GB Yak-55M 1.4м

kinshas
Pirog:

с двс весить 2650, и тяга такого мотора не должна быть меньше 3,5кг

Этот самолет позиционируется как экстрим 3D, и что вы собираетесь летать с тягой в 3.5кг.

Pirog:

Ну надоело от этих аккумуляторов зависить,

Зарядка в поле или десяток акков, я предпочитаю второе.
Конечно если вы упертый ДВСник то спорить бесполезно, но электро сетап всегда будет и легче и мощнее, а по ностальгировать я предпочитаю раз в месяц на 50сс.

Pirog

В том то и дело что у меня не было ещё ни одного ДВСа, и сейчас я как раз хотел начать его делать, а тут Як подвернулся. Поскольку нет ни одного голоса в пользу ДВСа, значит ясно, куплю электродвиг и аккумуляторов несколько. Если честно я чисто из-за денег на аккумуляторы)) Хотя ДВС тоже не вечен, нет гарантий что он не развалится через два года, так же как и аккумуляторы через два года кончаются.

Продать я самолёт никак не могу, мне его подарили, это как то гадко. Сделаю я его под электричку, убедили.
Кстати, что значит “самолёт чистая электричка”? ну кроме моторамы.

kinshas
Pirog:

Хотя ДВС тоже не вечен,

А еще они глохнут в самый неподходящий момент.

Pirog:

что значит “самолёт чистая электричка”?

Чтобы это понять нужно посмотреть на Пресижевские модели. Самолет облегченной конструкции по сравнению с ДВС, сильно зависит от производителя, кто-то этим не заморачивается вообще но конечно это не Брукман.

iFly
Pirog:

вес мотора 300гр, акб 400гр, регулятора 150гр, выходит 850гр

Отнюдь. В своих прикидках Вы ошиблись на 150 г в плюс.
240г, 400г, 50г, выходит 700г, это максимум, вполне можно даже меньше.

Опуская промежуточные расчеты, получаем вес модели с ДВС не 2650, а порядка 2800г.
Теперь посчитаем нагрузку на площадь.
Площадь крыла с учетом фюзеляжа у ЯКа 40,5 дм2
У моего ЯКа взлётный 2140 г (это с акком 6S2700). Нагрузку получаем 52,8 г/дм2. С легким акком 6S2200 взлётный 2060, при этом нагрузка на площадь составляет 50,8 г/дм

Берем Ваши прикидки.
Взлётный 2650. Нагрузка 65,4 г/дм2
Взлётный 2800. Нагрузка 69 г/дм2.
Какой пилотаж при такой нагрузке будет способен выполнить Як - оценивайте сами, куда при этом уплывёт центровка и какие ещё вылезут косяки при таком взлётном весе (типа трещащего по швам набора фюзеляжа при взлётах и посадках) прогнозировать не берусь.
Акки у Вас садятся невовремя из - за неверно подобранного оборудования и неправильного ухода за акками. Если не грузить акки сварочными токами, аккуратно заряжать с балансировкой и правильно хранить - даже самые бюджетные варианты с ХК обеспечат Вам несколько десятков полётов каждый акк, ориентировочно по 7 минут полноценного пилотажного полёта (если конечно не давить тупо тапку в пол весь полёт, а хоть как-то экономить электричество). При этом естественное старение акков так же естественно компенсировать постепенной покупкой новых.

AleksK
Saveliy:

Вчера вечером крутил различные варианты сетапа на мотокалке … Ничего путного похоже с этим AXi не получится. Если его грузить 16-м винтом, то тяговооруженность возрастет с рассчетных 1,58:1 до 1,64:1, что погоды особо не сделает.
Если ставить Хакер A40-10S, как на первом самолете, то при винте 15х8 получается перегруз двигателя пооцентов на 8 и перегруз регулятора на 6А … а тяговооруженность возрастает до 2,23:1. Регулятор стоит CC Edge, с радиаторами … должен справится.
Похоже поменяю я двигатель на Хакера … Как раз грамм 100-120 скину.

Попробуйте посчитать хакера с винтами 14х7 или 15х6, хотя по мне 15-е винты все таки для побольше самолета. Если получится уйти полетным на ~2000гр думаю результат покажется приемлемым. Ну и аккумуляторами вес нагоняете, все таки 3000-3300 для него в самый раз было бы.

