Модели из 3D принтера

Bah
HardRock:

Крайние точки будут либо на концевиках, либо на резисторе на оси стойки, пока не решил.

А как концевики работают в этом случае? ну отключил он мотор в крайней точке а включить потом как? что-то я не догоняю 😦

HardRock

Также в как и 3д принтер) в покупных ретрактах кстати стоит тот же самый N20 и концевики

Glinco

Виктор прав, там целая схема отрабатывает положения концевиков. Тут или на диодах собирать схему, или с управлением машинкой, или на ардуине 😃, заодно ПВМ анализировать и выпускать/убирать.

a_centaurus

Андрей! А как у Вас решено крепление капота к фюзеляжу?

HardRock
Glinco:

Тут или на диодах собирать схему, или с управлением машинкой, или на ардуине

Проще всего на ардуине.

a_centaurus:

Андрей! А как у Вас решено крепление капота к фюзеляжу?

Пока не решено, занимался оболочкой и кинематикой стоек. К внутренней конструкции только подхожу.
Вероятно, крепление будет на винтах. Вообще хочется максимум разборным его сделать, чтобы легко печатать и легко собирать с минимум ручного труда “по месту”

Также я пока в раздумьях о том как вообще его делать. Нужно вписать в 2700 взлётного, это тот вес на который он посчитан и с которым будет хорошо летать. Рассматриваю вариант не полностью печатной конструкции.

Напечатал капот из PETG в 2 периметра и из ABS в три, по весу примерно одинаково, из PETG отлично, из ABS утягивает и идет деламинация. (без каикх либо усилителей).

Напечатал самый большой шпангоут из ABS толщиной 3мм. По весу хорошо, про прочности тоже, но мягкий, нужно делать толще… Короче пока ещё думаю о том как оно будет выглядеть.

HardRock

Не знаю, кидали ли уже сюда эти модели, вроде бы не видел. На рцгрупсах человек делает серию мелких печатных самолётов в размахе 600 и весом до 250г.
По видео вроде даже летают. Пластик LWPLA разумеется.

BF-109
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?3707991-BF1…

Як-3
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?3677859-Yak…

Spirfire Mk.IX
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?3574583-Mk-…

И даже с печатными пропеллерами 😃

a_centaurus
HardRock:

Пока не решено, занимался оболочкой и…

Удобнее всего радиальное крепление капота. Его можно реализовать при помощи бобышек, экструдированных с поверхности моторного шпангоута (на фото - Ла-5) либо с отдельной рамки, которая после наклеивается нам.ш. Так сделано на Zero, где сложная геометрия м.ш. заставляет печатать его совместно с первым сегментом фюза. Кстати, этот же сегмент является первым замковым элементом силовой структуры модели. В которой кроме радиальных разгрузочных элементов (шпангоутов) имеются продольные: осевая балка и разделительные лонжероны. Последние также играют роль размерных элементов при сборки. Предпоследний элемент несёт оперение, устанавливаемое в пазы, а последний сегмент замыкает размерную цепочку после установки собранного стабилизатора с РВ. Нижняя часть фюзеляжа на клеевом соединении с силовой структурой образует жёсткий контур модели, а верхняя - на винтовом креплении - монтажно-аэродинамический.
Собственно - первоочередное проектирование силовой структуры - основной закон машиностроения. А к ней уже привязывают оболочки.

HardRock

Кстати, именно такое крепление и подразумевал когда говорил “на винтах”. Ещё возможен вариант крепления встык, когда винты не радиально расположены, а вдоль продольной оси. Хорошо тем что винты не торчат наружу. Плохо тем что сложнее сделать чтобы капот надевался на отбортовку шпангоута, ну и конкретно для Ла-9 сложнее подлезть к винтам чтобы скинуть капот.

Что касается работ по Ла-9, то пытаюсь определиться с технологией, пробую печатать различные детали, смотрю как по прочности и весу, и вообще как печатаются.
Всё больше склоняюсь что это будет наборная конструкция с обтяжкой модельной плёнкой. Но хочется сделать максимально технологично чтобы как писал выше “минимум доработок по месту”, всё что не печатается можно легко купит на али, чтобы самолёт из кита собирался за вечер, а самое сложное было - обтянуть плёнкой. Нужны ещё изыскания как обеспечить бесстапельную сборку.

