим винтом лучше вынести стабилизатор из потока пропеллера.
  3. Не считается, а есть. Скос потока за крылом уменьшает эффективность оперения. Крыло на бОльших углах атаки затеняет оперение. Как правило разнос по высоте +0,2/0,4 САХ
  4. Боуден, выходящий на 10-20 мм (зависит от конструкции) ниже кончика киля. Можно вывести сбоку от задней кромки, можно вывести прямо через стабилизатор, а качалку разместить на верхней поверхности руля высоты.
Dmitry_Maslov

Не подвергая сомнению все вышесказанное … 😃 … А почему у большинства гоночных F5D моделей стабилизатор делается по классическй схеме

Freestyle

Tauren

На планере высокоплане лучше V-образный сделай.

руль не нужен, хочу одной сервой на хвосте обойтись

Lazy

С толкающим винтом лучше вынести стабилизатор из потока пропеллера.

гм. обдув рулей вроде всегда считался благом

Гонка в вираже идёт с углом атаки 6-8 градусов. Стабилизатор выводиться из зоны турбулентности. … Скос потока за крылом уменьшает эффективность оперения. Крыло на бОльших углах атаки затеняет оперение.

а зона турбулентности образуется случайно не в области пониженного давления на верхней задней части профиля ? в таком случае логично было бы выносить стаб. вниз

Dmitry Maslov

А почему у большинства гоночных F5D моделей стабилизатор делается по классическй схеме

по моим набюдениям, у большинства как раз Т-образный

Lazy
Dmitry_Maslov:

Не подвергая сомнению все вышесказанное …  😃 … А почему у большинства гоночных F5D моделей стабилизатор делается по классическй схеме 

RC Groups->High Performance…
До усрачки спорят - что лучше. Интересный топик - F5D Desing & Building technic 😁

Freestyle

Lazy, про обдув и турбулентность ответь

Lazy

А чё отвечать, ерунду написал… 😃 Читай Мерзликина, на сайте 2-го МСК аэроклуба тоже статьи есть по аэродинамике. И вообще в сети книг сейчас - немеряно.
Зона турбулентности тянется за крылом достаточно далеко, даже если крыло стоит под нулёвым углом к потоку. При полётных углах атаки - как правило захватывает оперение. Ну и так далее…Для работы оперения вне зоны турбулентности - выносят вверх.
Что касается обдува оперения 😃 Не сталкивался с такой теорией, честно. Пропеллер тоже неслабо поток размешивает, да ещё и закручивает…

www.rcdesign.ru/var/rcd/storage/…/ris51.gif
www.rcdesign.ru/var/rcd/storage/…/ris91.jpg

Это картинки из статьи Володи 😃

Dmitry_Maslov
Freestyle:

по моим набюдениям, у большинства как раз Т-образный

Понятно, значит разные результаты наблюдений 😃 Авионики вроде обычные стабилизаторы имеют. Насколько мне известно, их проектировали продвинутым софтом fluid dynamic, который наверняка принимает в расчет турбулентную зону создаваемую крылом, тем не менее решили в пользу стандарной схемы. Вот мне и интересно какие плюсы у обычной схемы в применении к гоночной модели

Добавлено

Lazy:

RC Groups->High Performance…
До усрачки спорят - что лучше. Интересный топик - F5D Desing & Building technic  😁

Угу, в курсе. Я там даже дискутирую по “соколу” с народом. Всмысле в High Performance, не в F5D 😛 А вот мне интересно, у нас среди форумчан есть гонщики F5D класса? Очень хотелось бы пообщаться… хочется иметь авторитетного гуру чтоб изредка задать пару животрепещущих вопросов 😇

Lazy

У обычной меньше крутильные нагрузки. Не нужно упираться с обеспечение жёсткости киля, а значит можно балку сделать потоньше и полегче 😃 Опять таки - меньшее сопротивление (теоретичеки).

www.f5d.org/modelle/modelle.shtml

Dmitry_Maslov
Lazy:

У обычной меньше крутильные нагрузки. Не нужно упираться с обеспечение жёсткости киля, а значит можно балку сделать потоньше и полегче 😃 Опять таки - меньшее сопротивление (теоретичеки).

www.f5d.org/modelle/modelle.shtml

Ясненько… Тогда это многое обьясняет - у Авионика очень тонкая хвостовая балка.

Freestyle

Lazy
ну то есть я не учел, что турбулентность слегка вниз сползает. как образуется - правильно написал
про обдув управляющих плоскостей 3D-шники любят пофилософствовать (иначе висеть - не реал)

короче, в моем случае классическое оперение предпочтительнее

drDen
Freestyle:

руль не нужен, хочу одной сервой на хвосте обойтись

[

Сделай Y образный наконечник тяги……….