Saveliy

Я уже летал на этом самолете с Хакером. Меня вполне все устраивало. Захотелось попробовать на новом самолете рекомендованный производителем сетап. Но что-то 4-ех баночный - он минимально-достаточный для 3D пилотажа. В принципе самолет выполняет фигуры, но без запаса мощности вообще. А вот классику летает просто замечательно.

iFly
Saveliy:

Захотелось попробовать на новом самолете рекомендованный производителем сетап

Этот сетап не позволяет выйти на рекомендованный самим же Брукманом взлётный вес, даже если поставить карбоновую стойку. Слишком тяжелый двигатель.
Я летаю на Дуалскай 4250 ЕА-10 (тушка мотора весом 200 г, с втулкой винта-крестовиной набегает 235-240 г), винт 15х6 деревяшка, регуль Маркус Пойнт 70 с максимально обрезанными проводами (35-40 г вся куча с проводами-разъемами, легче регуля не встречал), ВЕС Castle CC BEC (около 10 г) , батареи от 6S2200 25С (330г) до 6S2700 25С (400г), серво лёгкие Spektrum A5060, бортовое напряжение выставил 8В.
Токи в полёте за 50А не выходят, соответственно есть запас по регулю и аккам. Динамика более чем достаточна. Полётное время 7 минут, в акках ещё 25 процентов остаётся на посадку. При этом я уже писал, что взлётный с лёгкими акками 6S2200 около 2060 и то, если стойку карбон поставить. Акки 4S3000-3300 будут весить так же, если не больше, принимая во внимание то, что по четырехбаночному сетапу гуляют токи посильнее, чем по шестибаночному. Так что “уйти полётным на ~2000г” на Яке, принимая более-менее одинаковый вес голой тушки, нереально (конечно, вопрос в том, сколько “весит” эта самая тильда). Единственно - снижать ёмкость акков, жертвуя полётным временем и динамикой. C бортовым 8В рули отрабатывают мгновенно, самолёт вертится как “бешеная табуретка”. Высоковольтный сетап считаю плюсом, так как это позволяет уйти от больших токов, соответственно уменьшить вес разъемов, применять акки с меньшей нагрузочной способностью (а значит существенно более лёгкие), разгрузить регуль и иметь бОльший запас по оборотам двигателя, даже ценой его некоторой перегрузки.

Saveliy

Я все это понимаю … Но унификация накладывает свой отпечаток. Я на этих же 4S3700 летаю на 72-ой Экстре в 8S сборке … И таких аккумуляторов у меня 20 штук. Да и весят мои носороги 365 грамм с обрезанными проводами. Вес первого самолета мне удалось догнать до 2080 …
Но, справедливости ради при весе 2200 этот як летает ни чуть не хуже … Ему бы тяги побольше и было бы просто зашибись. А переползать на 6S по сейчашним ценам мне выливается в копейку и я не хочу их тратить на этот самолет, т.к. это так называемый багажно-зимний вариант …

iFly
Saveliy:

Но унификация накладывает свой отпечаток

))) А у меня как раз наоборот - унификация на 6S образовалась. Так что ко всем прочим соображениям и это приходится учитывать, с нынешними ценами особо не поэкспериментируешь

kinshas
Saveliy:

Вчера вечером крутил различные варианты сетапа на мотокалке

В реале то проверил? Я тоже в свое время наслушавшись на Маху поставил 15х7, ниче так себе по началу, но вот когда 16х8 прикрутил вот это уже экстрим, кстати даже 15х8 намного агрессивнее чем 15х7. Попробуй в реале короче.

iFly:

серво лёгкие Spektrum A5060

Алексей, а как они ведут себя, не вибрируют на нуле? Хорошие сервы но вот по вибрации на нуле видел не одно видео.

iFly
kinshas:

не вибрируют на нуле?

Вибрируют, на модель крупнее Яка ставить нельзя по-моему. На Яке один элерон трясёт на земле, но стоит его слегка отклонить стиком с передатчика, тряска прекращается. Думаю, в полёте всё нормально, поток воздуха как демпфер работает. Другой элерон - нормально, хвостовые тоже не трясет (но в хвосте тросы в боуденах, тряска демпфируется). Вообще, покупал сервы двумя партиями по 2 штуки, на элероны сервы попали из разных партий, и в хвост тоже. Попробую как - нибудь переставить сервы местами, может элерон трясти перестанет.

iFly

По центровке, кстати.
Брукман заявляет о расположении ЦТ в 140 мм от передней кромки. На моём Яке эта центровка достигается, когда передний торец лёгкого (6S2200) акка расположен приблизительно в 50 мм кзади от моторного шпангоута. Соответственно, более тяжелые акки нужно сдвигать назад. А вообще, как выяснилось, я летаю на центровке 150 мм, а то и еще более задней. Попробую сдвинуть вперед.