Есть понимание, что с учетом того объема технических решений что хочу в него впихнуть (в том числе FPV, ДВС и крыльевые баки, съемные консоли крыла), с печатной обшивкой и геодезической структурой не удастся достичь желаемого веса при желаемой прочности. Плюс ко всему хочу сделать самолёт максимум разборным, а ведро болтов тоже весит прилично 😃
Можно сделать отдельную версию полностью печатного - но с минимум наворотов, пока пойду по сложному пути, так интереснее, то что полетит - нет сомнений. Аналогичный самолёт размере 760 уже летает и на нём отработано крыло.

a_centaurus

Кстати о шпангоутах. Можно использовать следующую технику: вместо одинарной толщины, например, 3 мм, использовать две полутолщины ш. экструдированные с трапецевидным сечением (боковые поверхности под углом). После печати плоских боковин с infill без нижней оболочки их склеивают эластичным клеем. В случае, например, моторамы под ДВС, можно проложить стеклоткань с заливкой эпокси компаундом. Печатать детали на столе в диаметрально противоположном направлении.

HardRock

Уточнил форму фонаря и киля. Сделал зазоры под шарниры элеронов и руля высоты. Начал делать зазор руля направления и понял что его придётся перерисовать. Проблема в том что при виде спереди он имеет не линейную, а немного эллиптическую форму. Из-за этого сейчас не получается (глюки редактора) построить правильный вырез. Нужно делать линейное сужение и не заморачиваться.

Glinco

А как пластик будет жить с горячим двигателем? ПЛА деформируется даже от соседства с видеопередатчиком.

HardRock
Glinco:

А как пластик будет жить с горячим двигателем? ПЛА деформируется даже от соседства с видеопередатчиком.

Двигатель ставится на кронштейн, который крайне плохо проводит тепло, сам двигатель не касается стенок, плюс есть хороший обдув.
Да и PLA плохо подходит для печати самолётов вообще (кроме мелких одноразовых). Давно печатаю PETG, у него все с этим лучше, и с прочностью тоже.

Поменял форму киля, теперь эллипс только на компенсаторе, как и должно быть.

Попробовал по-простому напечатать одну деталь под обтяжку - руль направления. Печатал в 2 периметра, нервюры коробчатого сечения. Вес 28г, прочность слишком высокая. Его руками весьма сложно сломать.
Компенсатор печатается отдельно, потом клеится площадью (вдоль оси) РН.
Сам РН печатается от носа к хвосту. С нависанием поверхностей были опасения, но они не подтвердились

Вес можно сразу уменьшить в 2 раза. И потом ещё уменьшить дополнительно. Нервюры должны быть не коробчатого типа, а двутавры, тогда при печати в 1 периметр, их толщина везде будет 2 периметра. Потом в них ещё “насверлить” отверстий. Плюс нижняя часть вдоль оси сейчас сплошная 1мм толщиной, там тоже нужно насверлить отверстия.
Компенсатор в 2 периметра и без внутренних поддержек думаю норм таки и останется, он получился достаточно жесткий чтобы не гнуться потоком и достаточно эластичный и прочный чтобы выдержать случайный удар хвостом при транспортировке самолёта. Если печатать в 1 периметр то потребуются внутри поддержки и упадет прочность, нет смысла тут что-то изобретать.

С плёнкой думаю в 15г уложиться.

a_centaurus
HardRock:

Потом в них ещё “насверлить” отверстий

Самые прочные и лёгкие, это стандартные рамочные, с треугольной структурой. Можно делать плоские формы с последующей выборкой материала внутри командой shell=0.5 мм, с печатью только с infill (без оболочек) но оставленные абертуры печатаются по контуру, добавляя вес. Тут уж точно:“не надо изобретать”. По “Маленину и Буренину”. На фото пример такого нервюрного набора для модели Як-3. Обтяжка бумагой, бальсой и полиэстером.

HardRock

Не, ну это не тот размер. У вашего самолёта киль и стаб плоские. На крыле не видно плоские или с отбортовкой.
Тут конструкция руля направления ближе к крылу получается просто из-за размера и толщины (16мм) + хочется сохранить число, размер и расположение нервюр чтобы “копийно” 😃

a_centaurus
HardRock:

Не, ну это не тот размер.