Freestyle:

гм. обдув рулей вроде всегда считался благом
а зона турбулентности образуется случайно не в области пониженного давления на верхней задней части профиля ? в таком случае логично было бы выносить стаб. вниз

Нет, обдув от винта не очень хороший турбулентность у него большая………турбулентность за крылом распространяется не только вертикально, но и горизонтально………это я к чему опусти стабилизатор ниже крыла и он в самый ответственный момент, когда самолёт переходит в пикирование окажется перекрытым крылом…………да и с посадкой тоже не очень…………поэтому V (Бабочка) и Т образное оперение нашли большее применение……

Freestyle

Сделай Y образный наконечник тяги……….

сделать-то можно, только в чем глубокий смысл перехода на V ?

drDen
Freestyle:

сделать-то можно, только в чем глубокий смысл перехода на V ?

Меньше подвержен турбулентности более устойчив на критических углах и меньше подвержен срыву вот только аэродинамическое сопротивление больше чем у “Т” образного, а вес примерно одинаков, хотя “V” всё равно легче……вообще стабилизатор немного опустить в низ и получишь классическое оперение типа “Крест” его в Европе очень любят хотя используют и “V” и “Крест” поровну (да всё это для планеров) ………………

Freestyle

разнос по высоте - примерно 0.2 САХ вниз. если переделывать на V и сместить вниз на пол-хорды, нормально будет ? или лучше все-таки Т и поднять на 0.2-0.25 САХ ?
крест, если я правильно понял конструкцию, как раз в самую середину турб. потока попадет

вид сбоку:

Glinco
drDen:

…опусти стабилизатор ниже крыла и он в самый ответственный момент, когда самолёт переходит в пикирование окажется перекрытым крылом…………да и с посадкой тоже не очень…………поэтому V (Бабочка) и Т образное оперение нашли большее применение……

Ну, у половины самолетов стабилизатор ниже крыла… Таже Цессна, Як - 12 и т.д. И ничего, летают и очень неплохо.

Дима.

Albert

Один из плюсов Т - стабилизатор меньше подвержен поломкам об траву и кочки, меньше риска зацепиться при сходе с рук. Но, конечно, требует заметного усиления хвостовой балки (вынесенная консольно масса переламывает балку при “тычках” в землю). С точки зрения аэродинамики Т - самая выгодная схема, поскольку стабилизатор работает как концевая шайба для киля, устраняя перетекание и повышая эффективность.

drDen
Glinco:

Ну, у половины самолетов стабилизатор ниже крыла… Таже Цессна, Як - 12 и т.д. И ничего, летают и очень неплохо.

Дима.

А не кто и не говорил что этого нельзя вообще делать……и вообще если брать в пример то мотопланер к данной модели ближе чем просто самолёт……

Freestyle:

разнос по высоте - примерно 0.2 САХ вниз. если переделывать на V и сместить вниз на пол-хорды, нормально будет ? или лучше все-таки Т и поднять на 0.2-0.25 САХ ?
крест, если я правильно понял конструкцию, как раз в самую середину турб. потока попадет

вид сбоку:

А зачем на данной модели переделывать оперение?……

Lazy
drDen:

Меньше подвержен турбулентности более устойчив на критических углах и  меньше подвержен срыву вот только аэродинамическое сопротивление больше чем у “Т” образного, а вес примерно одинаков, хотя “V” всё равно легче……

😛 А чем подтвердите сию теорию?

Вот интересный аппарат:
www.angelfire.com/…/invertVeeTailPhoto03.jpg
www.angelfire.com/indie/…/inveetailoverall.jpg
www.angelfire.com/indie/…/inveetailoverall1.jpg

Freestyle

мотопланер к данной модели ближе чем просто самолёт…

что значит ближе ? это и есть тренер-мотопланер

А зачем на данной модели переделывать оперение?

ты же про центровку читал. занимательная механика: снять 20 г на плече 30 см - все равно что добавить 60 г на 10 см
как бы не пришлось и то, и другое делать

что-то одни чистые страницы грузятся
Устаревший линк?

нет, просто сервер остроумный - не дает по ссылке картинку посмотреть

Добавлено

ну и какие мнения по перевернотому ? ИМХО, стабилизирующий момент должен получиться отрицательный

Lazy

Перестановка слагаемых суммы не меняет…

Freestyle

“позвольте, профессор…” (С)
обратное V даст опрокидывающий момент при выходе из неустойчивого равновесия. ухи на крыле, конечно, не дадут перевернуться, но идея все равно сомнительная. ИМХО