Saveliy

Не, Алексей, в руководстве у Брукмана говорится о 125 мм от передней кромки. На моих двух самолетах, 130-135 уже задневатая, при 130 летел в инверте без поддержки. На 125 мм стенка ровная, при пикировании никуда не уводит и на ноже миксы рекомендованные.
Вот лист из инструкции с центровкой:

iFly
Saveliy:

125 мм от передней кромки

Упс. Проверю в своём руководстве, которое было в коробке.

С той центровкой, с которой я летал, мне удалось настроить Як на ровный полёт без поддержки что в прямом, что в инверте (выкос чуть изменил тонкой шайбочкой под крестовину двигателя). При снижении скорости мой Як опускает хвост что в прямом, что в инверте, видимо это и есть признак задней центровки, возможно поэтому он такой резкий, но я бы не сказал, что срывной. Вполне себе летаю уже энное количество полётов…Гм…Буду проверять еще раз.

Saveliy

Вот, вот … Опускание хвоста при снижении скорости - один из признаков задней центровки. Еще один пиизнак - большая чувствительность по тангажу.
Я выставляю центровку как раз около 125 мм, при этом он очень вменяем по управлению и на посадке при снижении скорости не кабрирует а ровно снижается. Посадки вообще халявные.

iFly

Да, действительно 125 мм по руководству O-o)). И действительно, еле-еле рекомендованный ЦТ достигается в крайнем переднем положении акка (еще раз оговорюсь, что сетап лёгкий,стойка - карбон и хвостовые сервы в центроплане). Поскольку самолёт вывешиваю на пальцах, совсем точно ЦТ определить не выходит. Ближе к 130 мм где-то. При этом пришлось регуль переставить с боковой щеки короба моторамы вперед-наверх, впритык к движку, соответственно приёмник, ВЕС и сателлит уползли вперед тоже. Завтра планирую полетать с этой центровкой и оценить поведение Яка.

Saveliy

Такое расположение?

Вот и я сейчас чешу репу … Буду менять AXi на Hacker … и думаю как бы половчее пристроить регуль на мотораму.

iFly

Вот такая компоновка получилась.

Полетал сегодня с центровкой по мануалу. Действительно, стало гораздо комфортнее, хвост не опускается, посадки стали легче лёгкого. Стал было влётываться, но на третьем акке при выходе из блендера произошло что-то непонятное, как будто бы оборвался тросик руля высоты, самолёт управлялся какими то рывками и практически непредсказуемо. Каким то чудом посадил Як на полосу, поймав его горизонтальное положение. При этом респект правильной центровке, самолёт на малом газу удалось плюхнуть на полосу без повреждений. Стал смотреть и выяснилось, что в разъеме РВ сломался язычок, удерживающий контакт плюсового провода внутри разъема. Под действием вибраций контакт вылез из разъема, и начал “искрить”. Серва РВ из за этого практически работать перестала, да и остальные сервы от помех начали вставать в непредсказуемые положения. Практически нормально работал только канал газа, хорошо, не перезагрузился приёмник. Короче, мне крупно повезло. Дома заменил разъем. И еще - укоротил плечи элеронных качалок на одно отверстие (около 2,5 мм). Тряска элерона прекратилась, при этом,думаю отклик по элеронам не сильно пострадал, он для меня и так избыточен, Як крутится как волчок по крену.
Вот, как-то так на сегодня.

Nick74

Эх, Лёша-Лёша…
А говорил в регулях нечему мёрзнуть…
Нет в авиации, даже в малой, мелочей…
Как Корвус? Жив-здоров?

kinshas

Ну кстати такая фигня как выпадание контакта из серво разъема не редкий случай. Я пару раз замечал особенно на начальной стадии сборки, серво разьем вставляешь а контакт начинает вылазить, те не поставлен на защелку, теперь постоянно проверяю.

iFly
Nick74:

Эх, Лёша-Лёша… А говорил в регулях нечему мёрзнуть…

Ммммм … Регуль тут ни при чем. Он, наоборот, работает как часы и позволил вытащить самолёт в аварийной ситуации и без поломок посадить на полосу. Когда пошла свистопляска с реакцией на стики, я сбросил газ до минимума и начал слегка подгазовывать, ловя моменты, когда самолёт летел в направлении полосы. Так потихонечку и посадил. Кстати, тут видимо сработал навык подгазовки на малой скорости, который я начал активно развивать, уча харриер (особенно после того как плюхнул Корвуса).

Nick74:

Как Корвус? Жив-здоров?

Отпишусь в профильной ветке

kinshas:

те не поставлен на защелку,

В моём случае защелка сломалась. Совсем. Т.е. она в разъеме просто отсутствовала как класс. Почему так - сказать не могу, видимо разъём изначально был повреждён. Защелка, видимо, моталась на соплях, а через какое-то время оторвалась совсем.