Размер здесь ни при чём, коллега. Я с Вами поделился концептом конструкции крыла. Двухлонжеронная, с печатной стенкой и бальсовыми (анизотропными -это важно) полками на основном и силовой балкой (сосна, уголь), проходящей через отверстия в нервюрах, расположенные на разной высоте, чтобы обеспечить “V”. Нервюры печатные, а кромки в зависимости от размера крыла, либо печатные, либо бальсовые. Подобных конструкций крыла у меня более десятка. от 400 до 1800 мм.Обтяжка полиэстер либо бумага. Прочности конструкции достаточно для этих рамеров. И даже черезчур, судя по этой фотографии освистанного Вами крылышка, нагруженного в части центроплана грузом весом 1.7 кг. При сечении бальсовых кромок и полок в 2 мм. Ни в коем случае не подразумеваю армейский принцип:“Делай,как я!” Наоборот, делайте под себя, но помните старое изречение родившееся в кулуарах конструкторских бюро прошлого века:“хороший конструктор -это компиллятор. Посредственный -изобретатель”. Надеюсь, догадаетесь, почему.

HardRock

“Освистано” было не крыло, а стабилизатор, с крылом все хорошо)

HardRock

Кстати, какие существуют эффективные методы бесстапельной сборки?
Тут просто крутка с точностью в полградуса, как её обеспечить при наборном крыле? С полностью печатной оболочкой понятно, а вот с наборным не особо)

a_centaurus
HardRock:

а стабилизатор,

Во-первых, свистеть в адрес коллег-конструкторов, пусть даже по хобби -неприлично. Это особая гильдия, где принято уважать чужие решения de folt, а не понимая суть их,спрашивать (?). Была показана лёгкая экспериментальная резиномоторная модель, выполненная в гибридной технике с использованием печати. Разработка была сделана на основе бальсового прототипа, в котором хвостовое оперение было выполнено из листа бальсы. Поэтому в черновом варианте (на фото) были сделаны плоско-печатные, обтянутые бумагой стаб и киль с рулями. В полётах на малых числах R это никак не сказывается на аэродинамике модели.
В других масштабах делались такие же, как крылья, с нервюрным набором, стабилизаторы. А вот на черновом варианте Zero будет комбинация из плоскопечатных донной и спинной части стаба с трапецевидным профилем, склеенными по плоскости печати и вертикальным оперенеием, напечатанным как оболочки. Оба элемента будут укреплены бальсовыми рейками.

HardRock
a_centaurus:

Во-первых, свистеть в адрес коллег-конструкторов, пусть даже по хобби -неприлично. Это особая гильдия, где принято уважать чужие решения de folt, а не понимая суть их,спрашивать (?)

Так всё в шутку то) разумеется на показанной вами модели такая конструкция стабилизатора по меньшей мере имеет смысл из-за размера самой модели. Суть понятна.
Мне показалось что предлагается сделать стабилизатор на проектируемом самолёте как сделан стабилизатор на модели на фото. Короче, вы про крыло, я про стаб. С крылом всё понятно. Не понятно пока как обеспечить высокую точность его сборки (без стапеля)

a_centaurus

Это конструкция именно для бесстапельной сборки. Консоли собираются на стенке лонжерона, элеронной коробке и на кромках, имеющих пазы. На элстичном клее, позволяющем подвижки или разборку. Затем устанавливаются и наклеиваются законцовки и вклеиваются полки л. из бальсовых реек (3х8, например). Затем собирается центроплан с корневыми нервюрами, имеющими наклон внешних поверхностей, обеспечивающий нужный “V” и кромками, обеспечивающими точную установку в гнездо на фюзеляже. последним вклеивается силовой лонжерон-балка круглого или квадратхого сечения, пропускаемая в отверстия в нескольких нервюрах набора, начиная с корневой. Эти отверстия различаются по высоте положения на соответствующей нервюре. Собранный Ц.П. с выпущенными концами силовой балки, и будет базовым элементом для последующей окончательной сборки такого крыла. Останется смазать клеем сопрягаемые поверхности корневых нервюр ЦП и консолей, сопосгтавить, зажать и поставить сохнуть крыло на подпорках, обеспечивающих нужный зазор, соответствующий выбранному “V”.
После предварительной сушки необходимо закрепить положения узлов циакрином и навесить элероны, собираемые отдельно. Далее установить сервы и обтянуть крыло. В случае наличия ретрактов нужно рассчитать толщину профила, создать посадочные гнёзда ы упрочнить их связкой с силовой структурой крыла (лонжероны, упрочнённая нервюра и т.д.). Буду делать такое крыло для Zero.

a_centaurus

Представлены узлы фюзеляжа модели Zero AM6, имеющие разъёмное соединение. Это капот и спинка носовой части с фонарём (винты), а также гаргрот, для простоты устанавливаемый на клей-эластомер после проводки тяг. В случае необходимости соединение размыкается ножом.